Родители тормозят развитие ребенка
Как и любая современная мама, я хочу дать своему ребенку как можно больше. Но, будучи перфекционисткой, мне постоянно кажется, что я что-то делаю не так. Поэтому на семейном совете было решено пойти к психологу, чтобы во всем разобраться.
Один из вопросов, которые меня интересовали, было мое любимое вождение ребенка на различные кружки и секции – оказалось, что это очень хорошо, и никак ему не навредит (а мы очень любим посещать такие мероприятия – я считаю, что ребенок должен уметь всего понемножку).
Но вот есть вещи, которые любой родитель хоть раз в своей жизни мог делать, и некоторые из них очень даже негативно влияют на развитие ребенка. Тут бы мне хотелось рассказать поподробнее, так как это очень впечатлило меня.
Бесконечные запреты
Я не имею такой привычки, но вот некоторые мамочки ничего не разрешают своим детям, так как слишком за них боятся. Ничего страшного не случится, если ваш малыш попрыгает по лужам или попробует пожевать песок – это будет лишь очередной опыт для ребенка.
Ни минуты отдыха
А вот тут я уже узнала и себя: если вижу, что ребенок перестал рисовать, сразу же даю ему в руки пластилин. Надоел пластилин – предлагаю конструктор.
Оказывается, что это только мешает ребенку развивать свою инициативность и творческое мышление.
Поэтому нужно предоставлять своим детям делать то, что хотят они (или ничего не делать – это тоже нормально).
Телесные наказания
Никогда не нужно бить своих детей. Если хочется как-то их наказать, то ищите более гуманные способы это сделать.
Телесные наказания увеличивают риск отставания детей в развитии и ухудшают ваши отношения с ними.
«Знай свое место»
Ребенок имеет право знать, что происходит в семье, так как это напрямую касается его. Даже если вам кажется, что он не поймет ваших взрослых дел, то постарайтесь объяснить их суть простым языком, и даже узнайте его мнение. Это даст ребенку понять, что он равноправный член семьи.
Максимальная защита
Иногда у меня включается желание никуда не отпускать сына, так как в большом мире его поджидает много опасностей. Но это не правильно, так как он должен знакомиться с миром и получать новый опыт каждый день.
Слишком активная похвала
Конечно, своих детей можно и нужно хвалить, но не стоит перебарщивать – это может сыграть с вами плохую шутку. Ребенок просто перестанет стараться, так как будет знать, что его в любом случае похвалят – а это ведь не то, чего вы добивались своей похвалой.
Никаких самостоятельных решений
Попробуйте довериться своему ребенку и разрешить ему выбрать себе шапку или печенье к чаю – это научит его принимать решения и сделает самостоятельным и уверенным в себе.
Предугадывание желаний
Да, маленькие дети могут всем своим видом показывать, чего именно они хотят. Но нужно давать ребенку высказаться, сначала жестами, потом уже словами, так как это прекрасный способ развития навыков общения.
Запреты на «взрослые» вещи
Мой сын раньше обожал играть с ложками и кастрюльками – он делал из них очаровательный оркестр.
Вам нужно только присматривать за свои малышом, и «взрослые» вещи не будут предоставлять для него никакой опасности.
Неуверенность в возможностях ребенка
Нужно всегда поддерживать начинания своих детей, и всячески им помогать – это ваша главная задача, как родителя.
После того посещения психолога я в скором времени избавилась от всех этих привычек, чего и желаю вам, ведь они слишком усложняют жизнь.
Попробуйте просто отказаться от некоторых из вышеприведенных пунктов, и ваши отношения с ребенком станут намного лучше – вот увидите!
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. А мы будем радовать самыми интересными статьями.
Источник
Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу. Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка. Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку.
1. Самостоятельное принятие решений.
Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша. Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия. Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения. В семьях, где родители не дают такой возможности, дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными.
2. Предугадывание желаний.
Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно. В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально. По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально. Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения.
3. Тысячи запретов.
Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие. Как решить эту проблему? Очень просто – нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их. В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес.
4. Жесткий контроль.
Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей – дошкольников и школьников. Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки. Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека.
5. Отсутствие дисциплины.
Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию. Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств – терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка. Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать.
6. Организация досуга.
Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое. Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.
7. Недостаток и избыток мотивации.
Ребенку нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все – поощрение, вознаграждение, словесная похвала. Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды. Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет.
8. Чрезмерная опека.
Одна из главных обязанностей ребенка – забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности. Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее. Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша.
9. Изоляция от информации.
Практически с рождения и до 3-4 лет – это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире. Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя. Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному – это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным.
10. Игнорирование ошибок.
Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину – ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше. Или еще одну ситуацию – ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек – мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно. Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо. Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.
Елена, www.kraskizhizni.com
Источник
Медлительные дети долго запрягают, но, если им помочь, быстро едут.
Все малыши группы давно одеты и уже минут пять топчутся у шкафчиков — как всегда, выход на прогулку задерживают Света и Ваня, только-только закончившие надевать теплые колготки. Воспитательница нервничает, помогает то одному, то другой. Ее можно понять: одетые дети уже толкаются, кто-то хнычет, что ему жарко… Настроение у всех испорчено, но больше всего у самих копуш — их и торопили, и дразнили, но дело лучше не пошло.
«Ты назло?»
Ох уж эти копуши! Утром их не заставишь одеться, а вечером поскорее убрать игрушки и лечь спать. К завтраку из раза в раз устанешь звать, а ужин тянется так, что сам засыпаешь. И чего только не делаешь, чтобы приучить ребенка быстро собраться на прогулку: и раскладываешь одежду, и обещаешь шоколадку, и просишь поспешить…
«Ты что, назло мне так копаешься?» — это крик в пустоту, излишне накаляющий атмосферу. Ведь даже даже самый активный ребенок до 4-5 лет не понимает, что такое «быстро-медленно»: он только научился действовать самостоятельно и все делает, как умеет. А если речь идет о более старшем малыше — это уже темперамент. И чем больше нервничаете вы, тем больше начинает суетиться он, не попадая руками в рукава, пуговицами в петли, и все получается еще медленнее.
Из раза в раз повторяется одно и то же, и вот мы уже готовы записать своего ребенка в не очень способные — как, мол, он не понимает, что если мы не поспешим, то опоздаем в школу, другие же успевают, — а не понимаем при этом сами, что дело не в способностях, а в том, что навязываем ребенку непосильный для его нервной системы темп!
Одна мама считала своего сына Сережу неразвитым: дома он с задержкой реагировал на ее указания, в школе не успевал за урок сделать то, что успевали большинство ребят, неаккуратно писал, сбивался у доски, даже если знал урок… Мальчик при этом пребывал в полной уверенности, что все делает неправильно, на подбадривание в духе «не спеши», «все хорошо» реагировал как на подгонку, привыкнув к тому, что всегда отстает и его подгоняют. Результаты тестирования между тем демонстрировали, что Сережины интеллект, запас знаний и навыков соответствуют возрасту, а вот темп деятельности (его индивидуальный темп!) более чем в два раза ниже, чем у сверстников.
Ребенок, а не дневник
В первые годы жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением у взрослых особой тревоги. Наоборот, он очень «удобен»: много спит, не капризничает, не носится как угорелый, играет по большей части сидя. Проблемы со сборами на прогулку и неспешная еда представляются неудобствами местного значения.
Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся. Но вот пошли первые четверти и «сережа» начал отставать от сверстников!
Тут самое время понять (лучше поздно, чем никогда), что темп деятельности вашего ребенка всегда будет ниже, чем у детей активных и подвижных, он на всю жизнь. Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. В силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе, так что не доводите его до невроза беспрестанными «погонялками», а лучше начните помогать ему.
Для начала постарайтесь попасть к психологу и заручитесь результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка, а также о низкой подвижности нервных процессов. Так вы сможете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать время на перемене для дописывания и т.д.
Займитесь планированием: как взрослые и организованные люди предусмотрите в каждом пункте дневного расписания малыша время на «раскачку». По утрам будите его чуть раньше обычного — тяжелому на переход от одного состояния к другому, ему необходимо и время для перехода от сна к бодрствованию. Запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. Облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел поможет четко организованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче. Тем более что медлительным важно быть уверенными хоть в какой-то незыблемости правил и укладов жизни.
При выполнении домашнего задания начинайте с простого, давайте человеку передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Об этих детях часто говорят как об «инертных», имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, не схватывают ее. А вам, кажется, что когда вы, объясняя ребенку математику, вдруг спрашиваете его, как пишется та или иная буква, то тем самым помогаете ему держать в голове всю программу. Так вот, забудьте о таких приемчиках! Они травмируют маленького человека, он не переключится и не ответит сходу на ваш вопрос — новое задание совпадет во времени с решением предыдущего и он не справится ни с тем ни с другим. И дело тут не в том, что ребенок плохо соображает — речь идет только о темпе умственной работы.
Недаром при проверке домашних заданий медлительных детей учителю иногда кажется , что их делал кто-то из родителей — так разительно отличаются они от того, что ребенок показывает в классе. Просто дома он спокоен, если вы нашли моральные силы ему это спокойствие обеспечить, не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки, безусловно лучше работает голова.
А чтобы обеспечить человеку спокойную работу и в классе, возьмите труд не просто проходить все непонятое на уроке, а хотя бы на параграф, но опережать программу.
И, в конце концов, расставьте приоритеты в школьных дисциплинах. Сразу согласитесь с тем, что по отдельным предметам у вас может быть невысокая отметка. Вы же любите самого ребенка, а не его дневник!
Мы вместе!
Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных всем сразу родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, по магазинам, в поликлинику… Но если у вас не хватает времени ни на что, то ваш ребенок «обречен» вечно отставать. Так, может, ради него вам стоит замедлить ритм собственной жизни?
И прежде всего в собственном доме. Подгоняемый всеми и всюду за его пределами ребенок должен именно дома рассчитывать на полное понимание своих проблем и помощь в их решении. А так любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если в доме царят напряжение и двоемыслие. Ведь если, скажем, мама вечером постарается сделать так, чтобы сын расслабился, в спокойной обстановке поиграл, спокойно сделал уроки, а папа утром даст волю раздражению («Опять копаешься!»), толку от занятий не будет. Да, родителям иногда трудно договориться между собой. Но только единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам поможет ему преодолеть трудности.
Будьте позитивны! Хвалите ребенка за быстроту и эффективность, за все, что он делает без копания. Выбросьте из своего словаря выражения типа «Вечно ты опаздываешь» — это обязательно закрепится, у медлительных крепкая память. Наоборот, обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.
Обратите внимание на его склонности. Если медлительные дети чем-то увлечены, они со свойственной им настойчивостью и основательностью «глубоко копают». Будь то география, физика или история, они постепенно станут в своей области первыми, да и вообще везде, где не требуется мгновенной реакции, они будут крепкими профессионалами. Из вашего копуши при правильном к нему отношении со временем получится замечательный конструктор, дизайнер, программист, врач, ученый.
Знали бы вы, каким вялым, заторможенным, неспособным к наукам выглядел в глазах своих товарищей Альберт Эйнштейн! А вот что писал один из биографов Чарльза Дарвина: «В таком мозгу мысль созревает до того медленно, что поначалу кажется, что ее почти нет. А потом становится ясно, что она там была всегда».
Кстати
Медлителен — или притворяется?
Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем обычные шестилетки выполняют это задание за 10 — 12 секунд, семилетки — за 6 — 8 секунд; а у медлительных это время в 1,5 — 2 раза больше.
полезно
Развивающие игры для медлительных малышей
— «Запрещенное движение». Развитие внимания и скорости реакции. Вы совершаете разнообразные движения, а ребенок их повторяет. Все, кроме одного запрещенного, которым может быть хлопок, поднятые вверх руки или что-то еще.
— «Обмоталочки»: к концам веревки привязаны палочки. Участники с двух сторон начинают наматывать веревку на палочки — кто больше намотает, тот и выиграет. Другой вариант: веревка привязывается к поясам играющих. Участники кружатся и наматывают ее на талию.
— «Скатай бумажный шарик»: упражнение на мелкую моторику рук: у кого шарик получится более плотный, тот и выиграл.
— «Все наоборот»: ребенок должен делать движения, противоположные тем, что делает взрослый: взрослый поднимает руки — ребенок опускает, взрослый встает на цыпочки — ребенок приседает и так далее.
— «День — ночь». Взрослый называет время суток, причем не по порядку, а как заблагорассудится. При произнесении слова «день» ребенок бегает и резвится, когда говорите «вечер», его движения становятся замедленными, а услышав слово «ночь», он должен замереть.
— «Съедобное — несъедобное». Бросаете ребенку мячик, одновременно произнося то или иное слово. Он должен поймать мяч, если был назван съедобный предмет, и отбить, если несъедобный.
Источник