Родители о речевом развитии ребенка
Слайд 1
Консультация для родителей «Родителям о речевом развитии ребенка»
Слайд 2
Многих родителей волнуют вопросы : « Как должна развиваться речь ребенка ?» «Каковы причины речевой патологии ?» «Как не упустить время, когда следует бить тревогу ?
Слайд 3
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения: -общее нарушение речи; -нарушение памяти; -низкую концентрацию внимания; -нарушения словесно-логического мышления. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи — дисграфии .
Слайд 4
Речевое развитие условно разделено на несколько этапов: От 1,5 до 3 мес. – « гуление »; От 6-9 мес – «лепет»; От 9 мес. до 1 года – первые слова и звукоподражания; С 1 года 6 мес. до 1 г. 9 мес. – первые предложения; От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй языка.
Слайд 5
К 4 годам в словаре ребенка должно быть около 2000 тыс. слов; гораздо меньше грамматических ошибок ; п равильное произношение звуков (С, З ); н о еще возможны нарушения произношения звуков (Ш, Ж, Щ, Ц, Ч, Р, Л). Если у ребенка появилось желание познакомиться с буквами, можно начинать занятия с малышом, выбрав методику и изучив ее.
Слайд 6
К 5 годам ребенок правильно произносит звуки (Ш, Ж, Щ ); не путает в речи звуки (С-Ш), (З-Ж ); р азвивается слуховое восприятие, которое помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих ; в этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий; р ебенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком »; р ебенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок .
Слайд 7
К 6 годам з аканчивается процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребенка; он правильно произносит в речи абсолютно все звуки, не путает их между собой в речевом потоке; о владевает развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной; пересказывает прочитанные рассказы, составляет рассказы по серии картинок и по сюжетной картинке.
Слайд 8
В возрасте от двух до трех лет закладывается фундамент речевого развития. Если вовремя не обратить внимание на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее до школы просто не хватит времени.
Слайд 9
Но если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, задерживается , протекает своеобразно, если в течение беременности и родов отмечались какие – либо отклонения, если вашему ребенку поставлен диагноз «ПЭП ». Н е слушайте советов родственников и знакомых, у которых «ребенок не говорил до трех лет, а потом заговорил сразу предложениями». Получите направление к неврологу, затем отправляйтесь к логопеду.
Слайд 10
Как исправить речевые нарушения? Все зависит от степени и вида речевого нарушения. Небольшие нарушения звукопроизношения (например, если не произносится какая-то одна категория звуков), легко исправить даже у взрослого человека. А если это сложное нарушение звукопроизношения (логопат не произносит правильно все звуки речи, или большинство из них), то оно может повлечь за собой общее отставание в речи или даже задержку речевого развития. Желательно, чтобы в подготовительной группе детского сада ребенок чисто произносил все звуки речи. В противном случае, у дошкольника не закрепится правильная речь и в школе может проявиться дисграфия (расстройство письма) и дислексия (нарушение чтения).
Слайд 11
После начала занятий в детском саду обязательно посещайте консультации специалиста. Займите активную позицию! Именно вы должны быть в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок был здоров и развивался соответственно возрасту, а потом успешно учился в школе. Играйте с ребенком, общайтесь ежедневно, развивайте пальчиковую моторику. Выполняйте рекомендации логопеда, чтобы речь ребенка развивалась правильно. Успехов , здоровья и терпения Вам, уважаемые родители!
Источник
Консультация: «Что необходимо знать родителям о развитии речи ребёнка»
Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, правильно выразить свои мысли, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.
Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и его успешного обучения в школе. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной и некоторые дефекты в произношении звуков в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:
- У нормально развивающегося ребёнка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1года и 3 месяцев ребёнок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребёнка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. В три года ребёнок может правильно произносить большинство звуков речи.
- Сложные по артикуляции согласные звуки (С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Л,Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям. Не позднее чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
- Даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам («картавое» произношение звука «Р», «хлюпающее» и «шепелявое» произношение звуков).
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться к специалистам. Многие родители, на совет педагогов обратиться за консультацией к неврологу, невропатологу, психиатру, реагируют негативно. Дело в том, что в последние годы увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь, а также такие психические процессы, как внимание, память, мышление. (Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка. Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам.) Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения.
- Речь развивается в процессе подражания. Ребёнок не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми. Поэтому очень важно, чтобы взрослые не «сюсюкали» с ребёнком, а говорили с ним правильно, отчётливо и неторопливо.
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребёнка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развития речевого слуха и т.п. Овладение грамотой – не самоцель, это определённый этап речевого развития ребёнка, который подразумевает серьёзную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
- Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому давайте ребёнку больше заданий на штриховку, раскрашивание цветными карандашами, игры с мозаикой и пазлы и т.д.
- Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизни ребёнка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Практически все языки по своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своём арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности. (Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьёзной работы по его исправлению).
Таким образом, преодолеть нарушения в речевом развитии ребёнка возможно только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей.
Консультация для родителей
«Роль семьи в преодолении дефектов речи ребёнка»
Подготовила: учитель-логопед
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 24
Шувалова И.А.
Источник
Роль Семьи в речевом развитии ребенка
Правильная и красивая речь – это
богатство, которое может подарить
ребенку каждый родитель, и оно особенно
ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.
Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Помимо задержки речевого развития у таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. Так как речь в психическом развитии имеетисключительное значение.
Всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность,развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми, даже в благополучных семьях.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др., но и для психического развития и, прежде всего отставание в речи.
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком.
Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Поэтому, сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни.
И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.
Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Замечено, что если родители сами творческие личности: например рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребенка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ.
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!
Памятка
«Факторы успешного развития ребенка»
Что нужно делать?
— Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
— Создать в доме благоприятную атмосферу, избегать ссор между родителями в присутствии малыша;
— Создавать условия для общения с другими детьми;
— Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;
— Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком
проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;
— Развивать у ребенка слуховое внимание, тренироватьартикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;
— Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;
— Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.
— Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
— Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
— Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.
Чего делать нельзя?
— Искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;
— При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;
— Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;
— Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.
В помощь родителям!
«Творческие задания»
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.
Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?
Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Лучший друг»
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»).
Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
«Истории из жизни»
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете.
Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
«Мой репортаж»
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
«Семейное ток-шоу»
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.
«Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно.
Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Помните!!! Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители!
Всего Вам Доброго!
Источник