Рэп диагноз у ребенка 5 лет

Рэп диагноз у ребенка 5 лет thumbnail

Елена Савосина
Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.

При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

Читайте также:  Где отпраздновать день рождения ребенку 5 лет в воронеже

6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

Психолого — педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Источник

Диагноз РЭП является довольно редким. Чаще всего эта патология выявляется в детском возрасте. Заболевание представляет собой одну из разновидностей энцефалопатий. Оно сопровождается постепенным отмиранием клеток центральной нервной системы. Насколько опасно эта патология? И излечима ли она? Эти вопросы мы рассмотрим в статье.

Что это такое

Что означает диагноз РЭП? Расшифровка этой аббревиатуры — резидуальная энцефалопатия. Заболевание характеризуется гибелью нейронов и нарушением мозговых функций. Слово «резидуальная» означает «остаточная».

Эта патология всегда носит вторичный характер. Она возникает как остаточное явление после перенесенных заболеваний центральной нервной системы. Такое осложнение возникает при недостаточном или неправильном лечении болезней головного мозга.

Родители малышей часто интересуются, что значит диагноз РЭП у ребенка. Расшифровка этой медицинской аббревиатуры аналогична, это резидуальная энцефалопатия. При неблагоприятных воздействиях на эмбрион или родовых травмах возникает перинатальная энцефалопатия. Это заболевание диагностируется у детей в первые недели и месяцы жизни. Если лечение такой патологии было проведено некачественно, то в дальнейшем может развиться РЭП как остаточное явление. Часто это осложнение проявляется не сразу, а спустя несколько месяцев или даже лет, и его бывает трудно диагностировать.

Причины

Диагноз РЭП обычно ставят пациентам в тех случаях, если у них отмечаются признаки мозговых нарушений после перенесенных патологий ЦНС и других заболеваний, неблагоприятно сказывающихся на состоянии нейронов. Резидуальная энцефалопатия чаще всего возникает вследствие следующих болезней и состояний:

  1. Сильных ушибов головы, сопровождающихся сотрясением мозга или переломами костей черепа.
  2. Врожденной перинатальной энцефалопатии. Это состояние развивается после родовых травм и патологического течения беременности у матери ребенка.
  3. Воспалительных заболеваний головного мозга.
  4. Избытка мочевины в организме. Такое отклонение нередко отмечается при заболеваниях печени и почек.
  5. Инсульта и других нарушений мозгового кровообращения. Причиной патологии может стать и атеросклероз сосудов.
  6. Сахарного диабета. Эндокринные нарушения и избыток глюкозы в организме неблагоприятно сказываются на состоянии нервной ткани.
  7. Отравления токсинами. Неблагоприятное воздействие на головной мозг оказывают соединения тяжелых металлов, некоторые лекарственные препараты и алкоголь.
  8. Употребления наркотических и психотропных средств. Даже при своевременно проведенной детоксикации у больных нередко сохраняются признаки патологии головного мозга.

Часто причинами такого вида энцефалопатии становятся несколько неблагоприятных факторов. Врачу необходимо тщательно изучить анамнез пациента, прежде чем поставить диагноз РЭП. Это заболевание может развиться через довольно большой промежуток времени после перенесенных патологий.

Симптоматика

Резидуальная энцефалопатия у взрослого пациента сопровождается следующими симптомами:

  1. Резким ухудшением памяти. Больной становится забывчивым. Он может плохо помнить даже недавние события.
  2. Снижением интеллекта. У пациента нарушается процесс мышления из-за отмирания нейронов и нарушения церебрального кровообращения.
  3. Эмоциональной лабильностью. У больного часто меняется настроение, отмечается повышенная раздражительность и плаксивость.
  4. Нарушениями сна. Больные страдают бессонницей по ночам, а днем ощущают сонливость и вялость.
  5. Судорожными припадками. Приступы судорог учащаются по мере прогрессирования болезни.
  6. Расстройствами речи, зрения и слуха. Пациент невнятно произносит слова. Зрение и слух ухудшаются из-за гибели нервных клеток.
  7. Нарушением координации движений. Походка больного становится неустойчивой, он часто теряет равновесие.
  8. Астенией. Пациент жалуется на постоянную усталость и высокую утомляемость.
  9. Головной болью. Возникают приступы, напоминающие мигрень. При этом болевой синдром не купируется анальгетиками.
Читайте также:  Едем на юг с ребенком 5 лет

Головная боль при РЭП

Эти проявления патологии нарастают по мере развития заболевания. Чем больше нейронов отмирает, тем сильнее выражено нарушение мозговых функций.

Какие признаки указывают на диагноз РЭП у ребенка? Это заболевание иногда бывает трудно выявить у детей младшего возраста. Ведь малыш не может пожаловаться на плохое самочувствие. Родителей должны настораживать следующие проявления:

  • плаксивость;
  • повышенная реакция на внешние раздражители;
  • частая тошнота и рвота;
  • слабый сосательный рефлекс;
  • повышенное напряжение мышц;
  • аритмия;
  • экзофтальм (выпученные глаза).

Признаки РЭП у ребенка

У детей более старшего возраста заболевание сопровождается такой же симптоматикой, что и у взрослых. Резидуальная энцефалопатия крайне отрицательно сказывается на интеллекте ребенка. Дети отстают в умственном и физическом развитии, испытывают трудности в усвоении и запоминании информации, им становится трудно учиться. Нередко у больных детей возникают внезапные обмороки.

Осложнения

Насколько опасен диагноз невролога РЭП? Без лечения такой вид энцефалопатии может привести к развитию следующих осложнений:

  • тяжелой деменции у взрослых пациентов;
  • умственной отсталости у детей;
  • водянке головного мозга;
  • нейроциркуляторной дистонии;
  • параличу;
  • болезни Паркинсона;
  • эпилепсии.

Вероятность развития осложнений повышается, если пациент обратился за помощью слишком поздно, когда погибло значительное количество нервных клеток.

Нередко детские неврологи говорят о минимальной дисфункции головного мозга при диагнозе РЭП. Что это означает? Такое осложнение выражается в психических нарушениях у маленьких пациентов. Ребенок становится неусидчивым, гиперактивным, возбудимым, часто совершает беспорядочные движения. Эти проявления усиливаются в пубертатный период на фоне гормональных изменений в организме.

Гиперактивный ребенок

Диагностика

Перед тем как поставить диагноз РЭП, врач расспрашивает больного и изучает его медицинскую карту. Необходимо выявить все неврологические патологии, которые перенес пациент в прошлом. Также назначают дополнительные методы исследования:

  • электроэнцефалограмму;
  • МРТ и КТ головного мозга;
  • клинический и биохимический анализ крови;
  • допплерографию церебральных сосудов.

Диагностика энцефалопатии

Медикаментозное лечение

Лечение такого вида энцефалопатии должно быть комплексным. Для восстановления нормальной функции головного мозга пациентам назначают ноотропные препараты:

  • «Циннаризин»;
  • «Пирацетам»;
  • «Кавинтон»;
  • «Ноопепт»;
  • «Пантогам»
  • «Фенибут»;
  • «Фенотропил».

Ноотропный препарат "Кавинтон"

Эти лекарства улучшают церебральное кровообращение и метаболизм. Их полезно принимать вместе с витаминами группы В. Это будет способствовать восстановлению нормальной работы ЦНС.

При сильных головных болях анальгетики обычно не помогают. Поэтому больным назначают нестероидные лекарства противовоспалительного действия:

  • «Кетанов»;
  • «Найз»;
  • «Ибупрофен».

Обезболивающий препарат "Кетанов"

При тяжелом болевом синдроме рекомендуется лечение кортикостероидами: «Преднизолоном» или «Дексаметазоном».

Если у больного отмечаются частые эпилептические приступы, то рекомендуется прием противосудорожных препаратов: «Финлепсина» или лекарств на основе вальпроевой кислоты.

При повышенной раздражительности и перепадах настроения врачи назначают легкие седативные препараты: «Афобазол», «Глицин», «Персен». Эти лекарства помогут уменьшить эмоциональную неустойчивость. В тяжелых случаях показаны антидепрессанты и транквилизаторы.

Другие методы терапии

Медикаментозное лечение дополняют сеансами лечебного массажа. Это помогает стимулировать церебральное кровообращение. Также полезна лечебная гимнастика. При выполнении упражнений необходимо уделять особое внимание воротниковой зоне. Активные движения шеи способствуют улучшению питания мозга.

Лечебный массаж ребенку

Ребенку, страдающему резидуальной энцефалопатией, необходимы развивающие занятия. При коррекции умственных нарушений очень важно тренировать память и внимание. В случае серьезной задержки развития детям школьного возраста показано надомное обучение.

Прогноз

Если диагноз РЭП был поставлен своевременно и пациент прошел полный курс терапии, то заболевание подлежит излечению. Потерянные нейроны восстановить уже невозможно. Но если процесс отмирания клеток головного мозга только начался, то терапия поможет сохранить нормальную функцию центральной нервной системы. Поэтому лечение эффективно только на начальной стадии патологии.

В запущенных случаях восстановить утраченные функции головного мозга уже невозможно. Даже после лечения у больного сохраняются признаки ухудшения памяти, расстройства мышления и эмоциональная лабильность. У детей это может привести к тяжелому нарушению умственного развития.

Профилактика

Как предотвратить возникновение резидуальной энцефалопатии? Профилактика этого опасного заболевания заключается в соблюдении следующих мер:

  1. Травмы и патологии центральной нервной системы необходимо тщательно лечить.
  2. Во время беременности женщинам необходимо находиться под регулярным наблюдением акушера-гинеколога. Также необходимо избегать любых неблагоприятных воздействий на эмбрион.
  3. Нужно стараться предотвращать черепно-мозговые травмы у детей.
  4. Необходимо оберегать себя от отравлений ядовитыми веществами, а также отказаться от употребления алкоголя.
  5. Пациентам, перенесшим патологии ЦНС, нужно регулярно наблюдаться у невролога и проходить все необходимые обследования.

Эти рекомендации помогут избежать возникновения резидуальной энцефалопатии. Важно помнить, что это заболевание гораздо легче предотвратить, чем вылечить.

Источник

Проявление резидуальной энцефалопатии в детском возрасте

Энцефалопатия – это заболевание головного мозга, сопровождающееся утратой функциональной способности. Патология может быть врождённой или приобретённой во время родов и в дошкольном возрасте.

Попытаемся разобраться, что такое резидуальная энцефалопатия у детей. Какие симптомы заболевания разных возрастных групп?

Читайте также:  В финляндию с ребенком 5 лет

Что провоцирует резидуальную энцефалопатию (РЭ)? Какие диагностические исследования проводят? Как лечат болезнь? Ниже ответим на все вопросы.

Резидуальная энцефалопатия у детей

Описание РЭ

Резидуальная энцефалопатия у детей – что это такое? Под термином следует понимать остаточные явления органического повреждения мозга, произошедшие в периоде вынашивания или во время рождения.

Заболевание развивается вследствие гематомы мозга, внутриутробной инфекции или во время прохождения по родовым путям матери. Запускающий фактор патологии – гипоксия головного мозга, в результате которой погибают нейроны.

Важно! Особенность заболевания в том, что оно проявляется спустя несколько месяцев или лет после повреждения.

Органическое поражение головного мозга поддаётся терапии в первые недели после рождения. В случае не долеченной патологии рано или поздно развивается резидуальная, то есть остаточная энцефалопатия.

Проявление РЭ

Формы проявления:

  • внутричерепная гипертензия;
  • нарушение движений;
  • гидроцефалия;
  • психические нарушения;
  • судорожный синдром;
  • замедление моторной и речевой функции мозга;
  • цереброастеническая форма;

В развитии энцефалопатии значение имеет наследственная предрасположенность нейронов к повреждению и восстановлению. У некоторых детей болезнь не развивается, если во время беременности мать перенесла токсическую инфекцию.

Особенности энцефалопатии

Провоцирующие факторы энцефалопатии

Иногда резидуальная энцефалопатия у детей проявляется без видимой причины.

В большинстве случаев толчком к развитию являются факторы:

  • сотрясение или ушиб мозга;
  • бактериальные и вирусные инфекции;
  • сахарный диабет;
  • менингоэнцефалит;
  • кризы вегетососудистой дистонии;
  • динамическое или острое нарушение мозгового кровообращения;
  • воздействие алкоголя;
  • употребление наркотиков;
  • приём психотропных препаратов.

Энцефалопатия развивается и без повреждающих факторов, если возраст матери моложе 20 и старше 35 лет.

Признаки резидуальной энцефалопатии

Признаки болезни

У новорождённых не всегда удаётся выявить патологию. Комплекс симптомов резидуальной энцефалопатии у ребёнка в разном возрасте.

Дети до 1 года:

  • напряжение мышц в виде судорог;
  • запрокидывание головки;
  • диагностический признак – набухание родничка;
  • трудное засыпание;
  • задержка психического развития;
  • частое срыгивание;
  • нарушение движений;
  • ребёнок часто плачет.

Диагностика резидуальной энцефалопатии

При тяжёлом течении младенцы утрачивают сосательный рефлекс.

Признаки для детей дошкольного возраста:

  • неустойчивая психика – частая смена настроения;
  • нарушение засыпания;
  • отставание физического развития;
  • снижение памяти;
  • наклонность к обморокам;
  • физического ресурса;
  • частая головная боль;

Развитие резидуальной энцефалопатии

При резидуальной энцефалопатии у детей школьного возраста нарушены интеллектуальные навыки, ограничен круг интересов.

Наблюдаются такие признаки:

  • снижение успеваемости;
  • раздражительность;
  • периоды агрессивности сменяются апатией;
  • расторможенность или угнетение;
  • трудности засыпания ночью и дневная сонливость;
  • головные боли с головокружением;
  • замедленное мышление;
  • нарушение внимания;
  • повышенная утомляемость;
  • склонность к обморочным состояниям.
  • при тяжёлом течении болезни развиваются парезы или параличи.

Важно! Признаки энцефалопатии усиливаются при эмоциональных, умственных и физических нагрузках.

Замечено, что во время каникул у ребёнка проходят головные боли, нормализуется сон. Поэтому детей с энцефалопатией нельзя перегружать спортивными занятиями.

Диагностика

Симптомы заболевания выявляет невролог или педиатр. Для установления правильного диагноза важны данные анамнеза. Имеет значение, как протекала беременность и роды, что за болезни перенесла мать, есть ли вредные привычки.

Окончательный диагноз основывается на инструментальных способах исследования:

  • энцефалография;
  • компьютерная томография – точный метод, выявляющий очаг поражения размером 1–2 мм на любом уровне головного и спинного мозга;
  • ультразвуковое исследование мозга – самый безопасный способ в диагностике детей;
  • рентген черепа;
  • магнитно-резонансная томография.

Дополнительно делают лабораторные анализы:

  • сахар крови;
  • электролитов сыворотки;
  • выявление аутоантител.

Помимо инструментального исследования, диагностика включает консультацию логопеда и психолога. Больного осматривает также офтальмолог. В сомнительных случаях делают люмбальную пункцию для определения состава спинномозгового ликвора.

Лечение

Комплекс мероприятий определяется после установленного диагноза. Лечение проводят в амбулаторных условиях или дневном стационаре. Чем раньше установлен диагноз, тем полнее будут восстановлены функции мозга.

Лечение резидуальной энцефалопатии включает комплекс мероприятий:

  • Если причиной болезни является гипоксия, применяются препараты для улучшения мозгового кровотока – Актовегин, Пирацетам, Кортексин, Тенотен детский, Винпоцетин.
  • При наклонности к судорогам назначают антиэпилептические средства – Депакин, Фенобарбитал, Карбамаземин.
  • Для стимуляции проведения нервных импульсов применяют витамины группы A, E и B. Детям назначают комплекс Кидс Формула или Витрум Беби.
  • Седативные препараты Глицин, Негрустин.
  • Гормональные лекарственные средства Преднизолон, Дексаметазон.

Лечение резидуальной энцефалопатии

Лечиться от энцефалопатии помогают физические методы:

  • Массаж улучшает кровообращение, повышает мышечный тонус.
  • Лечебная физкультура восстанавливает функции опорно-двигательного аппарата, устраняет нарушение координации. После курса лечебной физкультуры увеличивается объём движений в суставах. К тому же групповые занятия корректируют поведение – дети становятся более общительными.
  • В комплексном лечении используют мануальную методику.
  • Рефлексотерапия воздействует на точки, связанные проводящими путями с головным мозгом.

Пользу приносит ароматерапия с эфирными маслами ланды, розмарина, ромашки, мелиссы. Благотворно действуют на нервную систему фиточаи с подорожником, одуванчиком, мелиссой, корневищем аира.

Для лечения энцефалопатии применяется экспериментальный метод лечения стволовыми клетками. Каждому ребёнку врач подбирает индивидуальный комплекс мероприятий.

Резидуальная энцефалопатия проявляется нарушением функции мозга, которые приводят к изменению личности ребёнка. Ограничивается физическая активность и социальное общение, снижается качество жизни. При ранней диагностике у младенцев РЭ излечивается без последствий. Вовремя начатая терапия у младших детей восстанавливает функции мозга.

Источник