Рисунок как средство развития ребенка

Елена Нефедова
Рисование как средство развития графических навыков у дошкольников

Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.

Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.);

развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, также с помощью графических упражнений).

В педагогической системе воспитания дошкольников существенное место занимает умение рисовать. Оно несёт важную смысловую нагрузку

во всестороннем развитии личности. При рисовании у ребенка происходит развитие и совершенствование художественного вкуса, активизируется наблюдательность, обостряется процесс эстетического восприятия и эстетических эмоций, укорено развивается процесс творческих способностей, умений доступными средствами самостоятельно создавать что-либо красивое.

Самостоятельная художественная деятельность помогает ребёнку постепенно подойти к пониманию сущности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства.

Выполняя трудовые манипуляции над рисунком, ребенок учиться контролировать свои действия через представление изображаемого им объекта, оценивать их. Невероятно важно уметь выразить свойства предмета в его графической форме на плоскости, подчинить движение своей руки задуманной задаче изображения объекта. Детей следует учить технике рисунка, но тактично, ненавязчиво и без фанатизма. Освоение техники выступает очень важной задачей, которую ребёнку необходимо освоить самостоятельно.

Дети испытывают серьёзные затруднения в создании изображения конкретных объектов, если они не овладели навыками графики. В нашей реальной действительности доступно множество средств выразительности для овладения графическими умениями и навыками, но чаще творческий процесс развития ручной умелости заменяется общением с искусственным интеллектом. Нет, мы не против развития прогресса, а, говорим о том, что его воздействие на ребенка должно быть разумным и не заменять собой работу с художественными материалами однообразным нажатие кнопки. Недоразвитие ручной умелости ведет к тому, что ребёнку не удаётся изобразить то, что хочется, это вызывает недовольство собой, а, в худшем случае, вообще отказ от графического рисования. Следует поощрять детей, которые, не зная технических приемов рисования, пытаются найти их сами, тем самым демонстрируя задатки частично – поисковой деятельности, следовательно, формирования стадии самостоятельности, которая так важна в дальнейшем.

Рисование — универсальная продуктивная деятельность, направленная на гармонизацию и всестороннее развитие психической и физиологической стороны личности ребенка, оно интегративно взаимосвязано другими видами деятельности познавательной и развивающей направленности. При комплексном подходе к работе ребенок успешно начинает овладевать знаниями, заявленными в рамках программы.

В процессе этих занятий с успешным результатом педагог продолжает целенаправленно развивать руку ребенка, систематизирует и доводит до автоматизма умения и навыки владения приемами рисования, работы с изобразительными инструментами. Но основополагающей задачей будет развитие графо – моторики, овладение элементами письма через графический рисунок, где для поддержания интереса ребенка и профилактики психо – эмоционального стресса сохраняется применение сюжета, композиционного построения, игровая мотивация, цветовая окраска работы, нетрадиционный подход к поиску приемов для придачи живости, уникальности и самобытности результата работы.

Таким образом, процесс овладения навыками письма требует от ребенка физических, интеллектуальных и эмоциональных усилий. Не допустима перегрузка и переутомление, они могут сформировать негативное отношение к овладению графо – моторным навыкам. Именно по этой причине в детском саду важен процесс подготовки руки к письму с использованием различных методов и приемов игрового характера без механизации через рисование, а это средство к естественному самовыражению ребенка, его предпосылки залажены изначально самой природой.

Источник

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

«И  в  десять  лет,  и в  семь,  и в  пять

Все  дети  любят  рисовать.  

И  каждый   смело  нарисует

Всё,  что  его интересует.

Всё  вызывает  интерес:

Далёкий  космос,  ближний  лес,

Цветы,  машины,  сказки,  пляски…

Всё  нарисуем:  были   б  краски,

Да  лист  бумаги  на  столе,

Да  мир  в  семье  и  на  земле.  

                                              В.Берестов 

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в природе

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно — продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д.).

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст.  Общеизвестно, что художественно — творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ставим  перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается  принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Читайте также:  Развитие института по правам ребенка

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  1.  игра, которая является основным видом деятельности детей;
  2. сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  3. просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  4. живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Рассмотрим  различные способы рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник   рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце — кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком [приложение №1, №2].

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком [приложение № 3].

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.  Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали (приложение №4)

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов (приложение № 5).

Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы — матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с овз в доу

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок [приложение № 6].

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью [приложение № 7].

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Эффективность проведённой  работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 10 человек составили экспериментальную группу и 10 человек – контрольную группу. Исследование проводилось в начале года до проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года.

Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

  • данные в процессе эксперимента позволили нам сделать следующие выводы: большинство детей старшего дошкольного возраста – 67,5% (э. г.) и 52,2 % (к.г.), участвующих в исследовании относятся  к среднему уровню развития творческих способностей. Этому уровню свойственно: неустойчивый интерес к изобразительной деятельности, стремление к выполнению задания нестандартного характера, но при помощи взрослых. На высоком уровне находятся 15% э.г. и 32,5 % к.г. детей старшего дошкольного возраста. Дети данного уровня проявили себя ярко. В их работах присутствовали: оригинальность исполнения, самостоятельность при создании осмысленного художественного образа, владением понятийным аппаратом. Наименьшее количество детей находятся на низком уровне – 17,5 % э.г. и 15% к. г. это, прежде всего, связанно с тем, что 2 человека имеют нарушения в речи, которые и привили к таким показателям.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

В результате исследования  было выявлено что, нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют  развитию интеллекта, мелкой моторики, формирование психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.

Важнейший девиз в процессе работы с нетрадиционными техниками рисования  являются:

  • для детей – Найди необыкновенное в необыкновенном!
  • для взрослых — Не навреди!

Список используемой литературы

  1. Альтшуллер, Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности [Текст]/Г. С. Альтшуллер// Работа с дошкольниками.- 2007.-№6
  2. Глазкова Н.Н. Нетрадиционные техники рисования  как  средство развития творческих способностей детей [Текст]/ Н.Н. Глазкова // Работа с дошкольниками.- 2009.-№2
  3. Ильина,  А. Рисование нетрадиционными способами [Текст]/ А. Ильина // Дошкольное воспитание.- 2004.-№2
  4. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Р.Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М.: Сфера, 2006. – 114 с.
  5. Никольская, О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст]/  О. А. Никольская. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1997. – 96 с.
  6. Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. [Текст]/  Т. Цквитария. – М.: Сфера. – 2011. – 128 с.
  7. Шклярова,  М. Рисуйте в нетрадиционной технике. [Текст]/ М. Шклярова  // Дошкольное воспитание. — 1995. — №11. — С 6-8.

Источник