Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка
РИСУНОЧНЫЕ
ПРОБЫ, КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
В данной методике рассматриваются
графические проективные тесты для психологической диагностики ребенка. Тесты «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) и
«Кинетический рисунок семьи» (КРС) являются удобными для практического
использования по нескольким причинам: они информативны, при повторении могут
показать динамику психического состояния, кроме того рисование – привычная
деятельность для детей.
Особенно помогает хорошему контакту с ребенком тест ДДЧ,
поэтому его можно успешно применять во время первой консультации. Кроме того,
сам процесс рисования, при условии сопутствующего одобрения со стороны психолога, имеет важное психокоррекционное значение и может в какой-то мере способствовать
снятию тревожности по отношению к взрослому и т.п. Тест ДДЧ особенно целесообразно
применять в начале психологической
консультации, потому что он сможет показать, какова основная проблема
консультируемого ребенка :эмоциональная
или в сфере интеллектуального развития ребенка.
Детальную интерпретацию
теста ДДЧ первым разработал американский психолог Дж. Бак. Проективные
особенности этого теста обусловлены
неопределенностью предъявляемого стимула.
Слова «дом, дерево, человек »– знакомы каждому, но они не специфичны, и
поэтому при выполнении задания
испытуемый вынужден проецировать
свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него.
Кроме того, сами
стимульные слова «дом, дерево, человек», не только являются названиями классов объектов, но и
несут определенные эмоциональные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время
рисования или после него, в процессе беседы, чаще всего представляет личностно значимую реакцию на
отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что
рисунок дома, дерева или человека – это
своеобразный автопортрет
рисующего человека , т.к. в своем рисунке те черты объектов он
представляет, которые в той или иной мере значения значимы для него.
Для выполнения
теста ДДЧ ребенку предлагается бумага, простой
карандаш, ластик. Стандартный лист для
рисования складывается пополам. На
первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «ДОМ», на второй и третьей в
вертикальной позиции каждого листа
сверху – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой — имя и
фамилия испытуемого, дата
проведения исследования. Для рисования используется простой карандаш 2м, т.к. при
употреблении этого карандаша лучше всего видны изменения в силе нажима.
Инструкция для
ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно
лучше дом, дерево, человека». На все
уточняющие вопросы испытуемого
следует отвечать, что он может
рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую
информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо
непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд
вопросов о его рисунках. Вопрос обычно начинается с рисунка человека. Например
спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки,
что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из знакомых.
Качественный анализ
рисунков производится с учетом их формальных
и содержательных аспектов.
Информативными формальными признаками считаются, например, положение рисунка на
листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка или отдельных частей, выделение отдельных деталей.
Содержательные аспекты включают в
себя особенности, движение и настроение
нарисованного объекта.
Для анализа рисунка
используется три аспекта оценки – детали рисунка, их пропорции и перспектива.
Считается, что детали рисунка представляют сознание и заинтересованность
человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем
рисунке, какие детали имеют для него
личную значимость двумя способами: позитивным (если во время работы над
рисунком ребенок подчеркивает, или стирает
некоторые детали рисунка, а также
если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали
рисуемых объектов).
Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей,
может отражать некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но
интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в
сотрудничестве с рисующими, т.к. символическое значение деталей часто
бывает индивидуальным. Например,
отсутствие таких основных деталей
рисунка человека как рот или глаза может указывать на определенные трудности в человеческом
общении или его отрицание. Возможно в рисунке и отражение физических особенностей, доставляющих неприятности
переживаний.
Пропорции рисунка
иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций
или отношений, которые непосредственно или символически представлены в
рисунке.Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному
пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.
Например, очень маленький рисунок может показать чувство неадекватности
субъекта в его психологическом окружении или желание выйти из ситуации.
Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к окружающей его
психологической действительности и окружению. При оценке перспективы внимание
обращается на положение рисунка на месте по отношению к зрителю (взгляд сверху
или снизу), взаимное расположение
отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек
нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное, творческое отношение
ребенка к своей жизни.
Для количественной
оценки теста общепринятые качественные показатели были сгруппированы в
следующие симптомкомплексы:
4. Недоверие к себе.
5. Чувство неполноценности.
7. Конфликт
(фрустракция)
8. Трудности в общении.
9. Депрессивность.
Каждый симптомкомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель
отсутствует, ставится 0 во всех случаях, присутствие некоторых
признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так наличие облака на одном рисунке – 1 балл, на двух – 2 балла, а
на всех трех – 3 балла (симптомкомплекс «тревожность»).
При наличии большинства
признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в
интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например,
отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта симптомокомплекс
«трудности в общении») — 2 балла, факт
изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл.
Выраженность симптомкомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного
симптомокомплекса.
Интерпретировать рисунки
дома, дерева и человека можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в
стандартной тестовой ситуации. При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить
из целостности всех рисунков. Наличие
только одного признака не свидетельствует о наличии определенной
психологической особенности. Иногда возникшие гипотезы интерпретации можно
проверять в беседе с ребенком.
Подростку очень интересно и самому узнать, что о
нем говорят его рисунки. Психолог должен строитель беседу так, чтобы какая-либо
характеристика не стала существенным, могущим негативно повлиять на дальнейшее
формирование характера подростка. Избегая явной оценки выявленных психологических особенностей, можно
наметить возможные пути самовоспитания ребенка.
Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство
его сверстников, если на рисунках плохая перспектива, неадекватные пропорции,
отсутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех рисунках, то можно
думать о возможном умственном отставании
в развитии. В таком случае дальнейшее исследование следует направить на
выявление интеллектуальных особенностей ребенка.
Если среди рисунков только
один выделяется плохим качеством, то можно предположить, что он вызывает
наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Когда по рисункам выявляется
яркая выраженность нескольких симптомокомплексов, можно предполагать, что для
данного ребенка важнее эмоциональных проблем. Конечно часто бывает, что
личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие невозможности
соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это тоже обычно проецируется
в рисунках. Рисунки теста ДДЧ могут и показывать наличие органической
дисфункции ЦНС. Существует пять показателей органического поражения ЦНС:
1
Двойные
линии в рисунке.
2
Несоединенные
между собой линии.
3
Сильный
уклон нарисованной фигуры.
4
Очень
большая голова.
5
Голова
неадекватно выделена на рисунке человека.
Присутствие более трех признаков дает
основание предполагать, что у
рисовавшего может быть органическое поражение ЦНС. Эта проблема очень важна при психологической диагностике
неуспевающих младших школьников. Но нужно иметь ввиду, что наличие органической
дисфункции ЦНС еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто
это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах
интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах.
Такие дети,
например, могут скорее уставать, быть
менее внимательными. Эти особенности
требуют особенного внимания к
организации их учебного процесса в школе и дома. Иногда встречаются дети со слабо выраженными формами
дислекции или дизграфии, которым трудно
научиться читать или писать, но некоторые легко преодолевают эти
трудности, когда их обучают с помощью специальных адекватных методов.
Необходимо помнить, что перед началом
теста вы должны быть уверены в положительном отношении к вам ребенка.Старайтесь
избегать ситуации оценивания продуктов его творчества, должны быть максимально
подчеркнутая доброжелательность по отношению к данному ребенку, полное его
принятие даже в случае агрессии.
Перед первым занятием психолог должен объяснить цель и возможные результаты совместной работы с
ребенком, довести до его сведения, что о
результатах работы и о содержании бесед никому не будет известно, и, конечно
это условие необходимо строго выполнять. Следует избегать нравоучительной
оценки деятельности ребенка. Психолог оценивает поведение ребенка и результаты
его творческой деятельности как проявление личности, старается понять
внутренние конфликты этой личности, ищет пути
конструктивного решения.
«ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК»
Симпто-мокомплес | № пп | Симптом | Балл |
Неза-щищен- ность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Рисунок в самом центре листа Рисунок в верхнем углу Дом, дерево – с самого края Рисунок внизу листа Много встроенных деталей Дерево на горе Очень подчеркнутые корни Непропорционально длинные руки Широко расставленные ноги Другие возможные признаки | 0,1,2 0,1,2 0,1,2 0,1,2 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Тревож-ность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Облака Выделение отдельных деталей Ограничение пространства Штриховка Линия с сильным нажимом Много стирания Мертвое дерево, больной человек Подчеркнутая линия основания Толстая линия фундамента дома Интенсивно затушеванные волосы Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,1 0,1,2,3 0,1,2,3 0,1 0,1,2 0,2 0,1,2,3 0,2 0,1 |
Недоверие к себе | 1 2 3 4 5 6 7 | Очень слабая линия рисунка Дом с края листа Слабая линия ствола Одномерное дерево Очень маленькая дверь Самооправдывающие оговорки во время рисования прикрывания рисунка Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Чувство непол-ноцен- ности | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Рисунок очень маленький Отсутствуют руки, ноги Руки за спиной Непропорционально короткие руки Непропорционально узкие плечи Непропорционально большая система веток Непропорционально крупные двумерные листья Дерево умершее от гниения Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Враждеб-ность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Отсутствие окон Дверь – замочная скважина Очень большое дерево Дерево с краю листа Обратный профиль дерева, человека Ветки двух изменений как пальцы Глаза – пустые глазницы Длинные пальцы Оскал, видны зубы Агрессивная поза человека Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 |
Конф- фликт-ность фру- страция | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Ограничение пространства Перспективы снизу /взгляд червя/ Перерисовывание объекта Отказ рисовать какой-либо Дерево на 2 дерева Явное несоответствие качества одного из рисунков Противоречивость рисунка и высказывания Подчеркнутая талия Отсутствие трубы на крыше Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,1,2,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 |
Трудности общения | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Отсутствие двери Очень маленькая дверь Отсутствие окон Окна без рам Излишне закрытые окна Выделенное лицо Лицо, нарисованное последним Отсутствие основных деталей лица Человек нарисованный схематично из палочек Дом. человек в профиль Руки в оборонительной позиции Высказывание об одиноком человеке, которого нарисовал Дверь без ручки Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 |
Депрес-сивность | 1 2 3 4 5 6 7 | Помещение рисунка в самый низ листа Вид дерева или дома сверху Линия основания, идущая вниз Линия, слабеющая в процессе рисования Сильная усталость после рисования Очень маленькие рисунки Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 |
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»
психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» https://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» https://qps.ru/6rsG2
Источник
Современная концепция дошкольного воспитания предусматривает гуманизацию педагогической деятельности педагога в вопросах индивидуального подхода к каждому ребенку. Необходимость индивидуального подхода в педагогическом процессе неоднократно подчеркивали в своих работах Е. А. Аркин, М. Я. Басов, Я. И. Ковальчук, В. А. Сухомлинский, А. П. Усова и др. Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника, он приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми, а также для полноценного развития личности каждого воспитанника ДОУ.
Для осуществления данной стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса важным условием является своевременная и регулярная диагностика развития психики каждого ребенка, которая позволит иметь достоверные данные об имеющемся на данное время уровне развития детей. Профессор Т. Д. Марцинковская определяет психодиагностику, применительно к дошкольному возрасту, как деятельность по психическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды ДОУ. Данная процедура предполагает вынесение психического диагноза, т. е. конечного результата деятельности психолога, направленной на описание и выяснения сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психологического обследования.
Осуществление диагностики в ДОУ позволяет учитывать координаты развития дошкольника в каждый возрастной период и определять место каждого ребенка на «шкале» развития, а, следовательно, на основе индивидуальных диагностических данных строить и осуществлять учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно.
Таким образом, введение диагностики в систему дошкольного образования объясняется насущной проблемой обратить внимание педагогов на индивидуальность ребенка, на присущие ему интересы и склонности.
На современном этапе отмечается недостаточность имеющихся разработок эффективных диагностических методик, направленных на получение информации о психическом развитии дошкольников, а также недостаточность разработки конкретно выделенных показателей — ориентиров развития психики ребенка.
Изучая диагностические методы, применяемые в условиях ДОУ (наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы, и анализ продуктов детской творческой деятельности), нами было отмечено, что особого внимания и более широкого применения заслуживают графические проективные методики. Рисуночные тесты или пробы являются наиболее удобным диагностическим средством психических особенностей детей по нескольким причинам:
а) они достаточно информативны;
б) при повторении они могут показать динамику психического состояния ребенка;
в) рисование — привычная деятельность для детей;
г) графические методы дают ребенку возможность проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее, а значит, рисунок несет на себе отпечаток личности, ее настроения чувств, особенностей представлений, отношений и т. д.;
д) данная процедура облегчает производство таких аспектов, которые ребенок выразить словами не в состоянии.
Изучая закономерности необратимого, направленного изменения психики, то есть психического развития детей старшего дошкольного возраста, нами были выявлены основные новообразования данного возрастного периода, которые правомерно стали считать показателями развития психики ребенка 6–7 лет:
— Произвольность психических процессов: а) память, б) воображение, в) мышление;
— Произвольная регуляция поведения;
— Самосознание, самоконтроль, самооценка.
Учитывая особенность процесса изобразительной деятельности: этапность, динамичность, наличие новообразований, а также большие возможности рисунка ребенка как диагностического средства: информативность, доступность, простота и естественность для дошкольника самого процесса; нами был разработан комплекс графических методик в виде рисуночных проб.
Используя данные графические методики, можно получить информацию об уровне сформированности психических процессов, личностных качеств ребенка шести — семи лет. Где показателем психического состояния дошкольника в рисунке является его способность использовать изобразительные средства, а также его отношение к самому процессу изобразительной деятельности:
— передача характерных особенностей объекта по памяти: цвет, пропорции, строение, размер говорит об уровне развития памяти у ребенка (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй собаку», «Нарисуй то, без чего не бывает праздника «Новый год»);
— способность быстро придумать и изобразить что-то оригинальное, необычное, красочное, эмоциональное, где достаточно хорошо прорисованы детали образа может показать, насколько развито творческое воображение и мышление у ребенка (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй сказочный лес», «Нарисуй что-нибудь необычное», «Нарисуй красивый и некрасивый цветок», «Волшебное яйцо»);
— способность дошкольника передать в рисунке все детали изображаемых объектов четко и ясно, нарисовать объект, как единое целое, при этом правильно передать пропорции, пространственные соотношения, величину; детализировать свой образ — является показателем уровня развития у дошкольника образно-логического мышления (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй зимний лес», «Нарисуй многоэтажный дом», «Косой дождь», «Нарисуй то, что бывает только зеленым (красным, синим, желтым)»;
— умение ребенка рисовать изображение крупно, использовать элементы декора, тщательно прорисовывать детали, отражать в рисунке характерные особенности самого себя: цвет волос, прическа, одежда — является показателем сформированности его самосознания (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй свой портрет», «Кем ты хочешь быть», «Нарисуй, какой ты плохой», «Нарисуй, какой ты хороший»);
— умение дошкольника правильно отображать в рисунке размер, форму, строение предмета, при закрашивании точно соблюдать предложенные правила; сосредоточенно, не отвлекаясь работать в процессе рисования — является показателем выявления сформированности произвольной регуляции поведения и способности проявлять волевые качества (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй такие же шары и правильно закрась их», «Продолжи эти линии»);
— умение ребенка работать по образцу, то есть проявлять интерес к выполнению достаточно сложного задания, использовать целенаправленные действия, в процессе работы контролировать их, опираясь на образец — сравнивать каждый элемент своего изображения с аналогичным на картинке — показывает об уровне сформированности самоконтроля и самооценки ребенка 6–7 лет (рисуночные пробы на темы: «Графический диктант», «Нарисуй такие же яблоки», «Нарисуй такую же картинку»).
Предположение, что рисунок может являться достоверным и эффективным средством диагностики психического развития детей старшего дошкольного возраста стало основой исследования, в ходе которого изучался уровень психического развития детей с помощью объективных методик, а также с использованием разработанных мною рисуночных проб (Нарисуй собаку», «Нарисуй сказочный лес», «Нарисуй свой портрет», «Нарисуй зимний лес», «Нарисуй такие же шары и правильно их закрась», «Нарисуй такую же картинку»).
В ходе сравнительного анализа полученных данных мы убедились, что показатели общего психического развития дошкольников имеют лишь незначительное расхождение в обоих случаях серий диагностики. Что позволило нам заключить следующее:
Диагностика, проводимая на основе разработанных нами рисуночных проб, может определять уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Значит, рисуночные пробы, в силу своих возможностей как диагностического материала, как удобного в организации процесса, а также учитывая необходимость наличия данного материала в арсенале и психолога, и педагога, должны широко использоваться для получения информации о психическом развитии каждого ребенка. На основе этих индивидуальных диагностических данных педагоги ДОУ смогут осуществлять личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, а значит полноценно развивать личность каждого своего воспитанника.
1. Рисуночные пробы
— «Нарисуй собаку»
— «Нарисуй то, без чего не бывает праздника Новый год»
Цель: выявление уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок способен передать характерные особенности объекта по памяти: цвет, пропорции, строение, размер.
Средний уровень — ребенок недостаточно четко передает пропорции и строение.
Низкий уровень — ребенок рисует схематично, не прорисовывая детали.
2. Рисуночные пробы
— «Нарисуй сказочный лес (дом, замок)»
— «Нарисуй что-нибудь необычное»
— «Нарисуй красивый и некрасивый цветок»
— «Волшебное яйцо» (ребенок рисует по шаблону контур яйца, затем дорисовывает полученное изображение по своему представлению)
Цель: выявление уровня развития творческого воображения и мышления.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок быстро придумывает и изображает что-то оригинальное, необычное, красочное, эмоциональное; детали и образы рисунка прорисовывает.
Средний уровень — ребенок рисует то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии.
Низкий уровень — ребенок рисует нечто неоригинальное, детали не очень хорошо проработаны, краски неярки.
3. Рисуночные пробы
— «Нарисуй зимний лес»
— «Нарисуй многоэтажный дом»
— «Косой дождь»
— «Снеговик весной»
— «Нарисуй то, что бывает только зеленым (красным, желтым, синим)»
Цель: выявление уровня развития образно-логического мышления.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок передает в рисунке все детали изображаемых объектов четко и ясно; объект нарисован, как единое целое; правильно переданы пропорции, пространственные соотношения, величина; изображение детализировано
Средний уровень — ребенок в рисунке прорисовывает не все детали, либо не совсем правильно передает отношение деталей; в изображении отсутствует 3–4 детали; недостаточно точно переданы пропорции, пространственное соотношение; величина объекта передана верно, не используются элементы декора.
Низкий уровень — ребенок рисует примитивно, не отражая соразмерность, характерные детали.
4 Рисуночные пробы
— «Нарисуй такие же шары и правильно закрась их»
— «Продолжи эти линии» (ребенку предлагается дорисовать достаточно сложные линии на листке в клетку)
Цель: выявление уровня сформированности произвольной регуляции поведения и способности проявлять волевые качества.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок правильно отображает в рисунке размер, форму, строение предметов; при закрашивании точно соблюдает предложенные правила; работает сосредоточенно, не отвлекается в процессе рисования; рисунок выполнен аккуратно, без ошибок.
Средний уровень — ребенок не совсем точно отображает в рисунке характерные особенности предложенных предметов: размер, форму, направление линий при закрашивании); в процессе работы сомневается в правильности выполняемых действий, задает вопросы; в результате приложенный усилий изображение получается не совсем правильным.
Низкий уровень — ребенок в процессе деятельности соблюдает предложенные ему правила выполнения задания; на протяжении рисования отвлекается, задает вопросы исследователю, ребенку требуется внешняя стимуляция, чтобы он закончил рисунок.
5. Рисуночные пробы
— «Нарисуй свой портрет»
— «Кем ты хочешь быть»
— «Нарисуй, какой ты хороший»
— «Нарисуй, какой ты плохой»
Цель: выявление уровня сформированности самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок рисует изображение крупно, тщательно прорисовывая детали; аккуратно закрашивает ярким цветом; в процессе деятельности старателен, внимателен; рисунок декорирован; изображение отражает характерные особенности самого ребенка: цвет волос, прическа, одежда.
Средний уровень — ребенок рисует изображение не крупно; соблюдает пропорции и формы отдельных частей тела; могут быть некоторые несоответствия размеров; не выделены характерные признаки пола; в процессе деятельности ребенок внимателен и старателен.
Низкий уровень — ребенок схематично изображает себя на рисунке, больше внимания уделяет изображению окружающего пейзажа; изображение не дорисовано, либо выполнено не аккуратно.
6. Рисуночные пробы
— «Графический диктант» или другое пошаговое выполнение задания
— «Нарисуй такие же яблоки»
— «Нарисуй такую же картинку»
Цель: выявление уровня сформированости самоконтроля и самооценки у ребенка 6–7 лет.
Параметры оценки:
Высокий уровень — ребенок с интересом выполняет достаточно сложное задание; действия дошкольника целенаправленные; рисунок выполнен максимально приближенно к образцу; в процессе работы ребенок постоянно опирался на предложенный образец — сравнивал каждый элемент своего изображения с аналогичным на картинке.
Средний уровень — ребенок не совсем точно отображает на рисунке предложенный образец, то есть на некоторых рисунках может быть изображено большее количество предметов или их неточное положение; ребенок в процессе деятельности не всегда обращается к образцу; в процессе работы внимателен, но в конце может утратить интерес к заданию
Низкий уровень — ребенок выполняет рисунок, не соответствующий предложенному образцу, изображение лишь несколько напоминает картинку исследователя; в процессе деятельности не все действия контролируются ребенком, многие ошибки остаются незамеченными.
Литература:
1. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка Ж. Психологическая диагностика № 4 2004.
2. Блейхер В. М., Бурлачук Психологическая диагностика интеллекта и личности — Киев, 1978.
3. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика — СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968.
5. Введение в психодиагностику/ Под ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисовой — М.: Изд.центр «Академия», 1999.
6. Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты — М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
7. Диагностика в детском саду/ Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной — Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
8. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников — СПб., 2002.
9. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста — М.: Просвещение, 1988.
10. Люблинская А. А. Воспитателю о психологии ребенка — М.: Просвещение, 1974.
11. Полуянов Ю. А. Дети рисуют — М.: Педагогика, 1988.
12. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике — М.: Дидакт, 1992.
13. Шмелев А. Г. и коллектив Основы психодиагностики — М., Ростов н/д: «Феникс», 1996.
14. Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной — М.: Просвещение, 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Высокий уровень, параметр оценки, проба, рисунок, процесс деятельности, старший дошкольный возраст, уровень, процесс работы, психическое развитие детей.
Источник