Рисование с ребенком 5 лет методика преподавания
Анастасия Рыбакова
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста
Первая младшая группа
В I полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалом:
• бумагой, краской
• карандашом
• кистью
Обучает техническим приемам:
• правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заостренного конца)
• пользоваться красками и кистью без нажима
• набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды
• промывать кисть
• легко водить карандашом по бумаге
Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей последовательно усложняются.
Во 2 полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо сверху вниз. Пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.
Также дети уже рисуют по замыслу, выбирают сами тему.
Так на занятии по теме «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев изображают землю.
На следующем занятии детям предлагается рисовать крону дерева комочком тряпочки, тем же «наматывающим» движением или комочком смятой бумаги (для этого бумагу надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем.
Вторая младшая группа
• Наглядные приемы
• Словесные приемы
• Игровые (картинки, загадки, стихи по теме) приемы
Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности, больше доверять им.
Словесными приемами обучения педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия сначала он объясняет задание, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождается словом, проверяет, не забыли ли они, как правильно держать кисточку.
В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки.
Дети 3-4 лет не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Рисунки нужно рассмотреть в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.
В первом квартале необходимо повторить пройденный материал, с целью закрепления умений и навыков.
Детей трехлетнего возраста продолжают учить проводить прямые линии (сверху вниз, слева направо,пересекать,замыкать в круглые формы).
Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии, чем горизонтальные.
Начинать надо с коротких вертикальных линий (например – рисование дождика).
Чтобы дошкольники лучше овладевали навыкам рисования, задания необходимо постепенно усложнять.
Во втором квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы, можно нарисовать смородину, сливу.
Уже в третьем квартале можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать, но и закрашивать не выходя за контур предмета.
В четвертом квартале
неплохо закрепить понятия «длинный» и «короткий»
Научить детей изображать простые предметы, проводить прямые и наклонные линии перекрещивать их без нажима, толстые и тонкие линии нажимая на весь ворс и проводя кончиком.
Рисовать фрукты и овощи в банке (силуэт банки педагог готовит заранее)
Чтобы научить детей размещать предметы на листе бумаги, предложите им рисовать цветы
Рисование круглых форм (лепестки цветка,
Прямых и наклонных вертикальных линий (стебельки, корешки, травка)
Можно поэкспериментировать с отпечатками ладошек, поищите в них вместе с ребенком художественные образы и дорисуйте.
Продолжаем экспериментировать с картофельными матрицами и овощами.
Средняя группа
Перед педагогом средней группы стоят задачи:
• Закреплять интерес к рисованию
• развивать наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность
• научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый.
• оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.
Дети должны учиться рисовать по памяти, грамотно размещать изображение на листе бумаги, работать карандашом и кистью: вести линию плавно, изменять направление линий, рисовать тремя – четырьмя красками.
Педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы – вертикальные и горизонтальные, наклонные, ломаные, кривые, дугообразные, предметы геометрической формы (круглая, овальная, треугольная, прямоугольная).
Научиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий-низкий).
Научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки. Уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, оценивать свою работу и рисунки других детей.
Воспитатель использует на занятиях приемы обучения:
• игровые
• словесные
• наглядные
В средней группе рисование продолжает оставаться игрой. Дети, например, с удовольствием рисуют елочные бусы, чтоб украсить елку; морковку угостить зайчика.
Старшая группа
Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи:
• развивать наблюдательность
• воображение
• инициативность
• самостоятельность
• учить детей описывать предмет
• сравнивать предметы по форме и цвету
• передавать пространственное воображение
• учить рисовать по памяти и по замыслу
Педагог должен знакомить детей с произведением декоративно – прикладного искусства:
• народными промыслами
• различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый)
• различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.)
• нейтральные цвета (серый, серо-голубой) создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила.
Предложите детям изобразить деревья определенных пород. Особое внимание следует уделять размещению изображений деревьев на листе.
Дети очень любят рисовать осень. Осенью следует обратить внимание на золотые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о разновидных видах деревьев и могут нарисовать их.
В старшей группе на занятиях по рисованию можно использовать такой нетрадиционный материал, как листья деревьев. Листок дерева покрывается краской, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки можно дорисовывать кистью.
Подготовительная к школе группа
Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:
учить рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры
знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира
образцами народного творчества
правильно размещать изображение на листе бумаги
учить передавать цвет и его оттенки, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный
учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок
развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, образное мышление
учить находить и передавать в рисунке сходство форм разных предметов
учить самостоятельно, подбирать нужный для работы материал: бумагу, краски, карандаши, кисти разных размеров
закрашивать рисунок карандашом или краской. Изменяя при этом направление штрихов или мазков
учить рисовать фигуры человека (в профиль, анфас, в движении)
учить рисовать разные виды транспорта
В 1 квартале детей учат передавать краски осенней природы (после целенаправленных наблюдений)
Сначала им предлагают нарисовать отдельные деревья, дети должны уже знать (дуб, береза, тополь, клен). Рассказывая о характерных признаках деревьев, воспитатель может использовать схематические изображения
Второй квартал приходится на зимний период. Задача воспитателя приучать видеть красоту зимней природы, передавать свои впечатления на бумаге. С детьми проводятся экскурсии в лес, парк.
В третьем квартале дети отображают весенние явления природы: ледоход, половодье, дождь, цветение садов и парков.
Также дети продолжают рисовать эпизоды из сказок, рассказов, рисуют по памяти
В четвертом квартале дети закрепляют знания и навыки, приобретенные в течение года, передают свои впечатления от летних наблюдений.
Дети уже рисовали раньше деревья. Поэтому воспитатель не показывает последовательность рисования, а только спрашивает, как надо делать.
Источник
Светлана Кривошеина
Программа по изобразительной деятельности. Обучение детей 5–7 лет рисованию с использованием нетрадиционных техник
Программа по изобразительной деятельности
«Мир вокруг нас»
(Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов в возрасте 5 – 7 лет)
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что основным методом в работе с детьми является наблюдение. В процессе своих наблюдений отметила, что дети пытливы, изобретательны, наблюдательны. Многие из них к пяти годам имеют свою точку зрения. Проявляют интерес ко всему новому, неизвестному, любят экспериментировать и радуются даже своему самому малому успеху. Я поняла, что это для них важно, и приняла решение сделать занятия для детей более познавательными, творческими, «живыми».
Целью занятий рисованием ставлю: развивать творческие идеи у детей и навыки изображения. Учить детей анализировать форму предмета и уточнять знания о нем. Искать место детской инициативе, воображению, фантазии, возможности ребенка выполнять задания, опираясь на свой личный опыт и знания.
Особенно на первых занятиях целесообразно использовать прием показа для разъяснения технических приемов работы. Наглядный метод и входящие в него методические приемы (осязание предметов, движение руки в воздухе, как бы обрисовывающие предмет, его части). Словесные методы (пояснять, что и как следует выполнять, беседовать с детьми, задавать вопросы, предварительно сообщив тему занятия). Игровые приемы (предлагать детям роль: мастеров, художников, архитекторов). Дидактические игры (на развитие, формирование и овладение сенсорными эталонами, на получение новых цветов и др.).
На занятиях рисованием необходимо учитывать особенности и возможности материалов, и чаще давать возможность выбора детям. Предварительно ознакомив детей с материалами: гуашью, пастелью, тушью, пером, палочками, губкой, и обучить техническим приемам работы с ними.
Данная программа позволит познакомить детей с понятиями: композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение, набросок.
Чтобы закрепить в памяти детей эти понятия, необходимо обеспечивать повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением программного материала. Такой подход к занятиям позволит, без особых усилий, познакомить детей: с жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж); с декоративно – прикладным искусством (на примере народных мастеров из г. Городца, с. Золотая Хохлома, с. Гжель, с. Дымка. Дети познакомятся с художественно – графическими техниками: тычок жесткой кистью, свеча + акварель, монотипия, отпечатки, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечаток силуэта, цветной граттаж, аппликационный метод, работали пастельными мелками.
Все занятия разбиты на циклы по месяцам. Каждый из них имеет свое название и включает в себя предметное, сюжетное, рисование, по собственному замыслу и с натуры.
Важным, считаю цикл «Цветоведение», он рассчитан на 8 – 9 занятий. На них дети познакомятся с цветами спектра. Узнают, что цвета делятся на хроматические (цвета радуги, и на ахроматические (черный, белый, серый, основные (красный, синий, желтый, промежуточные (оранжевый, фиолетовый, зеленый, последний считается нейтральным).Дети научатся: получать промежуточные цвета, используя основные, путем их смешения; дифференцировать теплые и холодные цвета; разбеливать краски и получать их оттенки; находить цветовой контраст.
Неотъемлемой частью программы считаю цикл «Декоративно – прикладное искусство».Здесь дети учатся: познавать прекрасное, ценить труд других людей, делать окружающим их людям приятное. На занятиях этого цикла у детей разовьется чувство цвета, ритма, композиции.Закрепится навык: работы со схемами, дифференцировать цвета, координировать движения руки и глаза, использования различных технических приемов. Во время изображения элементов орнамента детям часто приходится работать концом кисти, этот прием развивает мелкую моторику пальцев руки, что очень важно для детей готовящихся к поступлению в школу.
Очень понравится детям циклы «Портрет» и «Изображение людей».На таких занятиях дети покажут все свои возможности: знания, умения, навыки. Проявят фантазию, воображение, любовь к близким людям. Закрепят умение работать со схемами и с различными художественными материалами.
На занятиях цикла «Изображение цветов», «Изображение животных» и «Природа» дети научатся различать формы предметов, сравнивать их, учитывать во время изображения. Работать со схемами, определять возможности и особенности материалов. Закрепят знания о жанрах живописи, научатся их различать. Проявят творчество, воображение, фантазию, ассоциативное мышление.
Все занятия строятся с учетом сенсомоторного опыта детей. Дети учатся видеть линию в образе (например, рассматриваем шерсть барана и видим сходство с линией виде соединенных между собой петелек, а у козы – с зигзагообразной линией и т. д.).
На занятиях циклов «Воздух, земля, вода» и «Что мы умеем» дети познакомятся с нетрадиционными техниками, со способами их выполнения и применения. Смогут проявить свой потенциал, возможности, знания, умения, навыки, владение техническими приемами, все то чему они научились.
В следующих разделах можете ознакомиться с задачами и тематическим планом работы на год.
Программа направлена:
• На полное овладение системой эталонов цвета путем знакомства со всеми тонами, представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, получения цветов путем смешения других;
• На развитие способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения, развивать внимание, память, зрение с опорой на представления о цвете;
• На развитие способности определять жанры живописи путем ознакомления с произведениями изобразительного искусства;
• На сенсомоторное развитие через моделирование предметной среды;
• На развитие восприятия путем синтеза и анализа объектов и предметов;
• На овладение детьми техническими приемами в работе с различными художественными средствами;
• На развитие крупной и мелкой моторики рук при ознакомлении детей с различными художественно – графическими техниками;
• На развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления через осмысление детьми схематического изображения;
• На реализацию потенциальных возможностей детей в отражении мира через художественное творчество;
• На развитие инициативы, творчества, через возможность самостоятельного выбора детьми изобразительных материалов, с учетом личного опыта.
Тематический план работы по рисованию на год
для детей в возрасте 6 -7 лет.
Октябрь Цветоведение
1. «Как я провел (а) лето»
2. «Радуга – дуга» (смешение красок)
3. См. занятие № 2.
4. «Ветка рябины» (натюрморт в теплых тонах)
5. «Поздний виноград» (натюрморт в холодных тонах)
Ноябрь
Цветоведение
6. «Листопад» (техника «набрызг», «монотипия», «оттиск»)
7. «Мерзнет зайка под кустом» (свеча +акварель)
8. «Зимняя ветка» (цветной гроттаж, примакивание губкой)
9. «Пришла зима в лес» (метод тычка)
Декабрь Архитектурные сооружения
10. «Город ночью» (техника набрызг, вырезывание силуэта)
11. «Домик для Бабы – Яги» (пастель)
12. См. занятие № 11.
13. «Жилище деда мороза» («тычок жесткой кистью»)
Январь Декоративно – прикладное искусство
14. «Городецкий петушок» (роспись)
15. «Хохломские узоры» (роспись)
16. «Гжельский чайник» (роспись)
17. «Дымковские игрушки» (роспись)
Февраль Изображение человека
18. «Клоун – музыкант» (гуашь)
19. «Как я гуляю со своими родителями» (по желанию)
20. «Папа может все что угодно» (по желанию)
21. «Как я помогаю маме» (по желанию)
Март Изображение цветов
22. «Цветы для любимой мамы» (аппликационная техника)
23. «Букет сирени» (оттиск смятой бумагой + трафарет)
24. «Мои любимые цветы» (используя способы и методы)
25. «Цветущая весна» (используя методы и способы)
Апрель Воздух, земля, вода
26. «Красавица Земля» (пятнокляксография)
27. «Обитатели океана» (цветной граттаж)
28. См. занятие №28.
29. «Рисованная мозаика» (тычок ватной палочкой)
30. «Красивое – некрасивое» (по желанию)
Май Что мы умеем
31. «Мозаика» (с использованием пластилина и пера и туши)
32. См. занятие № 30.
33. «Герб семьи» (по желанию)
34. См. занятие № 32.
Тематический план работы по рисованию на год для детей в возрасте 5 -6 лет.
Октябрь Природа
1. «Осенний букет» (набрызг)
2. «Осенний натюрморт» (гуашь)
3. «Осенний пейзаж» (сухая кисть, набрызг, штамп)
4. «У природы нет плохой погоды» (по желанию)
5. «Осеннее настроение» (оттиск смятой бумагой)
Ноябрь Изображение животных
6. «Лебеди на пруду» (методом тычка)
7. «Осень пришла в горы» (пастель)
8. «Козы на лугу» (методом тычка/пастелью)
9. «Такие разные котята» (методом тычка)
Декабрь Архитектурные сооружения
10. «Праздничный салют в городе» (техника «набрызг»)
11. «Домик для Бабы – Яги» (примакивание губкой, смешение красок)
12. «Зимний город» (черно – белый гроттаж)
13. «Узоры Деда Мороза» (пятнокляксография с трубочкой)
Январь Декоративно – прикладное искусство
14. «Городецкие узоры» (роспись)
15. «Золотая Хохлома» (роспись)
16. «Голубая Гжель» (роспись)
17. «Дымковские игрушки» (роспись)
Февраль Портрет
18. «Веселый клоун» (пастель)
19. «Эмблема моей семьи» (гуашь)
20. «Портрет папы» (по желанию)
21. «Портрет мамы» (по желанию)
Март Изображение цветов
22. «Тюльпаны для мамы» (гуашь)
23. «Букет сирени» (метод тычка)
24. «Полевые цветы» (примакивание, оттиск смятой бумагой)
25. «Ромашки» (пастель)
Апрель Природа
26. «Небылицы» (кляксография с трубочкой)
27. «Ежи на полянке» (метод тычка, кляксография с трубочкой)
28. «Подводное царство» (обводка силуэта по контуру пером)
29. См. занятие №28.
30. «Рисование по замыслу» (по желанию)
Май Природа
31. «Березовая роща» (примакивание губкой)
32. «Сосновый бор» (оттиск смятой бумагой)
33. «Утро на реке» (пастель)
34. «Где бы я хотел (а) провести лето? (по желанию)
Список используемой литературы
1. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2 – е испр. И доп. Под ред. С. В. Парафеевой, М., «Просвещение», 1972.
2. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ. Под ред. Докт. Пед. Наук Н. П. Сакулиной. Изд. 5 – е, испр. М., «Просвещение», 1971.
3. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старших групп дет. Сада. М., «Просвещение», 1976.
4. Рисованиес детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
5. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 224 с.
6. Аверина И. Е.Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. – М.:Айрис – пресс, 2005, — 144с.
7. Ремезова Л. А. играем с цветом.Формирование представлений о цвете у дошкольников 4 -5 лет: Методика. – М.: Школьная пресса 2004.- 96 с.
8. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисованиеметодом тычка с детьми 3 -7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д»,2004.-64с. (опыт работы практического педагога)
9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.:Педагогика, 1981. – 240 с. ,16 л. ил.
10. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.:
Источник