Рифмы слов для ребенка 5 лет

20 Сен 2011 Автор

Ekaterina

Разработала  учитель-логопед

Кондрашова Галина Николаевна

МДОУ «Детский сад №3»

Станица Каневская

Игра «Рифмы»

Мы в рифмы играли –  слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу:  на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним  летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Игра«Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей  пушку,

А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…( мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,…( далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки:  мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку   и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…( жетон).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий…(голос).

Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…(дождь).

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья не слышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

Случай приключился раз-

Перевернули медный…(таз).

Любит дед табачок,

А внучок -…(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…(русак).

Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала…(кровь).

Привёз корабль спортсменов  в порт,

Отправились они на …(корт).

На столе осталась крошка,

Покормила птичек…(Прошка).

Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи…(розы).

Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

В царстве сказок собран бал –

Были там и стар, и …(мал).

Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно…(шапка).

Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш…(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

Читайте также:  Невроз ребенок 5 лет симптомы

На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале…(тройка).

Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

Бегал на лугу щенок,

Сплела Лена для него…(венок).

Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

Называет Иру папочка:

« Моя дочка -…(лапочка)».

Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

Любят сериалы киски,

Покупают в « Треке»…(диски).

Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины…(детки).

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email.

Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики —
Логопеду в помощь:

  • Фонетические разминки
  • Специфика коррекционно-развивающей работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних детей
  • Опыт по диагностике детей с общим недоразвитием речи [1 языковой уровень]

Источник

Каждый взрослый может вспомнить строчки из детских стихотворений, которые заучил в далеком детстве. Простые рифмы врезались в память на долгие годы. В обучении детей раннего и дошкольного возраста рифмованные тексты занимают особое место. Стихотворения закладывают в детях первые нравственные идеалы и расширяют словарный запас.

Значение рифм

Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.

Дети, которым с рождения читали книжки, начинали разговаривать раньше, чем те, которые были предоставлены сами себе.

Скептики утверждают, что читать младенцам – бессмысленное занятие, поскольку они ничего не понимают. Действительно, малыш не понимает смысла прочитанного. Важно другое.

Он слышит мамину речь, привыкает к ней, со временем узнаёт отдельные слова, чувствует ритм речи. Эмоционально окрашенная речь привлекает внимание.

Всё это имеет огромное значение для формирования его собственной речи спустя небольшое время. Рифмованные потешки и прибаутки воспринимаются лучше всего. Дети любят ритм и выразительное чтение. Слова, схожие по произношению, запоминаются легче благодаря ассоциативным связям. Родителей удивляет, когда в раннем возрасте дети с ходу запоминают стихи. Это очень хорошая тренировка головного мозга, нужно всячески поддерживать малышей к повторению, а позже – к подбору рифм. Это увлекательно, а главное – полезно.

Рифмы развивают фонематический слух, слуховое восприятие и языковое чутьё.

Рифмы для детей до 3 лет

Начиная с рождения нужно читать ребёнку короткие стихотворения и потешки. Это не только будет способствовать развитию речи в дальнейшем, но и сформирует привычку совместного чтения.

Читать стихи нужно, чётко проговаривая слова, при этом немного растягивая гласные.

Их малыш начинает выделять из речи довольно рано. Чтение нужно сопровождать мимикой. Рифмы должны быть простыми: бычок – бочок, котик – ротик, мяч – вскачь.

Очень полезны для формирования чувства ритма такие рифмы, которые можно подбирать самим практически на любое действие:

ша-ша-ша-ша-ша, была каша хороша;

жу-жу-жу-жу-жу, я с ребятами дружу;

гу-гу-гу-гу-гу, быстро-быстро убегу и т. д.

Смысл здесь второстепенен, главное – ритмическая речь и повторяющиеся слоги. С детьми постарше на основе таких «бубнилок» можно придумывать игры на первое стихосложение.

Рифма для детей дошкольного возраста способствует более быстрому запоминанию.

Можно использовать короткие стихотворения в воспитательных и образовательных целях. Например, выучить цвета светофора и их значения, названия животных, фрукты, овощи и т. д. С помощью стихотворных текстов можно запомнить практически любой материал.

Как объяснить ребёнку понятие рифмы

Рифма – это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских стихах обычно используют распространённые точные рифмы: солнце – оконце, котик – ротик, мост – рост и т. д. Более сложные, оригинальные рифмы встречаются в поэзии для старшего возраста.

Виды рифм

  • Мужская. Ударение падает на последний слог (домой – молодой).
  • Женская. Ударение находится на предпоследнем слоге (злато – богато).
  • Дактилическая. Ударение падает на третий слог от конца слова (ухабина – впадина).
  • Гипердактилическая. Ударение падает на четвёртый или последующий слог (протягиваются – притрагиваются).

Чтобы объяснить ребёнку, что же такое рифма, можно привести знакомый многим пример из сказки «Незнайка в Солнечном городе».

Напомним, главный герой решил заняться сочинением стихов и подбирал рифмы к словам. Поэт объяснил Незнайке, что слова должны оканчиваться одинаково. У Незнайки в результате рифмовались «палка» и «селёдка».

Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.

Определение для детей! Рифма – это слова, похожие по звучанию: Маша – каша, гайка – чайка, бетон – жетон и другие.

Читайте также:  Алименты на мать ребенка до 1 5 лет

Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково – главное, чтобы они сочетались между собой (гололедица – не едется).

Последовательность обучения дошкольников составлению рифмованных текстов

Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.

Cловесным экспериментам ни в коем случае нельзя мешать. Напротив, нужно поддерживать ребёнка в поиске рифм и в сочинительстве. Это формирует чувство красоты речи, родного языка и развивает воображение.

Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.

Этапы обучения дошкольников рифмованным текстам

1. Детей нужно познакомить с алгоритмом создания рифмованного текста. Сначала знакомят с понятием рифмы и её местонахождением (в конце строки).

Примерный алгоритм, который можно предложить дошкольнику от 4 лет:

1) Жил-был…

2) Какой или как звали…

3) Что делал?

4) Вывод. Всё, что можно сказать об объекте.

Алгоритм меняется в зависимости от темы стихотворения и целей занятия.

2. Совместное со взрослым создание простого стихотворения по алгоритму.

3. Ребёнок пробует самостоятельно придумать небольшой стихотворный текст. Нельзя подгонять дошкольника, иронизировать над его попытками или слишком давить. Процесс должен увлекать малыша. Если у него не получается, взрослый помогает. Рано или поздно ребёнок сам научится подбирать рифмы.

Буриме: примеры рифм для детей

Буриме – сочинение стихотворений на заданные рифмы. Эта литературная игра появилась во Франции в XVII веке. Развлечение быстро набрало популярность. Вельможи соревновались друг с другом в остроумии. Сейчас эта игра незаслуженно подзабыта.

Правила классической игры:

— рифмы должны быть разнородными;

— их нельзя изменять;

— тема стихотворения оговаривается заранее.

Для детей, конечно, игра адаптируется под возраст и индивидуальные способности.

Дошкольнику можно предложить сочинить свои собственные стихи.

Подбирается пара рифм, затем с этими словами нужно придумать предложения. Например, берётся пара «грызёт – ползёт». Сначала ребёнок придумывает первое предложение. Обычно получается простое нераспространённое предложение типа «Щенок грызёт». Взрослый наводящими вопросами помогает дополнить предложения. Вопросы могут быть такими:

— Какое настроение у щенка?

— Что грызут обычно щенки?

— Где щенок грызёт?

Работа со вторым предложением продолжается по такому же принципу.

Может получиться что-то подобное:

Весёлый щенок громко косточку грызёт,

Серая мышка тихо в домик свой ползёт.

Такие стихи собственного сочинения запомнятся ребёнку надолго.

Игры на рифмы для дошкольников

Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.

Рифмы для детей дошкольного возраста будут отличной альтернативой планшету или мультикам.

1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.

2. В детском саду, а позже и в начальной школе широко используются смешные загадки для детей с ответами в рифму.

Я в густом лесу

Видел рыжую … (лису). 

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал … (зайчик). 

Все девчонки и мальчишки

Очень любят читать … (книжки).

3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.

Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.

Примеры:

— котик, домик, ротик;

— спит, пить, кит;

— пастух, петух, пакет.

4. Игра для двух и более детей – придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.

5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:

га-га-га-га-га – нога;

ба-ба-ба-ба-ба – труба;

ла-ла-ла-ла-ла – юла.

Чтение детских стихотворений и собственные первые стихи будут способствовать развитию речи у дошкольников и развивать творческие способности.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

Текст прошел проверку у экспертов

педагог по подготовке к школе

педагог по ментальной арифметике

Ирина Михайловна

методист образовательного холдинга «ИнПро»

педагог по иностранным языкам

Сейчас в текущем разделе «Стихи, рифмы» также читают

Источник

Значение рифм

Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.

Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.

Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.

Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения по данной теме.

Игра «Рифмы»

Мы в рифмы играли –  слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Читайте также:  Шапка ребенку 5 лет

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу:  на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним  летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Игра « Добрый слон»

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки»

слова подарки можно придумать свои,  и получатся новые рифмы.

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей  пушку,

А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)

Рифмы-миниатюры

  • В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка).

  • Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

  • Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

  • Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

  • Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

  • Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

  • Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

  • На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

  • Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

  • На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

  • Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

  • В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

  • В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

  • Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

  • Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

  • В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

  • В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

  • На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…( жетон).

  • Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

  • Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

  • Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

  • Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

  • Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

  • Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

  • У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий…(голос).

  • Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…(дождь).

  • Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

  • Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

  • Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья неслышно трель,

Заглушает её…(дрель).

  • Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

  • Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

  • Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

  • Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

  • Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

  • Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

  • Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

  • Убежали с клумбы козы,

Очень уж колючи…(розы).

  • На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

  • На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

  • Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

  • Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

  • В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

  • На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

  • Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

  • Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

  • С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

  • Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

  • Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

  • Бегал на лугу щенок,

Сплела Лена для него…(венок).

  • Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

  • Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

  • В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

  • У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

  • Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

  • Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

  • На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

  • Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

  • Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

  • На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

  • Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

  • Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

«Подбери рифму без картинок»

Вот как мы стихи писали,

Рифмы хором подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Из окошка виден дом,

Красят стены в доме … (том).

Есть у котика игрушка-

Деревянная … (катушка).

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

«Загадки-рифмовки»

  • Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
  • У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
  • В реке большая драка: поссорились два… (рака)
  • Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
  • Не боюсь я слова «брысь», — я лесная кошка… (рысь)
  • Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?… (петушок)
  • Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
  • Вяжет мама длинный шарф, потому что сын — … (жираф)

Для ребят постарше:

  • Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, 
    Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) 
  • «Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» – 
    И покраснела… (божья коровка) 
  • Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней) 
  • Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: 
    Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) 
  • Злая, как волчица. Жжется, как горчица! 
    Что это за диво? Это же… (крапива) 
  • В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: 
    Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится — … (ерш)

Источник