Результаты исследования личностного развития ребенка
Светлана Свибович
Мониторинг личностного развития ребенка
Мониторинг личностного развития ребенка
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с воспитателем и специалистами детского сада. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей посещающих дошкольное образовательное учреждение, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 1). В совокупности приведенные в таблице личностные качества позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому воспитателю и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен в соответствии с целевыми установками программы ДОУ.
Технология определения личностныхкачеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (усидчивость, заинтересованность, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, диагностическую беседу, метод незаконченного предложения.
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью воспитатель оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 2).
Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Рекомендуемый возраст 4 года (средняя группа) При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
Таблица 1.
Показатели
(оцениваемые параметры) Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Баллы
Методы диагностики
I.Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
II.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
III.Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам в группе) Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.
Способность активно побуждать себя к практическим действиям.
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
Умение воспринимать общие дела, как свои собственные — терпения хватает меньше чем на занятия
— терпения хватает больше чем на занятия
— терпения хватает на все занятие
-волевые усилия ребенка побуждаются извне
— иногда – самим ребенком
— всегда – самим ребенком
— ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне
— периодически контролирует себя сам
— постоянно контролирует себя сам
завышенная
— заниженная
— нормальная
— интерес к занятиям продиктован ребенку извне
— интерес периодически поддерживается самим ребенком
— интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
— периодически провоцирует конфликты
— сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
— пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
— избегает участия в общих делах
— участвует при побуждении извне
— инициативен в общих делах
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
5
10
5
10
Наблюдение
Наблюдение
Метод незаконченного предложения.
Беседа
Беседа
Наблюдение
Метод незаконченного
предложения
Таблица 2
Индивидуальная карточка воспитанника
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка___
Возраст, группа___
Ф. И. О. педагога___
Дата начала наблюдения___
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационно-волевые качества:
Терпение
Воля
Самоконтроль
Ориентационные качества:
Самооценка
Интерес к занятиям в детском саду
Поведенческие качества:
Конфликтность
Тип сотрудничества
Личностные достижения
Индивидуальная работа, направленная на выработку личностных качеств
требующих коррекции
Позитивная
динамика
Используемая литература при разработке диагностической карты.
Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей //Дополнительное образование. 2004, №12. 2005, №1
Источник
Диагностика личностного развития младшего школьника
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №10 г. Павлово
Грачева Тамара Викторовна
Диагностика – анализ развития личности ребёнка, выявление положительных его сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Цели диагностики:
- раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности
- выявление путей и способов коррекции
- прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.
Рассмотрим алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач:
- Изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учащихся
- Постановка воспитательных задач с учётом индивидуальных особенностей ученика
- Выбор и реализация приёмов воспитания
- Оценка успешности мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии детей.
Таким образом, планирование учителем воспитательной работы начинается с изучения индивидуальных особенностей учащихся.
Дети, поступающие в первый класс, такие разные, но все они хотят учиться, учиться хорошо, быть успешными. Задача учителя помочь им в этом, опираясь на
ресурсы учебного успеха и саморазвития ребёнка:
«знаю» (обученность)
«могу» (внимание, память, модальность, доминирование полушарий)
«умею» (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ) навыки
«хочу» (уровень развития мотивационно — потребностной сферы.
Память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей, — это практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы, особенно, в начале обучения, пока не сформированы на достаточном уровне общеучебные навыки.
Методы и приёмы диагностики разные: тесты, опросники, анкеты, беседы, наблюдения, социометрия. Существует много авторских методик. Мы, учителя, выбираем те из них, которые являются наиболее информационными и простыми в применении и обработке.
Например, зачем учителю важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено? Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают левую полусферу доски, тёмный цвет мела на светлой доске, а «левополушарники» с точностью наоборот. Очень важно уже то, на какой вариант мы посадим этих детей. Предпочтения у «левополушарников» и «правополушарников» разные и в условиях, необходимых для возникновения стабильной учебной мотивации, и в восприятии и переработке информации. Доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации.
Информацию об индивидуальных особенностях учащихся можно получить и в процессе наблюдений за учащимися.
Например, о развитии познавательной активности можно получить информацию на основе наблюдений за начинающим учеником в ходе выполнения им заданий.
Критерии следующие:
- Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы учителю, прилагает усилия к преодолению трудностей, просит дополнительные задания , желает продолжить контакт
- Средний уровень: ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, инициатива отсутствует, вопросов задает немного, при помощи учителя способен к преодолению трудностей
- Низкий уровень: к выполнению заданий приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается, отказывается от работы.
Информация об уровне познавательной активности помогает учителю выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться, занять позицию учителя.
Параметры для изучения | Что даёт полученная информация учителю |
Обучаемость | Основание для определения дозы педагогической помощи |
Внимание | Информация для проектирования способов подачи материала, форм самостоятельной деятельности учащегося |
Память | Основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала ( в форме, удобной для запоминания именно этому ученику) |
Модальность | Основание для выбора способа подачи материала и форм самостоятельной работы ученика |
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга | Понимание, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие |
Мыслительные умения | Целенаправленный выбор формы заданий и вопросов, компенсирующий недостатки мыслительных навыков |
Уровень развития мотивационно-потребностной сферы | Основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю |
Организационные умения | Эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося |
Коммуникативные умения | Важные параметры при планировании и организации форм и видов работы |
Познавательная активность | Выбор тактики обучения |
Статус ребёнка в классе, характер его общения со сверстниками отражает социометрия.
Если школьник имеет статус «принятого» или «изолированного», следует узнать, свойственна ли ребёнку малая общительность постоянно или она проявляется только в классе. Это позволит выбрать направление помощи ему. Особенную тревогу вызывают «отвергаемые» дети, являющиеся как бы «козлами отпущения» в классе. Необходима трудная и долгая работа по включению их в классный коллектив.
Одно из заданий, которое используется для определения статуса ребёнка в коллективе, называется «3 конфетки». Детям предлагается написать, кого из класса они бы угостили, если бы у них было 3 конфеты. После тестирования полезно детям дать задуматься, что чувствовал бы каждый из них, если бы не получил ни одной «конфетки», поразмышлять над тем, почему одни дети получают много «конфет» от своих товарищей, а другие – мало или вообще не получают, поговорить о том, что такое дружба в классе, как она должна проявляться. Цель беседы – пробудить в детях чувство сострадания, подчеркнуть важность терпимости к другим, внимательного отношения к окружающим. Таким образом, диагностическое задание является ещё и развивающим.
Показателен УБВ (уровень благополучности взаимоотношений) в классе.
Сравнивают количество детей, имеющих статус «лидеров» и «предпочитаемых», с количеством детей, имеющим статус «принятых», «изолированных» и «отвергаемых».
Если первое больше, то УБВ – высокий, если эти количества примерно равны, то средний, если первое меньше, то УБВ – низкий.
Изучение уровня сформированности детского коллектива ведётся и через мини-сочинения детей на темы:
— «Какой Я?»
— «Если бы у меня была волшебная палочка…»
— «Мои друзья»
— «Какой я друг?»
— «Каким я стал?»
— «Кому я хочу сказать спасибо?»
— «Какой он, наш 4Б?»
Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейны, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»
Одноклассники Одноклассники
Дружные, хорошие Весёлые, добрые
Учатся, спорят, веселятся Думают, играют, помогают
Уважают друг друга, помогают Вместе учатся, отдыхают
Друзья Друзья
Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков ведётся через методику «Фантастический выбор». Предлагаются примерно такие задания:
- «Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?»
- «Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?»
- «Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей».
- «У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?»
- «Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь «.
На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Детям такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей, а общение детей по результатам работы позволит им почерпнуть положительный опыт поведения в различных ситуациях.
Проведя в первом классе социометрическое исследование по методике «Цветик-семицветик», я обнаружила, что почти все желания детей связаны с самим собой, любимым. Лишь 16 % пожеланий детей предполагаются для близких, 8 % — для одноклассников и 4 % — для всех людей.
Данные результаты, естественно, нацеливают учителя на решение следующих задач:
- Организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности и, как следствие, развитие коммуникативной культуры.
- Создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуальных творческих потенций.
- Коррекция индивидуального развития учащихся, предупреждение дезадаптации.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит задача не только выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения диагностики необходима коррекционная работа, которая вкрапляется в содержание уроков и внеклассных мероприятий.
Например, виды работы, направленные на:
- снятие конфликтности
— Коррекция поведения с помощью ролевых игр
-Формирование адекватных форм поведения в коллективе
-Снятие напряжения у детей (релаксация)
- Коррекцию тревожности
-Рисование спиралевидными линиями
-Пластилиновая живопись
-Изображение своего настроения
-Формирование умелости и уверенности руки
Вся информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет учителю отслеживать развивающий эффект и своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Диагностика необходима учителю, чтобы понять, какие учебные действия и у каких детей необходимо формировать уже в первые недели обучения, предвидеть, кто не умеет принять инструкцию и кому её надо повторять несколько раз, кто должен постоянно вслух проговаривать свои действия, кто нуждается в постоянной пошаговой помощи со стороны учителя.
Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что в конечном счёте позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.
Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь; в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.
Источник
В данном исследовании нами были рассмотрены проблемы своеобразия личностного развития детей-инвалидов по слуху, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни в сравнении с детьми с сохранным слухом.
По результатам проведенного исследования, мы пришли к следующим результатам.
Так, с помощью проективной методики «Лестница» мы узнали, что уровень самооценки у детей-инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом заметно отличаются, как по возрасту, так и по наличию дефекта (результаты представлены в таблице 1).
Таблица 1. — Особенности самооценки детей — инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом:
Уровень самооценки | Дети — инвалиды по слуху | Дети с сохранным слухом | ||
7 лет | 11 лет | 7 лет | 11 лет | |
Неадекватно завышенная | 70% | 50% | 0% | 0% |
Высокая | 23% | 15% | 14% | 33% |
Адекватная | 7% | 25% | 73% | 50% |
Низкая | 0% | 0% | 14% | 17% |
Таким образом, мы видим, что 70% детей-инвалидов по слуху в возрастной категории 7 лет, имеют неадекватно завышенную самооценку, в то время как у детей с сохранным слухом данный вид самооценки отсутствует. Также у 50% детей — инвалидов по слуху в возрастной категории 11 лет, уровень неадекватно завышенной самооценки по сравнению с детьми-инвалидами по слуху (7 лет) заметно уменьшается, но также пока остается, как самый высокий показатель.
Такие различия в результатах связаны с тем, что на формирование завышенной самооценки у детей с нарушенным слухом влияют разные факторы — условия семейного воспитания, учебные навыки и достижения, степень развития коммуникативных навыков, условия обучения. Так же влияет и тот факт, что дети-инвалиды по слуху получают похвалу за меньшие достижения. Замедленные темпы интеллектуального развития у детей-инвалидов по слуху приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа.
По методике выбора цветов М. Люшера мы узнали, что дети — инвалиды по слуху показали результаты, несколько отличающиеся от показателя уровня самооценки (результаты представлены в таблице 2).
Таблица 2. — Уровень направленности детей-инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности (возраст 7 лет):
Наименование позиций | Отношение к цвету | Цвет | Дети-инвалиды по слуху | Дети с сохранным слухом |
1 позиция | Наиболее предпочитаемые цвета, желаемое состояние | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
2 позиция | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
| |
3 позиция | Ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
4 позиция | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
| |
5 позиция | Безразличие к цвету, нейтральное отношение к нему | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
6 позиция | Синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
| |
7 позиция | Негативное отношение к цвету, стремление подавить какую либо потребность, мотив, настроение | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
8 позиция | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
В таком же порядке были протестированы дети-инвалиды по слуху и дети с сохранным слухом в возрастной категории 11 лет, которые показали, с целью сравнения особенностей личностного развития, эмоционального состояния, направленности детей на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности (результаты представлены в таблице 3).
Таблица 3. — Уровень направленности детей-инвалидов по слуху и детей с сохранным слухом на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности (возраст 11 лет):
Наименование позиций | Отношение к цвету | Цвет | Дети-инвалиды по слуху | Дети с сохранным слухом |
1 позиция | Наиболее предпочитаемые цвета, желаемое состояние | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
2 позиция | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
| |
3 позиция | Ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
4 позиция | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
| |
5 позиция | Безразличие к цвету, нейтральное отношение к нему | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
6 позиция | Синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
| |
7 позиция | Негативное отношение к цвету, стремление подавить какую либо потребность, мотив, настроение | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
8 позиция | синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый фиолетовый коричневый черный серый |
|
|
В результате мы видим, что в возрастной категории 7 лет, спокойное и удовлетворенное состояние на момент обследования у детей-инвалидов по слуху 10% из 100%, чувство уверенности -12%, сила волевого стремления, агрессивность, возбуждение 4%, активность и стремление к общению 37%.
В результатах детей с сохранным слухом есть существенные различия в личностных качествах на момент обследования: удовлетворенное и спокойное состояние на момент обследования 18% из 100%, чувство уверенности -40%, сила волевого стремления, агрессивность, возбуждение 6%, активность и стремление к общению 24%.
В сравнении с возрастной категорией 11 лет у детей-инвалидов по слуху на момент обследования 16% из 100, чувство уверенности -13%, сила волевого стремления, агрессивность, возбуждение 6%, активность и стремление к общению 36%.
В результатах детей с сохранным слухом есть существенные различия в личностных качествах на момент обследования: удовлетворенное и спокойное состояние на момент обследования 16% из 100, чувство уверенности -33%, сила волевого стремления, агрессивность, возбуждение 6%, активность и стремление к общению 26%. По результатам методики мы видим в сравнении с возрастными группами 7 и 11 лет, что у детей с нарушенным слухом самый высокий показатель это стремление к общению, а у детей с сохранным слухом чувство уверенности. Такие различия говорят о том, что у детей-инвалидов по слуху не удовлетворена потребность в общении, что компенсируются дополнительными цветами в негативной форме. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.
Также по этой методике были усчитаны взаимные расположения основных цветов в первых позициях второй серии в сравнении с показателями детей с сохранным слухом 7 и 11 лет. (Результаты представлены в таблице 4).
Таблица 4:
Сочетание цветов | Дети-инвалиды по слуху | Слышащие дети | ||
7 лет | 11 лет | 7 лет | 11 лет | |
Синий и желтый | 23% | 43% | 6% | 8% |
Зеленый и красный | 3% | 33% | 13% | 18% |
Красный и желтый | 10% | 15% | 10% | 15% |
Синий и красный | 0% | 2% | 13% | 14% |
Зеленый и желтый | 13% | 5% | 6% | 20% |
В результате характерологическими и личностными наклонностями у детей-инвалидов по слуху в возрастных категориях 7 и 11 лет не имеют существенных отличий. Так, на первом месте это субъективная направленность «вовнутрь», зависимость испытуемых от среды 7 лет-23%, 11 лет-43%. Слышащие же дети в первую очередь отмечают свою автономность, самостоятельность в принятии решений и благоприятный баланс зависимости от среды как субъективной, так и автономной направленности.
Таким образом, из результата взаимного положения основных цветов, мы видим, что у детей-инвалидов по слуху преобладание интровертированного типа характерологических особенностей, наличие конформизма, не способность принять самостоятельно решений, в отличие от детей с сохранным слухом. Положение основных цветов на последних позициях (6, 7, 8) то есть показатели тревоги, негативного состояния, и наличия компенсации негативного эмоционального состояния через основные цвета среди детей-инвалидов 7, 11 лет и детей с сохранным слухом, той же возрастной категории показали результаты существенно отличающиеся (результаты представлены в таблице 5).
Таблица 5. — Показатель тревоги, негативного состояния и наличия компенсации среди детей-инвалидов и слышащих детей 7 лет:
Наименование показателя | Дети- инвалиды с нарушенным слухом | Дети с сохранным слухом | ||
7 лет | 11 лет | 7 лет | 11 лет | |
Тревога | 66% | 54% | 9% | 11% |
Компенсация | 30% | 40% | 100% | 100% |
То есть, по результатам проведенных методик дети-инвалиды по слуху (интерпретация по 3 и 4, 6,7,8 позициях) наибольшее количество показали наличие тревоги, нейротизма это цвета черный 20%, коричневый и серый 16% из 100%. У детей с сохранным слухом наиболее предпочитаемые цвета имели существенные отличия, так чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство 33%, активность, стремление к общению, экспансивность, веселость 26%, сила волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение 20%.
Свое неблагополучное состояние путем компенсации дети-инвалиды по слуху в возрасте 7 лет показали с наименьшими показателями 30% из 100%,в сравнении с показателями уже более старших детей с нарушенным слухом (11 лет) 40% из 100%.
Такие различия характерны тем, что маленькие дети еще не способны самостоятельно справляться с источниками стресса, хотя различия не существенны. Только взрослея личностно, ребенок с нарушенным слухом может адекватно воспринимать стрессогенный фактор.
У детей с сохранным слухом, 100% компенсация своего невротического состояния через цвета психологического благополучия — активность, стремление к общению, веселость или через наступательные тенденции, силу волевого усилия.
Такие результаты связаны с тем, что дети-инвалиды по слуху относительно позднее знакомятся с многообразием чувств человека, это и трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, поздно возникает сопереживание тем или иным литературным героям. В результате мир переживаний ребенка-инвалида по слуху обедняется, упрощает складывающиеся межличностные отношения. Затруднения в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, повышению раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.
Далее нами была проведена проективная методики «Моя семья» с целью изучения и сравнения уровня взаимоотношения между членами семьи, как дети воспринимают свое место в семье, как они относятся к семье в целом и к отдельным членам семьи, какой климат и особенности взаимоотношений доминируют в семьях с детьми-инвалидами по слуху и с детьми с сохранным слухом (результаты представлены в таблице 6).
Таблица 6. — Анализ структуры изображения рисунков детей-инвалидов по слуху и детей, имеющих сохранный слух:
Структуры изображения рисунка | Дети — инвалиды по слуху | Слышащие дети | ||
7 лет | 11 лет | 7 лет | 11 лет | |
Детализация изображенных членов семьи | 83% | 79% | 10% | 13% |
Разъединение рук | 50% | 63% | 20% | 13% |
Объединение рук | 50% | 37% | 80% | 87% |
Изображение полной семьи | 36% | 40% | 57% | 74% |
Искажение реального состава семьи | 64% | 60% | 43% | 26% |
Изображение всех членов семьи | 36% | 55% | 37% | 44% |
Уменьшение состава семьи | 24% | 20% | 23% | 11% |
Увеличение состава семьи | 40% | 25% | 40% | 49% |
Отсутствие, каких либо частей тела у всех членов семьи | 83% | 77% | 0% | 0% |
В результате в рисунках детей-инвалидов по слуху характерна явная схематичность рисунков, детализация изображенных членов семьи 7 лет 83% из 100, 11 лет 79% из 100, низкий уровень эмоциональных связей 50% из 100%, 11 лет 63% из 100%, присутствие эмоционального конфликта 7 лет 64% из 100%, 11 лет 60% из 100, увеличение состава семьи 7 лет 40% из 100%, 11 лет 25% из 100%.
Отсутствие, каких либо частей тела у всех членов семьи — ушей и рук, что говорит о низком уровне коммуникации, так дети 7 лет показали 83% из 100%, дети 11 лет 77% из 100%, хотя в процентном соотношении в сравнении с 7 летними детьми с нарушенным слухом, коммуникативные особенности несколько увеличиваются. Рисунки детей с сохранным слухом несколько отличаются от предыдущих тем, что рисунки более развернутые, яркие, декорированные, использовались разные цвета. Низкий уровень эмоциональных связей 7 лет 20% из 100%, 11 лет 13% из 100%, сплоченность членов семьи 7 лет 80% из 100%, 11 лет 87% из 100%, эмоциональный комфорт- 57% и 44% из 100%, эмоциональный конфликт 43% и 26% из 100%.
Такие различия характерны неудовлетворенностью психологически-эмоциональных связей между членами семей, ?