Режим ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.
- Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.
- Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент.
- В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.
- При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.
- Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.
Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:
- ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
- частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
- отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
- трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.
Режим дня ребенка
от года – до года и шести месяцев (1,5 лет).
Особенности возрастного периода
На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.
Сон
Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.
В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.
Кормление
Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.
В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.
Бодрствование
Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.
Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.
Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.
Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-360. Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 10 и доводят до 240. Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.
Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.
Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).
В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.
Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:
Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.
Бодрствование: 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.
Сон: первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.
Прогулка: после обеда и полдника.
Купание: 19.
Режим дня ребенка
от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет.
Особенности возрастного периода
Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.
Сон
После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.
Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон – 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.
Кормление
Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.
Бодрствование
Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.
Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.
Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.
Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 10, от 35-370 и доводится до 24 – 280. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.
К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.
Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:
Кормление: 8, 12, 15.30, 19.30.
Бодрствование: 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.
Сон: 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.
Прогулка: после завтрака и полдника.
Купание: 18.30.
Режим дня ребенка от 2 до 3 лет.
Особенности возрастного периода
Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.
Сон
На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.
Кормление
Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).
Бодрствование
Каждый период бодрствования занимает 6 – 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 – 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.
Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.
Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.
Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.
В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.
Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:
Кормление: 8, 12.30, 16.30, 19.
Бодрствование: 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.
Сон: 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.
Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.
Обливания: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).
Купание: перед ночным сном.
Источник
Правильный режим дня и его своевременная организация является залогом здоровья ребенка, его легкой адаптации к садику и в последующем к школе. Кроме того, режим дня является основой воспитания. В организме малыша 1 — 3 лет постоянно происходит ряд изменений, по этим причинам режим дня целесообразно менять. В промежуток от одного до трех лет режим дня несколько меняется трижды.
Родителям важно знать, что все рекомендации не строгие и нет никаких стандартов. И режим ребенка должен совпадать с потребностями ребенка. Резко переводить малыша с одного режима дня на другой нельзя, это может спровоцировать отрицательные эмоции ребенка, малыш станет капризным, из-за недосыпа происходят частые смены настроения, формируется рассеяность, и возможны различные проблемы со здоровьем малыша.
Режим дня малыша от 1 – 1,5 лет.
На втором году жизни в организме малыша происходят различные изменения, дети быстро устают, но за день выполняют очень много полезных и важных дел. Малыши начинают активно ходить, пользоваться ложкой, начинают произносить несложные слова, но словарный запас постоянно пополняется. Все эти действия требуют больших энергетических затрат.
Малыши могут спать один или два раза в день, первый сон может составлять 2 – 2,5 часа, второй сон чуть меньше, около 2 часов. Но чаще всего малыши спят один раз днем, около 3-4 часов. Перед тем как ложиться спать, его необходимо умыть, минимум за полчаса до укладывания в постель. Для того, чтобы малыш хорошо спал, его необходимо укладывать спать на дневной и ночной сон примерно в одно и тоже время. Это поможет сформировать некий рефлекс.
В летнее время года сон малыша должен быть на свежем воздухе, допустимо спать на улице, веранде, если позволяет температурный режим. Если такой возможности нет, то спать малышу необходимо хотя бы при открытой форточке или окне. Также в теплое время года, когда световой день больше, дневной сон ребенка должен быть немного длиннее, а вот укладывать малыша спать на ночь необходимо чуточку позже.
Кормить малыша необходимо 4 раза в день, с перерывом в 3,5-4 часа. Режим дня малыша должен выстраиваться так, что бы после кормления был период бодрствования, активные игры, прогулки, занятия, после необходим сон до следующего кормления. Именно такой распорядок дня обеспечит нормальное состояние малыша.
Продолжительность периодов бодрствования между сном должно составлять 4,5-5 часов. Укорочение времени сна, или удлинение времени бодрствования не допустимо, так как это может привести к перепадам настроения, малыш не сможет сразу уснуть, его нервная система будет слишком возбуждена.
В активный период ребенок малыш может заниматься своими делами, а именно познавать окружающий мир. Малыша необходимо занять прогулками, играми или развивающими занятиями. Очень большое значение уделяется прогулкам с ребенком, прогулки должны совершаться два раза в день. Желательно гулять после обеда и перед ужином, а время прогулок должно быть не меньше часа. В зимнее время это может быть 1,5 часа, но в зависимости от температурных показателей на улице, в теплое время года прогулки смело можно увеличить до 2 часов.
Не менее важны гигиенические процедуры, которые должны проводиться 2 – 3 раза в неделю и обязательно перед сном, ванная расслабляет малышей и поможет легче уснуть. Во время водных процедур малышам необходимо прививать их первые гигиенические навыки. К этим навыкам относится мытье рук, умывание и т.д. так же малыша именно с этого возраста необходимо приучать садиться на горшок, и сидеть рядом с ним пока не получиться результат.
Примерный режим дня для карапузов 1 – 1,5 лет.
Утренний подъем должен быть в 7.30 – 8.00, после пробуждения, необходимы утренние ванные процедуры.
Завтрак 7.30 – 8.00
Бодрствование должно занимать период после завтрака и до обеда, некоторые детки могут захотеть лечь спать уже в 10 – 10.30.
После пробуждения, во временной промежуток между 12 – 15.30, необходимо пообедать, и обязательно погулять с малышом. После прогулки малыши должны ложиться спать, и если малыш спит один раз в день, то предпочтение отдается послеобеденному сну.
После пробуждения в 17.00 следует полдник, и прогулка, карапуз бодрствует до ночного сна. Перед ночным сном, малыша необходимо искупать в 19.30, покормить малыша необходимо в 20.00. Уснуть малыш должен в 20.30 – 21.00.
Режим дня малышей от 1,5 – 2 лет.
В этом возрасте у малышей прибавляется еще больше нужных дел, малыши стоят пирамидки из кубиков, участвуют в процессе одевания, особенно любимы застежки на обуви, уже могут самостоятельно пить, при этом в собственных ручках держать кружку или поильник. В своих играх карапузы применяют увиденное или услышанное, могут кормить любимую игрушку, или пытаться расчесывать ее.
С достижением 1,5 лет, даже те малыши, которые спали 2 раза в день, переходят на режим с одним дневным сном. Продолжительность такого сна составляет 3 – 3,5 – 4 часа. На долю ночного сна приходится 10 – 11 часов, получается, что в общей сумме малыши спят 13 – 14,5 в сутки.
Рацион питания ребенка так же остается 4 разовым, с промежутками между кормлением 3,5 – 4,5 часов. Интервал между кормлениями, когда ребенок не спит, не должен быть больше 3,5 часов. Карапуз во время бодрствования активен, занимается важными и подвижными играми, организм быстро расходует запас энергии. После утреннего пробуждения завтракать ребенок должен не позднее чем через час, такого же правила необходимо придерживаться и перед ночным сном, ужин должен быть не более, чем за час перед сном. Такие простые правила обеспечат ребенку хорошее активное утро, и хороший ночной сон.
Периоды между сном увеличиваются, и должны составлять 5 – 5,5 часов. Все свое свободное время малыши посвящают так же играм, родителям важно помнить об активных и познавательных играх с малышом. Детвора в таком возрасте с удовольствием использует различные лопатки, ведерки, собирает песочные «куличики». По этим причинам количество прогулок с ребенком остается прежним — 2 раза. Но несколько меняется порядок прогулок, с малышом можно гулять либо после завтрака, либо до обеда, и, придя домой покушать и укладываться спать. Вторая прогулка должна быть после полдника. Продолжительность прогулки остается такой же, как и для малышей 1 – 1,5 лет, но допустимо увеличение прогулки не более чем на 20 минут.
К двум годам малыши уже должны самостоятельно проситься на горшок, но это не строгое правило. Бывают ситуации, когда малыши увлечены игрой, и не всегда могут дать понять родителям о своих нуждах. Родителям важно это знать, и не впадать в панику, когда с их ребенком произойдет подобное. Мамам надо предлагать малышу посидеть на горшке, тем самым напоминая и отвлекая его от игры. Обязательно малыша надо высаживать на горшок после и перед сном.
Примерный режим дня для карапузов 1,5 – 2 лет
Просыпаться малыш должен в 7.30, как говорилось ранее, завтрак должен быть не менее чем через час, оптимальное время для завтрака 8.00. за завтраком следует период бодрствования, в этот период можно погулять или занять ребенка полезной и интересной игрой.
В 12 часов с малышом необходимо пообедать, и с 12.30 – 15.30 малыш должен спать. После пробуждения следует полдник и прогулка. В зимнее время года прогулку можно заменить домашним семейным общением, а погулять с малышом, когда светло, т.е. после обеда. Вернувшись с прогулки, в 18.30 малыша необходимо искупать. В 19.30 у малыша должен быть ужин, и только после ночной сон, карапуз должен спать с 20.30 до 7.30.
Режим дня для ребенка от 2 – 3 лет.
Этот возрастной период особенно важный в развитии малыша. Так как идет формирование самостоятельности и творческой натуры ребенка. Малыши уже начинают говорить предложениями, часто повторять все, что слышат вокруг. Речь ребенка постепенно приближается к речи взрослого. Карапузы могут самостоятельно одевать и снимать носочки, рубашку или майку. Просятся на горшок самостоятельно, обозначая какие действия малыш намерен выполнить.
В этот период времени малыши могут отказываться от дневного сна вообще, но родителем важно заменить этот период спокойными играми, или другой деятельностью малыша. Например, рассматривать книжку, или смотреть мультики, такие спокойные периоды в режиме дня ребенка помогут расслабиться нервной системе ребенка и не допустить переутомления. Если малыши спят днем, то, как правило, это послеобеденный сон.
Периоды бодрствования продолжают увеличиваться и составляют 6 – 6,5 часов. Для малышей, которые ведут очень активный образ жизни, или детки, которые ослаблены, периоды бодрствования можно сократить примерно на час. Периоды бодрствования должны состоять из череды активных и пассивных занятий, именно это правило не допустит переутомления нервной системы ребенка, так как малыши и все еще быстро возбудимы, и могут быстро уставать от одного и того же вида деятельности.
Прогулки с малышом могут увеличиваться в летнее время года, если в зимнее время в зависимости от погодных условий прогулки не должны превышать 1,5 часов, так малыш может быстро замерзнуть, то в теплое время года практически все бодрствование и даже дневной сон, можно перенести на улицу.
У малышей 2 – 3 лет уже сформировался стойкое восприятие к горшку, но родителям рано расслабляться, высаживать малыша все еще необходимо, и предлагать сходить в туалет особенно на улице, когда малыш заигрался. В этом возрасте важно закрепить умения малыша, для этого необходимо хвалить малыша, и закрепить это постоянными повторениями.
Применение режим для малышей 2 – 3 лет.
Пробуждение 7.30
Завтрак 8.00
После завтрака следует период бодрствования до 12 можно погулять с малышом, или заняться полезными играми или занятиями.
Обед 12.30
Сон 13.00 – 15.30
После сна, следует полдник 16.00 и прогулка, или занятия до 19.00
Ужин 19.30, купать малыша необходимо перед самым сном.
Ночной сон с 20.30 – 7.30.
Источник