Режим дня его значение в жизни и развитии ребенка в доу консультация
Консультация для воспитателей ДОУ:
«Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка».
Воспитатель: Погодина О.В.
г. Ярославль
2017 год.
Консультация для воспитателей ДОУ:
«Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка».
Режим жизни детей, его значение во всестороннем развитии ребенка.
Режим дня, это размеренный распорядок действий на весь день.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового ребёнка и правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Важнейшим условием всестороннего и гармоничного развития детей является рациональный режим дня. Это точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном учреждении только этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов.
Количественные и качественные показатели режима должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, способствовать укреплению его здоровья, улучшению физического и психического развития. В целом режим дня в дошкольном учреждении является оздоровительным, формирующим личностные качества ребенка, такие, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, чистоплотность и т.п.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Физиологические основы режима дня.
Правильный режим основывается на главной закономерности жизненных процессов — их периодичности. Еще И.П.Павлов обратил внимание на то, что в живом организме все подчинено ритму, цикличности и соразмерности физиологических функций.
Иван Петрович Павлов
При правильной организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе. Многократное повторение одних и тех же безусловных рефлексов способствует образованию миелиновой оболочки вокруг нервного волокна, благодаря чему скорость передачи возбуждения возрастает. Ребенок отвечает на обращение не только быстрее, но и более адекватно в результате того, что возбуждение, поступающее в кору, ограничивается одним центром, а не распространяется на другие. Сила нервных процессов также увеличивается. Происходит совершенствование органов чувств, восприятия и ответных реакций.
Проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов, которая создает определенный динамический стереотип. Это и является физиологической основой режима дня. Ребенок прочно усваивает последовательность действий. Так, например, вымыв руки перед едой, он сразу садится за стол, а не бежит к игрушкам. Сев за стол, сразу начинает есть, потому что сама подготовка к еде условно рефлекторно повышает аппетит. Создается аналогичная настройка и на все другие режимные процессы. Это способствует достижению лучших результатов при более экономной трате сил.
Правильно организованный режим создает оптимальную возбудимость центральной нервной системы, способствует ее высокой работоспособности и вызывает преобладание положительного эмоционального настроя. Все это является непременным условием здоровья и гармоничного развития ребенка.
Значение каждого режимного процесса.
Как бы целесообразно ни строился режим — с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастикапризвана «будить» организм ребенка, настраивать его на действенный лад, но в то же время умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т. д. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду.
Сон
Сон — это очень сложное явление. Изучение физиологии сна выявило, что он состоит из двух, сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного сна более продолжительная, это фаза глубокого сна, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза — это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти. Таким образом, во время сна мозг продолжает работать, увеличиваются его кровоснабжение и потребление кислорода.
Очевидно значение сна для детей дошкольного возраста, поэтому его организация требует должного внимания. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию.
Закаливание
Важным элементом режима дня является закаливание — научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. К нему лучше всего приступить с детского возраста.
Наиболее существенными средствами закаливания являются естественные природные факторы — воздух, вода, солнечные ванны. Процедуры закаливания проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития. Сила закаливающего фактора воздуха, воды, солнца увеличивается постепенно, не допуская переохлаждения. Закаливание осуществляется регулярно в течение всего года, учитывая особенности климата, сезона, погоды. Все закаливающие процедуры применяются на фоне положительного эмоционального настроения.
С помощью закаливания можно избежать многих болезней. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
Прием пищи
Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах четырех часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. Даже небольшая задержка завтрака, обеда или ужина затрудняет четкое выполнение последующих режимных процессов, создает предпосылки для нарушения у детей аппетита.
Прогулка
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
Занятия (НОД)
Занятия (НОД) являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей.
Игра
Игра ребенка, по данным советских психологов, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.
Во второй половине дня в ходе подъема детей, умывания, полдника, подготовки и проведения прогулки продолжается работа по закаливанию, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности у детей, формирование у них волевых и моральных качеств личности.
Правила при выполнении всех режимных процессов:
Индивидуальное обращение по имени к каждому ребенку.
Замечания нужно делать индивидуально, не в присутствии других детей группы.
Не использовать повелительную форму.
Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой, не громкой, выразительной.
Не допускать, чтобы дети долгое время находились без движения.
Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.
Нужно учитывать дни недели.
Единство воспитательных требований.
Индивидуальный подход.
Принцип постепенности.
Учет индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режима (гибкий режим).
Гибкий режим — конкретные действия, направленные на обеспечение психического благополучия ребенка, во время его пребывания в детском дошкольном учреждении. Это комфортное, оптимальное состояние ребенка.
Установленный для всего коллектива режим, общие требования программы детского сада не всегда совпадают с уровнем и особенностями развития некоторых детей, типами их высшей нервной деятельности. Общий режим в полной мере не отвечает также возможностям детей с отклонениями в состоянии здоровья. Такие воспитанники больше других нуждаются в индивидуальном подходе. Особого внимания к себе требуют и дети, перенесшие острые респираторные заболевания. Ослабленные дети нуждаются в щадящем режиме. Прежде всего, им нужно увеличить продолжительность сна, укладывая первыми и поднимая последними. Учитывая трудность засыпания, следует оберегать их от волнений, создать спокойную обстановку в группе. При необходимости для отдельных детей (в целесообразных пределах и на определенный период времени) изменяют режим дня, приблизив его к режиму предыдущей возрастной группы. При этом нужно помнить, что повышение требований, предъявляемых к ребенку в процессе воспитания, и перевод его на общий режим в течение года должен осуществляться постепенно.
Нужно вместе с родителями провести анализ обычного поведения ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания, важно обратить внимание на особенности дневного сна. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и эмоциональное настроение ребенка. Индивидуальные биоритмологические околосуточные особенности следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий. Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах. Основное биоритмологическое правило ежедневной организации и проведения занятий ,заключается прежде всего в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов. «Жаворонки» успешно справляются с заданиями на первых занятиях, тогда как «совам» необходимо время, и довольно длительное, для того чтобы войти в оптимальный рабочий ритм. Поэтому от таких детей не обязательно добиваться полных и правильных ответов в утренние часы, лучше часть работы с ними перенести на дневное или даже более позднее время. Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей с повышенной плаксивостью и раздражительностью, у «сов» по утрам, а у «жаворонков» во второй половине дня, что необходимо учитывать родителям и воспитателям при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми.
Условия гибкого режима:
Учитывается состояние здоровья детей.
В соответствии с погодными условиями ( -18 С )
Самочувствие детей.
Утомляемость детей.
Перевозбуждение детей.
Карантин.
Желание родителей.
Источник
Воспитатель, Юрьева. С. Я.
Консультация для родителей: «Режим дня и его значение в жизни ребенка»
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлений поможет правильная организация режима дня. Что такое режим дня?
Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и предусматривает организационный режим для дошкольника:
Дневной и ночной сон определенной продолжительности с соблюдением времени подъема и отхода ко сну;
- Регулярное питание;
- Определенная продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
- Правильное чередование труда и отдыха;
- Определенное время для физзарядки и личной гигиены.
Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что появившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большей мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Один из мало важных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.
По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве – чередование всех форм деятельности организма в определенном режиме. Воспитать в ребенке чувство ритма – не слишком сложно: самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то произошла задержка с приготовлением пищи. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно выдерживать его, когда ребенок становиться старше и начинает просить «чуть-чуть» задержаться, опоздать, отложить и т.д.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главным видом отдыха – сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время.
Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.
Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет:
Дети до 3 лет | От 3 и старше | |
Общая продолжительность сна | 12 часов 50 минут | 12 часов |
Ночной сон | 10 часов 30 минут | 10 часов 15 минут |
Дневной сон | 2 часа 20 минут | 1 час 45 минут |
В течении дня – лучший вид отдыха для ребенка – подвижные игры, занятия физкультурой и спортом.
Кто из родителей не знает о пользе закаливания и физкультуры в укреплении организма ребенка, повышении его устойчивости к заболеваниям. Большинство из них умеет проводить закаливание осторожно и систематически, широко используя воздух, солнцу и воду (комнатные воздушные ванны, пребывание на свежем воздухе и т.д.). Но о значении активных действии для здоровья ребенка многие не знают. Часто взрослые предпочитают, чтобы ребенок играл в спокойные игры, меньше бегал и прыгал, что ведет к излишней вялости. Ограничивая ребенка в движении, родители неосознанно наносят вред здоровью ребенка.
Не мало важной является ежедневная прогулка на свежем воздухе, активные игры с детьми – непременный пункт в распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребенка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми.
Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды.
В холодное время года нужно проводить на улице, по меньшей мере, 2-4 часа в сутки, а летом ребенок может проводить все дома как можно больше времени.
Питание – это один из важных пунктов режима дня. Полноценное питание – это залог здоровья вашего чада. Наверное, не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины.
Дети, не соблюдая режим, больше подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня для своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразиться на всех сторонах жизни и здоровья вашего ребенка.
Примерный режим для дошкольника в семье:
8.00 | Подъем |
8.15 | Гимнастика, умывание или обтирание |
8.45 | Завтрак |
10.00 | Занятия и игры дома |
10.00- 13.00 | Прогулка, игры на воздухе |
13.00-13.30 | Обед |
13.30-15.00 | Дневной сон |
15.00-15.30 | Полдник |
15.30-18.30 | Прогулка, игры на воздухе |
18.30-19.00 | Ужин |
19.00-20.30 | Спокойные занятия, вечерний туалет |
20.30-21.00 | Сон |
Источник