Режим дня для центра развития ребенка
Размещаю давно обещанный пример правильного, на мой взгляд, расписания занятий в детском клубе. Понятно, что вариантов может быть множество, однако следующие принципы остаются верными в большинстве случаев.
1. Принцип приоритета преподавателя
Как-то раз меня попросили «проинспектировать» расписание готовящегося к открытию детского клуба премиального уровня. Оно выглядело примерно так (в клубе два учебных помещения). 10.00: в первом помещении – детская йога, во втором – подготовка к школе, 11.00 – музыка и английский язык, 12.00 – занятия с годовалыми малышами и танцы.
Я объяснила руководителям будущего центра, что им будет сложно найти хорошего преподавателя, скажем, по английскому языку, который согласится приезжать на одно занятие в день. Или ему нужно будет предлагать завышенный гонорар.
Конечно, можно попробовать найти (или подготовить) более или менее универсального преподавателя, который может заниматься и с малышами, и с детьми постарше, вести иностранный язык и танцы. Но здравый смысл и опыт показывают, что быть хорошим специалистом во многих областях сразу невозможно. К тому же, к каждому занятия нужно готовиться.
Получается, в один день преподавателю нужно будет провести подготовку к двум-трем совершенно разным учебным дисциплинам. И еще не известно, как отреагируют родители на то, что преподаватель такой «многостаночник».
Все понимают, насколько зависит успех клуба от хорошего педагога. Чтобы привлечь такого человека, нужно создать для этого условия.
Мотивация работать в вашем центре повысится, если вы предложите приезжать не на одно, а на три, а лучше 4-5 занятий сразу. Поэтому я предложила следующий вариант: 10.00, 11.00 и 12.00 – занятия с малышами соответственно одного, двух и трех лет. А в другом помещении – детская йога (или другое двигательное занятие) и танцы для двух возрастных групп, ведь все эти три занятия может вести один педагог.
2. Принцип «неполоманого» расписания
Он делится на два подпункта. Первое – в большинстве случаев я бы советовала не делать расписание «понедельник – четверг», или «вторник – пятница», особенно для детей старше четырех лет.
Понятно, что для эффективности занятий понедельник-четверг – это лучше, чем вторник-четверг. Перерывы между занятиями практически одинаковые, более равномерно распределена нагрузка и домашние задания, если они есть, в течение недели.
Однако в большинстве кружков и детских секций занятия проходят в понедельник-среду-пятницу или вторник-четверг(-субботу). Многие дети совмещают, например, занятия в спортивной секции и занятия иностранным языком. И если у вас занятия по английскому проходят в понедельник и четверг, а ребенок ходит по нечетным дням на спорт (не к вам), эти два занятия будут друг с другом конфликтовать. И не факт, что выбор будет сделан в вашу пользу.
Я считаю, что расписание «понедельник-среда-пятница» и «вторник-четверг» легче встраивается в расписание детей и родителей, а значит, у вас будет больше клиентов.
Второй признак «ломаности» расписания – разное время начала занятий. Например, в один день недели – 16.00, во второй – в 19.00. Родители будут путаться, забывать, пропускать. Не катастрофа, но хорошего мало.
Исключения составляют те случаи, когда вы создаете группу под уже занимающихся в вашем клубе детей. Например, они занимаются музыкой, а хотят еще и танцы у того же преподавателя. Тут вы, конечно, ищете «окна» и ставите занятия туда, где есть свободное время.
3. Принцип незагруженности комнаты ожидания
Если у вас две или несколько учебных комнат, а зона ожидания совсем небольшая, разведите начало занятий в этих двух помещениях на 10-20 минут.
Например, в одном помещении занятия начинаются без пяти минут любого часа, а во втором помещении – в десять минут следующего часа. Это поможет уменьшить толкучку.
4. Принцип дополнительного занятия
Составьте расписание таким образом, чтобы клиентам было удобно приходить сразу не на одно, а на два занятия. Например, после английского остаться на рисование, а после подготовки к школе –на музыку.
Допустим, сегодня вечером у вас в двух классных комнатах работают два преподавателя – по английскому и по музыке. Если в 4 часа группа занимается языком группа шестилетних детей, то на 5 часов поставьте музыкальное занятие для этого же возраста.
Вы увидите, что многие родители будут оставлять своих детей на второй курс, даже если изначально и не планировали на него ходить.
Старайтесь, чтобы первым был более сложный, а вторым более легкий курс. Заниматься английским после подготовки к школе будет очень тяжело. А вот рисованием, лепкой, музыкой, танцами гораздо легче.
5. Принцип возможности выбора времени
После того, как вы составили расписание, проверьте, чтобы у клиентов была возможность выбора времени.
Скажем, несколько раз переделывая расписание, вы можете не заметить, что у вас, например, две группы полуторагодовалых детей, и обе начинают в одиннадцать. И две группы двухлетних, которые начинают в десять.
Если вы сделаете одну рокировку, то у родителей полуторагодовалых малышей появится выбор: десять и одиннадцать, то же самое с двухлетними. Повышаются ваши шансы попасть в расписание ребенка.
Пример расписания
Ниже – сам пример расписания. Пожалуйста, не считайте его истиной в последней инстанции. Я предлагаю его лишь как пример, от которого можно отталкиваться.
Время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
---|---|---|---|---|---|---|---|
9.30 | Мини-сад (2 группы) | Субботняя 4-часовая программа (география + физкультура + творчество + игры) 4-8 | Дни рождения, кукольные спектакли, мастер-классы, тематические вечеринки | ||||
10.00 | Развитие 2-3 | Музыка 2-3 | Развитие 1.5-2 | Бэби-фитнес 1-1.5 | Развитие 2-3 | ||
Мини-сад (2 группы) | |||||||
11.00 | Развитие 1.5-2 | Музыка 1-1.5 | Развитие 1-1.5 | Бэби-фитнес 1.5-2 | Развитие 1.5-2 | ||
Мини-сад (2 группы) | |||||||
12.00 | Развитие 1-1.5 | Музыка 1.5-2 | Развитие 2-3 | Бэби-фитнес 2-3 | Развитие 1-1.5 | ||
Мини-сад (2 группы) | |||||||
13.00 | |||||||
14.00-17.00 | Индивидуальные занятия с логопедом или с педагогами по английскому языку, подготовке к школе, хореографии | Дни рождения, кукольные спектакли, мастер-классы, тематические вечеринки | |||||
17.00 | Подготовка к школе 4-5 | Развитие 2-3 | Подготовка к школе 4-5 | Развитие 2-3 | Лего-конструирование 4-6 | ||
Акробатика/капоэйро 6-8 | Хореография 6-8 | Акробатика/капоэйро 6-8 | Хореография 6-8 | Театр 3-5 | |||
ИЗО-студия 4-6 | Английский 4-5 | Арт-студия 4-6 | Английский 4-5 | ИЗО-студия 5-7 | |||
18.00 | Подготовка к школе 5-6 | Развитие 3-4 | Подготовка к школе 5-6 | Развитие 3-4 | Лего-конструирование 6-8 | ||
Акробатика/капоэйро 4-6 | Хореография 4-5 | Акробатика/капоэйро 4-6 | Хореография 4-5 | Театр 5-7 (сдвоенное занятие) | |||
ИЗО-студия 4-6 | Английский 5-6 | Арт-студия 4-6 | Английский 5-6 | ИЗО-студия 3-5 | |||
19.00 | Подготовка к школе 6-7 | Развитие 4-5 | Подготовка к школе 6-7 | Развитие 4-5 | Шахматы 5-7 | ||
Акробатика/капоэйро 5-7 | Хореография 5-6 | Акробатика/капоэйро 5-7 | Хореография 5-6 | Театр 5-7 (сдвоенное занятие) | |||
ИЗО-студия 5-7 | Английский 6-7 | Арт-студия 5-7 | Английский 6-7 | ИЗО-студия 6-8 |
Источник
Îñîáåííîñòè ðåæèìà äíÿ îáùèå ñîâåòû
Ïðàâèëüíûé ðåæèì äíÿ ðåáåíêà óêðåïëÿåò íåðâíóþ ñèñòåìó, ñòèìóëèðóåò äåÿòåëüíîñòü îñòàëüíûõ ñèñòåì ðàñòóùåãî îðãàíèçìà, ïîâûøàåò ñòðåññîóñòîé÷èâîñòü è èììóíèòåò. Ïîãîâîðèì, êàê äîëæåí âûãëÿäåòü ðåæèì ó äåòåé â ïåðèîä àêòèâíîãî ðîñòà, ò. å. îò 1 ãîäà äî 10 ëåò.
Ïðàâèëüíàÿ îðãàíèçàöèÿ çàâèñèò, â ïåðâóþ î÷åðåäü, îò âîçðàñòà ðåá¸íêà ― ÷åì ìëàäøå ìàëûø, òåì áîëüøå âðåìåíè îòâîäèòñÿ äëÿ ñíà. Ïåäèàòðû ðåêîìåíäóþò îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ýòè ïîêàçàòåëè:
1-2,5 ãîäà ― ñîí 12-14 ÷àñîâ â ñóòêè;
äî 5 ëåò äëèòåëüíîñòü ñíà â ñóòêè ― 12-12,5 ÷àñîâ;
ñ 5 äî 7 ëåò ―11,5-12 ÷àñîâ;
ïåðâîêëàññíèêàì íóæåí 12-÷àñîâîé ñîí;
øêîëüíèêàì ìëàäøèõ êëàññîâ ― íå ìåíåå 10 ÷àñîâ.
Íî äåòñòâî ― âîçðàñò ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî ïðîñòðàíñòâà è ñåáÿ. Çíà÷èò, ïåðèîä áîäðñòâîâàíèÿ äîëæåí áûòü ìàêñèìàëüíî íàñûùåí ïîëåçíûìè äëÿ ðåá¸íêà ìåðîïðèÿòèÿìè. ׸òêèé ïëàí äåéñòâèé, ñîãëàñîâàííûé ñ ôèçèîëîãè÷åñêèìè áèîðèòìàìè, ïîìîãàåò îðãàíèçîâàòü çàíÿòèÿ è äîñóã ñ îïòèìàëüíîé îòäà÷åé.
• Óòðî
Óòðî äëÿ áîëüøèíñòâà ëþäåé ëþáîãî âîçðàñòà íà÷èíàåòñÿ îêîëî 7.00 ÷àñîâ. Èíäèâèäóàëüíûå ïðåäïî÷òåíèÿ ìîãóò ñìåùàòü âðåìÿ ïðîáóæäåíèÿ, íî äëÿ ñâîèõ ðàñ÷¸òîâ ïðèìåì ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêèé ñðîê.
Ðåá¸íîê ïîëó÷èë ñâîþ ïîðöèþ êðåïêîãî íî÷íîãî ñíà è ïðîñíóëñÿ ïîëíûì ýíåðãèè. Âîêðóã íåãî óæå êèïèò æèçíü ñåìüè: ïðèâåäåíèå ñåáÿ â ïîðÿäîê, ñáîðû íà ðàáîòó, ïîñëåäíèå íàñòàâëåíèÿ è íàïîìèíàíèÿ äðóã äðóãó î çàäà÷àõ íà ãðÿäóùèé äåíü.
Çàðÿäêà
Òåì íå ìåíåå, ðîäèòåëè äîëæíû âûäåëèòü íåáîëüøîé îòðåçîê âðåìåíè íà ïðîâåäåíèå óòðåííåé çàðÿäêè äëÿ ìàëûøà. Êîíå÷íî, ýòî íå áóäåò êëàññè÷åñêàÿ óòðåííÿÿ ãèìíàñòèêà ñ ñîáëþäåíèåì âñåé ÷åðåäû óïðàæíåíèé ― ê òàêîìó ãîòîâû ðåäêèå ñåìüè. Íî íåáîëüøàÿ ðàçìèíêà, â êîòîðîé ïðèñóòñòâóþò ýëåìåíòû èãðû â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòîì ðåá¸íêà, äîëæíà áûòü îáÿçàòåëüíî:
äëÿ îäíî-äâóõãîäîâàëûõ äåòåé ïîäîéäóò ïîäðàæàòåëüíûå äâèæåíèÿ ― ïðèñÿäåì íåñêîëüêî ðàç, êàê çàé÷èêè â ëåñó; âûòÿíåìñÿ, êàê ïîäú¸ìíûé êðàí; ïîòîïàåì, êàê ñëîí; ïîïðûãàåì, êàê ìÿ÷èêè;
äëÿ äåòåé ïîñòàðøå ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ äðóãàÿ ìîòèâàöèÿ, íàâåÿííàÿ ìèðîì èõ óâëå÷åíèé: äâèæåíèÿ ðîáîòîâ, ×åëîâåêà-ïàóêà, Ñóïåðìåíà, äðóçåé Äîêòîðà Ïëþøåâîé;
ìàëåíüêèå øêîëüíèêè äîëæíû çàïàñàòüñÿ áîäðîñòüþ äëÿ òîãî, ÷òîáû ïåðåéòè â êàòåãîðèþ ñòàðøåêëàññíèêîâ, ñòàòü ïîæàðíûìè, ë¸ò÷èêàìè, êîñìîíàâòàìè, ñóïåðìîäåëÿìè, ñïîðòñìåíàìè.
 îáùåì âêëþ÷àéòå âñþ ñâîþ ôàíòàçèþ è áîãàòûé æèòåéñêèé îïûò!
Âîäíûå ïðîöåäóðû
Ñëåäóþùèé ïóíêò ïðîãðàììû ― ãèãèåíè÷åñêèå ïðîöåäóðû: ÷èñòêà çóáîâ, âëàæíîå îáòèðàíèå ìàëåíüêèõ äåòåé èëè ïðîõëàäíûé äóø äëÿ øêîëüíèêîâ. Òåìïåðàòóðà âîäû ïîñòåïåííî ñíèæàåòñÿ, ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðîöåäóðû ― óâåëè÷èâàåòñÿ. Òàê ðàñòóùèé îðãàíèçì áóäåò çàêàëèâàòüñÿ.
1. Äëÿ òîãî ÷òîáû ÷èñòêà çóáîâ ñòàëà åæåäíåâíîé ïîòðåáíîñòüþ ðåá¸íêà, ñëåäóéòå ïðîñòûì ïðàâèëàì:
äðóãèå ÷ëåíû ñåìüè äîëæíû ïîäàâàòü ïðèìåð;
ïîäàðèòå ðåáåíêó êðàñèâî îôîðìëåííóþ äåòñêóþ ù¸òêó è ïðèÿòíóþ íà âêóñ äåòñêóþ ïàñòó;
îáúÿñíèòå ìàëûøó ïîëüçó ïðîöåäóðû;
õâàëèòå ðåáåíêà — «êàêèå ó òåáÿ ñâåðêàþùèå çóáû!».
2. Ïðèâû÷êà ê õîëîäíîìó äóøó òîæå áóäåò ëåãêî ïðèâèòà, åñëè åãî ïðèâåðæåíöàìè ÿâëÿþòñÿ äðóãèå ÷ëåíû ñåìüè. Åñëè æå ìàòü áóäåò êóòàòüñÿ è ¸æèòüñÿ ïðè îäíîì óïîìèíàíèè õîëîäíîé âîäû, âðÿä ëè äåëî ïîéä¸ò äàëüøå áëàãèõ ñîâåòîâ.
Äëÿ åùå áîëüøåé ìîòèâàöèè ïåðåä âîäíîé ïðîöåäóðîé ðåá¸íêó-øêîëüíèêó ïðèâîäèòå ïðèìåð èçâåñòíûõ ëþäåé:
ïîëêîâîäöà Ñóâîðîâà, ïðàêòèêîâàâøåãî óòðåííèå îáëèâàíèÿ âîäîé;
À.Ñ. Ïóøêèíà, êîòîðûé íà÷èíàë óòðî ñ âàííû ñî ëüäîì;
Ëüâà Òîëñòîãî è áàñíîïèñöà Êðûëîâà, õîäèâøèõ áîñèêîì ïî ñíåãó è êóïàâøèõñÿ â ïðîðóáè.
Íî âñ¸ ýòî íå ñðàâíèòñÿ ñ ëè÷íûì ïðèìåðîì ðîäèòåëåé.
Ïåðâûé ïðè¸ì ïèùè
Çàðÿäêà è âîäíûå ïðîöåäóðû âîçáóæäàþò àïïåòèò. Íî óòðåííèé öåéòíîò íå ïîçâîëÿåò ðîäèòåëÿì îðãàíèçîâàòü ñòåïåííûé çàâòðàê ñ äîëãèì íàõîæäåíèåì çà ñòîëîì. Ïîýòîìó ìàìû è ïàïû äîëæíû ïðîäóìàòü âàðèàíòû ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ ñ áûñòðûì ïðèãîòîâëåíèåì.
Ýòî îáùèå ðåêîìåíäàöèè. Íî â äåòàëÿõ ðåæèì òåêóùåãî äíÿ äëÿ äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà ðàçíèòñÿ. Ïîãîâîðèì îá ýòîì íàãëÿäíî.
Ïèòàíèå ðåáåíêà: Âíèìàíèå, ãðèïï! Âñòðåòèì âåñíó ïîëíûìè ñèë
• Ðåæèì äíÿ ðåá¸íêà îò 1 äî 3 ëåò
Äåòè ïåðâûõ ëåò æèçíè î÷åíü íåïîñåäëèâû. Èõ íåðâíàÿ ñèñòåìà åù¸ ñëàáà, ïîýòîìó ýìîöèè ìåíÿþòñÿ áûñòðî è íåîæèäàííî, ðåàêöèè íåïðåäñêàçóåìû, âñëåä çà äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòüþ íàñòóïàåò óòîìëåíèå. Ìàëûøàì íåîáõîäèì äíåâíîé ñîí:
äî äâóõ ëåò ― äâà ðàçà â äåíü, ïðèìåðíî ñ 10 äî 12 ÷àñîâ äíÿ è ñ 15.30 äî 16.30 ÷àñîâ;
äî òð¸õ ëåò ― îäèí ðàç ñ 12 äî 15 ÷àñîâ.
Êðîìå çàâòðàêà ðåá¸íîê äîëæåí ïðèíèìàòü ïèùó âî âðåìÿ îáåäà, ïîëäíèêà è óæèíà. Ïèùà äîëæíà áûòü ðàçîãðåòîé è íåãóñòîé, òåì áîëåå ― íå ñóõîé. Íà îáåä ðåá¸íîê ïîëó÷àåò ñóïû, ìÿñíûå èëè ðûáíûå áëþäà ñ ãàðíèðîì. Íà óæèí ëó÷øå ïîäàâàòü êðóïÿíûå èëè ìîëî÷íûå áëþäà. Ïîñëå çàâòðàêà è ïîëäíèêà îáÿçàòåëüíî íàäî ïðîâîäèòü äîñòàòî÷íî ïðîäîëæèòåëüíûå ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçðàñòå.
Âå÷åð çàêàí÷èâàåòñÿ âîäíûìè ïðîöåäóðàìè. Çà 30-40 ìèíóò äî ñíà ðîäèòåëè äîëæíû ñîçäàòü â äîìå ñïîêîéíóþ îáñòàíîâêó:
ïðåêðàòèòü øóìíûå ïîäâèæíûå èãðû;
óáàâèòü çâóê òåëåâèçîðà èëè äðóãîé çâóêîâîñïðîèçâîäÿùåé àïïàðàòóðû;
ïðîâåòðèòü ñïàëüíþ;
ïðèãàñèòü ñâåò;
ïðè îáùåíèè ñ ðåá¸íêîì èçáåãàòü ðåçêèõ âûêðèêîâ, ãðîìêîé ðå÷è.
Åñëè îòõîä êî ñíó ñîïðîâîæäàåòñÿ ñîáëþäåíèåì ðèòóàëîâ (ïåðåîäåâàíèå, ïðèãîòîâëåíèå ëþáèìîé ìÿãêîé èãðóøêè, «ïîöåëóéíûé îáðÿä»), òî çàñûïàíèå ïðîéä¸ò òèõî è ñïîêîéíî.
• Ðåæèì äíÿ äîøêîëüíèêà
Ðåá¸íîê 3-7 ëåò çà äåíü âûïîëíÿåò áîëåå ðàçíîîáðàçíóþ ïðîãðàììó.  êà÷åñòâå îðèåíòèðà ìîæíî èñïîëüçîâàòü ñëåäóþùèé ãðàôèê:
7.00-7.30 ― îáÿçàòåëüíûå óòðåííèå ìåðîïðèÿòèÿ;
8.00-8.30 ― ïåðâûé çàâòðàê;
9.00-10.00 ― ðàçâèâàþùèå çàíÿòèÿ;
10.00 âòîðîé çàâòðàê;
10.20 12.00 ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå, àêòèâíûå èãðû, ôèçêóëüòóðíûå çàíÿòèÿ, ïîçíàâàòåëüíûå ýêñêóðñèè;
12.30-13.00 ― îáåä;
13.00-15.00 äíåâíîé ñîí èëè ñïîêîéíûé îòäûõ (÷òåíèå êíèã, ðèñîâàíèå, ëåïêà);
15.30 ― ïîëäíèê;
16.00-18.00 ― ðàçâëå÷åíèÿ íà óëèöå, îáó÷àþùèå çàíÿòèÿ;
18.30-19.00 ― óæèí;
19.00-20.30 ― ñïîêîéíûå èãðû, êîíñòðóèðîâàíèå, áåñåäû ñî ñòàðøèìè, îáñóæäåíèå äíåâíûõ âïå÷àòëåíèé;
21.00 ― îòõîä êî ñíó.
Åñëè ðåáåíîê õîäèò â ñàä, òî ýòà ïðîãðàììà â öåëîì ñîáëþäàåòñÿ. Íî åñëè ïî êàêèì-òî ïðè÷èíàì âàø ñûíèøêà èëè äî÷êà íàõîäÿòñÿ äîìà, òî çà ñìûñëîâîå íàïîëíåíèå êàæäîãî ïóíêòà ðåæèìà äíÿ îòâå÷àþò ðîäèòåëè. Îò âàñ çàâèñèò èíòåëëåêòóàëüíîå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ìàëûøà. Íåëüçÿ ïåðåãðóæàòü ðåá¸íêà íåïîñèëüíîé èíôîðìàöèåé èëè ìíîãî÷àñîâûìè ñïîðòèâíûìè çàíÿòèÿìè.
Íå ðåêîìåíäóåòñÿ âäàâàòüñÿ è â äðóãóþ êðàéíîñòü ìíåíèå, ÷òî äî øêîëû äèòÿ ìîæåò áûòü ïðåäîñòàâëåíî ñàìîìó ñåáå.  âîçðàñòå äî 5 ëåò ôîðìèðóåòñÿ IQ ÷åëîâåêà, êîòîðûé â áóäóùåì îïðåäåëèò ïîòîëîê âîçìîæíîñòåé.
È êîíå÷íî, ïèòàíèå ðåá¸íêà äîëæíî ñîîòâåòñòâîâàòü áîëüøîìó ðàñõîäó ôèçè÷åñêîé ýíåðãèè, òåíäåíöèè ê ðîñòó è óñèëåííîé ðàáîòå ÖÍÑ, êîòîðûå õàðàêòåðíû äëÿ ýòîãî âîçðàñòà.
Êîìïîçèòîð Ðîáåðò Øóìàí, ñ÷àñòëèâûé îòåö âîñüìåðûõ äåòåé, ïðèäåðæèâàëñÿ òàêîé êîíöåïöèè: «Îäíèìè ëàêîìñòâàìè íåëüçÿ âûðàñòèòü èç äåòåé çäîðîâûõ ëþäåé. È ïîäîáíî òåëåñíîé ïèùå, äóõîâíàÿ òîæå äîëæíà áûòü ïðîñòîé è ïèòàòåëüíîé».
• Ðåæèì äíÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà
Ó÷åíèêè íà÷àëüíîé øêîëû îáû÷íî ó÷àòñÿ â ïåðâóþ ñìåíó. Ïîñëå çàâòðàêà îíè ñîáèðàþòñÿ â øêîëó.
Ëþáîé èç íèõ ñîãëàñèòñÿ, ïåðåôðàçèðóÿ ñëîâà Áóðãîìèñòðà èç ïüåñû î Ìþíõãàóçåíå, ïðèçíàòüñÿ: «Êàæäûé äåíü ê 8-9 óòðà ÿ äîëæåí èäòè â ìîþ øêîëó. ß íå óòâåðæäàþ, ÷òî ýòî ïîäâèã. Íî ÷òî-òî ãåðîè÷åñêîå â ýòîì åñòü».  øêîëå äåòîê æä¸ò áîëüøàÿ íàãðóçêà, ïîýòîìó æåëàòåëüíî, ÷òîáû õîòü íåáîëüøîé ó÷àñòîê ïóòè äî øêîëû ìîæíî áûëî ïðîéòè, íå ñïåøà, ïåøêîì. Ðàçìåðåííàÿ õîäüáà, ñâåæèé âîçäóõ, îêðóæàþùèé ïåéçàæ ïîäãîòîâÿò íåðâíóþ ñèñòåìó ê äîëãîé íàïðÿæ¸ííîé ðàáîòå íà çàíÿòèÿõ.
 øêîëå íà áîëüøîé ïåðåìåíå äåòè ïîëó÷àþò âòîðîé çàâòðàê, êîòîðûé äîëæåí ñîñòîÿòü èç ãîðÿ÷åãî áëþäà, äîïîëíåííîãî ÷àåì èëè íàïèòêîì. Äîìàøíèé áóòåðáðîä ìåíåå ïðåäïî÷òèòåëåí, íî èíîãäà âûáèðàòü íå ïðèõîäèòñÿ.
Íåñêîëüêî ÷àñîâ, åæåäíåâíî ïðîâîäèìûå äàæå â ñàìîé ïåðåäîâîé øêîëå, ìîãóò èìåòü íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ â âèäå:
ïîÿâëåíèÿ ñêîëèîòè÷åñêîé îñàíêè;
íàðóøåíèÿ êðîâîñíàáæåíèÿ ìûøö è ãîëîâíîãî ìîçãà èç-çà ñòàòè÷íîãî ïîëîæåíèÿ;
íàðóøåíèÿ ïèùåâàðåíèÿ;
óõóäøåíèÿ çðåíèÿ;
ðàññòðîéñòâ íåðâíîé ñèñòåìû èç-çà ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé.
Ïîýòîìó ïîñëå ó÷¸áû ðåá¸íîê äîëæåí ïîëó÷àòü îòäûõ. Îïÿòü æåëàòåëüíà ïåøàÿ ïðîãóëêà äî äîìà, ÷òîáû íàñûòèòü êëåòêè ìîçãà êèñëîðîäîì.
Ïåðâîêëàññíèêàì ìîæåò ïîíàäîáèòüñÿ äíåâíîé ñîí, ïóñòü è íåïðîäîëæèòåëüíûé. Äåòè ïîñòàðøå ìîãóò ïîñâÿòèòü îäèí ÷àñ çàíÿòèÿì â ñïîðòèâíîé ñåêöèè. Ñìåíà óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè íà ôèçè÷åñêóþ äàñò îùóùåíèå õîðîøåãî îòäûõà.
Âîññòàíîâèâ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, ïîðà ïðèñòóïàòü ê âûïîëíåíèþ äîìàøíåãî çàäàíèÿ, íå ðàñòÿãèâàÿ çàíÿòèÿ çà ñòîëîì áîëåå, ÷åì íà òðè ÷àñà.
Ñ 16 äî 18 ÷àñîâ øêîëüíèê óñïååò ïîçàíèìàòüñÿ â êðóæêàõ, ñåêöèÿõ, íà äîïîëíèòåëüíûõ âñòðå÷àõ ñ ðåïåòèòîðîì.
È, íàêîíåö, ïåðåä ñíîì ðåá¸íîê äîëæåí ðàñïîëàãàòü ñâîáîäíûì âðåìåíåì äëÿ äîñóãà ïî ñîáñòâåííîìó óñìîòðåíèþ. Áåñïîëåçíî äàâàòü ðåêîìåíäàöèè î ïðîñìîòðå òåëåâèçîðà ïî 15 ìèíóò â äåíü èëè ðàáîòå ñ êîìïüþòåðîì íå áîëåå 1 ÷àñà. Âñÿ íàøà æèçíü ñåé÷àñ ñòðîèòñÿ íà îáùåíèè ñ öèôðîâûìè íîñèòåëÿìè èíôîðìàöèè. Ãëàâíîå, ÷òîáû ðîäèòåëè â ïðåäåëàõ ðàçóìíîãî âñ¸ æå ðåãëàìåíòèðîâàëè âðåìÿ, ïðîâåä¸ííîå ñ ïëàíøåòîì, è êîíòðîëèðîâàëè òå ñâåäåíèÿ, êîòîðûå ïîëó÷àþò äåòè èç èíòåðíåòà.
• Ïðàâèëüíîå ïèòàíèå äëÿ äåòåé
Ðåæèì äíÿ âàæíàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ ãàðìîíè÷íîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Íî íåìàëîâàæíóþ ðîëü â ýòîì ïðîöåññå èãðàåò è ïðàâèëüíîå ïèòàíèå, êîòîðîå ïîçâîëèò îðãàíèçìó êîððåêòíî ðàáîòàòü, ðàñòè è ðàçâèâàòüñÿ.
Äëÿ âîñïîëíåíèÿ ýíåðãèè ïðè ïîâûøåííûõ ôèçè÷åñêèõ è óìñòâåííûõ íàãðóçêàõ äåòÿì ìîæíî äàâàòü ñìåñü Clinutren Junior (Êëèíóòðåí Þíèîð). Ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ äåòåé â âîçðàñòå îò 1 äî 10 ëåò.  Clinutren® Junior âõîäèò áåëîê, êîòîðûé ïðîèçâîäèòñÿ èç ñûâîðîòêè êîðîâüåãî ìîëîêà è âûñîêîêà÷åñòâåííîãî êàçåèíà. Òàêîé ñîñòàâ ñîäåðæèò ïîëíûé íàáîð àìèíîêèñëîò, êîòîðûå íåîáõîäèìû äëÿ ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà, ïîâûøåíèÿ èììóíèòåòà, áûñòðîãî âîññòàíîâëåíèÿ îðãàíèçìà ïîñëå íàãðóçîê.
Êðîìå ýòîãî, â ñîñòàâ Clinutren Junior âõîäÿò ïîëåçíûå áèôèäî- è ëàêòîáàêòåðèè (ïðîáèîòèêè), óëó÷øàþùèå ïèùåâàðåíèå. À îðãàíè÷åñêèå ñóáñòàíöèè (ïðåáèîòèêè) ñïîñîáñòâóþò ðàñïðîñòðàíåíèþ ïîëåçíîé ìèêðîôëîðû.
Òðåáóåòñÿ ñîâñåì íåìíîãî âðåìåíè äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàçâåñòè ò¸ïëîé âîäîé ñìåñü è ïîëó÷èòü ñòàêàí âêóñíîãî è ïèòàòåëüíîãî êîêòåéëÿ, èìåþùåãî ïðèÿòíûé âàíèëüíûé âêóñ. Òàêóþ åäó ñ óäîâîëüñòâèåì ñúåäÿò êàê ãîäîâàëûé ìàëûø, òàê è äåñÿòèëåòíèé øêîëüíèê. Òåïåðü çà íèõ ìîæíî íå âîëíîâàòüñÿ ― îíè ïîëó÷èëè âñå íåîáõîäèìûå áåëêè, àìèíîêèñëîòû, âèòàìèíû è ìèêðîýëåìåíòû, êîòîðûõ õâàòèò äî ñëåäóþùåãî ïðè¸ìà ïèùè.
Ïîðöèÿ Êëèíóòðåí Þíèîð ïåðåä ñíîì ïîìîæåò íåðâíûì êëåòêàì âîññòàíîâèòüñÿ è áûòü ãîòîâûìè ê íîâîìó äíþ!
Источник
О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим — это ещё и основа правильного воспитания.
Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим — это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. Родители детей 5-7 лет, которые посещают дошкольное учреждение, меньше задумываются о режиме. А вот у родителей дошкольников, не посещающих детский сад и соблюдающих домашний режим, вопросов возникает больше.
Зачем нам режим?
В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:
- гиперактивность
- гипервозбудимость
- ухудшение памяти
- снижение работоспособности
- быстрая утомляемость
- частые респираторные заболевания
Отчего это происходит? Режим дня для малыша — это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.
Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
Азбука режима
Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.
Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:
- не менее 4-х раз в день;
- горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
- по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
- по суточной норме калорий: 5 лет — 2000 ккал, 6 лет — 2200 ккал, 7 лет — 2400 ккал;
- по количеству — не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).
В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.
По времени режим строится так:
- завтрак в 8-9 часов,
- обед в 12-13 часов,
- полдник в 15-16 часов,
- ужин в 18:30-19:30 часов.
Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.
Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.
Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.
- Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
- Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
- Обязательна утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия в дошкольном учреждении — 3 раза в неделю: дети 5 лет — 25 минут, дети 6-7 лет — 30 минут.
- Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
- Физкультминутки между умственными занятиями.
- Гимнастика после дневного сна.
- Умеренно активные игры на второй прогулке.
Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.
Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон — это сильный иммунитет. А теперь по порядку.
- Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет — 12 часов, 7 лет — 10-11 часов. Но многое индивидуально — в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
- Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
- Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
- Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 — 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.
Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:
В утреннее время после завтрака — два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет — 20-25 минут на один вид; 6-7 лет — 30-35 минут.
Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру.
Примерный распорядок дня дошкольника
7:00-8:00 — утренний подъем
7:30-8:30 — гигиенические процедуры, гимнастика
8:00-8:30 — завтрак
9:00 -10:30 — развивающие занятия
10:45 -12:15 — прогулка
12:30 -13:00 — обед
13:00 -13:30 — начало дневного сна (до 15:00 — 15:30)
15:30 — 16:00 — полдник
16:30 -18:00 — прогулка с активными играми
18:30-19:00 — ужин
19:00-20:30 — самостоятельные игры и занятия
20:30-21:00 — укладывание на ночной сон
Когда малышу не спится
Для соблюдения режима большое значение имеет распорядок детского сна. Многие родители сталкиваются с проблемой позднего засыпания и, как следствие, трудного утреннего пробуждения. Это существенно отвлекает от выполнения режима. Чем помочь в такой ситуации ребёнку и самим себе? Попробуйте выполнять ряд несложных условий.
Вечерние:
- перед сном минимум подвижных активных занятий;
- мягкий свет и отсутствие посторонних звуков за полчаса до того, как малыш ложится в кровать;
- ритуал, который вы придумали и соблюдаете: песня либо определенная книжка со стихами, или одна особенная сказка, — главное, чтобы это повторялось каждый вечер;
- тёплый душ или ванна на 5-7 минут помогут малышу легче уснуть.
Утренние:
- за 10-15 минут до пробуждения приоткройте шторы и дверь;
- включите негромкую музыку;
- придумайте ритуал для того, чтобы проснуться: потешка или короткий стишок одновременно с поглаживанием или поцелуем помогут малышу встать в хорошем настроении;
- мотивируйте ребёнка проснуться на 10 минут раньше для того, чтобы успеть посмотреть утренний мультфильм.
В завершение хочется родителям напомнить, что при организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.
Софья Рогозинская
Источник