Решающим периодом познавательного развития ребенка

ЗАДАНИЕ N 1

Социальной ситуацией психического развития ребенка младенческого возраста является ситуация …

Неразрывного единства ребенка и взрослого

совместной деятельности ребенка со взрослым

жизни ребенка в жизни взрослых

освоения социальных норм

ЗАДАНИЕ N 2

Рефлексы новорожденных, направленные на контакт с внешними воздействиями, называются …

Ориентировочными

атавистическими

физиологическими

защитными

ЗАДАНИЕ N 3

Согласно М. И. Лисиной, ситуативно-личностное общение со взрослым характеризует ведущую деятельность ___________ микропериода младенческого возраста.

Второго

первого

третьего

четвертого

ЗАДАНИЕ N 4

Дефицит общения в младенческом возрасте способствует развитию …

Госпитализма

самостоятельности

аутизма

сенсорной депривации

ЗАДАНИЕ N 5

Голосовые проявления в младенчестве проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, ________, лепет.

Гуление

плач

звукоподражание

прислушивание

ЗАДАНИЕ N 6

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – ________ ребенка и матери.

Непосредственного эмоционального общения

предметно-манипулятивного взаимодействия

межличностного общения

эмоционального контакта

ЗАДАНИЕ N 7

Впервые на факт замедления психического развития ребенка при дефиците общения со взрослым обратили внимание психологи ___________ направления.

Психоаналитического

когнитивного

гуманистического

поведенческого

ЗАДАНИЕ N 8

Хватание, манипулирование предметами, овладение активным передвижением в пространстве относятся к _________ движениям и действиям ребенка.

Прогрессивным

тупиковым

стимулирующим

тренировочным

ЗАДАНИЕ N 9

Главная коммуникативная потребность в младенческом возрасте – это потребность в(о) …

Внимании взрослого

общении со сверстниками

совместной деятельности

познавательной активности

ЗАДАНИЕ N 10

Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни называется кризисом …

Новорожденности

рождения

адаптации

социализации

ЗАДАНИЕ N 11

Решающим периодом познавательного развития ребенка, по мнению авторитетного исследователя Т. Бауэра, является …

Младенчество

новорожденность

раннее детство

отрочество

ЗАДАНИЕ N 12

Согласно исследованиям Дж. Брунера, в период младенчества ребенок усваивает структуру коммуникативных правил сначала на ________ уровне.

Экстралингвистическом

паралигвистическом

визуальном

аудиальном

ЗАДАНИЕ N 13

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка в младенчестве убедительно свидетельствует явление …

Госпитализма

аутизма

гиперактивности

инертности

ЗАДАНИЕ N 14

Изначальную психическую общность матери и ребенка Л. С. Выготский обозначил термином …

«пра-мы»

«архетип»

«анима»

«анимус»

ЗАДАНИЕ N 15.

Большой вклад в исследование психического развития младенцев внес американский психолог …

А. Гезелл

Б. Скиннер

А. Маслоу

Г. Олпорт

Тема 41 : Особенности психического развития в раннем детстве

ЗАДАНИЕ N 1

Предметной деятельность в раннем детстве является потому, что в самом предмете и способе его употребления заключается _______ деятельности.

Мотив

цель

способ

задача

ЗАДАНИЕ N 2

По мнению Л. С. Выготского, важную роль в развитии психических функций в раннем возрасте играет …

Восприятие

воображение

внимание

память

ЗАДАНИЕ N 3

Л. С. Выготский рассматривал значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство общения и _________, коммуникации и мышления.

Обобщения

деятельности

восприятия

анализа

ЗАДАНИЕ N 4

Важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет использование ___________ предметов.

Полифункциональных

соотносящих

замещающих

имитирующих

ЗАДАНИЕ N 5

Формой организации предметной деятельности в раннем возрасте становится …

Общение

игра

манипулирование

конструирование

ЗАДАНИЕ N 6

Кризис трех лет характеризуется тенденцией к …

самостоятельной деятельности

совместной деятельности со взрослым

общению со сверстниками

освоению человеческих отношений

ЗАДАНИЕ N 7

На основе предметной деятельности в раннем детстве складывается другой новый вид деятельности – это …

Рисование

общение

чтение

письмо

ЗАДАНИЕ N 8

По словам Л. С. Выготского, все психические функции в раннем детстве развиваются вокруг …

Восприятия

внимания

ощущения

воображения

ЗАДАНИЕ N 9

Близкие люди без труда понимают автономную речь малыша, потому что они ориентируются не только на его слова, но и на _________, в которой находится ребенок.

Ситуацию

роль

позицию

игру

ЗАДАНИЕ N 10

Формирование ________ в раннем детстве является одной из основных линий развития мышления, связанной с усвоением речи.

Обобщений

аналогий

сравнений

представлений

ЗАДАНИЕ N 11

Установление связей между предметами в раннем возрасте происходит путем …

Практических проб

обобщения

сравнения

анализа

ЗАДАНИЕ N 12

Д. Б. Эльконин отмечал, что ________ имеют большое значение в овладении предметными действиями наряду с орудиями.

Игрушки

книги

сказки

рисунки

ЗАДАНИЕ N 13

В роли основного средства познания в раннем детстве выступает ______ ребенка.

Речь

восприятие

ощущение

мышление

ЗАДАНИЕ N 14

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением _________ действиями.

Соотносящими

параллельными

последовательными

сложными

Тема 42 : Особенности психического развития дошкольника

ЗАДАНИЕ N 1

Преобладание обдуманных действий над импульсивными в дошкольном возрасте, согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, характеризует собой такое новообразование, как возникновение …

Читайте также:  Латентный период развития ребенка

Соподчинения мотивов

первичных этических инстанций

произвольного поведения

личного дознания

ЗАДАНИЕ N 2

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, – __________ функция.

Коммуникативная

информативная

сигнификативная

интерактивная

ЗАДАНИЕ N 3

В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным …

Моделированием

мышлением

действием

воображением

ЗАДАНИЕ N 4

С точки зрения Л. С. Выготского, ____________ речь ребенка есть переходный этап от внешней речи к внутренней.

Эгоцентрическая

самостоятельная

диалогическая

монологическая

ЗАДАНИЕ N 5

По Д. Б. Эльконину, важным признаком готовности ребенка к школе является(-ются) …

Произвольное поведение

умение читать

навыки счета

развитое воображение

ЗАДАНИЕ N 6

В центре сознания у дошкольника, согласно учению Л. С. Выготского, находится …

Память

внимание

мышление

воображение

ЗАДАНИЕ N 7

К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы __________ отношения к результатам своих действий и поступков.

Ответственного

коллективистического

негативного

продуктивного

ЗАДАНИЕ N 8

В качестве основной, неразложимой единицы развитой формы игры дошкольника Д. Б. Эльконин предложил рассматривать …

Роль

сюжет

содержание

сценарий

ЗАДАНИЕ N 9

С позиций ____________, детская игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений.

Психоанализа

гештальтпсихологии

бихевиоризма

когнитивной психологии

ЗАДАНИЕ N 10

Согласно М. И. Лисиной, основным средством внеситуативного общения в дошкольном детстве является …

Речь

игра

продуктивная деятельность

коллективная деятельность

ЗАДАНИЕ N 11

Вид мышления, при котором ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями, называется …

Наглядно-образным

наглядно-действенным

образно-действенным

логическим

ЗАДАНИЕ N 12

По мнению Д. Б. Эльконина, в процессе диагностики готовности ребенка к школьному обучению, прежде всего, надо обратить внимание на возникновение …

Произвольного поведения

интеллектуальной способности

альтруистической позиции

теоретического мышления

ЗАДАНИЕ N 13

Основным симптомом кризиса 7 лет является …

Потеря непосредственности

овладение нравственными нормами

освоение мира социальных отношений взрослых

развитие деятельности учения

ЗАДАНИЕ N 14

Стремление ребенка-дошкольника к новой социальной позиции школьника характеризует ____________ готовность к школе.

Личностную

интеллектуальную

волевую

эмоциональную

X ЗАДАНИЯ-КЕЙСЫ

Кейс 1

Подзадача 1

Жан Пиаже – швейцарский психолог, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Одно время он работал в Париже в школе для мальчиков. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Ж. Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Это наблюдение привело его к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых у взрослых. В одном из экспериментов Жан Пиаже выкладывал перед ребенком 5 – 7 лет два ряда мелких предметов (пуговицы и пр.) и спрашивал, в каком ряду их больше. После правильного ответа детей «Одинаково» предметы в нижнем ряду раздвигают. Теперь ребенок считает, что в нижнем ряду предметов стало больше.

Ребенок 5–7 лет относится, по Ж. Пиаже, к такому периоду развития интеллекта, как период …



Источник

ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Познавательное развитие дошкольников»

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию у детей поисково -познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Задачи познавательного развития:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Читайте также:  Родительское собрание роль отца в развитии ребенка

На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы,которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь — это подарки осени, зимы, весны (осень — красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима — снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна — ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция » исправляем — помогаем (кто-то расстроился — утешаем, что-то сломалось — ремонтируем, что-то требуется — делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательнойактивности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения «сокровищницы» детей, уход за комнатными растениями.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения,которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне.Здесь выделяется два этапа: 1 этап — педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап — педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.

Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания — восприятие сведений на уровне слов — позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно,но необходимо учитывать некоторые условия: — предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; — детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; — отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; — рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. В средней группе вводится и закрепляется понятие «последовательность». показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов («Лес», «Улица», «Река», «Озеро» и т. п.).Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап — воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места (почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег); 2 этап — заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап — включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка «Моя коллекция», в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями,собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.

Читайте также:  Неврологическое развитие ребенка по месяцам до года

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: — через действия, через собственный практический опыт; — посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; — благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов «Улицы, по которым мы ходим», климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами («Удивительное место на земле»). Очень серьезная тема «время», т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа:царство растений и царство животных: царство растений — дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных — дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс,а крупными блоками: «Атмосферные явления», «Климатические зоны», «Времена года», «Солнечная система», «Камни».В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: — беседы с детьми на познавательные темы; — разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; — просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; — своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание — это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная

Источник