Решающим периодом познавательного развития ребенка
ЗАДАНИЕ N 1
Социальной ситуацией психического развития ребенка младенческого возраста является ситуация …
Неразрывного единства ребенка и взрослого
совместной деятельности ребенка со взрослым
жизни ребенка в жизни взрослых
освоения социальных норм
ЗАДАНИЕ N 2
Рефлексы новорожденных, направленные на контакт с внешними воздействиями, называются …
Ориентировочными
атавистическими
физиологическими
защитными
ЗАДАНИЕ N 3
Согласно М. И. Лисиной, ситуативно-личностное общение со взрослым характеризует ведущую деятельность ___________ микропериода младенческого возраста.
Второго
первого
третьего
четвертого
ЗАДАНИЕ N 4
Дефицит общения в младенческом возрасте способствует развитию …
Госпитализма
самостоятельности
аутизма
сенсорной депривации
ЗАДАНИЕ N 5
Голосовые проявления в младенчестве проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, ________, лепет.
Гуление
плач
звукоподражание
прислушивание
ЗАДАНИЕ N 6
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – ________ ребенка и матери.
Непосредственного эмоционального общения
предметно-манипулятивного взаимодействия
межличностного общения
эмоционального контакта
ЗАДАНИЕ N 7
Впервые на факт замедления психического развития ребенка при дефиците общения со взрослым обратили внимание психологи ___________ направления.
Психоаналитического
когнитивного
гуманистического
поведенческого
ЗАДАНИЕ N 8
Хватание, манипулирование предметами, овладение активным передвижением в пространстве относятся к _________ движениям и действиям ребенка.
Прогрессивным
тупиковым
стимулирующим
тренировочным
ЗАДАНИЕ N 9
Главная коммуникативная потребность в младенческом возрасте – это потребность в(о) …
Внимании взрослого
общении со сверстниками
совместной деятельности
познавательной активности
ЗАДАНИЕ N 10
Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни называется кризисом …
Новорожденности
рождения
адаптации
социализации
ЗАДАНИЕ N 11
Решающим периодом познавательного развития ребенка, по мнению авторитетного исследователя Т. Бауэра, является …
Младенчество
новорожденность
раннее детство
отрочество
ЗАДАНИЕ N 12
Согласно исследованиям Дж. Брунера, в период младенчества ребенок усваивает структуру коммуникативных правил сначала на ________ уровне.
Экстралингвистическом
паралигвистическом
визуальном
аудиальном
ЗАДАНИЕ N 13
О решающей роли общения в психическом развитии ребенка в младенчестве убедительно свидетельствует явление …
Госпитализма
аутизма
гиперактивности
инертности
ЗАДАНИЕ N 14
Изначальную психическую общность матери и ребенка Л. С. Выготский обозначил термином …
«пра-мы»
«архетип»
«анима»
«анимус»
ЗАДАНИЕ N 15.
Большой вклад в исследование психического развития младенцев внес американский психолог …
А. Гезелл
Б. Скиннер
А. Маслоу
Г. Олпорт
Тема 41 : Особенности психического развития в раннем детстве
ЗАДАНИЕ N 1
Предметной деятельность в раннем детстве является потому, что в самом предмете и способе его употребления заключается _______ деятельности.
Мотив
цель
способ
задача
ЗАДАНИЕ N 2
По мнению Л. С. Выготского, важную роль в развитии психических функций в раннем возрасте играет …
Восприятие
воображение
внимание
память
ЗАДАНИЕ N 3
Л. С. Выготский рассматривал значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство общения и _________, коммуникации и мышления.
Обобщения
деятельности
восприятия
анализа
ЗАДАНИЕ N 4
Важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет использование ___________ предметов.
Полифункциональных
соотносящих
замещающих
имитирующих
ЗАДАНИЕ N 5
Формой организации предметной деятельности в раннем возрасте становится …
Общение
игра
манипулирование
конструирование
ЗАДАНИЕ N 6
Кризис трех лет характеризуется тенденцией к …
самостоятельной деятельности
совместной деятельности со взрослым
общению со сверстниками
освоению человеческих отношений
ЗАДАНИЕ N 7
На основе предметной деятельности в раннем детстве складывается другой новый вид деятельности – это …
Рисование
общение
чтение
письмо
ЗАДАНИЕ N 8
По словам Л. С. Выготского, все психические функции в раннем детстве развиваются вокруг …
Восприятия
внимания
ощущения
воображения
ЗАДАНИЕ N 9
Близкие люди без труда понимают автономную речь малыша, потому что они ориентируются не только на его слова, но и на _________, в которой находится ребенок.
Ситуацию
роль
позицию
игру
ЗАДАНИЕ N 10
Формирование ________ в раннем детстве является одной из основных линий развития мышления, связанной с усвоением речи.
Обобщений
аналогий
сравнений
представлений
ЗАДАНИЕ N 11
Установление связей между предметами в раннем возрасте происходит путем …
Практических проб
обобщения
сравнения
анализа
ЗАДАНИЕ N 12
Д. Б. Эльконин отмечал, что ________ имеют большое значение в овладении предметными действиями наряду с орудиями.
Игрушки
книги
сказки
рисунки
ЗАДАНИЕ N 13
В роли основного средства познания в раннем детстве выступает ______ ребенка.
Речь
восприятие
ощущение
мышление
ЗАДАНИЕ N 14
Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением _________ действиями.
Соотносящими
параллельными
последовательными
сложными
Тема 42 : Особенности психического развития дошкольника
ЗАДАНИЕ N 1
Преобладание обдуманных действий над импульсивными в дошкольном возрасте, согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, характеризует собой такое новообразование, как возникновение …
Соподчинения мотивов
первичных этических инстанций
произвольного поведения
личного дознания
ЗАДАНИЕ N 2
Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, – __________ функция.
Коммуникативная
информативная
сигнификативная
интерактивная
ЗАДАНИЕ N 3
В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным …
Моделированием
мышлением
действием
воображением
ЗАДАНИЕ N 4
С точки зрения Л. С. Выготского, ____________ речь ребенка есть переходный этап от внешней речи к внутренней.
Эгоцентрическая
самостоятельная
диалогическая
монологическая
ЗАДАНИЕ N 5
По Д. Б. Эльконину, важным признаком готовности ребенка к школе является(-ются) …
Произвольное поведение
умение читать
навыки счета
развитое воображение
ЗАДАНИЕ N 6
В центре сознания у дошкольника, согласно учению Л. С. Выготского, находится …
Память
внимание
мышление
воображение
ЗАДАНИЕ N 7
К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы __________ отношения к результатам своих действий и поступков.
Ответственного
коллективистического
негативного
продуктивного
ЗАДАНИЕ N 8
В качестве основной, неразложимой единицы развитой формы игры дошкольника Д. Б. Эльконин предложил рассматривать …
Роль
сюжет
содержание
сценарий
ЗАДАНИЕ N 9
С позиций ____________, детская игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений.
Психоанализа
гештальтпсихологии
бихевиоризма
когнитивной психологии
ЗАДАНИЕ N 10
Согласно М. И. Лисиной, основным средством внеситуативного общения в дошкольном детстве является …
Речь
игра
продуктивная деятельность
коллективная деятельность
ЗАДАНИЕ N 11
Вид мышления, при котором ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями, называется …
Наглядно-образным
наглядно-действенным
образно-действенным
логическим
ЗАДАНИЕ N 12
По мнению Д. Б. Эльконина, в процессе диагностики готовности ребенка к школьному обучению, прежде всего, надо обратить внимание на возникновение …
Произвольного поведения
интеллектуальной способности
альтруистической позиции
теоретического мышления
ЗАДАНИЕ N 13
Основным симптомом кризиса 7 лет является …
Потеря непосредственности
овладение нравственными нормами
освоение мира социальных отношений взрослых
развитие деятельности учения
ЗАДАНИЕ N 14
Стремление ребенка-дошкольника к новой социальной позиции школьника характеризует ____________ готовность к школе.
Личностную
интеллектуальную
волевую
эмоциональную
X ЗАДАНИЯ-КЕЙСЫ
Кейс 1
Подзадача 1
Жан Пиаже – швейцарский психолог, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Одно время он работал в Париже в школе для мальчиков. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Ж. Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Это наблюдение привело его к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых у взрослых. В одном из экспериментов Жан Пиаже выкладывал перед ребенком 5 – 7 лет два ряда мелких предметов (пуговицы и пр.) и спрашивал, в каком ряду их больше. После правильного ответа детей «Одинаково» предметы в нижнем ряду раздвигают. Теперь ребенок считает, что в нижнем ряду предметов стало больше.
Ребенок 5–7 лет относится, по Ж. Пиаже, к такому периоду развития интеллекта, как период …
Источник
ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Познавательное развитие дошкольников»
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию у детей поисково -познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы,которая состоит из трех компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.
Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание
свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.
Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь — это подарки осени, зимы, весны (осень — красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима — снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна — ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция » исправляем — помогаем (кто-то расстроился — утешаем, что-то сломалось — ремонтируем, что-то требуется — делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательнойактивности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения «сокровищницы» детей, уход за комнатными растениями.
В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения,которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.
Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне.Здесь выделяется два этапа: 1 этап — педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап — педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.
Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания — восприятие сведений на уровне слов — позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно,но необходимо учитывать некоторые условия: — предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; — детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; — отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; — рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. В средней группе вводится и закрепляется понятие «последовательность». показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов («Лес», «Улица», «Река», «Озеро» и т. п.).Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап — воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места (почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег); 2 этап — заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап — включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка «Моя коллекция», в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями,собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.
Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: — через действия, через собственный практический опыт; — посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; — благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.
В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов «Улицы, по которым мы ходим», климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами («Удивительное место на земле»). Очень серьезная тема «время», т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа:царство растений и царство животных: царство растений — дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных — дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс,а крупными блоками: «Атмосферные явления», «Климатические зоны», «Времена года», «Солнечная система», «Камни».В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: — беседы с детьми на познавательные темы; — разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; — просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; — своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание — это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная
Источник