Рекомендации тестирование в развитии ребенка
Методические рекомендации по процедуре и содержанию
психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения
на этапе начального общего образования
(разработан Институтом стратегических исследований в образовании
Российской академии образования)
1. Общие подходы к определению процедуры и содержания психолого-
педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Процедура и содержание психолого-педагогического
обследования детей старшего дошкольного возраста строятся исходя из
следующих подходов:
культурно-исторического (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);
деятельностного (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
и др.);
личностного (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский и др.).
1.2. Указанные подходы являются проявлением качественного
подхода к проблеме развития ребенка, в основе которого лежит положение о том, что психика ребенка обладает качественно другими
характеристиками, чем психика взрослого человека.
1.3. Отличие качественного подхода от количественного заключается
в том, что последний не предполагает наличия принципиальных, качественных отличий между психикой взрослого человека и ребенка, просто ребенок меньше знает и умеет, чем взрослый. Именно поэтому количественные подход к развитию ребенка часто сопряжен с его интенсификацией. Использование количественного подхода в качестве теоретико-методологической основы дошкольного образования приводит в массовой практике к тому, что образовательный процесс сводится к выработке у дошкольников знаний, умений и навыков по школьному типу.
1.4. Задача психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) — получить возможно более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей,
на основании которой могут быть разрработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.
1.5. Объект обследования — это физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка старшего дошкольного возраста.
1.6. Формы обследования — мониторинг, схемы наблюдения
за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
1.7. Периодичность психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста — сентябрь, май текущего года
и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Цель указанной периодичности — своевременное внесение корректив
в процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду, наличие трудностей и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Для детей
с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами
и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей-
логопедов, педагогов-психологов, дефектологов и др.).
1.8. Длительность обследования не может превышать двух недель
в отношении высоко формализованных методов (таких, как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты). Низко формализованные методы (такие, как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения индивидуальных траекторий развития детей.
1.9. Обязательным требованием является конфиденциальность
получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой
регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных обследования.
П. Требования к процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста
2.1. Процедура психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.
2.2. Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.
2.3. Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, воспитатель или инструктор по физической культуре
и другие педагогические работники), владеющий:
технологиями проведения диагностического обследования;
процедурами первичной обработки и индивидуального анализа
данных;
процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;
процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков; методами интерпретации данных обследования;
методами составления заключения по результатам обследования;
методами разработки индивидуальных программ коррекции
и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.
2.4. Обследование должно проводиться с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании.
2.5. В том случае, когда обследование проводится
в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать выполнению работником образовательного учреждения его профессиональных обязанностей.
2.6.Проведение обследования не должно нарушать нормативные
правовые акты, правовые и этические нормы.
2.7. Обследование должно проводиться в спокойной,
благожелательной обстановке.
2.8. Обследование может проводиться индивидуально или
в группе (если это позволяет методика). Размер группы — не более 6-и человек. Желательно, чтобы при проведении группового обследования
у педагога был подготовленный помощник.
2.9. Проведение обследования должно быть согласовано
с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить
в первой половине дня.
2.10. При проведении обследования необходимо максимально
использовать педагогическое наблюдение за поведением
и деятельностью ребенка в детском саду.
2.11. Перед началом обследования необходимо установить
устойчивый положительный контакт с ребенком.
2.12. Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям.
2.13. Различные виды помощи ребенку необходимо строго
дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования.
2.14. Каждый вид задания необходимо начинать с легкого
(тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается
задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения.
2.15. Следует предлагать ребенку полифункциональные задания,
обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям
познавательного развития.
2.16. Непрерывная продолжительность тестирования не должна
превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.
2.17. Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие — трудные, вербальные — невербальные,
учебные — игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора
(зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
2.18. Все, что необходимо для проведения обследования, должно
быть подготовлено и разложено в определенной последовательности
заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны
лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше
в определенном порядке разложить их на отдельном столе.
2.19. Важен не только конечный результат выполнения задания,
но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо
отмечать в протоколах обследования особенности деятельности,
эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения
и оказанную ему помощь.
2.20. В ходе обследования не рекомендуется:
торопить ребенка, спешить с подсказкой;
показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;
подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
2.22. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо
учитывать, что возможно снижение результатов из-за:
трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;
боязни плохих результатов;
неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования
сосредоточиться, сконцентрировать внимание;
медлительности ребенка;
усталости ребенка;
плохого самочувствия ребенка.
2.23. При обследовании детей с ограниченными возможностями
здоровья могут использоваться специализированные методики
в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:
применяемые методики должны включать в свою структуру
определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;
для изучения готовности детей к освоению приемов организации
собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные
ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем «зоны ближайшего развития», т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся
в совместной работе со взрослым.
2.24. Все результаты обследования ребенка заносятся
в индивидуальную карту обследования. По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.
111. Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста
3.1.Содержание психолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического развития ребенка через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
3.2. Для проведения обследования подбирается комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Физичвеские качества — качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка.
Личностные качества — качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе его морально-нравственное развитие.
Интеллектуальные качества — качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).
3.3. Состояние здоровья ребенка оценивается медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.
Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физической культуре, воспитателем группы.
3.4. Проводить обследование развития личностной
и интеллектуальной сферы ребенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педагог-психолог, социальный педагог, другие специально подготовленные специалисты.
3.5. При построении диагностических заданий должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста.
3.6. Обязательным требованием к построению системы психологи-педагогического обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.
3.7. Содержание обследования должно быть тесно связано
с образовательными программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3.8. Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции). Для достижения ребенком старшего дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе, необходимо рассматривать психолого-педагогическое обследование как начальное звено в целостной системе диагностико — коррекционного, диагностико — воспитательного (или развивающего) направления работы.
3.9. Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются
педагогическая запущенность;
отставание в психическом развитии;
наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»);
признаки гипер-и гипоактивности;
нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, и др.); астенизация, сниженная работоспособность.
3.10. Определение готовности детей к школьному обучению требует также учета детско-родительских отношений, нарушение которых является одним из важнейших факторов риска школьной дезадаптации.
__________
Источник
На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.
Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития
Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.
Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.
Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.
Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.
Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.
Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.
Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.
Как определить уровень психического развития детей: задания
Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.
Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:
- речевых функций (скудный словарный запас и несовершенная фонематическая сторона речи);
- психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
- внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).
Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:
- недостаточная познавательная активность;
- нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
- избирательная активность с выбором отдельных игр;
- быстрая утомляемость.
В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.
Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей
Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.
Нормальные дети | Дети с задержками развития | |
Моторика | Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. | Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима. |
Сенсорно-перцептивная деятельность | Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. | Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь. |
Интеллектуальная деятельность | Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. | Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков. |
Игровая деятельность | Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. | Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми. |
Умения | Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. | Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек). |
Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии
Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.
Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования — определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.
Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания — проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.
Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот — показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.
Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.
Тест на умение группировать предметы. Предложите сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт — в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.
Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.
Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.
Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.
Источник