Рекомендации родителям по развитию ребенка в 3 года
Наталья Рипанова
Рекомендации родителям по развитию детей от 2 до 3 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 «Светлячок» общеразвивающего вида.
Рекомендации родителям
(по развитию детей от 2 до 3 лет)
Выполнила:
Воспитатель 1 категории
Рипанова Н. Н.
1. У ребёнка должна быть своя комната, часть комнаты или уголок.
Мебель по росту ребёнка, углы закруглены. Комната хорошо освещена.
Выбор игрушек: хорошие игрушки – это игрушки безопасные, разнообразные, эстетичные, приносящие радость, а не страх.
2. Режим у ребёнка в саду и дома, должен перекликаться, вечером ребёнка настройте на спокойные игры: рассматривание книги, настольные игры, чтение сказок. Компьютерные и видео игры дозируйте 10-20 минут в день.
3.Проводите профилактические мероприятия: умывание прохладной водой, проветривание помещения, когда ребёнка нет в комнате. Ходьба босиком, дозировано. На прогулку не кутать.Пассивная прогулка: ребёнка тепло одеть и открыть окна.
Упражнение «Кошечка»-для опорно-двигательного аппарата.
Упражнение для профилактики плоскостопия-ходьба по массажному коврику.
Упражнение для глаз «моргание», «маятник». Следите за правильной посадкой за столом «спина ровная»
Учите детейвыполнять физические и спортивные упражнения: ловля и броски мяча,
прокат мяча, общеразвивающие упражнение.
4. На прогулке упражнять ребёнка в ходьбе, беге, перелазать через бревно, предлагайте ребёнку покачаться на качели, съехать с горки. Ребёнок гуляет под присмотром взрослого.
5. Формировать культурно-гигиенические навыки мыть руки по мере загрязнения и
перед едой (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно)
Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
6. Учите детей правильно здороваться «здравствуйте, прощаться «до свидания» со
сверстниками и со взрослыми
7. По дороге в детский сад обращать внимание на красоту природы, величину предметов «большой-маленький», «один-много», «на что похоже», загадывайте лёгкие загадки,
учите описывать картины природы, читайте стихи русских поэтов
8. Учить ребёнка вежливости, показывать своим примером каким образом нужно вести себя в общественном транспорте, общественных местах, учить уважительно относиться ко взрослым.
9. Приобщать детей к чтению, к развитию интереса к художественной литературе, народным потешкам, песенкам, русским народным сказкам, к народному творчеству того народа представителем которого являются родители бабушки, дедушки что способствует восстановлению традиций своего народа, самобытности, истоков. Рассказывать о своём народе, костюмах, песни, сказки своего народа. Книги для детей младшего возраста должны быть яркими, красочными. Учим детей бережному отношению к книге. Нужно и надо много читать детям стихи, сказки, рассказы о животных и природе. И не только на ночь, но и повседневно, заучивать потешки, четверостишия, тем самым формируя у ребёнка активный словарь, расширяя кругозор, накапливается опыт для дальнейшего развития ребёнка как личности
10. Закреплять первичные знания о нашем государстве-Россия-наша родина, познакомить с символикой страны, чем мы гордимся в нашей стране, мой город, мой адрес, кто мои родители.
11.Беседовать с детьми на этические темы: «что плохо, а что хорошо», «что такое дружба, любовь, доброта, сочувствие». Формировать человеческие ценности по духовно-нравственному воспитанию.
12. Формировать знания ребёнка о правилах пешехода, при переходе дороги держать ребёнка за руку. Выбирать безопасный маршрут до какого- либо учреждения.
13. Дома должны быть всегда краски, карандаши, пластилин, фломастеры, бумага.
Родители учат ребёнка правильно держать карандаш, кисточку, закреплять знания ребёнка в рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, волнистых линий, округлых форм.
В лепке: раскатывание в ладонях колбасок и шариков по сюжету (колобки, ягодки, мячи, яблоки, баранки).
В аппликации: дома учить держать ножницы с тупыми концами, разрезать полоску на части.
14. У ребёнка должны быть трудовые поручения: «полить цветок», «налить молока
кошке», «сложить игрушки на место», если ребёнок не хочет, вместе с ребёнком
расставьте игрушки по местам, поясним ребёнку для чего это нужно.
15. Для конструирования нужны всевозможные конструкторы из безопасных материалов
Пластмассовые «Лего», пазлы, разрезные картинки, строительный материал.
Строим вместе с детьми-дом для мишки, зайчика и кукол, гаражи для машин,
заборчики, башенки, домики для животных, мебель для матрёшек.
16.Старайтесь с детьми больше экспериментировать: с песком (печенье лепим,
игры с водой (рыбалка, кораблики, переливание, рассматривать насекомых и
рассказывать о них, гуляя в парке рассказывать о деревьях, пробовать пищевые
продукты на вкус «Угадай по вкусу», исследовать на ощупь ткань, дерево,
металл «Какой».
17. Участие ребёнка и семьи в общественных мероприятиях сада, города, страны
Это повышение самооценки ребёнка, укрепление отношений между родными и
близкими. Родители должны быть всегда уравновешены, способны помочь себе
и ребёнку, тактичны, спокойны, уверенны в себе.
18. Разбирать, проговаривать вместе с ребёнком возникшие ситуации «Как правильно
Поступить», «Как попросить игрушку у сверстника», «Каким образом договориться»
19. Самое главное-это всё нужно делать с ребёнком для его развития, интереса, но
перегружать ребёнка нельзя.
Рекомендации составлены согласно примерной основной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и возрастных особенностей детей
от 2 до 3 лет.
Источник
Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни.
Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на вопросы. Учите малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку.
Для игр купите более сложные игрушки: кукольную мебель, игрушечную посуду, лото, разнообразный строительный материал. « Этому ребенку ничего нельзя давать в руки: все будет сломано, разобрано на части и порвано на клочки» — так часто жалуются родители детей третьего года жизни. Не стоит негодовать по данному поводу. Просто в этом возрасте малыш сверх любознателен. Невозможно понять, как сделана машина, не сломав ее. Предложите маленькому исследователю сборно-разборные игрушки, которые состоят из разных частей.
Эмоционально поддерживайте ребенка, высказывайте одобрение его позитивным действиям.
Развивайте потребность ребенка в общении с другими детьми, поощряйте игру с ними. Учите элементарным способам общения, например при знакомстве назвать свое имя.
2 — 3 года — время формирования самого понятия «я — не я». Любая игрушка или вещь, принадлежащая ребенку, расценивается им как часть его личности. Поэтому все дети в этом возрасте «жадины ». Не стоит этим умиляться, постепенно приучайте ребенка делиться чем-то своим. Учить его дарить и отдавать нужно начинать не на улице, а в семье. А это значит, что не надо покупать шоколадку только ему. Купите ее для всех и в присутствии ребенка угостите каждого члена семьи. Расскажите малышу сказку о жадности, «проиграйте» ее потом на игрушках.
Другая особенность развития ребенка в этом возрасте — неуправляемое поведение. Многие мамы становятся свидетелями того, как их кроткий ангелочек стучит лопаткой по голове другому, пытаясь отобрать у него ведерко, а если тот не отдает, может еще и укусить. Такое поведение объясняется тем, что желания у малышей очень сильные, ждать их исполнения они не хотят, а слова, которые способны эти желания выполнить, быстро кончаются. Говоря научным языком, сознание ёще развито слабо, а потому ребенком начинает управлять подсознание — то, с помощью чего общаются животные, то есть в ход идут руки, крики, топанье ногами. И происходит это быстро, буквально в течение одной минуты. Со временем данные проявления пройдут, главное, не отвергайте малыша в момент агрессивного поведения. Не надо говорить: «Ты плохой, я тебя не люблю». Нужно сказать ребенку: «Ты плохо поступил» или же «Как же ты, такой хороший мальчик, так обидел девочку? » Надо разделять проступок и того, кто его совершил. Все, что нужно в конфликтный момент, — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом и не отвергаете его.
Помните также, что малыш только — только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Проявляйте терпение, когда ваше чадо настаивает на том, чтобы сделать что-то без посторонней помощи. Хоть это и не всегда удается, но вы должны знать, когда именно прийти на помощь, а когда дать возможность малышу найти самостоятельное решение.
Никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, если он сделал что-то не так. Удерживайте себя от желания стыдить его при посторонних, не рассказывайте им о его проблемах и недостатках. Четко, понятно и доброжелательно объясняйте, что можно и что нельзя делать, хвалите малыша за хорошее поведение. Не увлекайтесь ролью судьи, помните, что вы для него всегда и прежде всего мама, особенно когда ему плохо и больно. Если мама отказывается приласкать и утешить малыша, он ощущает себя одиноким и беззащитным, никому не нужным. То, что исходит от мамы, воспринимается им совсем не так, как то, что исходит от других людей. Мама — это оплот безопасности, центр его вселенной, главная защитница. И вдруг она перестала его защищать. Его мир начинает раскалываться и рушиться. А такие переживания опасны для личности и психики маленьких детей.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой — каким он был вчера и сегодня (история знает немало фактов, что гении в детстве не блистали способностями и хорошим поведением). Никогда не отказывайте ему в поддержке и помощи.
Источник
Рекомендация для родителей
«Кризис детей 3-х летнего возраста»
Довольно мирный в эмоциональном плане период развития с года до трёх лет заканчивается. Впереди кризис трёх лет. Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, неуправляемым. Взрослые при этом зачастую не знают, как себя вести и что делать с этим маленьким упрямцем. Недаром известный педагог С. Соловейчик назвал этот период «большой войной с маленьким человечком».
Кризис трёх лет — эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых. В чём же причины этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса?
Уже отмечалось, что в это время ребёнок становится более самостоятельным, независимым от родителей, начинает понимать, что уже многое он может сделать сам, без их помощи. Проявление самостоятельности связано с попыткой ребёнка научиться жить и действовать самому, как отдельному, ни от кого не зависящему существу.
Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали: «Маша хочет пить!», то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит: «Я хочу пить!» Слово «Я» в его лексиконе становится одним из самых употребляемых. Вы только и слышите: «Я… я… я!». Это «Я» постепенно переходит в «Я сам!»
Это очень тонкий момент, на который следует обратить особое внимание. Внешние проявления кризисного поведения малыша связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребёнок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство — способ проявления собственной воли. Он не даёт маме помочь надеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет её туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого — «Не хочу!», «Не буду!», «Не надо!». Такая капризность ребёнка — пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого.
Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение — абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка — свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он «плохой» или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.
Так как же лучше реагировать на упрямство и капризы ребёнка? Как помочь преодолеть кризис трёх лет? Попробуйте воспользоваться следующими советами:
Поощряйте самостоятельность и активность малыша. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя;
Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребёнку зону «можно» и «нельзя»;
Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего;
Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования;
Не пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего, он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу.
Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное. Подобные приёмы могут отвлечь внимание капризули от плача и истерики. В противном случае, вы можете какое-то время не обращать на него внимание — истерика пройдёт сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем не интересно.
Источник
Рекомендации для родителей детей 2-3 лет
Дети 2-3 лет очень подвижны и имеют прекрасную физическую форму. Так же стремительно идет и интеллектуальное развитие вашего малыша. А вот каким оно будет, зависит от ваших стараний.
Как развивать логическое мышление?
— игры на развитие пространственных представлений: «Найди спрятанную игрушку» (при этом нужно направлять: «давай заглянем в шкаф, под кровать, может, там спрятался наш мишка?»);
— игры на сортировку: по форме, цвету, размеру (можно брать что угодно: пуговицы, макароны, кубики разной величины, цвета, картинки…)
— пазлы (2-3-4 части) : первое время, естественно, помогаем малышу;
— простой счет ( считаем ступеньки, пальчики, все, что угодно; можно спрашивать, сколько малышу лет и показывать на пальцах);
— ориентировка во времени (стараться отмечать в течение дня, что делаем утром, днем, перед сном вечером)$
— игра «Много-мало»;
— игры на сопоставление: «Кто что ест?», «Где чей хвост?»? «Где чей дом?» и др.;
— игры на нахождение фигуры по двум признакам: положите перед ребенком цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых? Большой и маленький или два красных квадрата разного размера; попросите малыша найти каждую пару (два желтых кружка или два красных квадрата).
Как изучать свойства предметов?
Тренироваться в запоминании понятий о предметах:
— длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий;
— теплый-холодный, гладкий-шершавый, твердый-мягкий (через осязание);
— одинаковые-разные;
— вкус и запах (через обоняние);
— названия цветов предметов;
— геометрические фигуры и формы.
Как развивать речь?
— читать вместе книжки, рассматривать картинки в них, обсуждать прочитанное, задавать наводящие вопросы, хвалить за правильные ответы;
— организовать кукольный театр( можно купить атрибуты в магазине или сделать самим): сначала взрослый сам ставит спектакль, потом подключает ребенка;
— разрабатывать речевое дыхание (через дыхательные упражнения: мыльные пузыри, игры на дудочке, летом подуть на одуванчик, задувание свечки);
— речевые игры (например, «Закончи фразу»);
— обсуждать с крохой все события, которые с ним происходят в течение дня: что он видит из окна, во что играет, что кушал, какую игрушку любит и почему;
— пытаться рассказать хорошо знакомую сказку (обязательно помогать малышу и хвалить за правильные ответы);
— пополнять словарный запас ребенка прилагательными (чаще задавать вопрос со словом «какой?»)
Как развивать общую и мелкую моторику?
— лепка, рисование, аппликация;
— игры с рамкой-вкладышем;
— расстегивание/застегивание кнопок, пуговиц, молнии;
— самостоятельное одевание/раздевание;
— переливание воды, пересыпание крупы;
— самостоятельное мытье рук (показываем, как надо открывать и закрывать кран, намыливать руки, вытирать полотенцем, вешать его);
— доставать ложкой из емкости с водой контейнеры от киндеров;
— набирать и выливать воду пипеткой или клизмой;
— собирать воду с помощью губки, выжимать губку;
— игры с прищепками и шнуровкой;
— задания на соединение точек линией;
— перекладывать мелкие предметы (горох, бусинки) пинцетом;
— откручивать и закручивать крышки от бутылок$
— собирать пирамидки.
Как расширять знания об окружающем мире?
— изучать подробности жизни диких и домашних животных, птиц (где живут, что едят, названия частей тела, польза для человека, как называются их детеныши);
— расширять знания о насекомых (рассказ должен строиться в позитивном ключе: что все букашки живые, у них есть свои детёныши, все они имеют определенное значение в нашем мире)$
— наблюдать за природными явлениями ( снег, дождь, радуга) и давать им объяснение;
— показывать и рассказывать о деревьях и цветах, растущих рядом;
— запоминать названия овощей, фруктов, ягод, грибов, встречающихся в повседневной жизни;
— рассказывать, из каких материалов сделаны окружающие предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень);
— расширять круг понятий (давать простейшие понятия, не перегружая внимание ребенка деталями: магазин, врач, больница, семья, транспорт, моря, корабли, железная дорога, поезд, вагон, рельсы, аквариум, рыбки, город…);
— исследовать мир бытовой техники, знакомиться с профессиями.
Устраивайте для детей тематические недели, посвященные изучению отдельной темы. Наполняйте их духовный мир музыкой и живописью. Вовлекайте в обсуждение событий, происходящих вокруг него. Учитывайте предпочтения вашего чада, действуйте мягко, без приказаний, заинтересовывайте малыша занятиями, превращая их в игру.
Источник
Наталья Грушева
Кризис трех лет. Рекомендации родителям
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно.При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных — стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Кризис трех лет может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года. Границы его могут быть очерчены не четко. На подходе к кризисуприсутствует четкая когнитивная симптоматика: острый интерес к своему изображению в зеркале, ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам, мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу. В середине этого периода, как правило, возникает резкое обострение, когда значительная часть детей становятся неуправляемыми, капризными. Поэтому этот период труден как для педагогов и родителей, так и для самого ребенка.
Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».
Кризис трех лет – это кризис социальных отношений. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Ребенок с момента рождения физически отделен от матери, но, ни его питание, ни передвижение невозможно без матери. Ребенок в раннем детстве биологически отделен, но психологически он еще не отделен от окружающих его людей. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
В чём же суть этого кризиса, как же он проявляется и чем же можно помочь ребёнку…
Во-первых, хочется отметить, что это необходимый этап в развитии ребёнка. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Главное, чтобы ребёнок был уверен в том, что, как бы он себя ни ведёт, его всегда будут любить и никогда не бросят. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Основные симптомы кризиса трех лет
Для того, чтобы осмыслить, что происходит в период кризиса трех лет, надо прежде всего рассмотреть основные симптомы данного возраста. Как правило, говоря о кризисе 3 лет, в качестве его симптомов называют упрямство, негативизм, протест против близких взрослых, строптивость, стремление к деспотическому управлению окружающими. Это те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план и которые в литературе принято называть «первым поясом симптомов» или «семизвездием кризиса трех лет».
Негативизм. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не желает сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не желает чего-то, только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При резкой форме негативизма доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.
Пример негативизма: к мальчику подходит взрослый и говорит, что у него новая машина.На что мальчик возражает: «Нет, она не новая, а старая».Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя старая машина». Ребёнок отвечает: «Моя машина новая». Обратите внимание, мальчик знает понятия «новая и старая», он просто хочет сказать наперекор взрослому. Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят. Еще пример, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его,он настаивает: «Гулять! Гулять!»
Упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство следует отличать от настойчивости. Например, ребенок желает что – то и настойчиво добивается исполнения. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а лишь потому, что он этого потребовал. Скажем, ребенка зовут к столу; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но он все равно не идет потому, что он уже отказался. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит играть в «салочки» и поэтому стремится целый день находиться во дворе.И второй момент: если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что-то, наоборот, по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе.
Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на велосипеде, и поэтому он отказывается от предложения мамы зайти домой.
Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой, но он отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался и ни за что не хочет от него отступать.
Строптивость. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость – против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве всем, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на своем желании.
Своеволие. Это «тенденция к самостоятельности». В противоположность первым трем симптомам, своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации. Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка,от семейных традиций могут решать проблему разными способами:отвлечь его, уговорить, позволить действовать самостоятельно. Но, если это действие опасно для жизни и здоровья малыша,взрослые могут твердо запретить ему делать самостоятельно что-либо: переходить дорогу, включать газ и т. п.
Три последующих симптома имеют второстепенное значение (протест, обесценивание личности близких, деспотизм и ревность)
Протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в конфликте с ними. Детские ссоры с родителями являются обычным делом.
Симптом обесценивания. Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят.
Пример: Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушками, отказывается с ними играть.
Стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения.В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям. В общем, симптомы, взятые вместе,производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.
Из опыта работы :
Во-первых –мы организовываем деятельность детей так, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.
Например,научили детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предложили им делать это самостоятельно, а мы наблюдали. В сюжетно-ролевой игре “Семья ” ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с предметами,а затем мы предлагаем ему: “Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть”. Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т. д.
Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами”. С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. “Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его”. Предлагаем “забросать” Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты. Это может быть игрушка или картинка. Эффективнее всего использовать эти приемы на занятии физкультурой или на прогулке (метание, топот, крик).
Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т. к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. “Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая”.
Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. “Закрась мишку, который сломал теремок”.
Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. “Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т. к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла”. Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию стихов Г. Остера “Вредные советы”.
Никогда не мойте уши,
Шею, руки и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература.
И. Демьянов “Дразнилки”.
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет –
Будет целый огород.
Русская народная песенка “Бабушкин козлик”;
Узбекская народная сказка “Упрямые козлики”.
Сказкотерапия -. через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Однако существуют рекомендации к применению сказкотерапии,которые могут быть сформулированы следующим образом:
1)Сказкотерпию необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со сторон. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.
2) «В некотором царстве, в некотором государстве»… Эти слова как будто дают понять,что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
3) Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).
4) Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку,задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка мы включаем в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Помочь справиться с кризисом трех лет и направить воспитание малыша в нужное русло помогут сюжетные игры.
1) Игра в магазин. Ребенку отведите роль продавца, а родители или старшие дети – покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то свое. Со временем он поймет, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз. Если ваш реб?