Рекомендации по развитию воображения ребенка дошкольного возраста

Рекомендации по развитию воображения ребенка дошкольного возраста thumbnail

Рекомендации по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста для педагогов дошкольных организаций

Полноценное развитие воображения требует определенных условий. Для развития данного познавательного процесса педагогам дошкольных учреждений следует применять в работе разнообразные методы (игровая и изобразительная деятельность, театрализации, чтение художественной литературы, решение проблемных задач и ситуаций и т.д.), а также позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально задействовать его эмоции, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития воображения у детей дошкольного возраста, были разработаны рекомендацию по развитию воображения у старших дошкольников:

— Полноценное развитие воображения невозможно без установления эмоционального контакта. Взрослые должны найти подход к ребенку, учитывать его индивидуальные особенности. Поэтому следует создавать доброжелательную атмосферу к детскому творчеству.

— Так как воображение старших дошкольников уже не нуждается в опоре на реальный предмет, в процессе развития данного познавательного процесса следует использовать заместители предметов, осуществлять «опредмечивание» неопределенного предмета, использовать вариативность одних и тех же элементов для создания различных образов.

— Следует исключить из образовательной деятельности формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета, так как в этом случает происходит лишь механическое копирование образца, что не способствует проявлению творческих способностей детей.

— Необходимо расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка. Обогащать знание ребенка о составных частях предмета, умение выделять главные и второстепенные признаки. Увеличивать объем словаря ребенка.

— Так как ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра, приоритетное внимание должно уделяться развивающим играм и упражнениям. Это могут быть упражнения, подразумевающие практические действия: дорисовать картинку, сделать подделку; игры на развитие вербального воображения: словесное описание, придумывание рассказа или сказки; упражнения на развития творческого воображения: изобразить задуманный персонаж и т.д.

— Большое внимание следует уделять изобразительному искусству: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Существует множество нетрадиционных техник, которые способствуют развитию фантазии как формы воображения: рисование нитками, монотипия, обрывание, кляксография и т.д.

— Необходимо создать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимает ребенок. Рекомендуется широко использовать детские работы.

— Для развития творческого воображения следует знакомить ребенка с миром сказок, различными видами театра: пальчиковый и кукольный театр, театр теней и т.д.

— Так же сложно недооценить влияние музыки на развитие воображения детей дошкольного возраста. Следует знакомить детей с музыкальными произведениями различного характера, побуждать придумывать различные сюжеты во время или после прослушивания.

— Следует отметить, что важное значение для развития воображения имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.

Источник

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

— активное (деятельное)

— пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

— воссоздающее

— творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Как развивать воображение у малышей?

Начнём с развития воображения у самых маленьких. Недаром сегодня особо актуальны разные методики раннего развития, ведь ведущие психологи и педагоги считают, что в первые три года жизни человека у него формируются основные процессы и закладываются способности. Всё то, чем вы с малышом занимаетесь, непосредственно влияет на развитие его мозга.

Крохи, у которых хорошо развито воображение, обязательно вырастут личностями творческими, активными, неординарными. Они смогут легко приспособиться к миру, обществу, в котором они живут.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром прекрасного, открывая ему новые знания и опыт, вы создадите условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от открытия нового, от занятий творчеством. Задача родителей здесь — максимально содействовать развитию творческого воображения маленького творца.

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? Помогут наши рекомендации:

Читайте также:  Роль музыки в воспитании и развитии ребенка

Рассказываем сказки. А в вашей семье есть традиция читать сказку ребёнку на ночь? Используйте эту замечательную традицию с точки зрения стимулирования воображения, а именно: дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.

Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.

Наблюдаем за людьми. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.

Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.

Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку. Ребёнок будет с удовольствием придумывать и развивать воображение, играя.

Приобщаем к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.

Сочиняем стихи. Как только малыш заговорил, научите его рифмовать. Вот увидите, как здорово у него будет получаться.

Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.

Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек. Природа всегда была бездонным колодцем творческих идей.

«Совет. Для развития изображения используйте метод Леонардо да Винчи. Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи. Крохе это понравится».

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

Игра.

Конструирование.

Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

Побольше читайте ребёнку сказки. Делайте это выразительно, используя разные интонации, паузы. Учите этому ребёнка. Важно, чтобы он проникся услышанным и выстроил у себя в голове «фильм» или «спектакль». Не забывайте знакомить ребёнка с историями о волшебных мифических персонажах: волшебницах и феях, говорящих животных, кикиморах и гномах и прочих. Лучше если это будут положительные, добрые герои.

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

«Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.

«Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.

«Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.

«Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?

«Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.

«Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
«Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»

Читайте также:  Ползать ребенок начинает развитие

«Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Рекомендации родителям

Ценные рекомендации помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.

Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.

Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.

Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.

Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.

Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.

Педагог-психолог Краева С.А.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 188»

 Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольников

Подготовил:

воспитатель ВКК

Максимова Наталья Васильевна

МБДОУ «ЦРР-детский сад № 188»

Рекомендации по поддержанию и развитию творческого воображения у старших дошкольников

В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, которые имеют в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, которые в будущем помогут детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих возникающих спонтанно идей и образов, в том, что самостоятельные поиски и пробы являются важным и достойным уважения процессом, полезным для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к окружающему миру. К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям воспитателя можно отнести следующие рекомендации:

  1. Поощрять самостоятельные мысли и действия дошкольника, если они не причиняют явного вреда окружающим.
  2. Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему.
  3. Уважать точку зрения ребенкаа, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением.
  4. Предлагать воспитанникам больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий.
  5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами.
  6. Не высмеивать необычные образы, слова или движения воспитанника, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно осуществлять поиск.
  7. Иногда творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.
  8. Не навязывать собственную программу действий и образов, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и подстроиться под нее.
  9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам.
  10. Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая различные интересные задания.
  11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Среда развития ребенка в детском саду является важным компонентом образовательного пространства. Непременное условие построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа — опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между всеми участниками, которая реализует ряд принципов при развитии творческого воображения дошкольников.

Уважение интересов и потребностей предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:

Читайте также:  Умственного развития ребенка в 1 год

– разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

– включение в нее максимального количества предметов «взрослого» обихода;

– предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);

– резервирование свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);

– возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;

– определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов «на уровне» ребенка;

– оптимизация универсальности предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;

– учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового.

Педагогические условия построения развивающей среды в дошкольном учреждении:

  1. Уважать мнение и личностную позицию, создавая атмосферу личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как признание личности ребенка, понимание его внутреннего мира, принятие способности взрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях:

– невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт;

– создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть;

– отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;

– представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто не в праве нарушить.

  1. Активное проявление в различных видах деятельности. Среда в дошкольном образовательном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, чувств, эмоций. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивности подвижной деятельности, побуждая ребенка к двигательной активности. Предметно-пространственная среда в детском саду должна обеспечивать возможности создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволит воспитанникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу.
  2.  Проявление познавательной, художественной, двигательной активности ребенка, основанной на формирующихся потребностях растущей личности. Потребность – состояние любого живого существа, которое выражает его зависимость от конкретных условий существования и выступает источником активности.
  3. Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошколят виды деятельности, такие как общение, предметная и художественная деятельность, игровая, трудовая, обучение, содержат в себе богатый воспитательный потенциал.
  4. Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагоги стимулируют адекватную данному периоду детства творческую активность. Среди разнообразных способов стимулирования последней, можно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:

– обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;

– поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;

– создание условий для реализации творческих идей на практике;

– использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;

– использование личного примера творческого решения проблем;

– создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей.

  1. Учет возрастных особенностей, который подразумевает выявление специфических признаков в содержании развивающей предметно-пространственной среды и отличительных признаков в ее организации. Так, для детей 3-го года жизни необходимо достаточно большое и освобожденное пространство. Они особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см от пола и сам пол.

Для детей 4-го года жизни важны сюжетно-ролевые игры с ярко выраженными функциональными особенностями атрибутов. Важно наполнять предметную среду динамичной игрушкой, у которой что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и т. д. Достаточно большой объем составляют предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: рули, шлемы, бинокли, кухонная утварь.

На 5-м году жизни активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создания рекреаций, ниш для уединения малых групп, конструирования своего игрового мира в пределах замкнутого пространства. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием используют места уединения, рассчитанные на микро-группу из двух-трех детей.

Для дошкольников 5-7 лет свойственны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки), создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей.

Источник