Рекомендации по развитию компетенций у ребенка

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка thumbnail

Методические рекомендации

по развитию социальной компетентности

у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Подготовила:

Долик Светлана Васильевна,

воспитатель

МБДОУ «ДС «Берёзка»

г. Новый Уренгой, ЯНАО

Методические рекомендации по развитию социальной компетентности

у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр

Что же такое социальная компетентность?

Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.

Основные компетенции педагога необходимые для социальной ситуации развития воспитанников:

  • организация конструктивного взаимодействия детей в группе, в разных видах деятельности
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности
  • вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий

Основным приёмом формирования социальной компетентности является игра. Игры классифицируются на:

  • подвижные
  • речевые
  • сюжетно-ролевые
  • компьютерные
  • дидактические

Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений. Поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создать реальные предпосылки для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в составлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекают взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, которые на первых парах являются по преимуществу не речевым практическим взаимодействием с преобладанием мимики, жестов, контакта глаз, разнообразных вокализаций (смех, междометия, звукоподражание). Собственно диалог как речевое взаимодействие, в ходе которого партнеры поочередно высказываются на одну тему, характерен для старших дошкольников. Диалог педагога и ребенка, к сожалению, нередко строится на признании того, что ребенок не понимает, ошибается, не знает, хотя у ребенка – своя логика. Игнорирование этой логике приводит к тому, что ребенок стремится угадать, чего хочет от него взрослый, и угодить ему, поскольку взрослый «всегда прав». Чем старше становится ребенок, тем меньше задает вопросов. Несостоявшийся диалог в детстве превращается в скучный монолог педагога. Игнорирование субъектного опыта ребенка приводит к искусственности, к отчуждению ребенка от процесса познания и общения.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать детям определенные знания и умения, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции». Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате,  которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правило учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Читайте также:  Специфика диагностики нарушений в развитии ребенка

Воспитывая  у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности, привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в них и желания помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми в те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка. Сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу,   как разговаривать между собой, когда организуется,  какая – либо совместная деятельность, например игра. Педагогу надо следить за тем, чтобы ребенок выполнял правило и дома, и в детском саду; систематически напоминать, советовать, как надо себя вести в том,  или ином случае,  выражать уверенность, что воспитанник не забудет поступить должным образом.

Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных фильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Делать  это без излишнего морализирования, но так, чтобы у ребенка возникла потребность совершать аналогичные нравственные поступки.

Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Поэтому помогает рассматриванию с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.

Объединение социальной коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправданы, т.к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействия с ними, ребенок находит свое «я» в обществе людей и учиться видеть, использовать и уважать возможности других.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

  • понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
  • получать необходимую информацию в общении;
  • выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • отстаивать свое мнение;
  • соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
  • принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
  • уважительно относиться к окружающим людям;
  • принимать и оказывать помощь;
  • не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью.

Игры речевой направленности (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи формирования социальной компетенции детей наиболее эффективно. Речевая   игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения. Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем взаимоотношений, которая возникает на протяжении всей жизни человека. Речевая  игра дает прочную основу, так сказать теоретическое моделирование будущих ситуаций, с которыми ребенок может встретиться в реальной жизни.

Из выше сказанного следует, что речевая игра – доступная деятельность для детей данного возраста, однако далеко не все педагоги дошкольного образования осознают условия организации речевой игры для освоения воспитанниками тонкостей общения, правил и норм взаимоотношений, умения использовать их в сложной, противоречивой жизненной ситуации. Влияние речевой   игры на развитие личности заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Читайте также:  Оценка особенностей развития ребенка

Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности старших дошкольников  будет наиболее эффективно, при совокупности следующих педагогических условий:

  • развитие социальной компетентности старших дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;
  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • разработке системы работы по развитию социальной компетентности дошкольников через коммуникативные  игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В процессе речевых игр у детей сформируется  чувство сплоченности и переживание группового успеха. Через речевые игры дети проявляют уверенность в действиях, от которых зависит общий результат. Так ребенок подходит к осознанию себя среди других, переживанию своей индивидуальности.

Источник

Автор: Астафьева Татьяна Павловна, директор МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края.
Описание работы: В данном материале обобщен опыт методической работы по переходу к компетентностному обучению, направленной на обновление содержания образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи, систематизацию и распространение методических знаний. Статья может быть полезной для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей дошкольных учреждений.

«Методические рекомендации по развитию общих компетенции обучающихся МБОУДОД «ЦДТ» п. Уральский»

Методические рекомендации по развитию общих компетенций обучающихся являются обобщением опыта работы педагогов Центра детского творчества по переходу к компетентностному обучению.
Через идею развития общих компетенций у дополнительного образования появляется возможность добиться новых результатов обучения и соответствовать современным запросам общества и государства. Так как в ситуации динамического развития страны жизнеспособность и конкурентоспособность молодого поколения во многом зависит от его умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и труда.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт также выделяет в качестве основных образовательных результатов развитие компетенций, определяющих не просто информированность обучающегося, а способность формировать понятия, необходимые для решения поставленной задачи.
Основным условием результативности работы является нацеленность коллектива на овладение современными педагогическими методиками и технологиями по развитию общих компетенций обучающихся.
Рассуждая о новой ситуации в образовании и смещении акцентов со знаниевого подхода к компетентностному, мы понимаем и то, что компетенция — это способность к деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в процессе обучения.
На первом, репродуктивном уровне развития дети овладевают определенной деятельностью, работая по образцу (это ещё ЗУНы). Второй, творческий уровень предполагает воплощение собственных идей на основе полученных знаний, умений, навыков, что говорит о развитии компетенций.
Научая ребенка, развивая творческие способности, мы формируем предметные компетенции, которые и станут фундаментом развития общих и ключевых компетенций.
Общие компетенции определяются адаптацией, социализацией, интеграцией в социум, самореализацией личности.
Ключевые компетенции многофункциональны: имеют надпредметный и междисциплинарный характер, профессиональную значимость; требуют интеллектуального развития, абстрактного мышления, саморефлексии, критического мышления.
Особенности работы по развитию общих компетенций обучающихся МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский Особенностью работы по развитию компетенций обучающихся является личностно-ориентированный подход, который реализуется через многообразие дополнительных образовательных программ (долгосрочных и краткосрочных), индивидуальные образовательные маршруты, широкий спектр мероприятий, проводимых в Центре детского творчества, позволяющих детям сделать осознанный выбор направления деятельности и в полной мере развить творческие способности.

Рассматривая соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» можно выделить два направления – синомизирующее и дифференцирующее. Мнения ученых далеко не однозначны относительно соотношения данных категорий. Представители первого направления (В.А. Болотов, В.С. Леденев, М.В. Рыжаков и др.) отождествляют понятия, представители второго (И.А. Зимняя, О.М.Мутовская, А.В. Хуторской и др.) считают компетентность первичной категорией.
Из множества определений мы выбрали следующие:
компетенции – это набор поведенческих факторов, включающих деловые и личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения работы.
компетентность (синоним-Квалификация) — степень развития у специалиста определенных компетенций (в первую очередь — в части знаний и навыков).
Следовательно, компетентность – это способность человека использовать знания, умения, навыки, а также личностные качества в конкретной ситуации. А умения, необходимые для самостоятельного решения проблемы, составляют сущность компетенции. Задача педагога – научить ребенка действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности.
Чтобы точнее разобраться, как традиционные ЗУН отличаются от понятия «компетенция» и «компетентность» (ЗУН + способы деятельности), рассмотрим таблицу.
Развитие общих компетенций обучающихся МБОУДО «ЦДТ» п. Уральский по ступеням и профилю деятельности.
В статье «Подход к компетентностному обучению в учреждении дополнительного образования детей» Л.А. Турик рассматривает развитие компетенций как последовательное достижение обучающимися более высокого образовательного уровня по ступеням от пяти до восемнадцати лет. Центр детского творчества дети начинают посещать преимущественно с шестилетнего возраста, учитывая возрастные особенности, данный подход позволяет находить наиболее эффективные способы обучения и формы организации занятий.
Первая ступень развития общих компетенций в возрасте 6 — 9 лет предполагает формирова¬ние базовой культуры и базового образования. Это первое зна¬комство ребенка с учреждением дополнительного образования детей. Происходит адаптация ребенка в новой для него среде, кол¬лективе.
Вторая ступень развития в возрасте 9-14 лет предполагает формирование способнос¬тей ребенка в определенных видах деятельности. Обучающийся формирует предметные компетенции (являющиеся фундаментом развития ключевых), приобретая знания, умения, навыки через деятельность, присущую только дополнительному образованию (музыкальные, прикладные, экологические, спортивные). Формируются умения участвовать в коллективной де¬ятельности.
Третья ступень в возрасте 14-16 лет предполагает развитие ключевых компе¬тенций в конкретных видах деятельности, самостоятельно выбранных обучающимися, в творческих объединениях, через участие в реализации социально-значимых проектов и программ, а также через краткосрочные образовательные программы, имеющие предпрофильную направленность. Формируется положитель¬ная мотивация деятельности. Происходит самореализация подрос¬тка в активной среде детского объединения.
Четвертая ступень в возрасте 16-18 лет предполагает раз¬витие общих компетенций: адаптации, социализации, интеграции в социум, самореализация личности. Обучающийся адекватно оценивает свое личное участие в развитии общества, своими успехами и достижениями вносит вклад в развитие «ЦДТ», стремится к саморазвитию и самореализации.
Требования и критерии к уровню сформированности общих компетенций обучающихся. Требования и критерии позволяют педагогу дать оценку уровня сформированности общих компетенций обучающегося в соответствии с его возрастом. Для каждого уровня определены показатели освоения компетенции.
Требования к уровню сформированности общих компетенций обучающихся.
Литература:
1. Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. – 112 с.
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
3. Отчеты экспериментальных площадок. М., ООО «Новое образование», 2009.-120с.

Читайте также:  Грамматический строй и его усвоение для речевого развития ребенка

Электронные адреса опыта:
1. Бронникова Л. М. « Из опыта реализации методической системы формирования компетенций самообразования у учащихся средней общеобразовательной школы» Научная библиотека КиберЛенинка
2. Камалеева А. Р. «Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи» Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
3. Л. А. Турик «Развитие общих компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей»

Скачать Методические рекомендации по развитию общих компетенции обучающихся

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка
Развитие у старших дошкольников певческих способностей

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка
Проектная задача по материаловедению «Жизнь на необитаемом острове»

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка
Сценарий городского конкурса «Ведущий года»

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка
Внеклассное занятие для школьников. Озеленение кабинета

Похожие статьи:

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Источник