Рекомендации отклонения в развитии ребенка

Иванова Ирина Анатольевна
Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»

Памятка для родителей на тему:

«Норма и отклонения в развитии ребенка»

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

• наследственность;

• факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации.По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

• пренатальные (внутриутробные);

• натальные (в период родов);

• постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

• эмоциональная депривация;

• педагогическая запущенность;

• социальная запущенность.

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

• Физические.

• Психические.

• Педагогические.

• Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов»;

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром»;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

Нарушение данных условий может привести к возникновению дизонтогений различной степени выраженности.

Так что такое норма для ребенка? Это,прежде всего:

1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

2.Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак,вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

• правильной работе головного мозга и его коры;

нормальном психическом развитии;

• сохранности органов чувств;

• последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ?

В дошкольном возрасте:

1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).

5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

4. Полное отрицательное отношение к учебе.

5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Источник

Рекомендации для родителей и педагогов по преодолению и профилактике отклонений в развитии:

                                                   Разработала: Н.А. Антонова          

Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей обусловлено тремя основными факторами:

первый — профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

второй — проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков, выявление подлинных причин, дифференцированный подход к их устранению;

третий — не использование отдельной изолированной коррекционной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребенка.

Коррекции подлежат не только недостатки развития личности ребенка, отклонения в его поведении, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. Эффективное построение такой системы возможно в результате совместных усилий, как самого ребенка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребенка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

Гиперактивное поведение

При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:

1)      эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными эти попытки ни были;

2)      избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати»; разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;

3)      давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

4)      поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование);

5)      ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;

6)      оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;

7)      предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию.

Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребенка, ибо это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность необходимо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное — подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее.Здесь эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость приобретают игры, направленные на развитие этих функций.

Демонстративное поведение. Капризы

Демонстративное поведение и капризы ребенка надо пытаться предупреждать. В одних случаях лучше отвлечь ребенка, переключить его внимание, в других — целесообразнее оставить его одного без «зрителей». Младших школьников можно побуждать выражать свои чувства словами. Изредка целесообразна тактика «разрешающего поведения»: ребенку позволяют «исполнить» каприз, демонстративный поступок полностью, до конца, более того, можно присоединить к выходке весь класс или всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим детям, ребенок прекращает каприз. Однако ни в коем случае нельзя позволять ребенку добиваться своего с помощью демонстративных форм поведения и капризов.

Важным для преодоления демонстративного поведения и капризов является исправление и изменение отношений ребенка с окружающими. В случаях демонстративного поведения усилия взрослого направлены не только на создание у всех детей в группе (классе) и у конкретного ребенка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребенка занять определенное место в коллективе. Для младшего школьника это могут быть хорошая успеваемость, полезные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий.

Агрессивное поведение

В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрослых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное. В доводах взрослых ребенок должен уловить прежде всего уверенность в том, что он большой и уже вполне ответствен за свои поступки.

Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто проигнорировать их, но при этом попытаться понять какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Возможно, ребенок хочет продемонстрировать превосходство над взрослым, а может быть, не знает иного способа выражения своих чувств. Иногда целесообразно превратить оскорбления в комическую перепалку.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привлечения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры, конструирование, лепку. В результате совместной деятельности агрессивные действия перестают быть единственно доступным (и при этом малоэффективным) способом общения ребенка с миром и людьми. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации одобряемого поведения перед благожелательной аудиторией. Важно также давать ребенку с агрессивным поведением возможность реализовать свои лидерские наклонности, но только не через агрессивные действия. Можно поручить такому ребенку ответственное дело: подготовить помещение к занятиям, полить цветы и т. д. При этом необходимо давать положительную оценку его действиям. Наказывать же ребенка с агрессивным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним доверительные отношения.

Инфантильное поведение

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребёнка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Предупредить инфантильное поведение можно, если своевременно выработать у ребенка навыки произвольного поведения, произвольной регуляции своих действий, поступков; если последовательно формировать положительную социальную активность, самостоятельность и ответственность.

Конформное поведение

Нежелательные проявления конформного поведения (подобного, полностью подчинённого внешним условиям, требованиям других людей) нужно и можно преодолевать систематически развивая и поощряя сознательно-аргументированную убежденность ребенка в правильности или ошибочности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений, поддерживаю самостоятельность, инициативу, свободу выбора.

Следует выделить общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.

1.       Акцентировать внимание на поведении, а не на личности ребенка. Реакции взрослых на неприемлемое поведение ребенка должны транслировать ему следующее: «Ты хороший и можешь быть еще лучше, а вот твое поведение сейчас ужасно». Это возможно, если родители, воспитатели, учителя освоят технику «я — высказывания», т. е. научатся особым образом общаться с ребенком, делать ему замечания. В «я — высказывании» можно выделить четыре части: первая содержит объективное описание неприемлемого поведения ребенка в данный момент: «Когда ты разговариваешь и вертишься на уроке во время объяснения…»; вторая называет чувства взрослого в этот момент: «…Я чувствую сильное раздражение и досаду…»; третья описывает эффект неприемлемого поведения: «…Потому что я отвлекаюсь и упускаю нечто важное, интересное…»; четвертая содержит просьбу: «Пожалуйста, перестань себя так вести».

2.       Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегать слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.д. Субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребенка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения проблемы.

3.       Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребенка и взрослых на мысль, что сегодняшнее происшествие — что-то неизбежное и неисправимое.

4.       Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. В реагировании на неприемлемое поведение ребенка надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребенка, использовать физическую силу, втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда так», сравнивать одного ребенка с другим.

5.         Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6.       На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями. Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. В свою очередь, родители должны предоставлять информацию об особенностях поведения ребенка дома, о его отношении к игровым и учебным занятиям, о его эмоциональном состоянии, об особенностях общения с близкими, друзьями. В беседах с родителями целесообразно обсуждать этапные результаты коррекционной работы, разъяснять сущность достигнутого, формулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнутого в практику реальных жизненных отношений.

Источник