Рекомендации для родителей по умственному развитию ребенка
Каюмова Анна Михайловна
Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей
Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей.
1. Пополняйте запас знаний ребёнка об окружающем мире (беседы на различные темы: посуда, игрушки, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, птицы, растения, времена года, транспорт, инструменты, электроприборы, цветы, насекомые и др.). Развивайте у ребенка способность к обобщению и классификации (Н-р.: ложка, вилка, тарелка, кастрюля, нож – Что это, назови одним словом – посуда или ложка, вилка, тарелка, стул – Что лишнее?- стул, Почему)
2. Предлагайте ребёнку задания, различные игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. (Используйте сенсорное описание предметов по двум признакам: Какой квадрат?- красный, маленький или желтый, большой. Апельсин какой?- круглый, оранжевый. Дождь какой?- холодный, мокрый, прозрачный, без запаха и тд. Для детей этого возраста главным является восприятие формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; цвета –все основные и комбинированные: розовый, серый, голубой; размера – большой, маленький; времени – времена года, части суток).
3. Для развития мелкой моторики у ребёнка,можно использовать:
Пальчиковая гимнастика (смотрите литературу в книжных магазинах);
Массаж пальцев, рук, шеи;
Шнуровка (любая);
Бусы (нанизываем на леску);
Кнопки, пуговицы (застегиваем);
Пластилин (катаем шары, колбаски, вытягиваем, различные манипуляции);
Соленое тесто (1/1- соль, мука, вода);
Обрывание бумаги;
Горох, фасоль (перебираем);
«Ищем игрушки» — горох с киндерами;
Счёты (массаж ладоней рук);
Суджок (массажор для рук и пальцев, продается в аптеке);
Катание мяча, то правой, то левой рукой по часовой и против часовой стрелки;
Наматывание нитки на клубок, катушку;
Счетные палочки (выкладываем различные узоры, фигуры);
Мелкий конструктор;
Развитие графических навыков (гибкость, плавность кисти руки) – штриховки, обведение по точкам предметов, гибких линий, завитков. При письме, рисовании, обращайте внимание на правильный захват карандаша в руке, используйте мягкие простые карандаши.
4. Развитие речи ребенка – речевые игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, составление рассказов по сюжетным картинкам. Смотрите приложение.
5. Организуйте совместную деятельность с ребёнком, например это может быть разного рода художественно-творческая деятельность (совместное раскрашивание, лепка, аппликация, ручной труд (поделки, подарки, открытки, изготовление различных театров и их обыгрывание, чтение художественной литературы, пересказ прочитанного. Родитель – как организатор, сотрудник, помощник.
6. Также развивайте у ребенка способность к обобщению и классификации. Н-р.: ложка, вилка, тарелка, кастрюля, нож – Что это, назови одним словом – посуда; яблоко, груша, банан, мандарин (Назови одним словом) — это все фрукты; и тд. ; или ложка, вилка, тарелка, стул – Что лишнее?- стул, Почему? Также для детей этого возраста главным является восприятие формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; цвета –все основные и комбинированные: розовый, серый, голубой, коричневый, фиолетовый, оранжевый; времени – времена года и их признаки (зима, лето, осень, весна, части суток (утро, день, вечер, ночь).
Источник
Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.
Подготовила воспитатель:
Рудь Н.Г
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания:
— развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
— часто менять формы деятельности,
— использовать на занятиях элементы игры,
— приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
— почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
— учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
— учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
— создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
— для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
— «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
— игры-головоломки,
— загадки,
— «Найди отличия»,
— «Найди два одинаковых предмета»,
— «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
— «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,
— «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
— «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
— «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти:
— развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
— обучать культуре запоминания,
— учить вспоминать последовательность событий,
— учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
— учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
— учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
— способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
— «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
— «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
— «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
— «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
— «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
— «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
— «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
— «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
— «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
— «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия:
— учить детей различать предметы на ощупь,
— формировать умение выделять признаки в предмете,
— учить соотносить предметы по величине,
— учить способам распознающего наблюдения,
— развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
— помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
— формировать умение составлять из частей целое,
— учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
— различать основные признаки разных времен года,
— учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
— закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
— формировать сенсорные эталоны формы,
— способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
— способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
— «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
— «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
— «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
— «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
— «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
— «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
— «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
— «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
— «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
— «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления:
— развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
— учить составлять группу из отдельных предметов,
— учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
— учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
— учить сравнивать предметы,
— учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
— побуждать делать самостоятельные выводы,
— учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
— создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
— способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
— способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
— учить устанавливать причинно-следственные связи,
— развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
— учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
— способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
— «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
— «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
— «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
— «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
— «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
— «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
— загадки.
Развитие тонкой (мелкой) моторики.
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
- Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
- Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
- Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
- Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
- Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Источник
Рекомендация для родителей по развитию способностей у ребенка
Выполнила студентка 26 группы Савченко Мария
Как развивать способности ребенка
У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение. Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами
Общие способности:
Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;
Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;
Обучаемость — способность приобретать новые знания.
Многие родители задают вопросы:
- «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?»
- «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?»
- «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».
О интеллекте
Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.
Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!!!
Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:
- Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
- Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
- Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
- Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.
О креативности
Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино.
Чтобы развивать креативность ребенка:
Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро:
Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре)
Второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).
И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.
Об обучаемости
Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.
Для развития обучаемости:
- Чаще задавайте ребенку вопросы;
- Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
- На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
- Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
- Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.
В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.
Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа.
Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!!!
Источник
надежда савкина
Консультация для родителей «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей
«Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Савкина Н. А.
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным, чтобы можно было им гордится. Но не всегда бывает так.
Умственное развитие ребенка во многом будет зависеть от характера повседневного общения его со взрослыми, от влияния, которое оказывают на него родители, а также от того, насколько учитываются возможности детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Некоторые родители считают, будто с воспитанием детей можно не торопиться. «Пусть поиграет, пока мал», — говорят они. В таких семьях дети обычно не приучены к умственному труду, волевому усилию. Они не могут соответственно своим возрастным возможностям выполнить поручение, не умеют доводить начатое дело до конца, сосредоточится на определенной деятельности, часто и беспорядочно переключаются с одного дела на другое и с трудом налаживают взаимоотношения со сверстниками.
Воспитатель, беседуя с родителями, обращает их внимание на недопустимость излишней опеки, ограничения инициативы ребенка. Это тормозит развитие его самостоятельности, отрицательно сказывается на овладении новыми знаниями и умениями.
Стремление к самостоятельности проявляется у ребенка очень рано. Едва научившись говорить,малыш уже настойчиво повторяет: «Я сам». Взрослым важно поддерживать это стремление. Ведь самостоятельно, скажем, одеваясь, он может не только приобрести соответствующие навыки, но и узнать (не без помощи взрослых) о назначении отдельных предметов туалета, свойствах материала.
В то же время нельзя и переоценивать возрастные возможности детей. Некоторые родители слишком рано начинают обучать ребенка чтению и письму, нанося тем самым вред его здоровью.Так несвоевременное и неумелое обучение малышей письму и чтению вредно сказывается на физическом их развитии: от долгого сидения за столом ухудшаются осанка и зрение, напряжение при письме может привести к деформированию кисти. Кроме того, неправильные навыки учебной деятельности, выработанные в дошкольном возрасте, усложняют усвоение школьной программы.
Воспитатель должен разъяснить родителям, как вредно отражается на здоровье ребенка, на его нервной системе сообщение сведений, подчас недоступных его пониманию, либо перегрузка разнообразными занятиями.
Определив примерный объем знаний, которыми должен владеть ребенок того или иного возраста, следует анкетировать внимание родителей на необходимости тренировки памяти, внимания, воли, способности анализировать свою деятельность.
О том, как развивать память, следует поговорить особо.
Хорошим упражнением для развития памяти является заучивание стихотворных текстов. Но и здесь нужна мера. Родители должны знать о том, что хотя ребенок дошкольного возраста легко и быстро запоминает наизусть длинные, часто даже непонятные ему стихи и целые страницы текста, злоупотреблять этим не надо, чтобы не допускать переутомления нервной системы ребенка.
Помочь выбрать стихи для заучивания дома с детьми разного возраста может воспитатель. Хороши произведения народного творчества. Они напевны, ритмичны; часто забавные сюжеты привлекают внимание ребят и легко запоминаются ими.
Заучивание и чтение стихов в семье должно приносить радость, не быть принудительным занятием.
Беседуя с родителями, следует предостеречь их от беспорядочного чтения произведений художественной литературы, содержание которых часто не соответствует возрасту ребенка.
Родителям следует серьезно и правильно относиться к вопросам детей.
Отвечать на детские вопросы – дело трудное, требующее знаний, огромного терпения и любви.Главное правило: ответ должен быть кратким, ясным и понятным ребенку данного возраста, произнесен доброжелательным тоном. Получаемая информация об окружающей жизни должна регламентироваться взрослыми и ограничиваться сведениями, доступными детям.
Раскрывая значение для умственного развития ребенка ознакомления его с окружающим, нужно подчеркнуть, как важно акцентировать внимание детей не на внешних, второстепенных признаках предметов и явлений, а на главном Для этого необходимо воспитывать у них умение наблюдать, рассматривать.
Родителям необходимо проводить наблюдения за природой и окружающей действительностью. В процессе знакомства с окружающим дети должны приобретать навыки пользования разнообразными предметами, чтобы у них формировалось правильное отношение к ним как к результату труда человека.
Ознакомление с трудом взрослых имеет целью воспитание уважения к их труду, помогает понять значение труда для всех, вызывает стремление подражать им.
Умственное развитие ребенка всегда происходит в активной практической деятельности.
Источник