Рекомендации для родителей по коррекции и развитию ребенка с нарушениями

Рекомендации для родителей по коррекции и развитию ребенка с нарушениями thumbnail

Советы и рекомендации для родителей детей,
имеющих нарушения развития

Советы и рекомендации для родителей на период пребывания
детей дома в каникулярное время

Уважаемые родители!

Предлагаемые вам советы и рекомендации разработаны специалистами-дефектологами и лечебными педагогами. Наша цель – помочь вам организовать жизнь детей дома с максимальной пользой для ваших детей.

Необходимо помнить, что лучшие результаты в обучении и воспитании детей, имеющих проблемы в развитии, достигаются при непрерывности процесса обучения, хотя методы и приемы, которые используются в нашей школе и во время пребывания в домашних условиях, могут быть различными.

Мы надеемся, что все члены вашей семьи включатся в общение и занятия с вашим ребенком.

Желаем вам успехов и здоровья!

1. Установление режима дня.

1.1. Установите для ваших детей доступный режим дня на время каникул, особенно летних.

1.2. Предлагаем вам включить в режим дня следующие элементы: подъем, завтрак, прогулку, обед, занятия, прогулку, ужин, сон, элементы закаливания организма.

1.3. Все режимные моменты желательно выполнять в одно и то же время.

1.4. Во время прогулки можно проводить доступные подвижные игры, плавание в открытых водоемах, собирание природных материалов для поделок, наблюдение за природой.

2. Развитие средств общения.

2.1. Старайтесь посещать с детьми культурно-просветительные учреждения вашего города с предшествующей подготовкой (рассказом, беседой, чтением) и последующей зарисовкой и описанием увиденного.

2.2. Знакомьте ребенка, по возможности, с профессиями родителей (рассказ родителя, посещение предприятия, рассматривание фотографий).

2.3. Организуйте выезды на природу, обращайте внимание детей на изменения в природе, занятия людей; беседуйте с детьми на эти темы.

2.4. Привлекайте детей к чтению художественной литературы (желательно адаптированной) и беседуйте с ними о событиях, описанных в книгах, героях, их характерах, пусть они выразят, что им понравилось и не понравилось в прочитанном (прослушанном), почему.

3. Самообслуживание.

  1. В период каникул (особенно летних) важно поддерживать те навыки самообслуживания, которыми ребенок овладел в учебное время.
  2. Навыки самообслуживания, связанные с приемом пищи: ребенок пьет из чашки, ест ложкой и вилкой (с помощью специального столового ножа – для тех, кто умеет им пользоваться, о чем можно узнать у педагогов класса); намазывает и режет ножом; вытирает рот и руки салфеткой; убирает за собой посуду.
  3. Навыки, связанные с одеванием и раздеванием: ребенок снимает и надевает штаны, носки, рубашку; надевает и застегивает или шнурует ботинки; застегивает молнию и пуговицы; вешает одежду на плечики, на стул, в шкаф; аккуратно обращается с одеждой.
  4. Навыки, связанные с умыванием: умывает лицо, моет руки, чистит зубы; моется в ванной, под душем, вытирается после ванны; моет голову; причесывается.

4. Социальные и бытовые навыки.

  1. Побуждайте ребенка оказывать посильную помощь в соблюдении санитарно-гигиенического состояния жилища: застилать постель, менять постельное белье; мыть посуду; подметать, мыть пол, пылесосить; вытирать пыль; поливать цветы и др. виды деятельности по уборке дома.
  2. Следить за своим внешним видом: самостоятельно приводить в порядок свою одежду; стирать мелкие предметы одежды; чистить верхнюю одежду щеткой; содержать в чистоте обувь.
  3. Оказывать посильную помощь в приготовлении пищи: мыть и чистить овощи; делать разнообразные бутерброды; готовить простые блюда (суп из пакета, салат, кашу и др.).
  4. Сервировать самостоятельно или помогать в сервировке стола к завтраку, обеду и ужину.
  5. В весенний, летний, осенний периоды – помогать в приусадебном хозяйстве, на даче по уходу за растениями, животными.

5. Игровая деятельность.

  1. Игра нужна даже взрослым детям. По возможности во время прогулки играйте (сами или предоставляйте это с младшим/старшим детьми, родственникам, друзьям, близким знакомым – желательно под вашим контролем) со своими детьми в разные подвижные игры, развивая подвижность и выносливость; а также в игры, требующие внимания и наблюдательности.

Источник

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

            Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка, врачам и педагогам следует объяснить родителям, что воспитывая ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.  Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта  ребенка, или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет  ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Читайте также:  Центр развития ребенка на неполный день

Миопия (близорукость) — дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие — заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и  нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть при обучении.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3.  В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4.  В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5.  Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6.  Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 — 2 мин на обдумывание.

7.   При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8.  Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.

9.  Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10.  При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

Читайте также:  Современная методика развития способностей ребенка

11.  Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). 

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания

«В игры играем – речь развиваем».

   Звуки поставлены и введены в речь, но, если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать тетрадь, папку с рекомендациями логопеда — в ней есть стихи, игры и упражнения, которые можно повторять летом.

   Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребѐнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребѐнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

  Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

   Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно — коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка.

   Ребенок и онлайн игры – явление в современном обществе привычное, но полезное ли? Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Логопедические игры он-лайн помогут вашему малышу провести время с пользой и с интересом.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален.

Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени

• 5 лет – не более 7 минут; 
• 6 лет – 10 минут; 
• 7-9 лет – 15 минут; 
• 10-12 лет – 20 минут; 
• 13-14 лет – 25 минут; 
• 15-16 лет – 30 минут.

   Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут. 

Вами могут быть собраны презентации по лексическим темам, по автоматизации звуков, по обучению грамоте, а также физминутки, пальчиковые гимнастики, тренажёры для глаз и многое другое. Сейчас мы расскажем о некоторых.

Логопедические распевки. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

Обучающие презентации. «Презентация – это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

В разделе «Обучение чтению и счёту» Вы найдёте простые, но эффективные игры, которые помогут легко дошкольнику. Там предлагаются картинки-раскраски по различным лексическим темам, которые отрабатываются на логопедических занятиях в детских садах. Вы вместе с детьми можете распечатать и раскрасить эти картинки, а затем вклеить их в тетрадь, закрепляя тем самым словарь по этой теме.

Онлайн-игра «Алфавит-раскраска» — игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» — игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова.

Читайте также:  История развития ребенка форма для детского сада

Ребёнок выбирает звук, слышит его и видит на экране 4 картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал.

Помните! Компьютер не заменит живого общения, игры с ребенком, но может стать помощником при соблюдении временных интервалов.

Советы на лето!

— иногда повторяйте пройденные стихи и разучивайте новые;

— задавайте ребенку вопросы по темам, изучавшимся в течение года; 

— наблюдайте живую природу, обговаривайте с ребенком всё, что он видит;

— купите на лето бумагу и краски — пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатления;

— читайте ребенку книги вслух и спрашивайте, как он понял прочитанное.

Уважаемые родители!

Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели на занятиях.

Источник

Рекомендаций для родителей детей с ОВЗ

(задержанное психическое развитие)

учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5»

 г. Курчатова Курской области

Загородних Н.А.

Рекомендации родителям, имеющих детей

с задержанным психическим развитием.

Уважаемые родители!

1)Получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психиатр, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза ребенка. 

2)Помните, вы не виноваты. Примите ситуацию как данность. Помните, что все ваши страхи и «темные» мысли ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.

3) Если ваш ребёнок не готов к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, у него нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, больше общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми.  

4)При положительном эмоциональном принятии себя, ребенку с ЗПР важно научиться оценивать свое поведение, поступки, стремиться исправить ошибки и улучшить результаты. Хвалите ребёнка, когда у него получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

5)Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии. Поведенческая программа: не прибегайте к физическому наказанию! 

Измените психологический микроклимат в семье. Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи.

6)Если у вашего ребёнка наблюдается недоразвитие речи важно учить его в различных видах деятельности сопровождать речью свои действия, подводить итог выполненной работе, а на более поздних этапах — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

7)В развитии речи ваши игры должны быть направлена на словарную активизацию звукопроизношение (связь слов в предложении, логику рассуждений).

8) Стройте обучение деятельности по словесной инструкции по этапам «инструкция дается по частям по мере выполнения — инструкция дается в последовательности выполнения — инструкция дается в произвольной форме»

9)Если у ребёнка отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций,

излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно.

10)Развивайте у своего ребёнка общий запас знаний, представлений, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные.

11)Организуйте для ребёнка дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позвольте ему самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.

12)Для ребёнка важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.

13)Повседневная предметно-практическая деятельность должна способствовать обогащению знаний ребёнка о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

14)Обогащайте чувственный опыт вашего ребёнка через все анализаторы.

15)Во время занятий не допускается переутомление ребенка, нельзя принуждать его к деятельности, ругать его за ошибки, требовать большей скорости выполнения заданий, точность ответов.

16)Развивайте у ребёнка специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка.

Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске

скрытых возможностей.

17)Позволяйте ребёнку выполнять домашние обязанности и поручения.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка

17)Если у ребёнка обнаруживается отставание в физическом развитии — занимайтесь спортом, посещайте кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием.

Будьте внимательны к развитию своего ребёнка, ведите дневник наблюдений.

Источник