Рекомендации для родителей игры с ребенком 5 лет

Светлана Голдырева
Консультация для родителей «Во что можно поиграть с ребёнком 5–6 лет»

Наш ритм жизни становится всё быстрее и быстрее. Всё больше времени у нас занимает работа, создание уюта и комфорта для семьи. И всё меньше времени мы уделяем своим детям. А может стоит остановиться и вспомнить, что детство быстротечно, и если мы сейчас будем откупаться от детей мобильными телефонами, компьютерными играми и другими модными гаджетами, то мы просто своими руками обедняем жизнь ребёнка.

Давайте просто задумаемся над утверждением учёных о том, что ребенок в 5 – 6 лет как губка впитывает столько информации, сколько не впитает за всю оставшуюся жизнь. Чем разнообразнее будут игры детей, тем более разносторонне развитыми будут дети, тем легче им будет освоиться в нашем быстро меняющемся мире. В этом возрасте примером для подражания для детей становятся взрослые, а самые близкие для ребёнка взрослые – это родители. И вот для того, чтобы не потерять ту тонкую нить, которая нас связывает с детьми, нам, родителям, нужно посмотреть на мир глазами ребёнка. Так как ведущая деятельность детской жизни – это игра, нам просто жизненно необходимо ежедневно откладывать свои ежедневные дела и заботы, и хотя бы на час, становиться детьми, открывать мир вместе с ребёнком.

Во что же можно дома поиграть с ребёнком? Игры могут быть дидактическими, обучающими каким-либо навыкам (счету, письму, рассказыванию по картинкам и т. д.); сюжетно – ролевыми, театральными, настольными, играми – развлечениями и подвижными.

Играть с ребёнком и занимайтесь математикой можно и не выходя из собственной кухни. Ведь среди продуктов всегда найдется 2-3 яблока или помидора. Осталось их отдать вашему малышу и вслух пересчитать фрукты или овощи. Задачу можно усложнить, если сказать дошкольнику, что вы купили 4 яблока, а одно яблоко съел папа. Сколько яблок стало? Ответ в руках у вашего ребенка. Подспорьем для игр на кухне может стать и посуда. Спросите у ребенка какая чашка меньше, а какая больше? Или посчитайте, сколько тарелок нужно сегодня для обеда? А сколько их нужно, если пришли в дом гости? А развить логическое мышление можно, если мама задаст задачу посложнее и попросит сложить две тарелки с тремя ложками. Сколько всего столовых приборов получится в итоге? И самое интересное и очень полезное для ребенка занятием на кухне – посильная помощь маме в приготовлении еды и сервировка стола.

Сейчас в магазинах товаров для детей можно приобрести огромное количество настольных игр, которые помогут помочь вашему ребёнку составлять рассказы по картинкам, выучить буквы и научить его складывать их в слоги и слова. Научиться считать, выучить цифры и научиться решать задачи помогут разнообразные лото. Такие игры, как «Размышляй-ка», «Сложи узор», «Мои первые рассказы» помогают детям учиться думать. Различные виды конструктора принесут немало удовольствия не только детям, но и вам, при создании совместных построек. Совместное собирание пазлов вырабатывает усидчивость, внимание. Не нужно забывать о таких играх, как шашки, шахматы, домино. Цепкий ум ребёнка очень быстро впитывает правила этих, вроде бы сложных игр, и очень скоро вам не придётся поддаваться, чтобы уступить ребёнку победу.

Играя в сюжетно – ролевые игры, ребёнок «примеряет» на себя разные ситуации и учится принимать в них правильные решения. Придумать сюжет и распределить роли вы можете вместе с ребёнком, но лучше, если это он сделает сам. Это могут быть как жизненные (готовка на кухне, приём гостей, стирка, глажка вещей, профессии, так и вымышленные ситуации. Атрибуты для игр по возможности желательно сделать совместно с ребёнком.

Например, мамы, которые умеют шить, могут сшить наряды для кукол, постельные принадлежности, привлекая дочек к посильной помощи. Девочки в игре научатся азам кройки и шитья.

В настоящее время можно купить наборы кукол (хотя их тоже можно сделать своими руками) для показа кукольного театра. Вам останется только сделать небольшую ширму, и вы артисты настоящего мини-театра. Сюжетами представлений могут быть и сказки, которые вы недавно читали, и вымышленные истории. Выступая дома перед родственниками, друзьями, которым дети доверяют, они учатся искусству публичных выступлений, что поможет им в дальнейшей жизни (детском саду, школе и т. д.).

Очень любимы детьми конечно же подвижные игры. Играя в эти игры ребёнок выплёскивает накопившуюся энергию, укрепляет мышечный корсет, получает заряд положительной энергии. А играя вместе с родителями, ребёнок раскрепощается, чувствует себя равноправным членом семьи.

Вот несколько подвижных игр, в которые можно поиграть с ребёнком.

1. Игра в мяч — Я знаю

Правила игры: Бросаете друг другу мяч,произнося по очереди по слову на бросок: — «Я знаю пять имен мальчиков (имен девочек, названий растений, названий городов, названий рек и т. п.) Далее перечисляются так же по очереди соответственные имена или названия. Проиграл тот, кто не сумел поймать мяч или не успел произнести нужное слово.

2. Игра в мяч — Десятки

Правила игры: Это облегченный вариант дворовой подростковой игры. Понадобится ровная стена и удобная площадка возле нее. Задача каждого игрока пройти 10 этапов. Упражнения выполняются до первой ошибки, затем право бросать мяч переходит к следующему игроку.

Десятки. Бросить мяч так, чтобы он ударился об стену, и поймать.

Повторить 10 раз.

Девятки. Бросить мяч так, чтобы он ударился об стену, затем об пол,

и поймать. Повторить 9 раз.

Восьмерки. Бросить мяч так, чтобы он ударился об стену, успеть сделать

один хлопок ладонями и поймать мяч. Повторить 8 раз.

Семерки. Бросить мяч так, чтобы он ударился об стену, затем два раза об пол,

Читайте также:  Первые зубы у ребенка 5 лет

и поймать. Повторить 7 раз.

Шестерки. Покатить мяч по земле так, чтобы он докатился до стены и

покатился обратно, и поймать его. Повторить 6 раз.

Пятерки. Нужно бросить мяч так, чтобы он ударился об стену, успеть

сделать два хлопка и поймать мяч. Повторить 5 раз.

Четверки. Бросить мяч так, чтобы он ударился об стену, затем об пол, успеть

сделать один хлопок ладонями и поймать. Повторить 4 раза.

Тройки. Встать спиной к стене, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед,

прокатить мяч по земле между ног так, чтобы он докатился до стены

и покатился обратно, и поймать его. Повторить 3 раза.

Двойки. Бросить мяч из-под ноги так, чтобы он ударился об стену, затем об

пол, и поймать. Повторить 2 раза.

Единицы. Бросить мяч из-под ноги так, чтобы он ударился об стену, и

поймать.

3. Найди клад

Правила игры. Ведущий заранее прячет «клад» во дворе, например, конфеты, хорошо запомнив место. Кроме того, необходимо придумать записки-подсказки, которые тоже прячутся в разных местах. Причем, в каждой записке содержится указание, как найти следующую. Для детей, не умеющих читать, записки пишутся при помощи заранее обговоренных символов.

4. «Наступалки»

Правила игры: Отличный способ согреться во время прохладной погоды. Игроки стремятся наступить на ногу соперника, при этом уберечь свои ноги.

И самыми любимыми у всех детей остаются игры – забавы.

1. Мыльные пузыри.

Правила игры. Взрослый устраивает соревнование с ребёнком, чей пузырь больше, у кого пузырь улетит дальше и т. д.

2. Пушинка

Вам понадобятся: кусочек ваты или перышко

Правила игры. Вместе с ребенком, подуйте на кусочек ваты или перышко, чтобы оно полетело; учите малыша с силой выдыхать воздух через рот, поддерживая пушинку на лету и не давая ей упасть. Выиграет тот, чья пушинка дольше не упала на пол.

3. Бульканье

Вам понадобятся: стакан, на треть наполненный водой, коктейльную трубочку.

Правила игры: Учите ребенка правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. Кто дольше будет дуть в соломинку.

4. Кораблик

Вам понадобятся: тазик с водой и бумажный кораблик.

Правила игры. Учите ребенка выдыхать через рот медленно и длительно, не надувая при этом щечки; учите дуть на кораблик, сначала заставляя его двигаться, а затем подгоняя к определенному месту. Выиграет тот, чей кораблик быстрее придёт к финишу.

5. Игры с крупой.

Вам понадобятся: плоская тарелка, различные крупы (рис, пшено, манка, перловка, горох, т. д.).

Правила игры: насыть крупу на тарелку и предложить ребенку пальцами нарисовать какой-нибудь узор. Или ссыпать в одну тарелку крупу двух видов, например гречку и перловку,и устроить соревнование: «Кто быстрее разберёт крупы по своим тарелочкам»

Вот небольшой перечень игр, в которые вы можете поиграть со своими детьми. Вы можете вспомнить игры из вашего детства, воспользоваться ресурсами интернета, книгами, чтобы найти игры, в которые вы хотели бы поиграть со своим ребёнком; а можете вместе с ребёнком придумать что-то новое. Главное, чтобы игры, в которые вы будете играть со своим ребёнком, были интересны и вам, и вашему ребёнку.

И самое главное, не забывайте хвалить своего ребёнка за победы, и не в коем случае не стыдите за промахи, ведь психика ребёнка еще не окрепла. Ведь ваш ребёнок – самое драгоценное, что есть у вас и вы ответственны за его будущее. Ведь самая хорошая награда для родителей – не боящиеся публичных выступлений, умеющие логически думать, много знающие и умеющие, свободно чувствующие себя в обществе, счастливые дети.

Источник

     Панкевич А.В., воспитатель старше-подготовительной группы «Звёздочки» ГБДОУ №50

Консультация для родителей.

Чем увлечь ребенка 5-6 лет дома? Действенные методы.

   Дети изо дня в день требуют внимания, любви и заботы,  поэтому маме сложно успевать выполнять домашнюю рутину и находить время для ребенка. Безусловно, каждый ребенок отличается собственным складом характера. Один любит подолгу играть в спокойные игры или что-то мастерить, лишь иногда требуя от мамы оценки своей деятельности, а другой постоянно требует внимания к себе.

Действенные методы занять ребенка 5-6 лет:

1.    Излюбленный метод многих родителей увлечь ребенка просмотром мультфильмов – не самый полезный. Безусловно, существует множество отличных развивающих интерактивных мультфильмов, с помощью которых можно выучить ребенка счету, логике или иностранному языку, например, но не стоит забывать, что длительный просмотр ТВ способствует рассеиванию внимания, понижает зрение, вызывает агрессивные состояния и ухудшает сон ребенка. Так что этим, хотя и безотказным методом, не стоит увлекаться. Ребенок 5-6 лет может находиться у экрана не более получаса в день.

2.    Дети любят слушать всякие истории. Можно увлечь их прослушиванием аудио сказок или просмотром аудиокниг, в которых помимо красочных картинок голосом рассказчика повествуются увлекательные истории и сказки.

3.    Лепка благотворно сказывается на развитии моторики рук, развивает творческую жилку и может надолго увлечь малыша. Помимо пластилина вы можете приобрести ребенку тесто для лепки, или же во время лепки вареников и пельменей привлекайте и своего маленького помощника. Поверьте, он будет горд, когда на тарелке увидит блюдо собственного приготовления.

4.    Рисование и раскрашивание также придутся по душе ребенку. Дайте ему листы бумаги, краски, фломастеры, карандаши, можно распечатать раскраски его любимых мульт.героев, а затем предложите ему сделать выставку из собственных работ. Пусть она будет постоянно действующей, лишь иногда меняющая экспонаты.

5.    Аппликации из бумаги или вырезанные из журналов картинки можно наклеивать в специальную тетрадь, сортируя картинки, например, по первым буквам или по цвету или по другим категориям (авто, мебель, цветы и т. д.)

Читайте также:  Упражнения для пресса для ребенка 5 лет

6.    Игры с водой, особенно в летний зной – занятие, вызывающее у детей бурный восторг. Для игр с водой существует масса вариантов:

·        Во время купания, с участием игрушек или морской флотилии, посуды или специальных водных игрушечных горок.

·         В тазу или другой емкости, с участием детской пены для купания, которую можно подкрасить красками или пищевыми красителями. Еще один вариант — шоу мыльных пузырей.

·         Используя водяные пистолеты и брызгалки, направляя струю в намеченную в ванне мишень.

·         Набрать воды в таз и пускать бумажные кораблики, сделанные собственноручно. Можно устроить регату и соревноваться, чей кораблик придет первым, дуя на него.

Водные игры требуют особого контроля родителей, и если ребенок находится в ванне с водой, лучше не оставлять его без внимания!

7.    Во время выполнения повседневных дел, мама может попутно играть с ребенком в такие игры:

·         Игра-наоборот, когда малыш сам находит слову пару, обратную по значению. Например, холодно – жарко, добро – зло и т.д.

·         Развивает воображение и предложение наблюдать за облаками в окне, предлагая варианты, на что больше похоже то или иное облако.

·         Предложите ребенку называть все слова на одну выбранную букву, а затем пробуйте составить из них предложение или целый рассказ.

·       Ребёнок в данном возрасте легко обучается счёту.  Учиться счету можно и на монетках, сделав их самостоятельно: водить тыльной стороной карандаша по подложенной под бумагу монетке  и вырезав ее. Пусть ребенок раскладывает свои монетки по номиналу.

          Дети в 5-летнем возрасте уже знакомы с буквами, а многие умеют читать. Поэтому пусть выкладывают из магнитного алфавита называемые слова, или же ищут в журнале и обводят выбранную букву.

·         Называйте вслух предметы, один из которых выпадает из логического ряда.Пусть ребенок найдет лишнее слово. Например: воробей – сорока – синица – яблоко, или слива – малина – кубик – персик.

·         Спрячьте дома какой-то предмет, и пусть ребенок старается его найти. Можно использовать подсказки типа «холодно-горячо» или нарисовать план, в котором указано нахождение «клада».

·         Разложите предметы в ряд и попросите запомнить их, затем попросите малыша отвернуться и уберите один из предметов, чтобы он повернувшись, отгадал, какой именно вы убрали.

·         «Рыба, зверь, птица». Называйте ребенку одну из трех категорий, а он пусть называет определенный вид, например: «зверь» — медведь, «птица» — снегирь,  и т. д.

·         «Викторина». Предлагайте ребёнку  отвечать на вопросы, типа: «Какой первый месяц зимы,весны,лета или осени?», «Кто лучший друг Чебурашки?», «Что общего у мяча и Луны?», «Какой день недели следует за средой?», «Сколько в сутках часов?»и т.д.,  и если какие-то вопросы вызывают у него затруднения, тут же проясняйте их, подробнее останавливаясь на теме.

·         Если ребёнок засиделся, предложите ему поиграть в игру под музыку «Замри – отомри», когда он будет кружиться и танцевать под музыку и останавливаться, как только она прекратится.

·         «Мода». Предложите ребенку из предложенного гардероба  (шарфы, шапки, шляпы, ленты, заколки, броши, прищепки, пояса, футболки и т.п.) выбрать и составить интересные костюмы, давая им названия и рассказывая, для каких случаев они предназначены. Для полноты образа можно задействовать аквагрим для лица.

8.  Дети 5-6 лет  очень любят помогать родителям выполнять работу по дому( например помыть вместе с ними полы, приготовить блины, нарезать салат и т.д.). Правда не каждый родитель готов принять данную помощь,считая ,что после их помощи придется делать все заново или считают что это опасно, если речь идёт о резке ножом или готовке на плите. И  это их большая ошибка. Ведь не приучив или отбив желание сейчас, потом, когда они подрастут , вы не добьетесь от них ничего. И в дальнейшем вы будите злится и требовать обратное. Поэтому хорошие и терпеливые родители знают, что нельзя упускать время в таком важном деле, как воспитание ребенка. До 7 лет дети могут приобрести знания, навыки и умения, которые станут отличной базой дальнейшего развития. И это всё в наших руках.                         

                                            ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Источник

Игры для развития мышления

Игра «Исключить лишнее»

Положите перед ребенком ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т.д. И среди этих предметов положите один, который не относится к этой группе. Попросите ребенка найти «лишний» предмет или изображение предмета.

Игра «Продолжи ряд»

Предложите малышу логическую цепочку предметов. К примеру, пуговица-бусинка-пуговица-бусинка… И попросите продолжить ряд в той же последовательности, предложив необходимые предметы. Можно чередовать цвета: зеленый-зеленый-желтый-желтый-зеленый-зеленый…

Игра «Животные, птицы и их детеныши»

Кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, овца — ягненок, лошадь — жеребенок, коза — козленок, свинья — поросенок, мышь — мышонок, заяц — зайчонок, лев — львенок, слон — слоненок, курица — цыпленок, птица — птенец и т. д.

Читайте также:  Поздравление ребенку 5 лет девочке проза

Игра «Антонимы»

Начните с пар качественных прилагательных: большой – маленький, твердый — мягкий, веселый — грустный, длинный — короткий.

Игра «Что сначала, что потом»

Взрослый показывает картинки ребенку, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. Упражнять выстраивать сюжетный ряд из 3, 4–х картинок.

Упражнения  и игры для развития внимания

• Сидеть тихо, не шевелясь, прислушиваясь к звукам на улице и дома (гул машины, шум ветра, пение птиц, тиканье часов и т.д.).

• Рассмотреть любой предмет и описать его подробно.

• Игра «Найди отличия»

• Игра «Найди два одинаковых предмета».

  • Игра «Хлопни в ладоши». Взрослый  называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение.

Развитие памяти

  • «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.
  • Игра «Запомни картинки». Ребенок в течение минуты рассматривает и называет 6-10 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

Развитие воображения

• «Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

• «На что похожи ладошки». Предложить ребенку обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО!

4-5 лет — важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

МАДОУ ЦРР д/с 133

Заботливым

родителям!

Развиваемся, играя!

(ребенок 4 – 5 лет)

Педагог-психолог

Молькова М.В

Что должен знать и уметь ребенок

4-5 лет

Познавательное развитие:

  • Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
  • Знать правую и левую руку;
  • Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
  • Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи, игрушки, транспорт (машина, поезд, самолёт, пароход),  называть обобщающие слова;
  • Различать и называть части тела животного и человека;
  • Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
  • Называть насекомых;
  • Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
  • Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям)

Окружающий мир

1.Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер, ночь)?

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название своей страны.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий (врач, продавец, повар, учитель, водитель, воспитатель).

4.Называть времена года, называть по 1-2 основных признака.

       Речевое развитие:

  • Правильно произносить все звуки родного языка;
  • Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  • Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
  • Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
  • Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
  • Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
  • Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа.
  • Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
  • Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.
  • Ребенок должен выразительно рассказывать стихи.
  • Ребенок может различать гласные и согласные буквы.

Социально – коммуникативное развитие:

  • Уметь договариваться  с  детьми, во что играть, кто кем будет в игре;
  • Использовать  «вежливые» слова;
  • Иметь  представление о работе своих родителей;
  • Соблюдать  правила поведения на улице и в транспорте;
  • Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
  • Соблюдать  элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);
  • Иметь  представление о значимости труда взрослых;
  • Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
  • Уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
  • Уметь заштриховывать фигуры  линиями, не выходя за контуры рисунка.
  • Уметь проводить линии посередине дорожки, не выходя за её края.

Источник