Рекомендации дефектолога на ребенка 5 лет
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений Презентацию подготовила учитель-дефектолог МБОУ СОШ№4 Вернер Валентина Валерьевна
2 слайд
Описание слайда:
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу, говорлив, замкнут, сдержан, не соблюдает субординацию, не понимает цели обследования, не адекватно реагирует на предлагаемые задания. Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется. Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватная :на одобрение не реагирует, равнодушен к нему. Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло. Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
3 слайд
Описание слайда:
Развитие общей моторики Не верная формулировка Не соответствует возрастной норме Варианты формулировок при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы; Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо; Недоразвитие мелких мышц руки ; Затруднены графомоторные навыки; Манипулятивная функция рук: резко ограничена (манипулировать не может), ограничена; недостаточная мелкая моторика, сохранная; согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор; нарушение координации движений
4 слайд
Описание слайда:
Понимание инструкции воспринятой на слух испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование; удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания; самостоятельно прочитанную инструкцию навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может, понимает сразу требуется повторное чтение задает уточняющие вопросы, затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом не понимает
5 слайд
Описание слайда:
Обучаемость восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь) нуждается во всех видах помощи; нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. Ждет помощи. Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого; к помощи восприимчив; способность переноса на аналогичные задания перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками; требуется время на закрепление навыка; перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем; задания по аналогии выполняет медленно
6 слайд
Описание слайда:
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не верная формулировка низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности снижен самоконтроль Варианты формулировок Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые) игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
7 слайд
Описание слайда:
Темп работы высокий средний снижен из за слабой организованности не стабилен
8 слайд
Описание слайда:
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) крайне низкая, низкая, снижена , достаточная, средняя, высокая, часто отвлекается, интеллектуальную нагрузку выдерживает /не выдерживает/ быстрая истощаемость
9 слайд
Описание слайда:
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация Не верная формулировка низкий уровень, ограничен, не соответствует возрасту Варианты формулировок не понимает смысл житейских ситуаций, не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей, не понимает близкородственные связи, не понимает понятия старший, младший. Не называет адрес проживания, Забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных. не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте. Не знает правила безопасного поведения на улице. Дает краткие сведения о себе и окружающих. Отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений. Ответы краткие, односложные.
10 слайд
Описание слайда:
Сформированность пространственно-временных представлений Не верная формулировка не сформированы Варианты формулировок не знает части суток, их последовательность не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время. Время по часам не понимает, Времена года: не знает, путает, узнает на картинках; их последовательность устанавливает /верно/ неверно. Месяцы, их сезонную отнесенность не знает, путает. Дни недели не знает, путает.
11 слайд
Описание слайда:
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) Не верная формулировка Снижена скорость и дифференцирован-ность зрительного восприятия, недоразвитие слухо-моторной координации, узкое, фрагментарное Варианты формулировок восприятие цвета: представление о цвете отсутствует; сличает цвета; узнает и называет основные цвета; называет оттенки цветов восприятие величины: представление о величине отсутствует; соотносит предметы по величине; дифференцирует предметы по величине; называет сам величину предмета восприятие формы: нет представления о форме; соотносит предметы по форме; различает геометрические формы; называет (плоскостные объёмные) геометрические формы. Хорошо с трудом различает перечеркнутые, наложенные изображения. Лево — право не дифференцирует; путает; задания на определение лево-право выполняет медленно, после подсказки или показа
12 слайд
Описание слайда:
Особенности внимания Не верная формулировка низко продуктивное рассеянное нестойкое поверхностное Варианты формулировок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость) недостаточно устойчивое, затруднено переключение с одного вида деятельности на другую требуется время для переключения не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности). быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; достаточно устойчивое; длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
13 слайд
Описание слайда:
Особенности памяти снижен объем слухоречевой памяти, наличие привнесений, снижена прочность запоминания, неточность воспроизведения и быстрое забывание, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания Зрительная /слуховая/ память наиболее сохранна
14 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления Мышление конкретное. Обобщение ситуативное или функциональное. Классификацию, обобщение, сравнение предметов производит по размеру, форме, цвету. обобщение по родовой категории (четвертый лишний в вербальном и не вербальном вариантах) не производит /производит только в простых вариантах/ . Причинно-следственные связи не устанавливает /устанавливает руководствуясь конкретными ассоциациями/. Последовательность событий устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает /устанавливает с ошибками, скрытый смысл понимает частично /, не устанавливает, скрытый смысл не понимает
15 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления уровень развития наглядных форм мышления наглядно-действенное наглядно-образное предметно-манипулятивное сформированность предпосылок словесно-логического мышления уровень развития ниже возрастной нормы не сформировано Недостаточность словесно-логических операций.
16 слайд
Описание слайда:
Особенности конструктивной деятельности действует по подражанию, по образцу, по представлению; испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора; ошибается в определении правильного пространственного расположения частей; недостаточно руководствуется образцом.
17 слайд
Описание слайда:
Общая характеристика речевого развития Не верная формулировка Системное недоразвитие речи Эхолалии Варианты формулировок речь невнятная, нарушение произношения, словарь беден, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связанного высказывания, присутствие слов-паразитов, повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы
18 слайд
Описание слайда:
Уровень готовности к обучению Цель обучения не осознает, желание учиться на низком уровне. Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок. Учебная мотивация сформирована
19 слайд
Описание слайда:
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу) Несформированность мотивации к обучению; преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации; способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно; слабо выражена способность к волевому усилию; деятельность хаотична; самоконтроль снижен; не использует рациональные способы действий; в случае не удачи не прибегает к другому варианту решения; Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются наличием выраженного аутистического спектра /социальной и педагогической запущенностью/, /синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/.
20 слайд
Описание слайда:
Заключение Стойкое нарушение познавательной деятельности. Специфические трудности формирования учебных навыков. Наблюдается дефицитарность интеллектуального развития; Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен.
21 слайд
Описание слайда:
Планируемые мероприятия специалиста динамическое наблюдение за развитием учащегося дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану /в группе/
22 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
23 слайд
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА Примерная должностная инструкция учителя-дефектолога учреждений интегрированного обучения./ Авторы-составители Дианова В.И., и др.- Красноярск: КК ИПКРО, 2011. О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области. Методические рекомендации для специалистов ПМПК.- https://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/05/Методические-по-формулировкам-дефектолога-4.pdf Учебно-методическое пособие по теме: Дефектологические представления по классам Красноперова Дарья Константиновна позаимствовано на сайте А.Д.Вильшанской https://vilshanskaya.ru/
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального/основного/среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью заключение учителя-дефектолога становится основополагающим для коллегиального решения ПМПК об определении адаптированной /общеразвивающей /программы обучающихся с ОВЗ, варианта программы и других специальных образовательных условий.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-538059
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.
Кто такой дефектолог?
Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
Мифы о работе дефектолога
Миф 1.
По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности.
Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка
Миф 2.
Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так.
Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.
Дефектолог рекомендует…
Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста.
Выберите подходящее для занятий время (в течение дня) и проводите их регулярно. Постепенно ребенок привыкнет, и будет относиться к ним как к чему-то обязательному в своей жизни.
Проверьте, правильно ли стоит стол и стул, удобно ли сидеть малышу.
Лицо взрослого, проводящего занятие, должно быть хорошо освещено.
По ходу занятия мягко корректируйте позу ребенка, помогайте её удерживать. Важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза.
На начальном этапе обучения можно и нужно использовать совместное выполнение задания, когда рука взрослого расположена на руке ребенка и его пальцах; с каждым следующим занятием эта помощь взрослого постепенно уменьшается.
Короткие занятия значительно эффективнее продолжительных, так как ребенок ИМЕЕТ ПРАВО быть повышенно утомляемым.
Необходимо чередовать различные виды деятельности, такие, как, например, раскрашивание (рисование), физминутки, дидактическая (обучающая) игра с картинками, игрушками, пальчиковые игры, пение, конструирование, прослушивание детских песен, музыки, сказок и так далее.
Каждое задание, выполненное ребенком, даже попытка выполнить его самостоятельно должно сопровождаться положительной оценкой – это создает у него желание продолжать занятие.
Начинать нужно с легкого задания, доступного и понятного, знакомого ребенку. Чередуйте трудные и легкие задания. Если ребенок категорически отказывается выполнять задание, не настаивайте в данный момент, отложите его на некоторое время. Выясните причину, возможно на данном этапе развития выполнение такого рода заданий ребенку пока недоступно.
Часть занятий следует проводить в «учебной» обстановке, другие – в игре, на прогулке, при выполнении отдельных домашних дел.
Взрослому следует проявлять гибкость в организации занятий с тем, чтобы не вызвать у ребенка негативного отношения к учебе; необходимо постоянно искать пути и приёмы, позволяющие сделать обучение ребенка результативным, привить ему необходимые навыки в повседневной жизни, тем самым способствуя его интеллектуальному развитию.
Советы в работе с детьми
с трудностями в обучении
1. Обеспечивать частую смену деятельности для активизации внимания
2. Постепенно усложнять материал, закрепляя каждую предыдущую тему
3. Использовать наглядность(картины, схемы, таблицы)
4. Повышать познавательную активность (игровые, сюрпризные, соревновательные моменты)
5. Создавать ситуацию успеха
Источник