Регресс в развитии речи ребенка
Речевые регрессы — частый спутник аутизма. Т.е. если сегодня ребенок говорит, а завтра — нет, для аутизма это «нормально». Причем одной и окончательной причины у такого регресса нет. Некоторые врачи и психиатры даже отрицают возможность таких регрессов.
Например, нам на курсах лекции по аутизму читала очень опытный психиатр, сделавшая большой вклад в диагностику аутизма. Она говорила, что родители просто выдумывают, что их дети когда -либо говорили.
Мой опыт говорит об обратном. Все-таки аутисты иногда действительно замолкают/начинают хуже говорить, и я бы выделила несколько причин для таких речевых регрессов.
1. Энцефалопатия — органическое повреждение мозга, вызывающее общий откат/остановку развития, в том числе и речи. Причиной эцефалопатии может быть что угодно: травма, болезнь и т.п. Иногда узнать причину практически нереально. Иногда она хорошо видна на МРТ.
Иногда ребенку можно помочь, иногда — нельзя. Такой регресс непредсказуем и его объем/длительность неясны.
Неврологи считают таких пациентов самыми тяжелыми:
— Легче работать с аутистом, у которого задержка развития, чем возвращать к норме того, у кого был откат, — сказал невролог моего сына.
Общего рецепта тут нет, но обычно ребенка проверяют на опухоли, эпилепсию, назначают ноотропы, направляют на другие обследования.
2. Нарушение понимания речи. При таком дефекте ЦНС с ребенком происходит то же самое, что и с глухими детьми. Глухие вполне сносно агукают, но уже практически не лепечут. т.к. не слышат издаваемые ими звуки и не понимают, в чем смысл надрывать глотку. Это называется «затухающий лепет».
Сенсорики механически воспроизводят слова, не понимая их смысла. И со временем, речь сенсорика может затухать, т.к. она не имеет для него практического смысла.
Если форма не тяжелая, то реабилитировать речь ребенка помогают занятия с логопедом, если случай серьезный, используются альтернативные способы общения.
Мой собственный ребенок начал говорить лепетными словами без логопедов, но слова абсолютно не закреплялись в речи. Когда мы вытащили понимание, мы вытянули и речь.
3. Проблемы в обучении и закреплении. С ними мы столкнулись буквально на днях.
Как и у многих аутистов, у моего сына — великолепная память. Пару месяцев назад он выучил все предлоги и прекрасно запомнил все ситуации, в которых они употребляются. Причем каждое новое задание он тоже выполнял очень хорошо. Логопед была им довольна, сказала, что даже пятилетки ей так хорошо не отвечали.
Потом мы болели, мой ребенок полностью забыл предлоги. Он запомнил только самые нужные ему слова, типа: «спать на кровати» , «сижу на стуле», «положи на место», «бутерброд с колбасой».
А остальное по нулям. Но примерно с такими же проблемами каждый день сталкиваются школьники: что-то выучилось, но не закрепилось. Это называется «системой вылитого ведра».
Сейчас мы снова повторяем предлоги, чтобы сын на это раз их запомнил:
— я нафотошопила ему схемок;
Предлоги к, от
— сгруппировала предлоги попарно (на-под, в-из, к-от, с-без);
— играю с ним в «тетрис» (заставляю ходить/перемещать предметы в соответствии с предлогами: «Иди к комоду», «Достань из сумки»);
— сделала вот такой вот конструктор (видела на занятиях ABA): вырезала из бумаги фигурки, которые надо двигать в соответствии с заданием;
Конструктор для вырезания. Предлоги на, под
— логопед также просит, чтобы я и ребенок употребляли как можно больше предлогов при общении.
Источник
Екатерина
Регресс настораживает, конечно, про невролога написали уже. Просто исключить ваши страхи.
Но чтобы вас приободрить, расскажу. Дочь старшая наша лет до 2,5 обходилась скудным набором простых слов, но врачи проблем не видели и мы ждали. А летом на даче её стало прорывать. Особенно после визита старших двоюродных, за которыми она хвостом ходила. Сейчас в саду и дома и стихи запоминает в лётчик, и песни. Очень много говорит, даже о том времени, когда ещё почти молчала.
Поэтому для меня был шок, когда сын начал говорить в 10 месяцев и не забывать, а прорабатывать каждое произнесённое со смыслом слово. Думаю, если бы первый был говорун, а второй молчун — нервничала бы я сильнее.
Поэтому пожелаю вам исключить проблемы и набраться терпения. Всё будет!
Вика
У нас был регресс, ходили к неврологу.
Танита
У сына до трех лет были такие качели — то появились новые слова, то пропали вместе со старыми. В три прогресс стал стабильным, к четырем уже всем окружающим стало понятно что он говорит, сейчас, в 5,5 окружающие удивляются его взрослым речевым оборотам, развитие с опережением. И такой путь ращвития — вариант нормы. То есть до трех лет ребенок может вообще ничего не говорить и если нет других причин для беспокойства — это норма.
Странное чувство
Госсподи, у нас вообще никакой речи еще не начиналось, а вас уже откат беспокоит…
Nadin (подушки,чехлы на мебель)
Какая речь в полтора!? А вы о регрессе))) Отстаньте от ребенка, не мешайте ему развиваться в своем темпе.
OxanaS
У нас такая же беда была. Невролог оочень настойчиво расспрашивала о прививках — они пришлись как раз на период первого речевого опыта в 8-9 мес. К 1,5 годам ухудшение. Тревогу бить начали прямо сразу после 1,5. Плюнули на всех врачей, которые рекомендовали «подождать до 3х» и занимались сами с мужем. Почитайте в дневнике. Разговорили ребенка примерно к 2,2. Сейчас много слов новых применяет в речи, но произошение «никакое» просто. По месту прописки отстояли очередь на программу «Божья коровка» — это по сути «растормаживание речи до 3 лет». Я беспокойная мама и не смогла до 3 лет сидеть, смотреть на ухудшение и ничего не делать
Женечка
У сына был регресс к 1.5 годам, буквально стал говорить 2 слова!!! Пошли к неврологу, ничего страшного не сказали!!! Спросили ставили ли прививки в близжайшее время?
Выписали пантонам на 3мес- попили.
Сейчас 2.3г говорит, но по сравнению с сестрой-двойняшкой, говорит значительно хуже. Произношение хромает.
Сходите к неврологу, но прям сильно не паникуйте!!
Холера
Есть пример такого в окружении: мальчик в год говорил простой лепет: ам-ам, мууу, гаффф, дрррынь. Потом мама с целью отлучить от груди оставила его бабушке, проорался ребенок, о груди «забыл», но вот лепет из речи тоже пропал. В 3 года его осмотрели педиатр и невролог, оба развели руками, не увидев физических отклонений. Сейчас, в почти 5 лет во рту каша, предложения появились только несколько месяцев назад, понимает его только мама, там действительно речь не разобрать, много упрощений. Берите и занимайтесь дома с ребенком сами, если врачи физических отклонений не найдут. Ждать до 3х лет при регрессе речи — не думаю что это правильно.
Светик
Почти у всех моих знакомых детей и у моих тоже к полутора годам исчезают какие-то слова и звуки. Это нормально. Ребенок осваивает новые навыки самообслуживания, крупной и мелкой моторики, психическое и эмоциональное взросление, отделение от мамы и осознание себя как отдельной личности. Часто развитие речи отходит на задний план, поскольку в этом возрасте это не так важно.
Дайте ребенку спокойно развиваться в своем темпе со своими скачками или откатами, не в соответствии с вашими ожиданиями, часто завышенными.
У меня вот дочка больше молчунья, а сын лепетал без остановки, но понятно стало только после 2,3. Очень по-разному у брата и сестры речь становится)))
Елена
Эта же тема меня беспокоит уже пару месяцев…тоже откат в речи..она и так молчунья,щас просто тишина…я отнесла это к отлучению от ГВ(но сказать ,что были прям нервы и истерики при отлучении я не могу)если этого я видела прогресс..лепет..сейчас я просто «бью в одну точку»в попытках вернуть слова обратно и «приобрести»хоть что то новое…пока так себе выходит..
Читать
все
37
комментариев
Источник
Регресс в развитии ребенка — это потеря ранее приобретенных навыков ребенком. Чаще всего регресс в развитии ребенка происходит в возрасте 2-3 лет.
Первые 3-4 года в жизни ребенка связаны с активным развитием и усвоением множества полезных для него знаний и умений. Когда малыш приобрел какое-то новое для него умение, родительской радости нет предела. Особенно эмоционально воспринимают взрослые овладение «чадом» навыков, на которые было потрачено много времени и сил. Устойчивая ходьба, умение пользоваться горшком, произнесение новых слов способны вызывать у воспитателя малыша массу положительных эмоций.
Однако совершенно противоположные эмоции испытывают родители, когда ребенок ни с того ни с сего начинает «забывать» собственные достижения. Например, малыш умеет пользоваться горшком, но не делает этого. Или он вдруг перестает разговаривать, опять начав использовать лишь отдельные слоги. Иногда малыш перестает самостоятельно есть или ходить ножками. В этом случае говорят о регрессе в развитии ребенка. Многих родителей при этом волнует вопрос о том, должно ли такое регрессивное поведение «чада» вызывать опасения, и как себя в этой ситуации правильно вести.
Регрессии у ребенка – есть ли повод для беспокойства?
Термин «регрессия» используют психологи для определения поведения, противоположного прогрессивному. Это понятие происходит от лат. слова regressio (регресс) и означает возврат к поведению, характерному более раннему этапу развития. Специалисты указывают, что развитие человека протекает не линейно (только движение вперед), а по спирали – с неоднократным возвратом к тому, что было раньше. Подобную особенность детского поведения еще называют «два шага вперед, шаг назад«. Какой же выход необходимо найти родственникам детей в этот непростой период, чтобы отыскать лучшее решение данной проблемы?
В некоторых случаях родители замечают, что малыш, который уже умеет ходить, тем не менее предпочитает ползать. Оказывается, малыш не просто так совершает возврат назад в своем развитии. Причины его поведения могут быть совершенно различными. Например, новые, интересные игрушки, которые ему удобней раскладывать на полу. А возможно, что отказом малыша самостоятельно ходить послужило желание испытывать радость от быстрого ползания, которое не приводит к падению. Часто причины регрессии родителям трудно бывает определить самостоятельно. Однако обычно регрессия в каких-то областях поведения ребенка не должна быть поводом для серьезного беспокойства его родителей.
Два шага вперед, один назад
Иногда «шагнуть назад» в собственном развитии ребенку просто необходимо. Нередко такой циклический график с обращением к предыдущему опыту может быть нужен малышу, чтобы вновь приобретенные навыки были им особенно хорошо усвоены.
Другой причиной регресса малыша является стремительное развитие его в других областях. Например, случается, что малыш, который, кажется отлично «подкованным» в речевом развитии, вдруг снова перестает говорить, когда начинает ходить. Причина такого возврата назад кроется в том, что освоение новых сложных навыков полностью поглощает внимание малыша. Это выглядит со стороны так, будто ребенок забывает ранее усвоенную речь. Когда же процесс ходьбы перестает быть сложной для него, ребенок снова начинает интересоваться миром звуков.
Внешние причины регресса у детей
Родителей часто тревожит и разочаровывает сам факт появления регресса у детей. Какими же причинами может быть вызван возврат ребенка к предыдущим привычкам?
Чаще всего причинами регресса в поведении детей могут послужить:
- необходимость замены няни;
- оформление в ясли или детский сад;
- переезд в новое жилье;
- появление брата или сестры;
- психологическое напряжение в семье (в результате разногласий между родителями, проблем со здоровьем, финансовых неурядиц и т. д.).
Действительно, часто причиной регресса в поведении ребенка является стресс. В этой ситуации важно отыскать тот конкретный фактор, который вызывает проявления регресса у ребенка, и попробовать его устранить. Если же определить такую причину самостоятельно родителям маленького человечка сложно, то лучше обратиться за помощью к специалистам. При этом стоит помнить о том, что для ребенка может быть сложно преодолимыми или очень напряженными ситуации, которые взрослые считают пустяковыми.
Как помочь малышу справиться с регрессом?
Что же делать родителям, у которых малыш испытывает регрессивное состояние в своем развитии? Здесь уместны такие рекомендации:
- Будьте рядом с отпрыском, дайте ему почувствовать свою безопасность. Еще сделайте так, чтобы малыш почувствовал, что его любят и понимают. Обеспечьте малышу дополнительную порцию внимания, так как иногда как именно таким образом малыш пытается выразить свою потребность в психологической близости и поддержке.
- Говорите понятно для малыша. Ребенок, который еще сам не говорит, все же понимает на удивление много. Нередко проявления регрессии вызваны у крохи неумением словами выразить собственные эмоции. Иногда для лучшего понимания маленького человечка, родителям стоит проштудировать самим и использовать для беседы с малышом терапевтические сказки или книги, исполняющих их функцию.
- Не давите слишком сильно на малыша для выяснения причины его непонятного поведения. Даже если вас тревожат мотивы поведенческих изменений у вашего отпрыска, слишком сильное давление на него может привести к противоположному эффекту.
- Не мешайте ребенку фантазировать. Иногда фантазия появляется при регрессии в ответ на высокие требования окружающей среды. Например, родители часто повторяют ребенку: «Ты уже такой большой, ты теперь должен…». Разрешите ребенку вести себя, как ему комфортно, не предъявляя к нему завышенных требований. Запомните: ребенок не должен вам ничего. А игра с элементами фантазии полезна также в том случае, если ребенок испытывает страхи в связи с появлением в доме малыша. В этом случае родителям важно суметь показать, как же здорово и «круто» быть старшим, и что у старшего брата может быть намного больше преимуществ, чем у малышей.
В большинстве случаев регресс в детском поведении является естественным элементом развития ребенка, и это состояние не требует каких-либо вмешательств или сильного беспокойства.
Однако, в некоторых случаях регрессивные проявления у малыша могут быть вызваны более серьезными причинами (стресс, болезнь и др.).
В каких же случаях ребенку нужна квалифицированная помощь?
- Если ребенок перестает выполнять любые просьбы родителей;
- При нарушении визуального контакта, когда малыш не умеет сосредоточить внимание на лице говорящего с ним человека (или другие признаки аутизма);
- Ребенок не смотрит на отображаемый предмет, ведет себя странно или безразлично.
- Ребенок внезапно перестал общаться – исчезли из его лексикона используемые ранее слова «дай», «нет», «там», а вместо них появляется крик, который используется для подсказки о желаниях ребенка.
- Внезапная потеря ранее приобретенных навыков (например, ползание или ходьба).
- Возникновение проблем с хождением на горшок, которые сопровождаются частым мочеиспускание (вследствие, например, инфекций) или нарушениями стула (запор или понос).
В таких случаях стоит поделиться своими опасениями с педиатром, который наблюдает за ребенком, или искать помощь у профессионального психолога.
Регресс в развитии ребенка — видео
Регресс у детей раннего возраста
4.5 (90%) проголосовало 2
Источник
Планируем попасть к вам на прием в марте, но хотелось бы услышать ваше предварительное мнение о сосотоянии ребенка (мальчик).
Сейчас 2 года ровно. С рождения, конечно не обошлось без проблем. Родился в 38 недель ЭКС, 7/7 по апгар, острая отслойка плаценты, острая гипоксия, аспирация околоплодных вод с кровью, 3 дня был в реанимации.
После выписки наблюдались у невролога с диагнозом — гидроцефальный синдром. Лечились мочегонными, пантогамом, массажем и т.д.
В первый год развитие шло с небольшой задержкой, можно сказать по верхней границе нормы. Пошел в 11 месяцев.
На втором году начала понемногу развиваться речь. В 1 и 4 примерно появились слова мама, баба, деда. Дальше появилось несколько звукоподражаний — брррр (машина), а-а (собака лает), кап-кап(водичка), ням-ням и цок-цок но не четко звуками, а как бы щелканье языком, уф-уф (сова), ф-ф (ежик), д-д (повторял услышанный в развивающем видео звук буквы Д), м-м-м (корова) Вроде все вспомнила.
До 1,5 лет бращенную речь понимал 100%. (Может и сейчас понимает, только не хочет показывать) Показывал все, что спрашиваешь на картинке — цвета, предметы, действия. Выполнял несложные просьбы — выбросить бумажку в мусор, отнести мокрые штаны в стирку, прнести швабру
Разучили с ним несколько потешек на общую моторику, в принципе без особого труда. Дня два-три ушло. Потопать, похлопать, повернуться, собрать — показывал. Две-три пальчиковые игры осилил.
Гулял тоже без особых проблем (весна, лето), с детьми ровесниками общался адекватно, ну как общался, не боялся по крайней мере их и не избегал. Не конфликтовал, игрушки отдавал без слез. Было просто все равно на это.
Ходить ногами особо не любил, но в пределах площадки мог погулять без проблем. На даче тоже все сам обследовал.
В 1 г и 7 мес у нас была плановая операция. Около часа под наркозом. Вот с тех пор все пошло вкривь и вкось. Понятно, что еще в стационаре появление любого человека в белом халате повергало просто в истерику, я не могла от себя его отлепить. Но с соседями по палате до выписки вел себя в принципе как обычно. На ровесников не особо обращал внимание, а со взрослыми детьми играл с удовольствием. Сам шел на контакт. Но стал ревностно относиться к совим игрушкам и плакать если кто то покушался.
После выписки пришлось какое то время посидеть дома. Но постепенно «характер» просто испортился. На прогулку выходил не иначе как в коляске. Ногами отказался ходить категорически, или на руках или в транспорте. Стал в принципе более нервный. В каикие то общественные места невозможно было зайти — истерика. Привязался к мультикам. Просит включать при любом удобном случае. С детьми отказывается контактировать. В гостях плачет, на площадку не идет, уводит оттуда. Правда со взрослыми детьми играет также хорошо. Любит по дому кататься на коляске или санках. Боится взрослых людей на улице если они провляют к нему интерес.
Стал земетен очевидный регресс в речи. Забыл почти все свои слова. Не повторет, не копирует за взрослыми. В основном ходит мычит или рычит. Пока было плохое настроение и заниматься было просто невозможно с ним, позабыли все потешки. (сейчас правда позанимались недельку, кое что вспомнил) Просьбы выражает мычанием и указанием пальцем.
Чем то увлечь дома его сложно. Как правило отказывается заниматься, или не понимает или не интересно.
Из интересов — рисование карандашами, красками, чтение книг, бросание мячика, подвижные игры, прыгание, с водой любит заниматься, вещи из шкафа разбрасывает, машинки катает, крупой любит играть, любит разбрасывать вещи, любит животных, кататься на машине и крутить руль, копаться в земле.
В минуты хорошего настроения, он очень контактыный (с близкими) ребенок, любит обниматься, смеется, балуется.
Вроде с виду и нормальный ребенок, но вот эти истерики в общественных местах и на улице, то что стал как буд-то более замкнут дома очень беспокоят.
По-поводу социальных навыков и навыков самообслуживания. Возможно сказывается воспитание. Мы живем с бабушкой и дедушкой. По моему мнению они его сильно балуют и совсем не требовательны к нему. До сих пор сосет бутылку. Из кружки может попить, но половина на полу. Ложкой не ест. будет сидеть и ждать пока я не начну кормить. Кусочки может есть руками, но тогда съедает не много. Не раздевается и не одевается и даже попыток не делает. Ну я имею ввиду даже мокрые штаны снять не может, бежит ко мне, чтобы я снимала.
Горшок. Принципиальный отказ. Каюсь, прим в 1 и 4 пару раз наругала его за то что он отказывается на него садиться. Потом отстала. Больше не ругаю, только как попка твержу что и куда надо делать. Но все равно ни в какую. Неужели до сих пор помнит этот негативный опыт? Примеры других детей нисколько не вдохновили. Но, кстати, ночью он редко писается. Не пользуемся ночью памперсами с 1 и 7, сначала раза 3-4 за ночь мог пописить, а теперь и один то раз редко бывает.
Извините, что длинно и сумбурно. Вкратце, до 1,5 лет вроде все шло не блестяще, но приемлимо, а после операции все только хуже становится.
Может ли наркоз усугубить какие то неврологические проблемы и появится какой нибудь неприятный диагноз? Или это временное явление и только надо его более интенсивно реабилитировать после такого стресса?
Мы пробовали ходить на развивашки, главным образом, чтоб перестал шарахаться и дичиться. Нам потребовался месяц (8 занятий), чтобы только привыкнуть к обстановке и детям. Буквально на последних занятиях стал более менее принимать участие в действии, а то сидел постоянно в соседней комнате. Наверное это все же хороший знак. На днях планируем опять возобновить походы туда.
Участковый невролог ничем пока не пугает (ЗРР и детская нервность), говорит, что бывает такое, в смысле регресс, как один из этапов развития. А мне что то не по себе.
Буду очень вам благодарна за ваше мнение по поводу нашей ситуации.
Источник