Речевые стереотипы в развитии речи ребенка
Речь не является врожденной способностью ребенка, она формируется постепенно, вместе с его развитием и под влиянием речи взрослых. Окружающая малыша социальная и речевая среда — не только условие, но и источник развития речи. Полноценное речевое развитие немыслимо без здоровой языковой среды.
Речь ребенка начинает развиваться практически с первых дней жизни. Этапы развития речи:
1. Крик — самое первое речевое проявление, рефлекторная реакция ребенка на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 мес. Примерно с 2 мес. крик начинает качественно меняться.
2. Гуканье — это начальное гуление. Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гукает в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми. У малыша формируется комплекс оживления (эмоционально- двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью (см. 3 этап).
3. Гуление — певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [А, У, Ы], часто в сочетании с согласными [Г, М]. Гуление — важный этап довербального (дословесного) развития речи малыша. В это время он начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Так, в ответ на доброжелательный и ласковый голос взрослого малыш улыбается, удовлетворенно произносит звуки и, наоборот, кричит — если слышит, что взрослый сердится, раздражен, недоволен.
Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.
«Расцвет» гуления приходится на 4-6 мес. жизни. На этом этапе очень большое значение имеет эмоционально- положительный контакт со взрослым, особенно значимо общение матери с ребенком. Молчаливые взрослые или такие, чья речь эмоционально бедна и невыразительна, не вызывают у ребенка гуления, необходимого для нормального речевого развития, формирования познавательного интереса к внешнему миру С такими взрослыми у ребенка просто не возникает потребности общения.
Для младенца эмоциональное общение со взрослым — главное условие формирования его психики.
4. Лепет — приходит на смену гулению и длится примерно до 9-месячного возраста. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (МЛ, БА, ПА, ДА, НА) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим: МА-МА-МА, БА-БА-БА и т. д. Роль слуха при этом весьма велика. Например, при врожденной глухоте у ребенка имеет место этап гуления, но произнесение звуков постепенно угасает и полностью отсутствует лепет.
Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт: все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие его люди.
5. Лепетные слова появляются к 9-10 мес., обычно они состоят из двух одинаковых слогов: «МАМА», «ПАПА», «БАБА», «ДЯДЯ». Считается, что в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивныи, то есть наиболее благоприятный для развития речи.
6. Предметно-отнесенная речь — умение узнавать в словах людей и предметы. Она появляется к концу второго полугодия жизни ребенка. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Таким занятиям стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.
7. Осмысленная речь. К концу первого года жизни или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. Его словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов («КИС», «МУ», «АВ», «АМ» и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. В возрасте 1,5-2 лет дети начинают говорить отдельными короткими фразами.
Речь ребенка продолжает развиваться по типу копирования речи взрослых, поэтому очень важно, чтобы родители говорили правильно, без длинных и сложных фраз, то есть служили образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, произносят слова четко, они внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают их «мысль», уточняют и конкретизируют.
Дети 2 лет активно используют в речи примерно 250- 300 слов, а у 3-летних детей активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще может не быть шипящих звуков [Ш, Ж, Ч, Щ] и сонорных [Р] и [Л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи.
Активный словарь к 5 годам увеличивается до 2500- 3000 слов, фразы удлиняются и усложняются. У большинства детей этого возраста заканчивается процесс формирования звукопроизношения.
В 7 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и овладевает грамматически правильной речью.
К школьному возрасту ребенок практически овладевает речью. Он не просто механически накапливает словарь, копирует взрослую речь и запоминает речевые штампы, но постигает и усваивает законы языка. Овладение языком — это процесс творческого познания, активного поиска языковых закономерностей, усвоение правил, по которым строится собственная речь. Даже очень маленький ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, какую сложную работу совершают дети в короткий срок.
Вопрос 26.
Источник
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания.[1,стр.49.]
Первый этап — подготовительный. На данном этапе происходит подготовка к овладению речью
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
В 1,5-2 месяца появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания.
В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их.
При нормальном развитии ребенка, между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.
В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба — ба, дя — дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.
В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.
В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
Первые слова появляются к концу первого года жизни.
Второй этап — пред дошкольный. В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:
— Папа, ди (папа, иди).
Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.
В 1—3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянавм (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара),
Как отмечает Н.С. Жукова, с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи.
Таким образом, к концу пред дошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.
В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.
Дошкольный этап. Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.
В это время формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.
В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Школьный период. Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
Источник
Языковые особенности речевого стереотипа
ГПБОУ ОКГ «Столица»
Строительный техникум №30.
преподаватель русского языка и литературы
Упорова Г.Г.
Современный период в развитии языкознания характеризуется
острым интересом к изучению живой естественной речи. Такой интерес, прежде всего, вызван изменениями в структуре и характере городской коммуникации, связанной с общими политическими и социально-экономическими преобразованиями последних лет. Формирование новой социальной стратификации общества, освоение членами социума новых коммуникативных сфер и соответствующих им стереотипов поведения, изменение в функционировании средств массовой информации повлияло на язык города и его жанровую организацию.
Повышенный интерес современной лингвистики к исследованию разговорной речи обусловил рост популярности такого понятия, как “жанр речи”,- понятие, которое все чаще встречается на страницах лингвистических изданиях.
В настоящее время теория речевых жанров находится в стадии своего становления, поэтому система ее основных положений еще не сложилась. Прежде всего, нет единого, общепринятого определения речевого жанра. В специальной литературе находим, например, такие формулировки: “определенное ситуационно-тематическая группа текстов”; “Тип текстов “отлившийся” и соответствующих коммуникативных ситуаций сформированных на основе таких конкретизированных и взаимодействующих параметров, как время, место, партнеры коммуникации, тема”; “Вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей”.
Разработка проблемы речевых жанров в отечественной лингвистике начинается со статьи М.М.Бахтина “Проблемы речевых жанров”,написанный в 1952-1953 гг., но опубликованный лишь в конце 70-х.гг. Статья Бахтина, с одной стороны, закладывает основы современных представлений речевых жанров, а с другой- наглядно демонстрирует трудности, связанные с осознанием этого явления. М.М.Бахтин первым высказал гипотезу о глобальности феномена жанровой организации речи, отметив, что язык обнаруживается не в хаотических, свободных от действия какого-либо канона проявлениях, но определенным образом оформленных построениях: “Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Практически мы уверенно и умело пользуемся ими, но теоретически мы можем и вовсе не знать об их существовании подобно мальеровскому Журдену, который, говоря прозой, не подозревал об этом, мы говорим разнообразными жанрами, не подозревал об их существовании. Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штамповым и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим. Формы языка мы усваиваем только в формах высказываний, то есть речевые жанры, приходит в наш опыт и в наше сознание вместе и в тесной связи друг с другом”.
В системе жанров разговорной речи речевой стереотип занимает особое место, характеризуясь закрепленностью за типичными ситуациями городского общения. Под речевым стереотипом понимается особый тип диалогической речи, представляющий собой ситуативное клише, в основе которого лежит речевой автоматизм, объясняющийся частой повторяемостью жизненных ситуаций к которым прикреплена речь.
Однако в процессе городского общения наблюдаются случаи, в которых отклонения от стереотипных моделей общения не наблюдается и случаи, когда проявляется индивидуальное, личное начало, вызывающая некоторое разрушение стереотипной модели. Это связано с разными типами коммуникативных ситуаций, предполагающих различную степень речевой стереотипности. В качестве жанра речевой стереотип правомерно рассматривать на основе таких параметров, как тема, место, характеристика партнеров коммуникации, время. Совокупность именно этих характеристик определяет специфику коммуникативных ситуаций, которые “отливаются” в соответствующие типы текстов, то есть в жанры.
Стереотипность микродиалога проявляется в ряде признаков, характеризующих данный речевой жанр. Этими признаками, прежде всего, являются воспроизводимость и повторяемость ситуации, в которых возникает данный тип текста. Данные характеристики являются важными при описаниии текстовой организации речевых стереотипов.
Ярким признаком речевого стереотипа является тематическая организация микродиалога. Причем тематика диалогов может различаться в зависимости от степени знакомства коммуникантов, что объясняется двумя факторами:
а) общностью операционной базы знакомых между собой коммуникантов, и отсутствием таковой в общении незнакомых;
б) различным характером общения: преобладанием “фатики” в общении между незнакомыми людьми, и в равном соотношении “фатики” и “информатики” в общении знакомых коммуникантов.
Речевые стереотипы могут быть социально маркированными.
Основными характеристиками, влияющими на речь говорящего, являются возраст, пол, социальный статус.
Речевые стереотипы имеют особенности и на структурно — языковом уровне: типичной для стереотипных микродиалогов является использование вопросно-ответной конструкции; наблюдается специфическое соотношение частей речи (больше всего используется местоимение, частицы и релятивы); эмоциональность речи проявляется в особом интонировании (длительность звука, растяжка); экспрессивность речи чаще всего достигается с помощью местоимения “такой” и в использовании оценочной лексики.
Таким образом, языковые особенности речевого стереотипа выявляют его принадлежность к разговорной речи, указывают на то, что этот жанр относится именно к этой подсистеме литературного языка.
Источник
Юлия Фролова
Речевое развитие детей — проблемы и пути решения. Советы родителям
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький, около 1 года. Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово, когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас…
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли это нас сейчас? Какой бы вы хотели видеть речь ребенка? Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой…. Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора, со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а развивающие речевые занятия дома – это вообще редкость.
Вот и получается, что ребенок подрастает и к моменту поступления в школу возникает множество проблем именно в его речевом развитии.
С какими же проблемами мы можем столкнуться?
1. Речь односложная – состоит из одних простых предложений (2 – 3 слова).
2. Бедный (недостаточный) словарный запас.
3. Наличие слов – паразитов, замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Неумение грамотно и доступно сформулировать вопросы и ответы.
5. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а в школе это умение просто необходимо).
6. Неспособность высказать свои мысли, логически объяснить, доказать.
7. Речь не выразительна, дети не умеют использовать интонации, где-то произнести фразы с выразительной интонацией (с грустью, восторгом, в быстром или медленном темпе, выделить главные слова).
8. Плохая дикция, дети не выговаривают звуки (что потом может сказаться на письме).
Что же делать?
Самим родителям активно включиться в процесс стимуляции речевого развития своего ребенка:
1. В первую очередь большое внимание уделить рассказыванию:
— пересказы текстов
— составление рассказов по картинкам, по серии картин
— составление творческих рассказов, придумывание сказок
2. Разучивать с детьми стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.
3. Улучшению звукопроизношения способствуют чистоговорки. Следует отметить, что скороговорки можно использовать только тогда, когда ребенок достаточно четко произносит все звуки.
4. Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки (как литературные, так и «самодельные»). Это учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. При этом обязательно надо спросить у ребенка – как он догадался, почему он так думает.
Несколько советов родителям – что необходимо делать дома, чтобы улучшить речь ребенка.
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть внятной, четкой, разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, ее правильностью.
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам – логопеду, неврологу.
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным. И обязательно – обсуждайте с ребенком прочитанное.
И напоследок – любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у нас есть.
Источник