Речевые нормы ребенка 1 год
04.08.2015,
Нормы развития речи, Статьи
Поезд «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.
Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»). С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».
Что же должен говорить ребенок в 1 год?
Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?
Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:
- понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
- понимает слово “нельзя”;
- по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)
Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).
Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.
Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.
В последние годы часто используются зарубежные диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к 15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.
Как адекватно оценить развитие речи ребенка в 1 год?
Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:
- понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
- свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
- произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).
Как развивать речь ребенка в 1 год?
В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.
- Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
- Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
- Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
- Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
- Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
- ”Озвучивайте” действия и называйте окружающие предметы.
- Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
- Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
- Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
- Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
- Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
- Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
- Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.
Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!
Источник
Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.
Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.
Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет
Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:
- повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
- умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
- выражает эмоции интонацией;
- обозначает слогами предметы и действия;
- воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.
Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.
От чего зависит развитие речи
Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
- Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
- Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
- Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
- Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Как развивать речь ребенка
Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.
Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:
- упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
- учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
- понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.
Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.
Ежедневные занятия: 6 простых упражнений
Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.
- Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
- Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
- Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
- Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
- Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
- Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.
Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.
Игры для развития навыка говорения
Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.
Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:
- Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
- Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
- Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.
Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.
Источник
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник
Развитию детской речи присущ индивидуальный характер. Одни малыши произносят первые слова ещё до года, другие начинают говорить только в год с половиной. Если же ребёнок в восемнадцать месяцев ещё ничего не сказал, это не обязательно патология, но реальный повод для беспокойства. Ибо что будет упущено в этом возрасте, в дальнейшем придётся навёрстывать с большим трудом.
Факторы, влияющие на развитие речи
Во сколько месяцев малыш заговорит, зависит от многих факторов, в числе которых:
- Генетическая предрасположенность. Если мать или отец заговорили относительно поздно, то вероятно, что и ребёнок начнёт разговаривать с некоторым опозданием. Этот фактор напрямую связан с особенностями артикуляционного аппарата— он может развиваться как быстро, так и относительно медленно.
- Пол малыша. Как правило, девочки произносят первые слова раньше мальчиков и к двум годам имеют более богатый словарный запас. Это связано с тем, что они в целом быстрее развиваются, а их нервная система более пластичная.
- Качество языковой среды. Учёные обнаружили, что первые слова малыш запоминает ещё когда находится в материнской утробе. Чем чаще ребёнок слышит человеческую речь, тем быстрее он ею овладевает. Когда родители мало общаются друг с другом, а с ребёнком не разговаривают, а только сюсюкают, то не удивительно, если он поздно начинает говорить, а его словарный запас оказывается крайне бедным.
- Индивидуальные особенности развития. Многое зависит от врождённого темперамента малыша. Детки интроверты могут быть молчунами, хотя при этом они неплохо понимают речь окружающих. Тогда как маленькие экстраверты начинают проявлять речевую активность относительно рано.
Нормы развития речи от года до двух лет
Годовалый малыш уже откликается на своё имя, понимает, когда ему говорят «нет», и активно подражает речи взрослых. Он реагирует на просьбы: «сядь», «встань», «возьми». Машет в ответ ручкой, когда ему говорят «пока-пока». Но его словарный запас ещё невелик и включает в себя всего несколько слов (около 10), состоящих из одного-двух открытых слогов: «мама», «папа», «баба», «дай», «би-би».
После полутора лет словарных запас ребёнка уже доходит до 50-60 слов — и тогда у него начинает формироваться фразовая речь. Первые фразы состоят всего из двух слов. Например, показывая на любимую машинку, малыш произносит: «Мама, би-би».
Примерно в 16-18 месяцев происходит так называемый «лексический взрыв», когда пассивный словарный запас становится активным. То есть, малыш начинает активно внедрять в свой лексикон все слова, которые он до этого запомнил.
К концу второго года жизни дети уже произносят от 100 до 300 слов, используют в разговоре предлоги. Но речь двухлетнего малыша может быть не совсем понятна взрослым, так как он не сохраняет слоговую структуру слов — многие звуки произносит неправильно или вовсе пропускает. Особенно, если слово сложно произносимое, имеющее закрытые слоги. Зато свою речь малыши этого возраста активно дополняют жестами и мимикой — от этого она становится более понятной для взрослых.
Симптомы задержки речевого развития
Чем раньше родители обнаружат, что у малыша что-то не так с речью, тем легче будет исправить ситуацию и избежать серьёзных последствий. Вот признаки, которые должны насторожить:
- в год: ребёнок ведёт себя до странности тихо, не пытается произносить слоги, а звуки, издаваемые им, не очень похожи на попытку говорить;
- в полтора года: малыш не говорит ни одного простого слова («мама», «папа», «би-би»), а в лучшем случае издаёт звуки, не реагирует, когда его окликают по имени, не обращает внимание на просьбы;
- в два года: ребёнок вообще не разговаривает или говорит очень неразборчиво, а его лексикон ограничивается несколькими самыми простыми словами.
Возможные причины проблемы
Речевое развитие у малыша может затормозиться по следующим причинам:
- Психические нарушения. Они могут варьировать в диапазоне от минимальной мозговой дисфункции до тяжёлой степени слабоумия.
- Тугоухость (приобретённая и врождённая). Степень потери слуха бывает разной, и чем она сильнее, тем хуже обстоят дела с речью.
- Социальные факторы. Если родители не заботятся о речевом развитии своего ребёнка, он будет плохо говорить, даже если совершенно здоров.
- Патологии развития артикуляционного аппарата. Любое нарушение функционирования органов, отвечающих за воспроизведение звуков, чревато задержкой речи или даже полной немотой.
Самое печальное, что независимо от причины задержки речи у ребёнка, она всегда тянет за собой замедление психического развития. И чем дольше родители игнорируют проблему, тем выше вероятность, что малыш станет умственным инвалидом.
Диагностика задержки развития речи
Малыша, отстающего в речевом развитии, следует показать специалистам, в том числе педиатру, логопеду, психологу, психиатру, неврологу и отоларингологу. Для обнаружения причины нарушений проводят следующие диагностические процедуры:
Проверка слуха
Детский отоларинголог сможет определить, хорошо ли малыш слышит. Обследование и специальные тесты не только дают представление о степени поражения органов, отвечающих за слух, но также выявляют причину проблемы (разрыв барабанной перепонки, хронический отит, патологии строения внутреннего уха и др).
Проверить слух малыша родители могут и самостоятельно, в домашних условиях. Для этого нужно отойти от него на расстояние примерно 6 метров и хлопнуть в ладоши. В норме ребёнок должен тут же повернуть голову на звук. Если он не среагировал, следует подойти ближе на пару метров и повторить хлопок. Отсутствие реакции почти однозначно укажет на проблемы со слухом.
Диагностика мелкой и крупной моторики
Наблюдая за двигательной активностью ребёнка, за тем, как он обращается с игрушками, опытный невролог сможет сказать, насколько его психомоторное развитие соответствует возрастной норме. Применяются также специальные тесты (Денверский тест, шкала Гриффитс и др).
Понять, есть ли у ребёнка проблемы с мелкой и крупной моторикой, можно и в домашних условиях. Для этого родителям нужно некоторое время понаблюдать за ним. Крупная моторика развита нормально, если малыш:
- может пятиться назад;
- переступает через небольшие предметы;
- толкает ножкой мячик;
- подпрыгивает.
О нормальном развитии мелкой моторики можно говорить, если ребёнок:
- легко ставит кубики друг на друга (строит домик);
- пытается поймать мячик, который ему бросили;
- берёт двумя пальчиками мелкие предметы (развитый «пинцетный захват»);
- может разломать большой кусок пластилина на мелкие кусочки;
- без труда надевает кольца детской пирамидки на подставочный штырь.
При нарушениях моторики движения малыша неточные и плохо скоординированные.
Диагностика органов артикуляции
Логопед осматривает ребёнка и оценивает, соответствует ли норме строение языка, губ, зубов, челюсти и нёба, нет ли аномалий развития, мешающих говорить. В числе таких нарушений, заметных невооружённым глазом:
- неправильный прикус (когда зубы не смыкаются);
- короткая уздечка языка, мешающая поднимать его вверх;
- очень толстый или, наоборот, маленький язык;
- узкое и высокое нёбо (так называемое «готическое»);
Проверка понимания речи
Насколько хорошо для своего возраста малыш реагирует на слова, может определить детский психолог. Но и родители могут провести небольшое тестирование, попросив ребёнка:
- показать на себе различные части тела (ножки, ручки, головку, животик);
- сложить в коробочек игрушки;
- попрыгать и похлопать в ладошки;
- принести любую знакомую вещь (тапочки, книгу и др).
Профилактика задержки речевого развития
Если обследование показало, что проблемы с речью у малыша вызваны не болезнями, а тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию его речевых способностей, необходимо срочно принять профилактические меры, предупреждающие дальнейшее отставание. Вот несколько советов, как исправить ситуацию:
- Каждый день уделяйте время общению с малышом. Тренировка речи должна быть ежедневной.
- В разговоре с ребёнком избегайте сюсюканья и намеренного искажения звуков. Чтобы у него формировалась правильная речь, сокращённые слова «ляля», «гав-гав», «би-би», «бай-бай» замените на обычные.
- Не ругайте его за речевые ошибки, чтобы он не начал бояться говорить с вами, но тактично и осторожно исправляйте их.
- Как можно чаще читайте малышу сказки, а затем терпеливо и подробно отвечайте на все вопросы, которые он задаст.
- Проявляйте интерес ко всему, что говорит ребёнок, не отмахивайтесь от его попыток разговаривать с вами, даже если вы устали или не в настроении.
- Не старайтесь предугадать и выполнить каждое его желание — пусть он учиться обращаться к вам с просьбами.
- Периодически задавайте ему разные вопросы или обращайтесь с небольшими просьбами. Например, путь он посмотрит в окошечко и расскажет вам, какая на улице погода.
Как стимулировать развитие речи
Если малыш молчун и не очень охотно идёт на контакт, или если он с трудом овладевает речью, усилить его речевую активность помогут специальные методы.
Развивающие игры
Малыш от года до двух лет быстрее научиться говорить, если обучение будет происходить в ненавязчивой, игровой форме. Есть несколько разновидностей таких игр:
- Сюжетно-ролевые. Во время игры ребёнок играет какую-то роль, например, изображает сыщика, если это игра «Найди игрушку». Вы можете спрятать от него куклу, а он будет её искать. Или, наоборот, он прячет, а вы ищите. Во время таких игр между вами и малышом постоянно будет происходить обмен словами. Есть также масса других сюжетно-ролевых игр, в которых могут быть задействованы игрушки. Например, «Приём гостей»: к вашему малышу пришли в гости мишка и зайчик, и он должен угостить их чаем. Или игра «Лечим куклу»: у куклы заболело горло, её нужно тепло одеть и дать лекарство. Вы сами можете придумывать несложные сюжеты для таких игр.
- Игры с конструкторами. Детские конструкторы отлично развивают мелкую моторику ребёнка. Учёные доказали, что за речевые способности и за движения пальцами отвечает одна зона мозга.
- Рисование. Есть специальные разукрашки для деток от года до двух лет. Рисуя, малыш тренирует мелкую и крупную моторику рук. Он также может рассказывать вам о том, что изображено на картинке — таким образом будет развиваться не только его речь, но и образное мышление.
Развивающие упражнения
Тренировка артикуляционных органов предотвращает проблемы с речью, способствует более чёткому и ясному выговариванию слов. Рекомендуемые упражнения:
- Стишки. В детских магазинах можно приобрести специальные книжки со стихами для деток до двух лет. Текст читает родитель, а малыш с удовольствием его повторяет.
- Дутьё. Когда малыш дует в трубочку, пускает мыльные пузыри или просто надувает щёчки, тренируются его органы, отвечающие за воспроизведение звуков.
- Движения язычком. Ребёнок открывает ротик и двигает языком вправо-влево, изображая часики, высовывает язык как можно больше, а потом вновь его прячет. Такие нехитрые упражнения детки с удовольствием повторяют за родителями.
Определить, насколько хорошо ребёнок разговаривает, может только логопед. Поэтому родители обязательно должны периодически показывать своих малышей этому специалисту. Это позволит вовремя заметить и исправить любые проблемы с речью.
Источник