Речевой дефект у ребенка отсталое развитие

Умственная отсталость (УО) у детей характеризуется сниженным развитием интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного мозга и центральной нервной системы. Высшая психическая деятельность отстает в развитии, провоцируя социальную дезадаптацию. Признаки УО проявляются во всех сферах — интеллектуальной, речевой, психомоторной, эмоциональной.
Специалисты относят к диагнозу УО внутриутробное поражение мозга и нервной системы, либо произошедшее в первые месяцы жизни. От уровня поражения ЦНС зависит степень отсталости ребенка.

Причины возникновения умственной отсталости

Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако исключительно наследственность редко является единственной причиной возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды также способны оказать большое влияние на формирование высшей психической деятельности.

Принято выделять несколько причин:

  • Хромосомные аномалии, отягощенная наследственность.
  • Поражение плода в период внутриутробного развития (перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания, воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь).
  • Гипоксия мозга в период гестации или родов.
  • Тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией, наложением щипцов и т. д.)
  • Значительная недоношенность ребенка.
  • Социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая запущенность.
  • В раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную нервную систему.

Проявления УО

Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста. Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных расстройствах, задержке формирования речи.
В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей.
Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия с логопедом-дефектологом.

Особенности развития речи при умственной отсталости у детей

При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть:

  • нарушения фонематического восприятия (подробнее о фонематическом нарушении речи);
  • аграмматичная речь;
  • дизартрия;
  • задержка речевого развития;
  • формирование связной речи.

В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три уровня:

  • Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.
  • Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые предложения. Активный словарь расширился до построения коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное повествование.
  • Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен. Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.

Логопедическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость

Для адаптации ребенка с УО работа логопеда-дефектолога должна сочетаться с методиками поведенческой терапии. Программа коррекции разрабатывается с учетом степени недоразвития речи, а также физиологических возможностей ребенка.

Особенности построения тактики занятий:

  • Поиск индивидуального подхода. Работая с ребенком, имеющим УО, невозможно ориентироваться на «средние» показатели. Отталкиваться необходимо от частных особенностей.
  • Стимулирование подражательной способности. Склонность ребенка повторять за педагогом поможет ему в дальнейших занятиях.
  • Организация рабочей обстановки, не отвлекающей от занятий. Дети с УО отличаются слабыми показателями концентрации внимания, поэтому необходимо убрать все отвлекающие предметы из поля зрения.
  • Все уроки имеют комбинированный характер, позволяющий задействовать разные уровни речевого развития и переключаться на другие занятия, чтобы не потерять внимания ребенка и включенности в процесс.
  • Постоянное моделирование ситуаций, стимулирующих ребенка к общению.

При этом работа не должна прекращаться с окончанием урока. Здесь важна деятельность родителей, которые бы создавали ситуации для общения, делали усвоенные ребенком навыки востребованными и актуальными. У детей с отсталостью крайне долго формируется автоматизация навыка, поэтому на быстрый результат рассчитывать не стоит.

Чем занимается логопед-дефектолог:

  • Улучшением работы артикуляционного аппарата (все дети с таким диагнозом имеют проблемы со звукопроизношением).
  • Стимулированием слухового восприятия и внимания.
  • Развитием коммуникативной функции речи.
  • Развитием эмоционально-волевой сферы.
  • Формированием правильного понимания грамматического построения фраз и предложений, семантики языка.
  • По возможности осваивается чтение и письмо, проводится работа с дислексией.

Родителям важно понимать, что необходимо создать оптимальные условия для интеграции ребенка с умственной отсталостью в социуме. Развитая речь позволит ему адаптироваться и получить определенную самостоятельность.

Читайте также:  Занятия с ребенком по развитию памяти и внимания

Также ознакомьтесь с диагнозом аутизм.

Источник: https://karkusha.su/rechevyie-narusheniya-u-detey-pri-umstvennoy-otstalosti/

Источник

Дефектами речи страдает много дети, и наблюдается тенденция к увеличению. Естественно, это пугает и тревожит родителей, вызывая страх — вдруг ребенок так и останется косноязычным? Мы обсудим, какие бывают дефекты речи, почему они возникают, когда наблюдать, а когда идти к логопеду.

Мама с дочкой читают книгуshutr.bz

Причина

Читай также — Самые распространенные детские заболевания: причины, симптомы, лечение

Почему происходит неуклонный рост дефектов речевой патологии, сказать точно сложно. Сюда можно отнести проблемы при протекании беременности и родов, тотальное невнимание мам к малышам, неправильное речевое общение — сюсюканье, когда с ребенком говорят не четкими словами, а искажая их. Проблема также может быть в артикуляционном аппарате: укороченная уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус.

мама с дочкойshutr.bz

Виды дефектов речи

Разберем самые распространенные дефекты речи у ребенка. Самая распространенная патология — это дислалия, когда у ребенка хороший слух, правильная построенная речь, но есть фонетические дефекты. Чаще всего это плохое произношение звуков свистящих и шипящих.

Заикание — нарушение плавности речи, ее темпа, ритма из-за судорожного состояния мышц. Произносится звук или слог с растягиванием — «м-м-м-мишка», «по-по-получить». В случае заикания нужно обращаться к педиатру, неврологу, психологу и логопеду.

Есть понятие ринолалия — это гнусавость голоса, нарушение резонанса в носовой полости.

Алалия — поражение речи вследствие нарушения речевых зон в головном мозге. Чаще при этом интеллект сохранен, но усвоение письма и чтения труднодостигаемо.

Задержка речевого развития (ЗРР) — речевое расстройство, где есть проблемы всей цепочки речевой системы — и звуковой, и смысловой сторон. Идет нарушения произношения звуков, затруднение со словообразованием.

Мама с дочкойshutr.bz

Когда бить тревогу

Читайте — Советы педиатра: каких врачей нужно посетить с ребенком перед 1 сентября

Для начала нужно знать, что должен уметь ребенок в определенном возрасте. Когда ребенку годик, он должен говорить около 5-10 слов по типу «мама», «папа», «дай», «на». Если этого не происходит, нужно стараться больше заниматься с ребенком. Этот признак должен насторожить, но если ребенок молчит в два-три года, назвать физиологической особенностью это просто нельзя.

В 1,5-2 года уже должны быть фразы: «Мама, дай пить», «Пришла бабушка», «Хочу играть машинкой». Эти слова могут произноситься искаженно, на данном этапе возрастного периода это нормально.

В три года ребенок уже должен говорить небольшие сложные фразы, например: «Мы пойдем в парк и будем кататься на качелях», «Скоро приедет папа, привезет мне новую машину». Если в этом возрасте у ребенка фразы односложные, это тоже повод обратится к логопеду.

К четырем годам ребенок должен хорошо говорить звуки «с» и «з». Он все рассказывает, что видел, задает вопросы. Важно в этот период делать так, чтобы малыш больше говорил про все, выражал свои мысли вслух.

Мама с дочкойshutr.bz

В 5 лет ребенок должен произносить все шипящие звуки — «ш», «ж», «щ». Тяжело даваемую букву «р» ребенок должен освоить до 6 лет. В этот период он должен правильно говорить сложные фразы.

Читайте — Гиперактивный ребенок: советы психолога по воспитанию

Если ребенок не обладает вышеуказанными речевыми навыками в возрасте около шести лет, его обязательно нужно показать логопеду. С помощью различных методик можно быстро наладить произношение.

Если ребенок в 1,5-2 года вообще не говорит, нужно срочно обращаться к врачу. Да, это иногда бывает и физиологическая особенность ребенка, но такое бывает довольно редко, чаще всего здесь есть другая проблема.

Мама с дочкой у врачаshutr.bz

Как мама может помочь в развитии речи

Нужно разговаривать с малышом, начиная с самого раннего детства, можно сказать, с пеленок. Спокойно и четко произносить название всех предметов. Где бы вы ни находились — в парке, дома, в магазине, нужно постоянно комментировать все, что окружает малыша. Можно петь песенки, показывать картинки, делать так, чтобы он принимал участие. Если ребенок тянется к чашке, спрашивать: «Ты хочешь пить?», и даже если кроха отвечает на непонятном языке, поощрять любые попытки ответа.

Не нужно забывать о пальчиках — мелкая моторика связана с речевым развитием. В этом поможет всем известная игра — «Сорока-ворона кашу варили». Также можно использовать пластилин для лепки, давать горох и фасоль для раскладывания по емкостям. Только при этом обязательное присутствие мамы, дабы ребенок не засунул себе мелкие детали или пластилин в рот или нос.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка что это такое

С каждым ребенком нужно заниматься индивидуально, поэтому, если мама заметила какие-то дефекты речи, нужно обратится к врачу педиатру или логопеду. Регулярно посещать занятия важно для усвоения материала. Выполнять домашнее задание, которое доктор-логопед практически всегда дает после каждого сеанса.

Квалификация логопедов разная, в более тяжелых случаях, возможно, придется искать специалиста именно в этой сфере нарушений.

Мама с дочкой читает книгуshutr.bz

С ребенком всегда нужно долго и кропотливо работать, замечать его достоинства и в чем он отстает. Вовремя выявленная проблема, правильное совместное лечение — залог красивой грамотной речи ребенка.

Источник

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Ребенок с дефектом речи неверно произносит звуки

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье

Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • заикание – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи

Афония проявляется в дефектах звучания слов

Видео: Речевые дефекты у детей

Логопедические нарушения речи

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.

Логопедические дефекты речи у ребенка подлежат исправлению при помощи занятий со специалистом

Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.

Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи — это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки — неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.

Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и заикание.

ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.

Читайте также:  Как выбрать индивидуальный маршрут развития ребенка

Нарушение речи у дошкольников требует немедленной коррекции

Обучение детей с нарушениями речи

Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.

Обучение детей с нарушениями речи

Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Игры для детей с нарушением речи

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо — дети садятся на стульчики, когда громко — бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.

Игры для детей с нарушениями речи

Видео: Логопедические игры с детьми

Коррекция нарушений речи у детей

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.

Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений памяти
  • неустойчивого внимания
  • отклонений в проявлении эмоций

Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

Источник