Речевой дефект у ребенка отсталое развитие
Умственная отсталость (УО) у детей характеризуется сниженным развитием интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного мозга и центральной нервной системы. Высшая психическая деятельность отстает в развитии, провоцируя социальную дезадаптацию. Признаки УО проявляются во всех сферах — интеллектуальной, речевой, психомоторной, эмоциональной.
Специалисты относят к диагнозу УО внутриутробное поражение мозга и нервной системы, либо произошедшее в первые месяцы жизни. От уровня поражения ЦНС зависит степень отсталости ребенка.
Причины возникновения умственной отсталости
Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако исключительно наследственность редко является единственной причиной возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды также способны оказать большое влияние на формирование высшей психической деятельности.
Принято выделять несколько причин:
- Хромосомные аномалии, отягощенная наследственность.
- Поражение плода в период внутриутробного развития (перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания, воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь).
- Гипоксия мозга в период гестации или родов.
- Тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией, наложением щипцов и т. д.)
- Значительная недоношенность ребенка.
- Социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая запущенность.
- В раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную нервную систему.
Проявления УО
Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста. Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных расстройствах, задержке формирования речи.
В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей.
Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия с логопедом-дефектологом.
Особенности развития речи при умственной отсталости у детей
При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть:
- нарушения фонематического восприятия (подробнее о фонематическом нарушении речи);
- аграмматичная речь;
- дизартрия;
- задержка речевого развития;
- формирование связной речи.
В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три уровня:
- Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.
- Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые предложения. Активный словарь расширился до построения коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное повествование.
- Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен. Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.
Логопедическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость
Для адаптации ребенка с УО работа логопеда-дефектолога должна сочетаться с методиками поведенческой терапии. Программа коррекции разрабатывается с учетом степени недоразвития речи, а также физиологических возможностей ребенка.
Особенности построения тактики занятий:
- Поиск индивидуального подхода. Работая с ребенком, имеющим УО, невозможно ориентироваться на «средние» показатели. Отталкиваться необходимо от частных особенностей.
- Стимулирование подражательной способности. Склонность ребенка повторять за педагогом поможет ему в дальнейших занятиях.
- Организация рабочей обстановки, не отвлекающей от занятий. Дети с УО отличаются слабыми показателями концентрации внимания, поэтому необходимо убрать все отвлекающие предметы из поля зрения.
- Все уроки имеют комбинированный характер, позволяющий задействовать разные уровни речевого развития и переключаться на другие занятия, чтобы не потерять внимания ребенка и включенности в процесс.
- Постоянное моделирование ситуаций, стимулирующих ребенка к общению.
При этом работа не должна прекращаться с окончанием урока. Здесь важна деятельность родителей, которые бы создавали ситуации для общения, делали усвоенные ребенком навыки востребованными и актуальными. У детей с отсталостью крайне долго формируется автоматизация навыка, поэтому на быстрый результат рассчитывать не стоит.
Чем занимается логопед-дефектолог:
- Улучшением работы артикуляционного аппарата (все дети с таким диагнозом имеют проблемы со звукопроизношением).
- Стимулированием слухового восприятия и внимания.
- Развитием коммуникативной функции речи.
- Развитием эмоционально-волевой сферы.
- Формированием правильного понимания грамматического построения фраз и предложений, семантики языка.
- По возможности осваивается чтение и письмо, проводится работа с дислексией.
Родителям важно понимать, что необходимо создать оптимальные условия для интеграции ребенка с умственной отсталостью в социуме. Развитая речь позволит ему адаптироваться и получить определенную самостоятельность.
Также ознакомьтесь с диагнозом аутизм.
Источник: https://karkusha.su/rechevyie-narusheniya-u-detey-pri-umstvennoy-otstalosti/
Источник
Дефектами речи страдает много дети, и наблюдается тенденция к увеличению. Естественно, это пугает и тревожит родителей, вызывая страх — вдруг ребенок так и останется косноязычным? Мы обсудим, какие бывают дефекты речи, почему они возникают, когда наблюдать, а когда идти к логопеду.
shutr.bz
Причина
Читай также — Самые распространенные детские заболевания: причины, симптомы, лечение
Почему происходит неуклонный рост дефектов речевой патологии, сказать точно сложно. Сюда можно отнести проблемы при протекании беременности и родов, тотальное невнимание мам к малышам, неправильное речевое общение — сюсюканье, когда с ребенком говорят не четкими словами, а искажая их. Проблема также может быть в артикуляционном аппарате: укороченная уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус.
shutr.bz
Виды дефектов речи
Разберем самые распространенные дефекты речи у ребенка. Самая распространенная патология — это дислалия, когда у ребенка хороший слух, правильная построенная речь, но есть фонетические дефекты. Чаще всего это плохое произношение звуков свистящих и шипящих.
Заикание — нарушение плавности речи, ее темпа, ритма из-за судорожного состояния мышц. Произносится звук или слог с растягиванием — «м-м-м-мишка», «по-по-получить». В случае заикания нужно обращаться к педиатру, неврологу, психологу и логопеду.
Есть понятие ринолалия — это гнусавость голоса, нарушение резонанса в носовой полости.
Алалия — поражение речи вследствие нарушения речевых зон в головном мозге. Чаще при этом интеллект сохранен, но усвоение письма и чтения труднодостигаемо.
Задержка речевого развития (ЗРР) — речевое расстройство, где есть проблемы всей цепочки речевой системы — и звуковой, и смысловой сторон. Идет нарушения произношения звуков, затруднение со словообразованием.
shutr.bz
Когда бить тревогу
Читайте — Советы педиатра: каких врачей нужно посетить с ребенком перед 1 сентября
Для начала нужно знать, что должен уметь ребенок в определенном возрасте. Когда ребенку годик, он должен говорить около 5-10 слов по типу «мама», «папа», «дай», «на». Если этого не происходит, нужно стараться больше заниматься с ребенком. Этот признак должен насторожить, но если ребенок молчит в два-три года, назвать физиологической особенностью это просто нельзя.
В 1,5-2 года уже должны быть фразы: «Мама, дай пить», «Пришла бабушка», «Хочу играть машинкой». Эти слова могут произноситься искаженно, на данном этапе возрастного периода это нормально.
В три года ребенок уже должен говорить небольшие сложные фразы, например: «Мы пойдем в парк и будем кататься на качелях», «Скоро приедет папа, привезет мне новую машину». Если в этом возрасте у ребенка фразы односложные, это тоже повод обратится к логопеду.
К четырем годам ребенок должен хорошо говорить звуки «с» и «з». Он все рассказывает, что видел, задает вопросы. Важно в этот период делать так, чтобы малыш больше говорил про все, выражал свои мысли вслух.
shutr.bz
В 5 лет ребенок должен произносить все шипящие звуки — «ш», «ж», «щ». Тяжело даваемую букву «р» ребенок должен освоить до 6 лет. В этот период он должен правильно говорить сложные фразы.
Читайте — Гиперактивный ребенок: советы психолога по воспитанию
Если ребенок не обладает вышеуказанными речевыми навыками в возрасте около шести лет, его обязательно нужно показать логопеду. С помощью различных методик можно быстро наладить произношение.
Если ребенок в 1,5-2 года вообще не говорит, нужно срочно обращаться к врачу. Да, это иногда бывает и физиологическая особенность ребенка, но такое бывает довольно редко, чаще всего здесь есть другая проблема.
shutr.bz
Как мама может помочь в развитии речи
Нужно разговаривать с малышом, начиная с самого раннего детства, можно сказать, с пеленок. Спокойно и четко произносить название всех предметов. Где бы вы ни находились — в парке, дома, в магазине, нужно постоянно комментировать все, что окружает малыша. Можно петь песенки, показывать картинки, делать так, чтобы он принимал участие. Если ребенок тянется к чашке, спрашивать: «Ты хочешь пить?», и даже если кроха отвечает на непонятном языке, поощрять любые попытки ответа.
Не нужно забывать о пальчиках — мелкая моторика связана с речевым развитием. В этом поможет всем известная игра — «Сорока-ворона кашу варили». Также можно использовать пластилин для лепки, давать горох и фасоль для раскладывания по емкостям. Только при этом обязательное присутствие мамы, дабы ребенок не засунул себе мелкие детали или пластилин в рот или нос.
С каждым ребенком нужно заниматься индивидуально, поэтому, если мама заметила какие-то дефекты речи, нужно обратится к врачу педиатру или логопеду. Регулярно посещать занятия важно для усвоения материала. Выполнять домашнее задание, которое доктор-логопед практически всегда дает после каждого сеанса.
Квалификация логопедов разная, в более тяжелых случаях, возможно, придется искать специалиста именно в этой сфере нарушений.
shutr.bz
С ребенком всегда нужно долго и кропотливо работать, замечать его достоинства и в чем он отстает. Вовремя выявленная проблема, правильное совместное лечение — залог красивой грамотной речи ребенка.
Источник
Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.
Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.
Ребенок с дефектом речи неверно произносит звуки
Причины нарушения речи у детей
Причины нарушения речи у детей:
- негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
- недостаток общения с ребенком
- родовые или послеродовые поражения мозга
- травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
- плохая наследственность
- анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
- привычка сосать пальцы
- психические травмы
- испуг
- длительная напряженная ситуация в семье
Испуг — одна из причин нарушения речи у детей
Особенности нарушения речи
Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.
Различают следующие основные речевые недостатки:
- афония — дефект произношения звуков
- дислалия — проявляются дефекты фонетики
- заикание – прерывистый ритм, отсутствие плавности
- брадилалия — неестественное замедление темпа
- тахилалия – слишком быстрая речь
- ринолалия — патологии тембра
- дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
- афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
- алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга
Видео: Ринолалия, формирование речи
Афония проявляется в дефектах звучания слов
Видео: Речевые дефекты у детей
Логопедические нарушения речи
Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.
Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.
ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.
Логопедические дефекты речи у ребенка подлежат исправлению при помощи занятий со специалистом
Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей
Нарушение письменной речи
Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.
Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:
- замене слогов или отдельных букв
- нарушении порядка букв в словах
- разрыве отдельных слов при их написании
Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.
Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму
Нарушение темпа речи у детей
Темп речи — это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.
Различают несколько видов нарушений:
- речевые запинки — неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
- тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
- брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов
Причинами возникновения нарушений могут быть:
- внутриутробные пороки
- повреждения ребенка в родах
- продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов
Нарушение функции речи у детей
При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.
ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.
Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка
Нарушения речи дошкольников
Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и заикание.
ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.
Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.
Нарушение речи у дошкольников требует немедленной коррекции
Обучение детей с нарушениями речи
Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.
Обязательные коррекционные мероприятия:
- устранение нарушений устной и письменной речи
- устранение особенностей психического развития
- профессионально-трудовая подготовка.
ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.
Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.
Обучение детей с нарушениями речи
Работа с детьми с нарушением речи
Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.
Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.
ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.
Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.
ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.
Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие
Игры для детей с нарушением речи
Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.
«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо — дети садятся на стульчики, когда громко — бегают по классу.
«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.
Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».
ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.
Игры для детей с нарушениями речи
Видео: Логопедические игры с детьми
Коррекция нарушений речи у детей
- Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
- Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
- Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий
ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.
Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.
Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом
Тяжелые нарушения речи
Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.
Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.
Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.
Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:
- заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
- недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители
Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:
- нарушений памяти
- неустойчивого внимания
- отклонений в проявлении эмоций
Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители
Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.
Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы
Источник