Речевое развитие ребенка со сложным дефектом
С каждым годом увеличивается количество глухих и слабослышащих детей, поступающих в школу со сложными нарушениями развития. У большинства детей, обучающихся в специальных школах разного вида, в частности в школах I и II видов, выявляют осложненный или сложный тип нарушений. Одним из таких сложных нарушений можем считать нарушение слуха, сочетающееся с задержкой психического развития.
В последнее время клинический диагноз задержки развития значительно расширился. Сюда относятся дети с органическими поражениями ЦНС, минимальной мозговой дисфункцией, дети с ДЦП, шизофренией, различными соматическими, неврологическими и психическими заболеваниями.
Основной причиной отставания в развитии являются слабо выраженные органические поражения головного мозга, которые бывают врожденными или возникать во внутриутробном развитии. Иногда это и генетическая проблема, обусловленная недостаточностью ЦНС, интоксикацией, инфекцией.
У таких детей психические функции формируются не так, как при нормальном развитии. Но при условии адекватного педагогического воздействия в специальном образовательном учреждении у них наблюдается лишь незначительное отставание в произвольной предметно-практической деятельности, зрительном восприятии, наглядном мышлении, образной памяти.
Такие дети, как правило, значительно отстают от других неслышащих детей в развитии словесной речи, в восприятии и воспроизведении устной речи, в усвоении значений слов, в овладении связной речью.
Многие из этих детей, даже после обучения в специализированном детском саду, знают незначительное количество простых слов, обозначающих предметы ближайшего окружения. Фразовая речь у них не сформирована.
Неслышащие дети с первичной ЗПР, не получившие квалифицированной сурдопедагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте, к началу школьного обучения резко отличаются от неслышащих детей без первичной ЗПР. По поведению и результативности предметно-практических действий они похожи на детей, имеющих нарушения интеллекта.
Для детей с нарушением слуха и с первичной ЗПР характерны неблагоприятные показатели развития эмоционально-волевой сферы: расторможенность, отвлекаемость, отсутствие желания преодолевать трудности, повышенная утомляемость. И все это отрицательно сказывается на результатах обучения. Пассивность детей на занятиях, ограниченность их представлений, бедность чувственного опыта не позволяют сурдопедагогу выстраивать занятие так, как с другими детьми.
Чаще всего, за время безуспешного обучения детей речи в дошкольном детстве, у неслышащих детей вырабатывается негативное отношение к речевым занятиям. Сурдопедагогу необходимо заинтересовать их и только в этом случае можно обеспечить успех в усвоении детьми новых речевых знаний и умений.
Применение традиционных методов и приемов в работе с детьми со сложной структурой дефекта не всегда дает желаемые результаты, поэтому необходимо применять новые технологии, искать наиболее эффективные условия и методы обучения.
У детей с нарушением слуха и с первичной задержкой развития наблюдаются большие различия в овладении словесной речью. Поэтому в начале обучения в школе сурдопедагог должен изучить уровень речевого развития каждого ученика и соответственно спланировать систему занятий.
Состояние произношения детей на начальном этапе обучения показывает несформированность у них произносительных навыков. Поэтому работа по формированию произношения в начале обучения в школе строится на базе ограниченного словаря. При его отборе учитываются фонемы, которыми ребенок уже владеет, объем словаря и его актуальность, доступность его понимания.
Необходимо отметить, что постановка новых звуков у детей данной категории связана с особыми трудностями. Как правило, они недостаточно хорошо владеют артикуляционными приемами, плохо подражают артикуляции педагога, с трудом выделяют свои мышечные ощущения. Все это требует проведения в течение первого года обучения разнообразных подготовительных артикуляционных упражнений и упражнений включающих различные звукоподражания.
Базовые звуки в речи большинства неслышащих учащихся с ЗПР появляются обычно к концу второго года обучения. В связи с этим на занятиях по формированию произношения особое внимание необходимо уделять регламентированным заменам звуков, чтобы речь детей была понятна окружающим.
Особую трудность представляет закрепление звуков в самостоятельной речи. В течение всех лет обучения постоянно необходимо постоянно возвращаться и заново повторять этапы постановки звука: от изолированного произнесения к слоговым упражнениям, проговариванию слов и словосочетаний, подобранных по фонетическому принципу. В случае если обычно в речи неслышащих чаще всего страдает группа свистящих и шипящих звуков, у глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития постоянно возвращаются и вновь появляются различные дефекты, такие как гнусавость, сонантность, смешение звуков и др. Медленно и с большим трудом у детей закрепляются навыки орфоэпии и словесного ударения. Так же необходимо постоянно работать над ритмико-интонационной стороной речи, что позволит обеспечить общую внятность речи детей.
Для достижения успеха коррекционных занятий сурдопедагог должен использовать различные приемы работы: подражание учителю с опорой на слух; фонетическую ритмику; традиционные способы постановки звуков; развитие самоконтроля учащихся; переход от слогосочетания, повторяющего ритмико-интонационный рисунок слова, к самому слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к фразе и т.д.
Занятия по формированию произношения с неслышащими детьми с первичной ЗПР должны быть построены так, чтобы обеспечить постоянное повторение учеником речевого материала, но простое механическое повторение звуков, слогов, слов, словосочетаний и фраз утомляет детей и не способствует сосредоточению их внимания. Поэтому сурдопедагогу приходится постоянно искать новые организационные формы проведения занятия.
Большую помощь в речевом развитии и формировании правильного произношения, у детей со сложной структурой дефекта оказывают современные компьютерные технологии. Благодаря их дозированному использованию на занятиях, у детей повышается интерес к обучению, желание заниматься, улучшается концентрация внимания, развивается речевая активность и усидчивость. Дети успешно выполняют задания на различение звуков окружающего мира, на развитие силы голоса, дыхания, стимуляцию голосовой активности и т.д.
Сочетание двух и более первичных дефектов и своеобразное развитие детей требует специальных условий для их обучения, направленных на коррекцию отклонений в развитии. Это вызывает крайне важность разработки учебных планов, программ, специальных методик. Результаты работы с детьми со сложной структурой дефекта могут и должны иметь положительную динамику. Для этого необходимы определенные условия и методы обучения и длительные усилия сурдопедагога в работе по формированию произношения и развитию слухового восприятия.
Источник
Анна Староверова
Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта
Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта
У детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта имеются:
— недоразвитие познавательных процессов, и, прежде всего – восприятия; узость объёма восприятия, его фрагментарный характер и низкая активность этого процесса;
— бессистемность мышления, при которой вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, без установления связи между частями предметов и отдельными предметами;
— нарушения памяти;
— дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической);
— недостатки внимания,особенно страдает произвольное внимание: если работа не интересная, дети её просто бросают;
— нарушения эмоционально-волевой сферы;
— несформированность навыков учебной деятельности.
Все эти особенности носят весьма стойкий характер. Однако, наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Дети способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Отличительной особенностью детей со сложной структурой дефекта является отсутствие характерного для детей с нормой интеллекта, неудержимого стремления познать окружающий мир. Инертность (заторможенность) нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, создают патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. В связи с тем, что у детей, с особыми образовательными потребностями, ведущим нарушением является недоразвитие когнитивной (познавательной) деятельности,весь образовательно-воспитательный процесс с детьми данной категории направляю на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Поскольку любой вид деятельности сопровождается речью (внутренней и внешней,в связи с этим правомерен вопрос: Как организовать содержание работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта?
В каждом отдельном случае организация работы выстраивается мною относительно образовательных потребностей того или иного ребёнка. В классе обучается восемь детей. Некоторые учащиеся во всех отношениях занимают наиболее благоприятную позицию. Активный словарь на бытовом уровне сформирован в большей степени. Дети мотивированы на учебную, трудовую деятельность, практически все их работы аккуратны, выполнены с желанием. Есть дети, которые не могут самостоятельно выражать просьбы, обращения, но в случае необходимости порождения речевого высказывания принимают помощь, заключающуюся в ориентировке на сопряжённое проговаривание. Таким образом, речевое развитие детей относится к резко ограниченному уровню.
Как это ни странно, но именно желание достичь положительных результатов в речевой деятельности каждого ребёнка, научить своих подопечных вербальному общению, приводило меня к стремлению поиска новых путей, параллельных традиционному содержанию и формам работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В ходе своей практической деятельности я сделала вывод, что развитие и формирование устной речи детей со сложной структурой дефекта – одна из наиболее острых и сложных проблем в коррекционной педагогике. Поиск новых и эффективных путей работы привёл меня к необходимости использовать нейропсихологическую помощь, а опыт и педагогическое чутьё помогли превратить нейропсихологические упражнения в увлекательные задания.
Вероятно, нет необходимости говорить, как важно для ребят, с ограниченными возможностями здоровья внимание к их деятельности, создание атмосферы доброжелательности, заинтересованного участия во всех мероприятиях, а также наличия уверенности в своих действиях.
Гипотезой явилось предположение:
если применять нейропсихологические коррекционные методы в учебном процессе и во внеурочное время, то повысится уровень речевой активности детей младшего школьного возраста.
Развитие речи осуществляется в процессе всех видов деятельности, базирующихся на круглосуточном коррекционно-воспитательном воздействии на ребенка посредством режима. Составленные коррекционно-развивающие упражнения, основанные на двигательных методах,включали в себя: дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения с правилами для произвольности, упражнения по визуализации, релаксации.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушение ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Систематические занятия способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоотношениях, улучшают общее чувство гармонии и ритма.
Телесные упражнения эффективно снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит “чувствование” своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Мои ученики пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, и поэтому испытывают трудности в обучении. При регулярном выполнении На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
Упражнения для мелкой моторики рук способствуют развитию нервных сетей. Практически все упражнения-игры требуют участия обеих рук, согласованного их действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий. Все это даёт возможность учиться ориентироваться в понятиях: “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”, и т. д. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Испытывая нагрузку, мелкая мускулатура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся более сильными – это важно для правильного развития мозга.
Упражнения для развития произвольности — учат подчиняться правилам и строго следовать инструкции, формируют произвольную регуляцию деятельности. Психологический смысл заключается в том, что произвольное выполнение заданий задаётся не инструкцией и не учителем, а правилами задания и игры, выполнение которых к тому же происходит в группе на виду у всех участников и затем проводится разбор и оценка выполнения заданий. Это важная часть метода, позволяющая сформировать общее и слуховое внимание к речи и к невербальным формам выполнения инструкции.Здесь возникает взаимодействие группы ВПФ и психических образований: внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций.
Упражнения по визуализации выполняются с закрытыми глазами. Упражнения способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения) способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений. Практика показала, что воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, — его называют “эффектом ненаправленной коррекции”, ребёнок получает знания о собственном теле. Использование упражнений активизирует высшие психические функции, является гарантом спокойствия и уравновешивания психики.
Вышеуказанные упражнения способствуют тому, что ребёнок овладевает речью, у него формируется потребность в словах и пользовании ими. Школьник ориентируется на образец педагога, который предоставляет ему слова в качестве образцов для подражания.
Данная работа над развитием речи учащихся осуществляется на всех уроках и во внеклассное время. Проводимая работа играет важную роль в повышении общего и речевого развития школьников. Она включает организацию речевого режима через планирование специальных мероприятий (разыгрывание различных импровизаций, театральных мини-сценок и т. д.) Организуемая деятельность направлена на коррекцию всей личности, представлена следующими приёмами:
Приём дозированности, т. е. развитие в адекватном темпе, подача любого материала дозирована.
Приём вовлечения в учебную деятельность, развивающую интеллект, через элементы игры. Дети доверчивы, у них ярко выражено наивно-игровое отношение к окружающему. Объясняю правила игры кукле, дети наблюдают, затем кукла просит подсказать то или иное действие. Дети, незаметно для себя входят в игру, усваивая её правила. Всё зависит от конкретной ситуации, от психологического состояния детей, от темы того или иного урока, от поставленных целей и задач. Обыгрывая ситуацию, даю установку на внимание к игрушке, что оказывает действие на концентрацию внимания детей. Это очень эффективный приём;
Приём устранения некомфортности среди сверстников- суметь преодолеть свою робость и рассказать рифмовку для всех присутствующих в классе, обыграть роль персонажа, спеть песню, станцевать танец.
Приём создания комфортных условий для развития. Комфортные условия, это когда охранный режим соотносится с посильными интеллектуальными и психофизическими нагрузками, где в течение урока разумно сочетается труд и отдых. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей, провожу частую смену видов деятельности,переключаю с одной формы работы на другую: работа у доски, работа за партой, динамические паузы, введение кукольного, либо другого персонажа, применение неречевых звуков, использование предметов-заместителей, наглядности.
Приём нестандартности – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Дети демонстрируют положительную динамику в речевом развитии,показывают результаты: лексической основы речи, навыков и умений связной устной речи.
Таким образом, работа, выстроенная в подобном ключе, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребёнка и, не смотря на особенности, обусловленные сложной структурой дефекта, постепенно расширяет его познавательные возможности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на становление личности.
Источник
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ВАСИЛЁК» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Районный семинар «Методы, приемы и формы работы с детьми с различными нарушениями здоровья».
Выступление на тему:
«Развитие речи у детей со сложными дефектами в условиях логопедической группы».
Учитель-логопед Назарук М.П.
2014г.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ (СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ С ТУГОУХОСТЬЮ, ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ I УРОВНЯ) В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.
В нашем городе нет специальных групп для слабослышащих детей, поэтому их оформляют в речевые группы общеобразовательного детского сада , интегрируя в среду с нормально слышащими детьми. Такие условия жизни помогут в дальнейшем адаптироваться в обществе слышащих, а совместное обучение детей оказывается полезным всем дошкольникам группы, т.к. формирует гуманистические чувства у ребят с нормальным слухом.
В декабре 2013г. в старшую логопедическую группу нашего детского сада поступил ребенок с системным недоразвитием речи с тугоухостью (IV степень.), ОНР-1уровня.
На момент поступления в детский сад углубленное медико-психолого-педагогическое обследование показало, что у ребенка нарушены все стороны речи, т.к. снижение слуха замедлило ее развитие. Звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, фонематическое восприятие не представляется возможным обследовать, так как первично у ребенка страдает слух и на предложенный диагностический материал ребенок не реагирует, инструкции не выполняет. Словарный запас ограниченный, произношение слов смазанное. Связная речь отсутствует.
Я не сурдо-педагог и не дефектолог, которые так необходимы в коррекционном обучении ребенка с тугоухостью. Как учитель-логопед всю работу с ребенком строю на тех же принципах, что и со слышащими детьми: коррекционная направленность обучения и воспитания; принцип дифференцированного обучения, общедидактические – систематичность и последовательность, доступность, обучение от простого к сложному. В процессе коррекционного обучения опираюсь на компенсаторные возможности ребенка. Работу по формированию речи провожу на основе индивидуальной программы коррекционно- педагогической работы составленную на базе следующих программ:
- ПРОГРАММА Для специальных дошкольных учреждений
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Авторы: Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, Р. Т. Есимханова, А. А. Катаева, Г. В. Короткова, Г. В. Трофимова (г. Москва).
- Учебного плана МКДОУ «ДС КВ «Василек» на 2012-2013 учебный год.
- «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.
- «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина,
- «Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.
Одним из важных факторов, влияющих на успешное овладение речью является слухо — речевая среда окружающая ребенка, которая способствует постоянному общению и развитию речевых навыков.
Стремясь к этому:
— в логопедическом кабинете сформировала условия, побуждающие к активному речевому общению;
— создаю мотивированное речевое общение в процессе практической деятельности;
— формирую потребность в речевом общении;
— побуждаю к активному применению речи — проговариванию речевого материала, который он учится слышать;
— поддерживаю любые проявления речи ребенка;
— контролирую правильное произношение специально подготовленного учебного речевого материала.
В процессе обучения постоянно слежу за тем, чтобы ребенок максимально реализовал свои речевые возможности. Создаю естественные ситуации для стимуляции речевого развития.
В ежедневной бытовой деятельности происходит постоянное общение ребенка со взрослыми и детьми.. На занятиях воспитателя и логопеда ребенок овладевает различным речевым материалом, подчиненным определенной лексической теме.
Развитие речи непрерывно продолжается во всех режимных моментах, в которых участвуют дети нашей группы, находясь в детском саду. Это утренняя и речевая гимнастика, завтрак, прогулки, занятия с воспитателями и специалистами. В процессе ознакомления с окружающим миром формируем предметную отнесенность слов, создаем условия для развития обобщающей функции слова, развиваем и обогащаем словарный запас, формируем грамматически правильную речь.
Работая над развитием речи тугоухих детей, на логопедических занятиях решаю следующие коррекционные задачи:
— формирование и активизация словаря, уточнение лексического значения слов;
— обучение пониманию и использованию в речи различных конструкций фраз и предложений;
— овладение разными формами речи, усвоение грамматических категорий;
— развитие связной речи;
— формирование правильного звукопроизношения. Исходной единицей при обучении произношению является слово, так как в нем реализуются все стороны произношения. Дети усваивают его произнесение в основном при подражании речи взрослых, воспринимая на слух.
Лексико-грамматическую работу и накопление речевого опыта детей осуществляю в условиях тематической организации речевого материала. Слова, используемые в разных темах, включаю в различные типы фраз. В работе над лексическим значением слова широко использую речевые игры.
Учитывая, что у ребенка с тугоухостью невнятная монотонная речь, нарушены все группы звуков, в содержание своей логопедической работы включаю игровые упражнения для развития речевого дыхания, голоса, ритма и темпа, а также речевые игры со звуками и их сочетаниями, со словами и фразами.
Изучила и включила в свою работу в качестве физминуток, систему работы М.С. Норбекова по развитию шейного отдела позвоночника посредством гимнастических упражнений.
Запрещено делать резко и жёстко. Тело фиксировано, работает только шейный отдел.
1. Тянем голову к правому (левому) плечу
2. Тянем голову вниз по грудине.
3. Тянем затылок назад к спине.
4. Поворот головы вправо (влево) тянем.
5. Смотрим вперёд, подбородок идёт вправо (влево) вверх.
6. Положили подбородок на грудь, тянем вверх вправо (влево).
7. Круговое движение головы по часовой (против) стрелки.
Это часть упражнений на шейном отделе при нейросенсорной тугоухости 1, 2, 3 и 4й степени. Каждое упражнение делается 4–6 раз — это начальный вариант.
Большую помощь в развитии слухового восприятия и речи, у тугоухих детей оказывают современные компьютерные технологии. Благодаря их использованию, у детей повышается интерес к обучению, желание заниматься, улучшается концентрация внимания, развивается речевая активность и усидчивость. Дети успешно выполняют задания на различение звуков окружающего мира, на развитие силы голоса, дыхания, стимуляцию голосовой активности. Компьютерные технологии использую в индивидуальной логопедической работе с детьми. При выборе компьютерных программ подбираю задания ориентированные на индивидуальные возможности детей, степень сложности и зону ближайшего развития.
Развивать речь ребенка с тугоухостью мне помогают программы: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Веселые игры для развития речи и слуха», «Мир вокруг нас».
Большую помощь в коррекционной работе оказывают карточки Домана. Весь картинный материал подобран и систематизирован по лексическим темам. Ребенок видит и называет предмет, визуально запоминает написание название предмета.
Работая над развитием речи тугоухих детей, мы убедились, что использование компьютерных программ помогает в развитии диалогической речи, дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную разговорную речь.
На сегодняшний день самостоятельная речь ребенка невнятная, смазанная. Из-за плохой слышимости безударных окончаний недоговаривает слова («заглатывает», «съедает» концы их), что ведет к путанице падежей и других форм языка. Речь у ребенка аграмматична.
Структура некоторых слов изменяется настолько, что они становятся неузнаваемыми.
Ребенок плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не может контролировать слухом свое произношение.
Но следует отметить: в ребенка значительно увеличился предметный словарь, глагольный словарь, словарь признаков. Идет формирование связной речи. Хорошо развита мелкая моторика. Наблюдается улучшение в развитии фонематического слуха. Ребенок знает, называет и различает гласные звуки, согласные звуки, артикуляция которых хорошо видна. Читает слоги, односложные короткие слова. Отраженная речь с «чтением с лица», «с губ» звучит значительно чище и внятнее.
Таким образом, осуществляя целенаправленную и систематическую коррекционную работу с тугоухим ребенком, стремлюсь развивать у них потребность в речевом общении, что является необходимым условием их социализации.
Источник