Речевое развитие ребенка нормы
Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.
Что такое норма речевого развития
Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.
Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.
Нормы речевого развития по возрастам
Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.
После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.
От 0 до года
Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.
Возрастной этап | Характеристика |
0-2 месяца | Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком. |
3 месяца | Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет. |
4 месяца | Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо». |
5 месяцев | Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление. |
Полгода | Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д. |
7 месяцев | Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника. |
8-12 месяцев | Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи. |
От года до 7 лет
Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.
Возраст | Характеристика |
От 1 до 2 лет | На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом. |
От 2 до 3 лет | Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов. |
От 4 до 5 лет | Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные. |
От 5 до 7 лет | Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов. |
Советы логопеда
Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.
Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:
- больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
- гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
- играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
- собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
- больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
- посещать театры, спектакли, цирк музеи.
Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.
Источник
РЕЧЕВОЙ
онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых
Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в год.
Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем много и активно — в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.
Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.
Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — это м.б. не «баловство», а серьезное речевое нарушение.
Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию), т.е. искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.
Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом – после второй учебной четверти сходите к школьному логопеду или в МСЧ: возможно, у ребенка логопедические или психологические проблемы.
Если у ребенка после какой либо травмы (падение, ушиб,«лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом — пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… — проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия…
В целом, в логопедии действует правило: чем раньше начать лечение, тем меньше проблем будет в будущем.
Возрастные речевые нормы
Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.
Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.
Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.
Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).
К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.
Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.
Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов
Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.
Начинает подбирать рифмы к словам.
В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).
Словарный запас достигает 2000 слов.
В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».
Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее, больно — больнее, громко — громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»
У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.
Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».
Произношение всех звуков правильное.
Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.
Словарный запас увеличивается до 3500 слов.
Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)
Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.
Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
Наверх
Источник
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник