Речевое развитие ребенка младшего возраста

Речевое развитие ребенка младшего возраста thumbnail

Алевтина Гомбоева
Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития речи детей

младшего дошкольного возраста.

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Развивая речь, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений,и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, например что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время назад. Это развивает его речь, тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его четко, чтобы были слышны все звуки.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено.Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе следующие:

Расширение словарного запаса детей

Развитие звуковой культуры речи

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи (монологической и диалогической)

Развитие образной речи

Основные формы – это организация образовательных ситуаций и ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараются уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку

Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятными ребенку образам (стихи А. Барто из серии «Игрушки»)

Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним.

Читайте также:  Недостаточного интеллектуального развития ребенка

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Чаще обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на цвета предметов,задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте карандашом какого цвета он рисует.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук. Поэтому рекомендуем – постоянно использовать в общении с ребенком игры по мелкой моторике — нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц, использовать пальчиковые игры, рисование пальцами, лепить из пластилина, соленого теста, глины. Игры с крупой, со скорлупками семечек, орехов, крупными косточками фруктов. Попробуйте складывать крупные пазлы и описывать картинку, которая будет получаться.

У вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушке и знакомитесь с ней.

Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.

Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.

Простое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

Ну и – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносить «Ы».

Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.

Если же вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка, следует обратиться за консультацией к специалисту – логопеду.

Некоторые приемы и упражнения, которые используются в работе по развитию речи для формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировки органов артикуляции, развития речевого дыхания, силы голоса, тренировки мышц губ.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в таз или ванну воду, положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

В. Развивать артикуляционный аппарат, используя истории «Веселого Язычка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали,поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например,подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем читаем стихотворение, сопровождая слова движениями.Например:«Хомка,хомка хомячёк» .

5. Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку»

6. Пальчиковые игры.

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями,

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями, надувные шарики наполненные мукой или манной крупой.

«Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Неповторима прелесть первых детских слов! Проходят годы, ребенок подрос, но не забываются первые произнесенные слова, такие дорогие родительскому сердцу. Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Источник

Младшие дошкольники обладают уникальными особенности в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполнения новых задач, которые возникают во время общения и во время собственной деятельности. Все это создает предпосылки для дальнейшего формирования речи.

Речь, как правило, включает в себя множество коротких предложений: слова в ней подбираются исходя из конкретных предметных ситуаций, что проявляется во множестве существительных, глаголов и местоимений. Однако в этом возрасте можно встретить и слова, которые обозначают интеллектуальные и волевые действий, а также слова, обозначающие модальность.

Речь обладает большим значением для всестороннего развития младших дошкольников. Ведь это главное средство общения между детьми. Дети понимают не все грамматические конструкции слов, но речь позволяет привлечь внимание к действиям и предметам. Действия взрослых при этом обладают важной ролью, ведь дети стараются им подражать. Именно подражание взрослым людям становится одним из главных механизмов развития общения в этом возраст.

Читайте также:  Темы занятий раннего развития ребенка

Возраст от трех до четырех лет обладает особым значением для формирования речи детей.

Главная задача педагогов в области формирования речи у младших дошкольников – помогать детям осваивать разговорную речь, приобретать навыки владения родным языком.

На первых этапах речь развивается благодаря тому, что ребенок подражает другим. Но у некоторых детей развитие речи происходит постепенно, начиная от лепета, первых слов и постепенно пополняя словарный запас. Другие же дети накапливают слуховые образы скрытно. И словарь начинает расти скачкообразно.

Формирование речи дошкольников на современном этапе

Формирование речи детей дошкольного времени сегодня – это одна из важнейших задач, которая стоит перед дошкольными образовательными учреждениями. Речь, являясь средством общения, вплетается во все виды деятельности детей: в их игры, в развлечения, в продуктивные виды деятельности, в прогулки и т.п.

Согласно ФГОС, предъявляемому к структуре образовательной программе в дошкольных заведениях, формирование речи дошкольников становится одной из задач области образования «Коммуникация». Содержание этой задачи связано с тем, чтобы достичь цели овладения конструктивными средствами и способами взаимодействовать с окружающими людьми.

Согласно ФГОС акцент должен быть сделан на совместную деятельность детей и педагогов, на их формы взаимодействия во время игры, на отсутствие твердой регламентации деятельности детей.

Сегодня базовыми формами работы по достижению описанных задач являются следующие:

  • организация педагогом разным видов деятельности детей: образовательная деятельность, продуктивная, музыкальная, театрализованная и другие виды деятельности;
  • совместная со взрослыми деятельность, которая осуществляется согласно режимным моментам;
  • самостоятельная деятельность ребенка.

Структура работы по формированию речи у детей

В структуре работы по формированию речи дошкольников младшего возраста можно применять эти формы работы в комплексе, так как это дает возможность решать задачи более качественно. При этом довольно эффективными считаются ситуации образовательного характера, а также ситуации общения, которые также используют на практике развития речи детей в процессе совместной деятельности и в режимных моментах. Эта форма взаимодействия дает возможность применять дифференцированный подход к дошкольникам и во многом индивидуализировать образовательный процесс, делать его ориентированным на личность.

Главной речевой функцией в этом этапе является сообщение информации, установление и поддержание социальных связей, воздействие на других людей.

Учитывая развитие игровой деятельности, переход от индивидуальных и предметно-манипулятивных игр к ролевым совместных играм, появляются новые потребности в осуществлении коммуникаций, что приводит к появлению иных способов включения речевой активности в ситуативную структуру предметной деятельности.

Появляются иные виды высказываний: ребенок начинает комментировать, корректировать, планировать. Так речь приобретает свойства инструмента планирования и средства организации деятельности, а также способа согласовывать действия с партнером.

Игровое взаимодействие детей младшего дошкольного возраста во многом осуществляется в процессе практических действий, в процессе которых используются невербальные средства общения.

При этом речевые действия еще пока не считаются скоординированными. Дети могут говорить вслух, при этом даже не обращают внимания на то, что говорит сосед.

Количество глаголов, которые используются в повелительном наклонении, понижается. Меняется и соотношение личных и указательных местоимений. Все чаще используются именно указательные.

Вместе с прилагательными, обладающими атрибутивными свойствами, используются прилагательные эмоционального и эстетического характера. Уже с трех лет дети используют сослагательную речь. А в четыре года у них появляются первые признаки косвенной речи[14].

Темпы освоения речи у детей очень высокие. Ежегодно ребенок получает множество приобретений. При этом процесс растягивается по времени, так как получаемые умения достаточно непрочны, у каждого может быть индивидуальный темп развития и свои способы овладения языком.

Становление речи в раннем возрасте

Обсудим динамику изучения разных речевых аспектов.

Звукопроизношение. Слух детей становится достаточно развитым уже на ранних этапах развития. В полтора года дети грамотно воспроизводят слоги в словах, состоящих из двух слогов. А в два года уже в 75 процентах случаев они могут правильно назвать все три слога в трехсложных словах.

Достаточно легко дошкольники воспринимают ритм в слове, его интонационную окраску, ударение. В конце второго года обучения дети усваивают целые группы произносимых звуков.

В два года ребенок, когда слышит образец, старается поправить свое собственное произношение. В это время, не обладая способностью правильно произносить какие-либо звуки, дети улавливают их ошибочное произношение у других.

Спецификой произношения у детей в три и четыре года примерно одна и та же. Согласно А.Н. Гвоздеву, в это время ребенок усваивает звуки, при этом они могут как произносить их правильно, так и делать пропуски, заменять и уподоблять звуки, смягчать их.

Известно, что для произношения сложным является свистящие, сонсорные и шипящие звуки. Их начинают осваивать ребята уже в два с лишним года. На четвертом году жизни их произношение в словах начинает значительно улучшаться, если дети повторяют за взрослыми правильный образец произношения.

При этом произношение звуков в этот период пока неустойчиво. Дошкольники редко способны правильно их произносить, когда им не озвучивают образец. Часто бывает, что, когда они произносят новый звук чисто, они начинают ошибаться при произношении тех звуков, которые усвоили ранее.

Это воздействует на выбор тех языковых средств, с помощью которых ребенок осуществляет речь. Важнейшая задача для ребенка в этом возрасте – овладеть внеситуативным общением как при разговоре с ровесниками, так и со взрослыми. Дети это чувствуют и стараются овладеть точными языковыми средствами, развивать грамотность своего произношения, произвольность речи, строить связные контекстные высказывания.

Читайте также:  Ребенок три с половиной месяца развитие

Младшие дошкольники легко нарушают грамотность своего произношения, когда ослабляется педагогическая работа, когда группы перегружаются, когда возникает шумная обстановка, когда заболевают. Дети, которые говорят чисто, попав в общество малышей и сверстников с дефектами произношения, часто начинают и сами искажать слова.

Дефекты в произношении до пяти лет как правило допустимы, связаны с тем, что речевой аппарат не закончил свое развитие, а также продолжают формироваться функции дыхания и речевого аппарата.

В три года речь становится инструментом общения между ровесниками. Чтобы изучить то, как младшие дошкольники реагируют на незнакомых людей, наблюдают за тем, стараются ли дети устанавливать контакты, выжидают ли они, стараются ли они отвечать на общение.

Если незнакомые взрослые не обращаются к детям и выражают свое к ним расположение только улыбкой и мимикой, то лишь 2 процента детей стараются войти с ними в контакт. Правда, когда взрослые активно обращаются к детям, уже каждый восьмой ребенок откликается.

Конечно, дети испытывают робость. Но главное, у них еще пока нет опыта взаимодействия с разными людьми. У них плохо развиты мотивы общения и инструменты для осуществления такой деятельности.

Младшие дошкольники имеют однообразные мотивы общения, их языковые выражения достаточно просты.

Формирование лексики и грамматики

Лексика детей обогащается, совершенствуются и формы ее использования. Если во время наблюдения за картинками обращать детское внимание на красоту природы, то в 4-6 лет дети начинают усваивать соответствующие термины и методы характеристики природы. Хотя в этом возрасте они пока говорят только о размере и цвете объектов, примерно 30 процентов их определений носят развернутый характер, содержат перечисления, признаки и элементы сравнения.

Также дети начинают дифференцированно применять грамматический речевой строй. Наиболее благоприятной ситуацией, которая бы побуждала детей включать в высказывания сложные предложения, является такая, в которой нужно что-то объяснять и в чем-то убеждать.

До 4 лет у дошкольников случаются ситуации индукционных отношений между игровыми действиями и речью. Дети комментируют то, что они видят, говорят о том, что планируют сделать или уже сделали, но при этом они молчат, когда выполняют непосредственные действия.

У детей в три с половиной года начинает постепенно формироваться речевая основа для развития дружеских отношений, для усвоения поведенческих правил. Но для этого нужно владеть спецификой проявления общения и разбираться в способах его совершенствования.

Вместе с этим в ФГОС уделяется внимание играм, как эффективной форме организации деятельности детей. Игра – это главная деятельность дошкольников. В играх они развиваются, познают окружающий мир в доступной для них форме. При этом игры можно использовать для решения педагогических задач.

Дидактические игры в развитии речи

Чтобы повысить эффективность использования игры, необходимо применять дидактические игры, систематизировать их и оформлять в виде картотеки.

Особенностью дидактических игр является то, что их учебное содержание включает в них правила и действия, что помогает детям усваивать содержание. Ведь мотив выполнения заданий возникает именно в процессе игровой активности. Дети играют, но при этом они усваивают необходимые сведения, используют полученные ранее знания.

Это позволяет сделать дидактическую игру важным видом организации обучения дошкольников родному языку.

Методика формирования речи младших дошкольников для оптимального решения задач речевого характера, для поддержания интереса и для создания атмосферы непосредственности, а также для эмоциональности подразумевает использование следующих методик и приемов:

  • активное использование коммуникативной, а также игровой мотивации;
  • создание проблемных ситуаций, чередование прямых приемов обучения с игровыми, а также внедрение методов косвенного воздействия – игровых правил, дидактических материалов, приемов драматизации;
  • применение личностных и хоровых ответов детей, а также двигательных и словесных;
  • применение разнообразных материалов демонстрационного хараткера;
  • применение заданий, выполняя которые дошкольники меняют позу и двигаются (игровая специфика этих заданий заставляет детей принимать воображаемые ситуации, учит их игровым действиям).

Малые средства фольклора в развитии речи

Чтобы развивать звуковую речевую культуру, применяются игры, а также специальные упражнения, разный речевой материал: звукоподражательства, поговорки, потешки, стишки, скороговорки, рассказы, инсценировки, сказки и наглядные материалы.

Потешки – это фольклорный жанр малой формы.

Большое значение для формирования младших дошкольников играют потешки. Потешки своеобразны, что представляет ценность для детей. Они активизируют воздействие речевого потока на детей. Дети начинают выделять речь из других звуковых сигналов, сосредотачивают на ней внимание.

Простые рифмы, множество раз повторяющиеся слова, эмоции – все это заставляет ребенка слушать и самостоятельно повторять слова. Слова и звукосочетания, напевность – все это делает речь музыкальной. С помощью потешек дети формируют речевой слух, учатся произносить звуки правильно.

Детские потешки наделены тонким педагогическим смыслом. Они позволяют решить несколько задач:

  • развивают звуковую культуру дошкольников. Потешки очень лаконичны и довольно забавны. Они хорошо формируют речевой слух детей, их способность слушать и различать звуки, которые близки по звучанию. Они формируют в них плавность речи и ритмичность, учат делать речь более выразительной и формируют ее интонацию;
  • они обогащают словарь. Произведения фольклора включают в себя множество ярких и красочных картинок, что дает возможность обогатить детский запас слов. Если часто прослушивать их, это поможет усваивать новые словесные формы, которые обозначают предметы. По мере того, как накапливаются подобные речевые образцы, в дальнейшем осуществляется переход к языковым обобщениям. Все это дает возможность запоминать слова, активно их употреблять. Еще ценность потешек заключается в том, что слово соединяется с действиями детей. Содержание потешек обогащено глаголами. Используя их, дети демонстрируют свои действия, которые обозначаются словами, что побуждает их связывать слова с действиями;
  • развитие грамматического речевого строя;
  • развитие диалогической речи;
  • формирование монологической речи;
  • формирование мелкой моторики.

Таким образом, речь младших дошкольников тесно связана с их практической деятельностью, в процессе которой или по поводу которой они общаются с ровесниками и взрослыми. Так как общение носит в основном ситуативный характер, речь принимает специфическую ситуативную форму, выражающуюся в ситуативной диалогической речи.

Речь младших дошкольников обычно осуществляется непроизвольно, так как она формируется в относительной зависимости от общения и не считается главным видом деятельности ребенка.

Источник