Речевое развитие детей раннего возраста в доме ребенка

Особенности речевого развития детей  раннего возраста,
воспитывающихся в доме ребенка

Диневич Каталина Владимировна,
учитель-дефектолог
ГБОУ школа №131 Санкт-Петербурга

 
Дом ребенка является закрытым учреждением, в котором воспитываются дети до 4-х лет, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей. Проблема полноценного развития детей в домах ребенка и сейчас не теряет своей актуальности. Невозможно оставить без внимания тот факт, что основную сложность для детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. А так как общение возникает раньше других процессов,  присутствует во всех видах деятельности,  значит, оно  оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Весьма логично предположить, что при недостаточном общении в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется.
Изучение нарушений речевого развития детей раннего возраста основывается на выявлении роли биологических и социальных факторов патологического воздействия на формирование речевой системы. Когда мы говорим о детях из психоневрологических домов ребенка, необходимо учитывать, что на их речевое развитие, как правило, повлияли и факторы обоих типов. Во первых, процент абсолютно здоровых 2-х летних детей в доме ребенка практически равен нулю. Это в основном дети из неблагополучных семей: дети лиц, страдающих алкогольной и/или наркотической зависимостью, беременность и роды у которых протекали с различными отклонениями. Таким образом, биологический фон детей Дома ребенка далек от нормы. Отягощенная наследственность, заболевания в раннем детстве, ранний переход на искусственное вскармливание, социальное неблагополучие в семье, нередко длительное пребывание в больнице – все это создает дополнительные трудности в работе по обеспечению всестороннего развития и формирования высокого уровня здоровья детей.
Психическое здоровье детей из дома ребенка отличается от психического здоровья детей, растущих в семье. Темп их развития замедлен. Психическое развитие и физическое здоровье детей имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах развития ребенка. Все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Отклонения в речевом развитии у детей из таких учреждений  вызваны также и социальными причинами, главной из которых является неполноценность общения ребенка с матерью. «Характер отношений, сложившийся в диаде «мать – дитя», тип привязанности, сложившийся у ребенка, оказывают значительное влияние на его коммуникативное поведение, а следовательно – на его речевое развитие» [21, с. 327].
Лебединский В.В. считал, что «есть прямая взаимосвязь между временем и длительностью стойкости неблагоприятного социального фактора и тяжестью и стойкостью отклонений, а значит, чем раньше дети поступают в учреждения закрытого типа, тем более выражена дисгармоничность в их развитии» [24, с.16].  Во всех исследованиях отмечается, что активная речь у таких детей возникает позже, чем у детей из семьи. Дети из домов ребенка в большей степени ориентированы на понимание речи взрослого, а именно, его команд и указаний, которым подчинена вся их жизнь в закрытом детском учреждении. Соответственно, речь этих детей беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций, в ней преобладают дефектные звуки. Нарушения речи младших дошкольников с психической депривацией могут проявляться в разной степени – от полного отсутствия речи до наличия отдельных элементов лексико‑грамматического и фонетико‑фонематического недоразвития.
 Возраст от 1 года до 3-х лет является сензитивным периодом для развития речи. Речь в этом возрасте непрерывно связана с процессом общения, особенно со взрослыми. Доказано, что основной предпосылкой становления речи в раннем возрасте является высокий уровень мотивации речевого общения. Пребывание ребенка в доме ребенка мешает удовлетворению основной потребности развития ребенка, а именно общения с узким и неизменным числом близких и доступных взрослых.
Речь детей бедна по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций, отличается неточностью звукопроизношения. Причинами отставания развития речи являются [1]:
1) раннее (после 8 мес.) прекращение лепета и звукоподражаний и, как следствие, несовершенство артикуляции; 2) недостаток развития сложных слуховых дифференцировок, чему мешают условия воспитания в домах ребенка — неспокойная обстановка, шум, сенсорная депривация, ведущая к падению нормы слышимой речи; 3) дефицит речевого общения; 4) недостаток развития понимания речи; 5) особенность речевого общения воспитателей с детьми.
Нарушения предречевого развития младенцев в условиях полной материнской депривации проявлялись в виде синдрома депривационной предречевой ретардации, в структуру которого входят: 1) недиференциованность крика-плача; 2) задержка формирования модулированных вокализаций (гуканья, гуления, лепета, звуко- и слогоподражания и др.); 3) снижение (полное отсутствие) голосовых проявлений.
Выделяют  2 варианта синдрома депривационной предречевой ретардации: собственно депривационный, проявляющийся в легкой, среднетяжелой и тяжелой (анаклетической) степенях [13].
На дограмматическом этапе у детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, чаще всего выявляется темповая задержка речевого развития [13]. Речь детей характеризуется: 1) отсутствием активного словаря (неспособность назвать предметы окружающей обстановки и предметы, изображенные на картинке, их действия и признаки, отсутствие инициативных обращений и диалоговой речи); 2) небольшим количеством произносимых звукоподражаний (в среднем 1-2); 3) преобладанием рудиментарных речевых форм — невербальных вокализаций (в основном лепет); 4) небольшим количеством понимаемых слов; 5) отсутствием понимания признаков предметов и их действий; 6) преобладанием понимания простых словесных инструкций.
По данным М.И. Лисиной [27], у детей, воспитывающихся в семье, всегда есть возможность общаться со взрослыми ними на разные важные для них темы. Дети, растущие в домах ребенка, вынуждены общаться с большим количеством взрослых, в основном  в режимные моменты, такие как кормление или переодевание, качество этого общения не соответствует потребности ребенка в эмоционально-теплом общении. Речь воспитателей не является индивидуально адресованной конкретному ребенку. Вследствие этого она не мобилизует слух детей. Кроме того, речь воспитателей детских учреждений, как правило, является директивным призывом к действию, а не стимулом для ответа.
Поведение детей жестко регламентировано взрослыми и ограничено режимными моментами, отсутствует свобода действий, все приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка. Так, дети, воспитывающиеся в семье, к 2 годам 6 месяцам в большинстве активно овладевают речью (более 70%), в домах ребенка только около 40%. Активная фразовая речь детей из домов ребенка особенно задерживается и начинает формироваться в лучшем случае лишь во втором полугодии третьего года жизни [19].
Исследования М.А. Илюк показали, что наиболее заметной у детей в доме ребенка является задержка лепета и подготовительного этапа понимания речи. «На 10‑м месяце жизни лишь у 12 % детей из дома ребенка отмечается нормативное развитие речи, в то время как в семье этот показатель достигает 90 %» [19, с. 15]. У младенцев, оставшихся без родителей,  упрощены эмоциональные проявления, они отстают от своих сверстников в развитии познавательной деятельности. У них не возникает эмоциональной привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, безрадостны и пассивны.
В целом, особенно заметно отставание в развитии в тех областях, которые требует непрерывных эмоциональных контактов ребенка со взрослым.
 К. Н. Корнилов, посещая ясли, отмечал: «дети не говорят, а мычат, ходить начинают к двум годам, первые слова произносят к трем годам, не интересуются игрушками, у них преобладают навязчивые движения – сосание пальца или угла пеленки, раскачивание из стороны в сторону» [39,с.6].
«Они подолгу, иногда часами, следили за движениями своих пальцев. В одном случае наблюдалось вращение головой, отчасти напоминающее колебательный спазм. Битья головой не наблюдалось. В состоянии повышенной активности они, кроме того, поднимали ноги, хватаясь за носки или пальцы ног. Этими немногочисленными видами деятельности и ограничивается поведение детей, страдавших явлениями госпитализма» [45, с. 5].
  Анализ научно-исследовательской литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие импрессивной речи детей в норме к завершению третьего года жизни характеризуется большими достижениями: ребенок уже может понимать двухступенчатую инструкцию, значения предлогов в привычной ситуации, дифференцировать существительные в единственном и множественном числе с ударным и безударным окончанием. Объем словаря стремительно растет и может достигать 300 — 1500 слов. По данным Швачкина Н.Х., ребенок к 2 годам уже должен дифференцировать на слух все фонемы родного языка. К трем годам дети усваивают парадигму окончаний существительных, иногда допуская замену флексий внутри какого-либо падежа. Так же к трем годам почти заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга. Ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка. Именно поэтому второе полугодие третьего года жизни может быть показательным для определения наличия/отсутствия проблем речевого развития.
2. К факторам, определяющим  успешность речевого развития, можно отнести:  отсутствие внутриутробной патологии, неблагоприятного протекания родов, мозговых инфекций и травм, перенесенных после рождения, семейной отягощенности речевыми нарушениями, наркоманией, алкоголизмом; полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка; благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, наличие в раннем возрасте рядом с ребенком одного постоянного и близкого взрослого, с которым у ребенка будет тесная эмоциональная связь; теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта; постоянное общение ребенка со взрослыми.
3. У детей, воспитывающихся в доме ребенка, процесс формирования импрессивной речи отстает на 0,5-1,5 года. Для них характерно непонимание двухступенчатых инструкций, малый объем словаря (различного рода словесные замены), несформированность грамматических категорий, задержка или дисгармония в развитии фонематического восприятия.
 
 
 
Список использованной литературы

  1.  Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф. Развитие речи у детей в яслях и домах ребенка // Педиатрия. — 1954. -№3.- С. 10-16.
  2. Гречаный С. В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации. Автореф. — М., 1998. —22 с.
  3. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме.- СПб.: Каро, 2008. 208 с.
  4. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
  5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. — 320 с.
  6. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2010. -144 с.
  7. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. – СПб.: Университетская книга, 2001. — 159 с.

Источник

Инна Иванова
Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка

Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка.

Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей.

Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медицинской, педагогической и социальной реабилитации, решаются задачи развития физиологических, возрастных, двигательных, речевых, интеллектуальных функций детей грудного, раннего и дошкольного возраста.

Дети, попадающие в дома ребенка,часто имеют отягощенную наследственность: алкоголизм и наркомания, врожденная психическая и неврологическая патология у родителей. И часто у таких матерей нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними. Сонастройка матери и малыша – это особый дар Природы. Созвучие возникает на уровне физиологии, эмоционального контакта, интуитивного понимания того, что происходит сейчас с самым любимым и значимым человеком. Такая особая связь есть между мамой и малышом дана нам природой для того непростого периода, когда ребенок еще настолько незрел, что не в состоянии сообщить нам о своих потребностях, своем состоянии, своих сложностях. С другой стороны, такая особая связь помогает малышу созревать психически через взаимодействие с маминой более зрелой, совершенной, развитой системой чувствования, мировосприятия, мышления. Ощущая эту более сложную структуру психики мамы, ребенок создает на ее основании свою собственную, как строитель дома заливает фундамент в форму, каркас.

Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, лишены этого главного и нужного общения с матерью.

При отсутствии общения с близким взрослым, которым чаще всего является мать, возникает отдельный вид депривации, названный материнской. У детей из Дома ребенка снижается базовое доверие к миру.

Для его возникновения необходимы два условия: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Основными симптомами материнской депривации является резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в :

— замедлении темпа формирования двигательной сферы;

— трудностях в установлении прочных, доверительных взаимоотношений со взрослыми;

— замедленном развитии всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, в результате чего страдает развитие и становление активной речи.

Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени.

Как было сказано выше, причинами такого отставания является разлука с матерью, а также дефицит общения со взрослыми в самом учреждении, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ними.

Своевременно и правильно организованное непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми способствует переходу к речевому общению. В ходе непосредственных эмоциональных контактов со взрослым у ребенка формируется потребность в общении. В результате этого взаимодействия в первом полугодии наблюдается подстрой вокализации младенца к интонационным способностям взрослого. В конце второго полугодия возрастает интерес ребенка к внешним органам речи взрослого, возникает понимание речи.

Эмоциональное общение со взрослым помогает ребенку принять его требования к овладению речи и создает условия для успешного решения задач усвоения и использования слова.

Речь возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, сотрудничества между ними. Ситуативно-личностное (непосредственно эмоциональное) общение подготавливает ее появление. В исследованиях Т. А. Финашиной и А. Г. Рузской в 1982 году высказана гипотеза, которая состояла в том, что особенности развития речи детей в закрытых детских учреждениях обусловлены задержками перехода от их личностной формы общения к деловой, а также некоторой упрощенностью их реализации. Под эффективными компонентами общения подразумеваются все эмоциональные действия детей, используемые ими в общении со взрослыми (улыбки, смех, ласки и пр.); под деловыми — все контакты, опосредованные предметом.

М. И. Лисина, кандидат педагогических наук в 1980 году проводила сопоставление становления речи у детей, воспитывающихся в разных условиях (в семье и в закрытых детских учреждениях) и характера их общения со взрослыми. Она считает, что дети, воспитывающие в семьях, контактируют с ограниченным коллективом взрослых (1-2 человека). Эти взрослые и их поведение и требования постоянны. Дети вступают в качественно-однородные эмоциональные отношения. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер, их взаимодействия адресуются ребенку индивидуально. Дети, воспитывающиеся в семье, практически находятся в постоянном контакте со взрослыми,общаясь с ними по различным поводам: деловым, познавательным, личностным.

Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными проблемами поведения и отношением к ребенку. Малышу приходится каждый раз настраиваться на нового человека, чтобы узнать и понять этот сложный и такой многообразный окружающий мир. Эмоциональная составляющая, доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка снижена. Количество и качество взаимодействия персонала с детьми даже в режимные моменты (кормление, переодевание) не соответствует потребности ребенка, т. к. взрослый в силу объективных причин не всегда может уделить ребенку должного внимания. Понимание речи возникает с относительно небольшим запозданием (у детей с незначительными отклонениями в физическом и психическом здоровье) по сравнению с детьми из семей, снижена мотивационная сторона коммуникативных возможностей и способностей детей. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею. М. И. Лисина сделала предположение, что задержки в развитии речи у детей в доме ребенка связаны не только и не столько с дефицитом общения со взрослыми в целом и с недостаточностью эмоциональных контактов в особенности (хотя они несомненно имеют место и играют определенную роль, а связаны, прежде всего, с общей организацией их коммуникативной деятельности. Это отражается на различных аспектах их общения с окружающими людьми.

Ею был сделан соответствующий вывод, что пребывание детей в Домах ребенка противоречит основной потребности развития малыша,а именно: потребности общения с ограниченным и постоянным числом близких и доступных взрослых.

Однако, многолетний опыт работы в Доме ребенка позволяет мне сделать вывод, что в последние несколько лет ситуация кардинально поменялась к лучшему. Дети, поступающие в Дом ребенка с рождения, и не имеющие отягощенного неврологического и соматического статуса, практически не отстают в развитии (1-2 эпикризных срока). В то время как дети, поступающие из неблагополучных семей в возрасте одного, двух лет отстают в развитии на 4-5 эпикризных сроков и более. Эти дети иногда полностью отказываются от общения, и требуется достаточно длительное время коррекционного воздействия, чтобы у ребенка сформировалось прежде всего желание взаимодействовать со взрослым. Это говорит о том, что дефицит нужного и качественного общения ребенок испытывал в семье. А зачастую ребенка нужно просто «спасать» от так называемых «близких» людей. Попав в условия нашего дома ребенка, малыш быстро набирает вес, начинает улыбаться и идти на контакт, у него появляется желание и стремление общаться с сотрудниками учреждения, говорить о своих маленьких успехах и неудачах. У ребенка появляется уверенность в том, что его примут, оценят и поймут, порадуются его достижениям.

Из всего этого можно сделать вывод, что современная диагностика и правильная, своевременная организация ранней коррекционной помощи детям позволяет смягчить, а иногда и вовсе устранить недостатки в развитии.Для этого в учреждении проводятся следующие мероприятия:

1. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности дефекта развития ребенка.

2. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативные навыки).

3. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка.

В Доме ребенка оптимизируются воспитательные и образовательные процессы сопровождения и реабилитации воспитанников:

1. Учреждение работает по своей образовательной программе, мною и коллегами разработана рабочая адаптированная программа, создаются индивидуальные программы развития ребенка со сложной структурой дефекта.

2. Значительно улучшилась предметно-пространственная среда групп и кабинетов специалистов, создана сенсорная комната.

Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения; для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность, что обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Этому способствуют определенные стимулы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В группах создается уютная, «домашняя» обстановка.

3. Количество детей в группах не превышает 5 — 6 человек, что соответствует современным требованиям (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).

4. Предъявляются особые требования к качеству образования и профессиональной компетенции работников учреждения.

5. Все специалисты учреждения работают в тесной взаимосвязи. Регулярно проходят медико-педагогические совещания, где специалисты и педагоги предоставляют отчет о проделанной работе, коллегиально анализируются данные диагностики развития каждого ребенка, причины его отставания в той или иной сфере и планируются основные направления его дальнейшего развития, социальной адаптации и реабилитации.

6. Социализируя ребенка, педагоги и специалисты активно посещают детские мероприятия, проводимые в городе. Организуются экскурсии с детьми в парки, на выставки, в цирк, зоопарк, аттракционы, в театр. Очень много развлекательных мероприятий проводится в самом учреждении с привлечением спонсоров.

7. Среди сотрудников и детей учреждения возникают взаимные симпатии, что очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии детей.

Конечно, любящую мать не заменит никто. И тем радостнее видеть счастливые и благодарные лица воспитанников, которые совсем недавно погибали в рука своих «близких» и в каждом взрослом видели прежде всего врага.

Анализ специальной литературы и многолетний опыт показывает, что проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста (с 0 до 3 лет, детей-сирот — решается в настоящее время на государственном уровне в соответствии с принятыми ФГОС. ДО.

Раннее вмешательство позволит достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

.

Источник