Речевое общение и развитие речи ребенка раннего возраста
Нина Яковлева
Развитие речи детей раннего возраста
Яковлева Нина Ивановна
воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары
Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитиенаходится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики,а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — восприятие, память, внимание, воображение — опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).
Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.
Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.
Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.
Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.
Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики
1. Игра «Бабушкины очки»
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки,и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.
2. Игра «Зайчик-пальчик»
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка,у него длинные ушки:
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»
Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.
3. Игра «Силачи»
Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.
Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:
«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!
Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»
4. Игра «Пальчик о пальчик»
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.
Речь взрослого
Движения
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук.
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук.
Заплясали ручки,
Заплясали.
Ай.
Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.
Вращение кистями рук.
5. Игра «Встреча»
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.
Речь взрослого
Движения
1. Повстречались два котенка,
2. Два щенка,
3. Два поросенка,
4. Два ягненка,
5. Два теленка.
Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,
указательные, большие.
Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.
Цель упражнения
Игровое название
1. Развитие подвижности нижней
челюсти
«Домик открываем — закрываем»
«Птенчики клювики открыли — закрыли»
2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.
«Поцелуем матрешку»
«Поцелуем матрешку»
«Подуй в трубочку (дудочку)»
3. Развитие силы губ.
«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)
4. Развитие подвижности кончика языка.
«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».
Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:
1. В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.
3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.
4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
Литература
1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство — пресс, 2011 г.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1982 г.
3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер — сэ, 2006 г.
4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р
Источник
Статья на тему:
«Речь и речевое общение с детьми раннего возраста»
Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (п. 2.6 ФГОС ДО)
В ходе речевого развития детей раннего возраста решаются такие задачи:
— воспитывать у детей интерес к общению с взрослыми и сверстниками;
— побуждать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;
— развивать желание у детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;
— обогащать и активизировать словарь детей за счет слов — названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств — предметов (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Речевое развитие детей раннего возраста, становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни, представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.
Решение программных задач по речевому развитию детей раннего возраста осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно, пассивная речь, опережает активную.
Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей раннего возраста, мы общаемся с детьми на протяжении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, в процессе основных видов деятельности детей раннего возраста: предметной деятельности и игр с составными и динамическими игрушками, общения с взрослым, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживания и действия с бытовыми предметами-орудиями, экспериментирования с материалами и веществами, восприятия смысла музыки, сказок, стихов, рассматривания картинок, двигательной активности.
Одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это — внимательное и бережливое отношение педагога к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. При проведении режимных процессов, сопровождаем все действия словами, это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему интерес, обогащает речь детей.
Помогая осваивать бытовые действия, правила гигиены (пользоваться ложкой, расческой, мылом и т.д.), знакомя малышей с правилами использования бытовых предметов, обязательно объясняем смысл каждого действия. Сопровождаем действия стишками, песенками, потешками: «Водичка, водичка – умой мое личико…» «Кран откройся – нос умойся…» «Знаем, знаем, да, да, да, где тут прячется вода. Выходи водица, мы пришли умыться». «Смотрите-ка скорее: я кушать сам умею» «Умница Катенька. Ешь кашу сладеньку. Вкусную, пушистую, мягкую, душистую» «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка». Обязательно хвалим детей за старание и настойчивость, благодарим за помощь, поощряем стремление детей подражать и помогать взрослым.
Общение — это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма развития. Формы и содержания общения меняются по мере развития ребёнка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения с детьми мы используем вопросы, словесные поручения, создаём проблемно-речевые ситуации, ролевые, коммуникативные игры, игры-драматизации, наблюдения, читаем стихотворения и сказки.
Необходимым условием для полноценного развития ребёнка раннего возраста является, конечно же, игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемыми потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях воспитателя, один ребёнок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, кто что может. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» вставляем имена всех детей: «…маслом поливала, детям всем давала: Мише два, Насте два, Коле два». При этом касаясь ладошек каждого ребёнка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребёнок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идёт на речевой контакт.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, создаём в группе эмоционально благоприятную обстановку, которая способствует желанию детей к речевому общению. Игровая деятельность, помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Ежедневно с детьми раннего возраста, проводим пальчиковые игры, такие как «Замок», «Пальчики», «Моя семья», «Сидит белка на тележке…» и т. д.), при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами, у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и чётко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Организуя пальчиковые игры с детьми, показываем, как водить пальчиком по ладошке, загибать их, повторяя слова присказки, такие как, «ладушки-ладушки», «сорока-сорока», «коза рогатая…». Такие игры способствуют эмоциональному раскрепощению детей, установлению доброжелательных отношений, речевому развитию, воображения, произвольности действий, умения координировать действия.
Сюжетные игры, как средство познания окружающего мира способствуют развитию общения детей, учат поведению в определенных ситуациях. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, мы вовлекаем детей и организовываем их совместные игры. Просим помочь покормить куклу, мишку, распределяем игровые действия: «Давай покормим куклу. Я дам ей кашу, а ты напои ее чаем, скажи: «Пей, Ксюша чай», стараемся ненавязчиво обогащать игру детей, поощряем игровую инициативу, создаём условия для речевой активности детей.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности — развивает устную речь ребенка. Поэтому наряду с основными приёмами и средствами речевого развития детей раннего возраста, используем этот богатейший материал словесного творчества народа, такие как: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички, подвижные игры.
Читая детям, стихи и рассказы, предлагаем изобразить действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала сами показываем, а потом просим детей показать как «идет бычок, качается», как «наша Таня громко плачет», предлагаем изобразить, как петушок машет крылышками, как облизывается кошка, как лает собачка, как скачет лошадка. Организуем игры, где ребенок изображает предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (снежинки, осенние листочки, самолет, автомобиль и др.)
В непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов, мы читаем детям литературные произведения — сказки, рассказы, потешки, стихи. Дети очень любят слушать и запоминают стихи, песенки, потешки, прибаутки. Это существенный показатель развития их мышления, памяти и эмоциональной речи. Вместе с малышами рассматриваем иллюстрации, называем нарисованные предметы, обмениваемся впечатлениями. В процессе рассматривания картинок, чтения книг, дети проговаривают отдельные слова, фразы, отвечают на понятные вопросы по содержанию, учатся интонационной выразительности.
Для развития словаря также используем приём поручений, когда ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: Что ты принёс, Саша? Где взяла Катя куклу? Куда Серёжа положил погремушку? С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.
Важным условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка с взрослым доступной по форме и средствам.
Грамотный подход педагога к организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, является одним из главных условием активизации речи детей раннего возраста.
При планировании образовательной деятельности, стараемся точно определить программное содержание, продумываем, какой материал давать детям, как эффективно его преподнести. Для того, чтобы дети качественно воспринимали информацию и принимали активное участие в меру своих сил и возможностей, используем разнообразные демонстрационные материалы (предметы, игрушки, картинки, иллюстрации, фигурки настольного театра и т.п.). Рассматривание их, поддерживает внимание малышей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.
Разыгрываем простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий демонстрируем детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизируем их навыки эффективного общения.
Так же в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни формируем доброжелательное отношение малышей к окружающим: «Пожалей Машу, скажи: «Не плач» «Данилу грустно, пригласи его играть, скажи: «Идем играть» побуждать к вежливому обращению с окружающими («до свидания», «здравствуйте», «спасибо»).
Развитию активной речи детей раннего возраста способствуют такие приёмы: многократное повторение; паузы речи взрослого, которые дают ребёнку возможность высказаться доступными ему средствами; вопросы к ребёнку; использование стихотворных текстов; использование текстов с повторяющими элементами; договаривание последних слов в знакомых фразах; ритмическое сочетание текста с движениями; договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках; использование иллюстраций к текстам; обыгрывание текста.
Важным условием для развития речевой активности является создание развивающей предметно — пространственной среды, предоставляющая необходимые и достаточные возможности для речевого развития с разными материалами.
Для развития речевого общения детей раннего возраста в группе созданы игровые модули: модуль речевого развития; модуль сенсорного развития; модуль сюжетных игр; модуль строительных игр; модуль песка и воды; модуль творчества; модуль музыкального экспериментирования; модуль релаксации (уголок отдыха и уединения).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей. Взаимодействие педагогов и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей раннего возраста, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди-родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности. Для родителей мы организуем родительские собрания, мастер-классы, оформляем памятки, буклеты, папки – передвижки, разрабатываем рекомендации по речевому развитию.
Возраст от 0-3 лет – это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Речевое развитие ребёнка тесно связано с его психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию детей раннего возраста.
Используемая литература
1 . Белая К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К.Ю.Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016год.
3. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. — СПб. : «Издательство» — пресс», 2015.
4. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.
5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. N 115 5).
7. Филипова Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке: методическое пособие. — СПб.: «Издательство» -пресс», 2012.
8. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2014.
Источник