Речевая карта для обследования ребенка 3 года

Речевая карта для обследования ребенка 3 года thumbnail

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

3-4-Х ЛЕТ

Состояние когнитивных процессов

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Знание основных цветов (показ называние )

2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )

3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )

4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )

5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )

6. Количественные представления «один» — «много» (показать один пальчик, много пальчиков)

7. Конструирование по образцу домика из шести палочек

Состояние речевой деятельности

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Понимание речи:

1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)

— покажи, где кукла

машинка

зайчик

— мяч дай мне, а зайку возьми себе

— покатай мишку

— покачай куклу

2) «Покажи картинку»

(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)

— покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

— если ручки замерзли, что наденешь на ручки?

— что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

— что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

— чем будешь резать бумагу?

— что возьмешь на улицу, если будет дождь?

3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)

спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку

4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)

шар шары

гриб грибы

кукла куклы

яблоко яблоки

стул стулья

2. Состояние фонематического слуха:

  1. «Покажи, кто так кричит»:

«му» (корова)

«ме» (овечка)

«мяу» (кошка)

2) «Покажи картинку»:

стол стул

папа баба

мышка мишка

дочка точка

3. Состояние активной речи:

1 ) Звукоподражания:

«Как лает собачка?»

«Как мяукает кошка?»

«Как тикают часы?»

«Как пищит мышка?

  1. «Назови, что покажу» * (предметный словарь)

кукла — шапка — голова —

машина — пирамидка — куртка —

рубашка — руки — нос —

матрешка – платье — глаз –

  1. «Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)

играет – танцует —

рисует — кормит –

моет — поливает –

4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)

пила — сапоги — мяч — диван — ложка —

сова — молоко — лук — батон — мишка —

муха — машина — нож — лимон — туфли —

5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):

Девочка рисует. ____________________________________________________________

Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________

Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________

Мама купает малыша. _______________________________________________________

Девочка поливает цветы. _____________________________________________________

6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».

_____________________________________________________________________________

4. Состояние речевой моторики:

1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)

— губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

— зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)

— прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)

— язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)

— уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)

— твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)

—  мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

2). Иннервация мимической мускулатуры:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « — » )

— «Толстячок» (надувание щек)

— «Худышка» (втягивание)

3). Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

—  «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)

Читайте также:  Успокоительные капли ребенку 3 года

—  «Дудочка» (губы трубочкой)

— «Заборчик» — «Дудочка» (чередовать)

—  «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)

—  «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)

—  «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

—  «Лошадка» (поцокать языком)

—  «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)

4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):

А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ

Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г

5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)

1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).

2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).

3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).

  1. Состояние моторики (нужное подчеркнуть)

1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения

2. Мелкая моторика (ведущая рука — правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.

Источник

Речевая карта обследования ребенка с 2  – 3 лет

  Дата обследования_______________________________________________________

  Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

  Дата рождения___________________ Возраст на 1. 09______г.__________________

  Домашний адрес, № тел___________________________________________________

  Группа №______________________

 Сведения о родителях

Мать        Возраст______________________

Образование_____________________________________________________________

Отец        Возраст______________________

Образование_____________________________________________________________

Жалобы родителей_________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Речь родителей и других членов семьи________________________________________

Наличие других детей в семье______________________________________________

Взаимоотношения в семье_________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Удержание головы_____(1,5 мес.) Ползает______(5 мес.) Сидит________(6 мес.) Ходит        (до 1 г.)

Первые зубы        (6-8 мес.) Правша, левша, амбидекстр.

Характер моторики:  излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________________________________

__________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление        (2-3 мес.) Лепет        (4-8 мес.) Первые слова        (1 г.)

Первая фраза          (1.5 -2г.)

Какие звуки долго произносились неправильно ________________________________

Использование жестов  ____________________________________________________

Наличие двуязычия в семье_________________________________________________

Проявление заикания_______________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания родителей__________________________

_________________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка_______________________________________

От какой беременности ребенок_____________________________________________

Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикация, заболевания_________________________________________________

________________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные______________

________________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция____________________

Крик: был, нет____________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия: белая, синяя______________________________________

Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость__________________

Вес, рост ребенка при рождении____________________________________________

Первое кормление на _________сутки. Как взял грудь_________________________

Вскармливание___________________________________________________________

Из роддома выписан на __________день, дополнительное пребывание в роддоме, причины_________________________________________________________________

Отклонения в поведении в первые три месяца жизни___________________________

________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания:

до 1 месяца______________________________________________________________

до 1 года_________________________________________________________________

 до 2х лет________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение специалистов:

  1. Педиатр ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Невропатолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Психиатр________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Отоларинголог___________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Ортопед________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Офтальмолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Дерматолог______________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Хирург_________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Стоматолог______________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Психолог________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Деффектолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Оценка физического развития__________________________________________

 _____________________________________________________________________

  1. Оценка нервно-психического развития__________________________________

___________________________________________________________________

  1. Группа здоровья_____________________________________________________

    15.Группа физкультуры__________________________________________________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

1г. 1м.  

1г. 3м.

1г. 4м.

1г. 6м.

1г.7м.

1г.9м.

1г.10м.

2г.

2г.1м.

2г.6м.

2г.7м.

3г.

Наличие – отсутствие ассиметрии мимической мускулатуры.

Парезы

Параличи

Непроизвольные движения. (во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях, во время бодрствования и игры)

Произвольные мимические движения с 2,5 лет

(под счет 3)

Поднять брови

Нахмурить брови

Улыбка

Надуть щеки

Произвольные  артикуляционные движения с 1,6 мес. (по показу)

Открыть рот

Закрыть рот

Закусить нижнюю губу

Закусить верхнюю губу

Губы:

Без особенностей, толстые, тонкие, расщелина-односторонняя: справа, слева, полная, неполная; двусторонняя: полная, неполная, парез мышц губ, деформация: верхней, нижней губы, укорочение верхней губной уздечки, спастическое напряжение, плотное смыкание, неплотное смыкание, рот полуоткрыт, губы вялые, угол рта вниз: справа, слева, перетягивание угла рта в одну сторону: вправо, влево.

«Поцелуй»

 с 1,6м.

«Улыбочка»

с 1,6м.

«Трубочка — Улыбочка»

с 2,5 л.

Язык:

Маленький, массивный, подергивание, девиация кончика влево/вправо, короткая подъязычная связка, Спастичность: массивный, оттянутый комом вглубь, вытянутый «жалом», Гипотония: тонкий, вялый, распластанный, лежит на дне ротовой полости.

Выполняются с 1,6 мес. под счет 3

Удержание широкого языка

1г. 1м.  

1г. 3м

Высунуть вперед

Убрать назад

Поднять на верхнюю губу

Выложить на нижнюю губу

«Часики»

«Цоконье»

1г. 4м.

1г. 6м.

1г.7м.

1г.9м.

1г.10м.

2г.

2г.1м.

2г.6м

2г.7м.

3г.

Объем движений: полный, неполный

Точность движений:  сохранна, нарушена

Тонус: сохранен, повышенный, пониженный

Темп движений: нормальный, медленный быстрый

Тремор: увеличение гиперкенеза при повторных движениях и удержания позы, синкенезии, слюнотечение

Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный

Твердое небо: высокое, узкое, расщелина, субмукозная щель.

Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация влево/вправо, нарушение функции смыкания

Покашливание произвольное

с 2х лет.

Читайте также:  Как оформить день рождения ребенка 3 года на даче

Общее звучание речи

Дыхание: носовое, ротовое, смешанное, ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное

Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носоввм оттенком, дисфония.

Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох.

Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисаритмия.

Мелкая моторика рук

Мышечный тонус рук: гипотонус, гипертонус, дистония

Положение кисти рук: ротация кнаружи, ротация вовнутрь

Положение пальцев рук: сжаты в кулаки, большие пальцы находятся: под четырьмя остальными, сверху остальных, пальцы разведены.

Сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук: захват: ладонный, тремя пальцами: нижней третью пальцев рук, верхней третью пальцев рук (с 1,9м.), двумя пальцами большим и указательным, согласованность движений рук: норма, хаотичность, ведущая рука :      

Состояние лексики и грамматического строя речи

Параметры изучения

Возраст ребенка

2 г 1 м.-2 г. 6 м.

2г. 7 м.-3 г.

2.1 м.

2.6 м.

2.7 м.

3г.

Импрессивная речь

Понимание слов обозначающих предметы, действия и признаки

с 2.1 — 2.6 мес.

Игрушки

Посуда

Одежда

Мебель

Части тела

Части лица

Домашние животные

Транспорт

Фрукты

Овощи

Части тела животного

Действия

Прилагательные

Наречия

Понимание предлогов

«В»

1.4-1.6м.

«НА»

1.4-1.6м.

«ПОД»      1.7-1.9м. 

«С»

1.10-2г.

«У»

1.10-2г.

«ЗА»

2.1-2.6м.

«ПО»

2.1-2.6м

«НАД»

2.1-2.6м

«ДО»

2.1-2.6м

«ЧЕРЕЗ»

2.7-3г.

«ОКОЛО»

2.7-3г.

«ПЕРЕД»   2.7-3г.

Единственное и множественное число существительных

Покажи где…

с 1.9 мес.

Ведро — ведра

Шишка – шишки

Мяч-мячи

Птица — птицы

Нож — ножи

Единственное и множественное число глаголов

Покажи где…

с 2 лет.

Мальчик  читает – дети читают

Девочка ест – дети едят

Мальчик рисует – дети рисуют

Слова – действия выраженные категорией возвратности глагола

Покажи где…

с 1.9 мес.

Мальчик моет – мальчик моется

Мальчик катает девочку – мальчик катается

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Покажи где…

с 1.9 мес.

Звезда — звездочка

Цветок — цветочек

Коробка — коробочка

 Машина — машинка

 Единственное и множественное число прилагательных

Покажи где…

с 2.6 мес

Флажок (ки)

Синий-синие

Флажок (ки)

Красный-красные

 Кубик (и)

Синий — синие

 Шар (ы)

Красный — красные

Настоящее и прошедшее время глагола

 Скажи…

с 2.6 мес.

Что ты делал (а) сегодня?

Что будешь делать?

Префиксальные отношения

с 2.7 мес.

Открой

Закрой

Принеси

Унеси

Заверни

Разверни

Слова с суффиксом увеличительности

Покажи где…

с 2.7 мес.

Еж-ежище

Дом-домище

Кот-котище

Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях бывших в опыте ребенка

с 1.10-2 лет.

«Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапку, пальто, ботинки. Спустилась по лесенке, открыла дверь и вышла на улицу…»

Понимает, отвечает на вопросы

Не понимает

Не отвечает на вопросы

Экспрессивная речь

Параметры изучения

2 г 1 м.-2 г. 6 м.

2г. 7 м.-3 г.

2.1 м.

2.6 м.

2.7 м.

3г.

Называние частей речи

с 2.7

Игрушки

Посуда

Одежда

Мебель

Части тела

Домашние животные

Транспорт

Фрукты

Овощи

Части тела животного

Действия

Прилагательные

Наречия

Предлоги

«В»

с 2лет.

«НА»

с 2лет.

«ПОД»        с 2лет.

«С»

с 2.6 мес.

«У»

с 2.6 мес.

«ЗА»

с 3 лет.

«ПО»

с 3 лет.

«НАД»

с 3 лет.

«ДО»

с 3 лет.

Пользуется многословными предложениями (более 3 х слов)

с 1.10-2лет.

Образец

Не говорит

Характер аграмматизма

Употребляет сложные придаточные предложения

с 2.7мес.

Образец

Не говорит

Характер аграмматизма

Употребление вопросов

 (употребляет, не употребляет)

 Где?             до 2.6м

 Куда?          до 2.6м

Почему?       с 2.7 м

Когда?          с 2.7 м

Употребление винительного падежа

Мальчик нарисовал кого?…с 2 лет.

Медведя

Собаку

Белку

Употребление предложного падежа

О чем мечтает девочка?…с 2 лет.

О кукле

О мишке

О платье

О собаке

Употребление родительного падежа

с 2. 6 мес.

Гребешка

Колеса

Ножки

Ручки

Употребление дательного падежа

с 2.6 мес.

Петуху

Курице

Собаке

Употребление творительного падежа

с 2.6 мес.

Пирамидкой

Машинкой

Кубиками

Мячом

Словоизменение и словообразование

Образование уменьшительно-ласкательных слов

с 2 лет.

Звезда — звездочка

Цветок цветочек

Коробка — коробочка

 Машина — машинка

Существительные

единственного и множественного числа

с 2.6 мес.

Ведро — ведра

Шишка – шишки

Мяч-мячи

Птица – птицы

Нож — ножи

Единственное и множественное число глаголов

с 2.6мес.

Мальчик  читает – дети читают

Девочка ест – дети едят

Мальчик рисует – дети рисуют

Употребление возвратных глаголов

с 2.6 мес.

Мальчик моет — мальчик моется

Мальчик катает девочку – мальчик катается

Употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного

 с 3х лет

Красный шар – красные шары

Зеленая елка – зеленые елки

Желтый листик – желтые листики

Слоговая структура

Употребление трехсложных слов без стечения согласных

с 2 лет.

Машина

Малина

Собака

Молоко

Употребление 2х сложных слов

с 2.1 -2.6 мес.

Лимон

Батон

Пила

Часы

Употребление слов со стечением согласных

с 3х лет

Вилка

Чашка

Ложка

Зайка

Фонематическое восприятие

Различение речевых звуков

с 1.9 мес.

Собака

Кошка

Петух

Корова

 Различение высоты голоса

с 2 лет.

Кошка большая-маленькая

Собака большая-маленькая

Медведь большой-маленький

Лошадка большая-маленькая

Различение слов близких по звучанию

С 2.6 мес.

Мышка-мишка

Стол-стул

Усы-уши

Ежата-мышата

Коса-коза

Читайте также:  Ребенок постоянно держит руки во рту 3 года

Звуковая сторона слова

Звук

Слово

Предложение

А

Нога

На крыше гнездо …аиста

О

Облако

На окошке сидит …кот

И

Коньки

Инна собирает…листья

У

Уши

Руслан поднял…руку

Ы