Речевая диагностика ребенка 5 лет
Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет
Задания на выявление понимания ребёнком смысловой стороны слова.
1. Придумай окончание предложений
В воздухе зимой закружились первые … (снежинки).
Осенью небо хмурое и часто идёт … (дождь).
Знают дети, что на ёлке есть зелёные … (иголки).
Весной светит солнце, тает снег и текут (ручьи).
2. Скажи наоборот
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 1-5)
Слон большой, а комар (маленький).
Дерево высокое, а куст (низкий).
Лев смелый, а заяц … (трусливый).
Зимой холодно, а летом … (тепло).
Дедушка старый, а внук … (молодой).
Отмечается: понимание смысловой стороны слова – в полном объёме,
на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Задания на проверку состояния фонематического слуха.
1. Запомни, повтори
па –ба___ та – да___ ка – га___
кот – год___ удочка – уточка___
2.Будь внимательным: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш»,
хлопни в ладоши»
Слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина.
Отмечается: фонематический слух – сохранный, развит
недостаточно, нарушен.
Задания на выявление уровня овладения словарём
1. Обобщение предметов по темам
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 6-9)
Мебель___
Овощи___
Фрукты___
Транспорт___
2. Угадай предмет по описанию
«Круглое, сочное, сладкое, растёт на дереве….
(яблоко);
оранжевая, длинная, сладкая, растёт на грядке, овощ….
(морковь);
зелёный, длинный, вкусный он солёный, вкусный он сырой….
(огурец);
красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный овощ….
(помидор)».
3. Назови детёнышей животных
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 10-13)
У кошки ___ У лисы ___
У зайца ___ У волка ___
Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной
норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.
Задание на выявление сформированности слоговой структуры.
Повтори
Лестница ___ Аквариум ___
Фотограф ___ Лекарство ___
Велосипед ___ Температура ___
Отмечается:
— Слоговая структура не нарушена
— Негрубые дефекты слоговой структуры
— Нарушение слоговой структуры слов:
* парафазии (замены звуков, слогов)
* элизии (пропуски звуков, слогов)
* итерации (добавление)
* контаминации (часть одного слова соединяется с частью
другого)
* персеверации (циклическое повторение)
* перестановки звуков, слогов
* антиципации (замена предшествующих звуков
последующими)
Задание на выявление сформированности активной речи ребёнка.
Разложи картинки (предлагается серия из 3-х сюжетных картин) и составь рассказ
Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,
требует развития, не сформирована.
Задания на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.
1. Скажи со словом много
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 14-17)
Одно ведро, а много … (вёдер).
Одно дерево, а много … (деревьев).
Одно яблоко, а много … (яблок).
Одно кресло, а много … (кресел).
2. Назови предметы ласково
(см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,
слайды 18-22)
Окно — …
Ящик — …
Лопата — ….
Колокол — ….
Платье — ….
3. Скажи
Откуда осенью падают листья?___
Кому нужна удочка?___
Чем ты смотришь?___
Чем ты слушаешь?___
На чём катаются дети зимой?___
Отмечается: грамматический строй – сформирован; сформирован
недостаточно; не сформирован.
Логопедическое заключение.
Источник
Учебно — методический комплект диагностических методик речевого развития детей 5 — 6 лет создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Технология определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.
Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).
Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.
Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как:
сформированность лексической системности;
сформированность грамматической компетенции;
сформированность фонологической компетенции. Психологическая база речи (оперативная и
долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.
Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С … или уровень 1; 2; 3… и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка. Не говоря уже о том, что оценка речи в «чистом виде», т.е. безотносительно к конкретным ситуациям (уровень притязаний, бытовые условия жизни, социальная среда, соматическое состояние и др.), не представляется эффективной.
Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.
Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.
В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Возраст: дети дошкольного возраста — 5-6 лет.
Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком городе ты сейчас живешь? В какие дни недели мы отдыхаем? Какие звери живут в лесу? (3—5 слов) Кого поздравляют 8-го марта? С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? Когда перелетные птицы улетают на юг? На каком этаже ты живешь? Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? Какой сейчас месяц? Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.
Блок I
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.
Рисунки:
А. скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфель
Б. клен, рябина, колокольчики, одуванчик, дуб, ромашка, ландыш.
В.синица, снегирь, ласточка, индюк, дятел, носорог, бегемот, рысь.
Г. смородина, вишня, малина, редис, баклажаны, свекла, кабачок.
Д. кепка, панама, комбинезон, пиджак, галстук, туфли, сандалии.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 36.
Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки (лист 5-6).
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.
Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом
Рисунки (парами): сахарница — сахар; шуруп — отвертка; свитер — клубок; самокат — велосипед.
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки: шуруп—гвоздь; кофта—свитер; пальто—шуба; табурет—стул.
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков I —
1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4
Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:
Девочка поливает сметаной вареники.
Мальчик раскрашивает картинку.
Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.
Мальчик выбивает ковер.
Девочка выливает воду.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:
вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;
морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.
ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 7. Растолкуй значения слов: маслёнка, пелёнка, селёдочница, дрессировщица, воротник, лыжник, шахматист, турист.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Задание 8. Как называется профессия человека, который: работает на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?
ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 9.Догадайся, какое слово будет следующим.
Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.
Корова — телёнок; собака — ?
Ворона — гнездо; муравей — ?
Лётчик — самолёт; шофёр — ?
Коза — козёл; курица — ?
Рыба — удочка; бабочка — ?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Блок II
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание 10. Ответь на вопросы.
Какой мяч мы называем футбольным?
Какую бочку мы называем дубовой?
Какую змею мы называем ядовитой?
Какую ветку мы называем сосновой?
Какие лыжи мы называем горными?
Какие очки мы называем солнцезащитными?
Какую машину мы называем снегоуборочной?
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.
Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист—листья.
Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.
Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено и сколько.
Рисунки: шесть чашек, пять пуговиц, пять кисточек, пять карандаше шесть топоров, пять кукол (лист 5-10).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.
Задание 13. Назови иначе.
Образец: Лист дуба — это дубовый лист.
Куст сирени — это…
Сок черники — это…
Ствол берёзы — эта…
Косточка вишни — это…
Варенье из земляники — это…
Сок абрикоса — это…
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 14. Закончи предложение.
Тигр живет с тигрицей, а лев …
Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы …
На гитаре играет гитарист, а на скрипке …
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины …
Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы …
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
3адание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.
Перец — перечница, мыло — ?
Сосна — сосновый, земляника — ?
Лётчик — летать, дрессировщик — ?
Длинный — длиннее, короткий — ?
Рыбный — рыба, мясной — ?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.
Рисунки: кошка под стулом, кошка на заборе, кошка за деревом, собака перепрыгивает барьер (через барьер), кошка спрыгивает со стула (лист 5-11).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.
Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.
На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.
Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Задание 18.Послушай предложение и ответь на вопросы. Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? Петю провожал дедушка. Кто уезжал?
После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок III
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.
Задание 19. Повтори слова: экскаватор, эскалатор, архитектор, кораблекрушение, водопроводчик, аэропорт.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6
Задание 20. Повтори слоги: па-ба-па; аши-асы-аши; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 21.
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук_
ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (; пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [з]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук.
ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество слов — 1 Максимальное количество баллов за все задание — 2.
Задание 22.
- Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым. Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.
ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) — 1 балл, не правильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
Б. Сколько звуков в слове «жук»?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
- Сколько звуков в слове «ваза»?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.
Максимальное количество баллов за все задание — 3.
Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; тя-тя-тя, тя-тя-тя,тя-тя-тя.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 24.Повтори предложения с разной интонацией.
Мама ходила вчера в магазин?
Мама ходила вчера в магазин?
Мама ходила вчера в магазин?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Задание 25.Дай утвердительный ответ на вопрос.
Дедушка ходил вчера в аптеку? (Да, в аптеку.)
Брат вчера получил письмо? (Да, вчера.)
Лена ходила вчера в театр? (Да, ходила.)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок IV
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Задание 26.Послушай рассказ и ответь на вопросы.
Как ежик в лесу гулял
Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел листик и наколол на иголочки. Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голубую звезду. Хотел и ее наколоть, но ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и решил накрыть ее лопухом — пусть до утра полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.
Вопросы: Когда ежик пошел гулять? Что видел ежик в лесу? Чем ежик накрыл звезду? Что увидел ежик в луже утром? Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко?
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка остановилась около нее.
- Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
- Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.
- Мальчик помог девочке перейти через лужу.
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 28.Составь рассказ по этим картинкам (картинки те же).
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в рассказе верно передан сюжет;
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;
в) тема раскрыта полностью;
г) ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания.
1 балл:
а) сюжет передан частично;
б) логическая последовательность событий не нарушена;
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.
0 баллов:
а) рассказ не передает предложенный сюжет;
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.
Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Лев и медведь.
Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю. В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору. Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в пересказе полностью передано содержание текста;
б) пересказ включает как основную, так и дополнительную информацию;
в) при пересказе используется вариативность речи.
1 балл:
а) содержание текста передано частично;
б) в пересказе присутствует только основная информация;
в) использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.
0 баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу;
б) нарушена смысловая организация текста;
в) значительные трудности в языковом оформлении текста. Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.
Литература.
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу — «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Источник