Речемыслительная деятельность ребенка становление и развитие

ДОКЛАД на тему:

«Развитие речемыслительной деятельности дошкольников»

Выполнила: Воспитатель д/с

№1 «Теремок»

Лысенко О.А.

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

В Национальном стандарте РФ речемыслительная деятельность трактуется так: « Это мыслительная деятельность, которая осуществляется как осознанно, так и неосознанно с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь, предоставленная с использованием алфавита [1].

Речемыслительная деятельность именно дошкольников – это та мыслительная деятельность, которая осуществляется осознанно и неосознанно и воспринимается как речь. Именно в данный период складывается этот особый вид деятельности. То есть в процессе накопления знаний, обеспечивается единство мысли и слова, мышления и речи. Когда ребенок общается с окружающими людьми и соответственно обогащает свой словарный запас все новыми и новыми словами он учиться обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения и многое другое.

Данная проблема находилась и находится в центре внимания мировых и отечественных исследований. Так этой проблемой занимались Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, они указывали на тесную взаимосвязь мышления и речи.

       Исходя из этих исследований, складывается такая мысль: «Речемыслительная деятельность является критерием качества речевого развития ребенка любой возрастной группы, следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника».

В современной психологии и педагогике о взаимосвязи мышления и речи существуют разные мнения.

Исследователь А.Н.Корнев считал, что «Современные экспериментальные исследования доказали, что существуют разные языки мозга, и часть из них имеет образную основу» [4].

Однако в теоретических исследованиях Э. В. Ильенкова, которые были посвящены мышлению и речи человека, эти два процесса предоставляются как две оборотные стороны и того же явления. Невозможно развитие мышления без речи и невозможно усвоение речи без мышления [4].

Дошкольники 3-4 лет еще не способны воспринимать сложную информацию, необходимо использовать различные игры и игровые упражнения, которые связанны непосредственно с движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения, которые направлены на формирование операций анализа, синтеза и обобщения. Речемыслительная деятельность держится на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Развитие речемыслительной деятельности включает в себя становление процессов мышления, речи, общения. Они неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе. Если у ребенка допустим низкий уровень речемыслительный способностей, ему будет сложно адаптироваться в школьной жизни и также в общественной. Он может стать, грубо говоря «изгоем» в обществе.

Что бы у ребенка-дошкольника не возникли серьезные проблемы в развитии, родителям и воспитателям необходимо приложить все свои усилия для достижения наивысших результатов. Если у ребенка что-то не получается взрослому нужно найти такой подход, или слова что бы ребенок настроился на положительный результат и достижение цели. Это очень важно не упустить именно в дошкольном возрасте.

Уже в старшем дошкольном возрасте, когда ребенка пора готовить к школе, очень важно обращать внимание на развитие его речемыслительной деятельности. Но есть у нас в обществе такие «не умные» родители, которые считают, что если их в свое время никто не учил, но они все таки научились и выросли образованными людьми, значит и с их ребенком будет также. Но простите меня, мы в какое время сейчас живем…

Еще пример, про тех самых «не умных» родителей. Приводя ребенка в детский сад, они считают, что воспитатели должны воспитать из их чада гения, а сами они не причем. Это очень глупо и не правильно, развитие и воспитание ребенка должно происходить совместно.

Вдобавок есть у нас такие бабушки и дедушки. Они всегда стараются помочь своим внукам и делают за них буквально все. Мама попросила убрать игрушки, а тут же есть бабушка или дедушка которые не прочь помочь ему. Но тут нужно уточнить «помочь» и «убрать за него» разные вещи, скорее всего, они, просто напросто уберут за него сами. А вот еще, в детском саду дошкольники решают самые легкие задачи, но не всем они даются сразу. Взрослому понадобиться много терпения, чтобы он понял. Но у нас же есть такая бабушки или такой дедушки, которые с легкостью сделают за него, все, что нужно.

А потом, приходя в школу, и возникают проблемы, оказывается речемыслительная деятельность не развита, и ребенок не понимает, как можно объяснить то или иное явление, или например,  как получилось, какое либо число. От такой доброй помощи нужно ограждать еще в дошкольном возрасте. Играя с ребенком, в  логические игры дайте ребенку самому прийти к правильному решению, решая задачи, только направляйте его на правильный путь, а не делайте все за него.

Читайте также:  Методы развития ребенка в образовательном процессе

Речь развивается с возникновением сознания, следовательно, с речью развивается, и мышление и характеризуется тем, что оно отражает действительность в понятиях, в обобщениях, которые закрепляются в слове.

Трудности, которые возникают при выражении мысли, не говорит о том, что это трудность самой речи. Эта самая трудность является трудностью оформления мысли в словах, то есть вербально. Что бы твоя мысль стала понятна для окружающих, для начала нужно, чтобы она в первую очередь стала понятно для тебя. Если ваша мысль будет не ясна вам, ее будет очень трудно выразить. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании.

Цель работы: провести игры с детьми средней группы дошкольного возраста на речь и мышление, выяснить у  скольких детей существуют трудности в мышлении.

Задачи:

1.Подготовить детей к занятиям.

2.Создать благоприятную обстановку.

3.Провести игры с детьми.

4.Подвести итог.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я долго думала, взять эту тему или нет, для кого может быть сложно, представить речь и мышление в едином целом. Но это все возможно! Ведь человек, любой, ребенок или взрослый, прежде чем на что-то ответить может подумать, поразмышлять, но не всегда он может понять, о чем идет речь.

Многие педагоги, наверное, наблюдали поведение ребенка, когда не может ответить на тот или иной вопрос или же соотнести картинку к той или иной группе. Ребенок сразу замыкался, начинал молчать, отворачивался, и наладить какой либо контакт было уже сложно. Поэтому я решила понаблюдать за детьми и посмотреть есть ли в данной группе такие дети, у которых есть проблема в речемыслительной деятельности.

Объектом наблюдения была средняя группа детского сада №1 «Теремок» р. п. Романовка, по численности группа состоит из 19 детей (11девочек, 8 мальчиков).  С ними я провела ряд занятий чтобы выяснить на сколько развита у детей речемыслительная деятельность.  

Задание №1.Соотношение картинок к данному виду. (Времена года)

Цель: выделить детей с плохо развитой речемыслительной деятельностью. Каждое свое действие ребенок должен обязательно проговаривать

Материалы:

— картины, а их четыре, с изображением дерева в разное время года;

— фигурные карточки с изображениями характерными признаками того или иного времени года.

         Ход игры:

На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий показывает карточку соответствующие определенному времени года. Дети выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех использует эти предложенные ведущим карточки.

Игра «Что ни так?»

Ход игры:

Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.

Отгадайте время года:

Жаркая стоит погода.

Рано солнышко встает.

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо, Землянику поспевай,

Не ленись, до собирай.

Ответ (лето).

Расчудесная погода

Улыбается природа!

Изумрудная пора

Рада, рада детвора!

Солнышко румяное,

Утречко туманное.

Ответ (лето).

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ (осенью).

Несу я урожай, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я.

Ответ (осень).

Дел у меня немало-я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня.

Ответ (зима).

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла.

Ответ (весна) [2].

Итог: В работе с дидактической игрой «Времена года» дети справились хорошо, они правильно и четко называло каждое действие на картинке и сразу же определяли время года.

Задание №2. «Что делать с бумагой?»

Цель:

Ход: Попросите детей сесть в круг  и дайте каждому лист бумаги. Дети должны придумать, что можно сделать с бумагой, не выходя из круга. Дать время подумать детям, закрыть глаза. Дети в это время должны, например, разорвать лист пополам, делать из него шарик, поставить на него ногу, сесть на лист и т.д. 

Итог: Детям было не много сложно правиться с этим заданием. Некоторые боялись сделать какое то действие с листом бумаги. А некоторые дети сразу придумали как справиться с этим заданием. Лучше всего с работой справились мальчики, они выполнили задание не так качестве, как предполагалось, но не растерялись.

Задание № 3. Пазлы из открыток.

Цель:

Ход: Разрежьте на кусочки открытку. Раздайте каждому ребенку открытку-пазл и лист бумаги, на котором его нужно складывать.

Итог: Детям было интересно данное здание, практически все справились с ним. Затруднительным задание оказалось только для нескольких мальчиков.

Задание №4. Найди пару.

Цель:

Ход: Подготовить пары предметов, которые сочетаются, например: ботинок и носок, карандаш и лист бумаги, мыло и полотенце, цветок и ваза. Перемешайте все предметы. Пусть дети по очереди найдут пару [5].

Читайте также:  Микросоматический тип развития ребенка

Итог: С этим заданием у некоторых детей возникли некие затруднения. Они долго вдумывались, что к чему нужно соотнести. Им пришлось прибегнуть к помощи воспитателя. 

Задание №5. Закончи предложение.

Цель:

Ход:  Ребенок должен закончить предложения:

Мама положила хлеб… куда?

Брат насыпал сахар… куда?

Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда?

Папа принёс конфеты и положил их … куда?

Марина не пошла сегодня в школу, потому что…

Мы включили обогреватели, потому что…

Я не хочу спать, потому что…

Мы поедем завтра в лес, если…

Мама пошла на рынок, чтобы…

Кошка забралась на дерево, чтобы…[3].

Итог: Это задание для них оказалось интересным, но и в тот же момент сложным, дети долго думали, что им сказать. Активнее оказались девочки, которые хоть и ошибались, но четко и быстро называли, куда мама положила хлеб и т.д. Другие дети долго размышляли, что нужно сказать. А некоторые дети не дали никакого ответа и просто отмалчивались.

Общий итог: Речемыслительная деятельность это важная деятельность в жизни ребенка. Если сейчас с детьми не заниматься, не играть, то в школьной жизни у них будут большие трудности. В группе, в которой были проведены различные задания, есть дети у которых существуют трудности в мыслительной деятельности, речь их не активна и на занятиях по развитию речи они замкнуты. По итогам проведенных заданий можно сделать вывод, что в средней группе дошкольного возраста более развиты девочки, нежели мальчики. Поэтому необходимо проводить регулярно дидактические игры, занятия, что бы у отстающих детей повысился уровень речемыслительной деятельности.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, необходимо отметить, что не надо делать за ребенка все чему он учиться. Его можно только можно немножко подтолкнуть и направить на верный путь. И тогда и речь, и мышление, а, следовательно, и сама речемыслительная деятельность будет развита хорошо. И не возникнет у ребенка трудностей, не будет он «изгоем» или «белой вороной», а наоборот, вырастет полноценным, развитым и общительным человеком.

В конце хочется выразить мысль изложенную в причте о бабочке.

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.

Но я хочу сказать, что это может касаться не только родителей, но и воспитателей. Он тоже не должен делать за ребенка какую то работу. А просто немного подтолкнуть, помочь ему, направить его в нужное русло.

А если за ребенка будут делать всю работу. То он ни думать, ни говорить, ничего делать не захочет, даже не то что не захочет, он просто будет знать, что за него это сделает взрослый. Поэтому очень важно этого избегать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р. 43.0.5 – 2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. «Общие положения» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 959-ст)
  2. Дидактическая игра «Времена года».  Электронный ресурс: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/9332-didakticheskaya-igra-vremena-goda-2.html
  3. Игры для детей. Закончи предложение. Электронный ресурс: https://childish.fome.ru/ras-13-6.html
  4. Костромина, Н.Л. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников 3-4 лет: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. / Н.Л. Костромина, Л.С. Кравченко, И.Б. Масленкова. – Мозырь: ОООИД «Белый ветер», 2009. 65 с.
  5. Скиллер, П. 750 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста / П. Скиллер, Дж. Т.Россано., пер. с англ. Т.И. Попова. – Мн. : «Попурри», 2006. – 416 с.

Источник

Наталья Мамаева
Развитие речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста

От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Развитие речемыслительной деятельности — важная задача подготовки дошкольников к школе.

Читайте также:  Методики оценки физического развития ребенка дошкольного возраста

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления.В своем становлении мышление человека проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия становления мышления. Логика не врожденна изначально, а развивается постепенно в процессе взаимодействия с предметами.

К началу обучения в школе нужно начать формирование у детей научного понятия. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков предметов, т. е. свойств и отношений, присущих ряду однородных предметов. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и связаны с тяжестью речевого дефекта.

Логическое мышление у ребенка формируется, на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Логическое мышление – это мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить её в ясной и понятной другим людям языковой форме. (Именно поэтому принципиально важно при работе над развитием логического мышления, речемыслительной деятельности у детей, чтобы они научились соблюдать последовательности при изложении своих мыслей и вслух объяснять, обосновывать свои суждения и причинно-следственные связи.)

Система формирования речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, включающей развитие логического мышления, пространственно-временных представлений через экспериментирование и продуктивные виды деятельности, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию готовности к школьному обучению.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР в процессе экспериментирования.

Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений. Также, в дошкольный период, ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, т. е. в активных формах познания окружающего мира. В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия.

Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой и др. показали, что развитие поисковой деятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых.

Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова, знакомятся с корневым смыслом объекта познания. У дошкольников развивается словарь. Дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся рассуждать задавать вопросы и обращаться с просьбами, что способствует развитию мыслительных умозаключений.

Уточнение и обогащение пространственно — временных представлений детей. Включение в систему работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно – временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразиться на формировании неречевых процессов, упредит возникновения графических ошибок на письме. Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализатора в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности. Это и различение настоящего, прошедшего времени, и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (я рисую машину – я нарисовал машину).

Педагогический процесс, направленный на развитие речемыслительных операций у старших дошкольников с использованием предметно-практической деятельности

Формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями также способствуют продуктивные виды детской деятельности, поскольку в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т. к. речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности (М. Кольцова). В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

Итог-вербализация умственных действий;

— формирование речемыслительной деятельности;

— направленность на совмещение развития устной речи и творческого мышления.

Важным моментом всех занятий является направление на совмещение развития устной речи и творческого мышления. На занятиях подводят детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы является вербализация умственных действий, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности

Одним из самых сложных видов речевой деятельности дошкольников является коммуникативная деятельность, требующая от ребенка умения анализировать и обобщать получаемую информацию, доказывать свою собственную точку зрения.

Таким образом, коммуникативно-речевое взаимодействие предопределяет речевое развитие ребёнка дошкольного возраста на основе субъект-субъектного взаимодействия, обеспечивает преемственность и общность подходов семьи, дошкольных образовательных учреждений и школы к развитию всех сторон речи и подготовки его к школе. Это создаёт перспективу личностного становления, овладения образовательными стандартами на протяжении всей жизни, реализации себя как личности.

Источник