Речь родителей и ее значение для речевого развития ребенка
Влияние речи родителей на развитие речи детей.
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая — межиндивидуальная — функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.
Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик.
1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.
На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов.
Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Вместе с тем, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.
Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.
При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
крики — возникают самостоятельно — с рождения до 2-х месяцев;
гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 месяцев;
лепет — его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);
слова — переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета — с 11-12 месяцев;
словосочетания — после усвоения двухсложных и трехсложных слов — с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
предложения — конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет — «почему? когда?»
связный рассказ — появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках — с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.
Анализ поведения детей раннего возраста показывает — ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.
Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.
В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:
1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.
2. ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
В каждой культуре происходит успешная передача языка детям, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку задачу овладения им. Родители часто говорят от лица детей, выражая их потребности и желания, комментируя их действия на правильном родном языке. Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми.
Однако в вопросе о том, как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка, нет достаточной ясности. Индивидуальные различия в развитии речи у детей до некоторой степени обусловлены генетически, а также подвержены влиянию среды. Например, речевое развитие близнецов, как правило, идет более медленными темпами, что может обусловливаться генетикой. Но, кроме того, возможно, оказывает влияние и то, что им достается значительно меньше вербальных сигналов, чем другим детям, так как матерям близнецов приходится делить свое внимание между ними. Кроме того, иногда близнецы общаются друг с другом, используя «примитивный» язык собственного изобретения.
Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.
Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.
В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. .Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать на вопросы.
3. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Задачи развития речи детей 1 года — 1 года 6 месяцев
Много разговаривать с ребенком. Показывать и называть реальные предметы ближайшего окружения ребенка; комментировать действия с предметами.
Учить узнавать изображения знакомых предметов на предметных картинках. Учить находить знакомое изображение из двух, трех, четырех предлагаемых картинок.
Развивать у ребенка невербальные формы общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающих жестов, выполнение жестового ритуала приветствия и прощания, объятия и поцелуя как форм эмоционального общения).
Научить понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением («Принеси игрушку», «Дай чашку» и др.).
Упражнять ребенка в произношении часто слышимых звукосочетаний и слов. Пополнять активный словарь ребенка словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки, привычные действия.
Задачи развития речи детей 1 года 6 месяцев — 2 лет
Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам. Тренировать артикуляционный аппарат.
При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где?).
Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать; кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).
Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).
Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.
Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.
Задачи развития речи детей 2-3 лет
Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).
Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.
Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит три основных этапа:
Подготовительный этап (довербальное развитие общения);
Этап возникновения речи;
Этап развития речевого общения.
Наблюдения за общением матери и ребенка позволили нам сделать вывод: так как от рождения слух ребенка не приспособлен к тонкому различению речевых звуков, то эта способность развивается только в общении со взрослыми. На данном этапе ребенок еще не понимает значения обращенных к нему слов, но он четко улавливает интонацию. Внимание и доброжелательность родителей вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции, в т.ч. развитие речи.
Очень важное значение имеет индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Дети усваивают объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Это этап активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Здесь положительную роль играют эмоциональные контакты, голосовые контакты, а также контакты в ходе совместных действий.
Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и развитию речи.
Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к произвольному поведению — оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и словами взрослого.
Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а следовательно развивается его активный словарный запас.
Источник
«Влияние речи взрослого на речевое развитие ребенка»
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка. Общение значимо для всестороннего развития ребенка.
Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем.
По своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
Что такое культура речи?
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми
выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Кроме того, культура речи — это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия
национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
Требования к речи педагога:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возраст формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДО.
Наряду со многими плохими привычками одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
Как излечиться от словарных паразитов?
Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:
• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.
• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.
• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
Методические рекомендации педагогам
Помните, что речь — отражение вашей личности. Следите за собственной речью:
—исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;
—учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога
— обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;
— на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
—постарайтесь избавиться от слов «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.);
—трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.
Источник