Речь ребенку 3 года
30.08.2015,
Нормы развития речи, Статьи
По теории Даниила Борисовича Эльконина (психолог советского периода), при нормальном психическом развитии внимание ребенка главным образом сосредоточено либо на эмоциональном общении, либо на предметной деятельности. И у детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года, например. Больше всего малышей сейчас занимают сюжетно-ролевые игры. А значит, главное – уметь общаться с помощью языка, чтобы в эти игры играть.
Нормы развития речи ребенка в 3 года
Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:
- Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
- Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
- Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
- Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
- Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
- Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
- Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
- Словарный запас около 1500 слов.
Кроме того, развитие речи у детей 3 лет немыслимо без так называемого словотворчества, когда малыши начинают «изобретать» новые слова. Именно этот процесс вызывает у взрослых наибольшее умиление, а между тем это говорит о том, что ребенок пытается интуитивно применять законы построения слов, пусть и на свой манер.
Речь ребенка в 3 года: отклонения
У ребенка есть отклонения от нормы, если он:
- Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
- Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
- Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
- Имеет маленький словарный запас;
- Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);
- Говорит слишком быстро.
Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.
Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.
Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года
Дорогие, мамы и папы, вы не должны оставаться в стороне, вы тоже можете внести свою лепту и поделиться новыми необходимыми знаниями о языке, о мире в целом. А значит, помочь детям развить и улучшить свои речевые навыки.
- Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
- Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
- Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
- Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
- Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
- Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
- Играйте в сюжетно-ролевые игры;
- Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
- Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
- Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
- Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» – растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» – сдуваем и надуваем щеки, «часики» – высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» – цокаем языком и т.п.);
- Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.
То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.
Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!
Источник
Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.
Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.
Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?
Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.
Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.
Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:
- произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
- малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
- чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
- в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
- малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.
Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.
Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.
Звукопроизношение
По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.
Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.
Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.
В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:
- замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
- в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
- звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».
Словарный запас
У трехлетнего малыша практически в два раза увеличивается активный словарный запас. Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.
Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».
Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.
При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.
Связность слов и предложений
Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.
Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.
Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.
Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).
Как определить задержку речевого развития?
У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития. Родителям важно вовремя заподозрить наличие отклонения. Для этого необходимо знать особенности становления речи у детей раннего возраста. Они приведены в таблице ниже.
Становление речи начинается с гуления
Возраст | Особенности речи |
1,5-2 месяца | гуление |
4 месяца | лепет |
7-8,5 месяцев | лепет, повторение хорошо получающихся слоговых цепочек |
9-11 месяцев | первые слова |
год | знание 10 слов |
1-2 года | формирование фразовой речи |
2-3 года | построение простых предложений из нескольких слов |
3-4 года | формирование связного языка |
Распространенные признаки задержки развития речи:
- малыш мало гулит, лепечет, беззвучный;
- в год кроха не реагирует на звук;
- в 2 года чадо не выполняет действий по просьбе родителей. Не может соединять слова в простые фразы;
- в 3 года отсутствует собственная речь;
- для общения используются преимущественно жесты и мимика;
- наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.
Чтобы устранить задержку речевого развития, необходимо выявить и исключить влияние фактора, спровоцировавшего появление такой проблемы.
Специалисты выделяют такие основные причины:
- проблемы внутриутробного типа, родовые травмы;
- задержка нервно-психического становления;
- получение черепно-мозговой травмы в раннем возрасте;
- проблемы со слухом (глухота, тугоухость);
- нарушения психологического характера;
- дефицит общения.
Что делать, если малыш плохо разговаривает?
Родители, чьи дети плохо разговаривают в три года, задаются вопросом, что им делать. Комаровский отмечает, что, если у ребенка этого возраста речь абсолютно несвязная, то это повод обратиться к специалисту.
По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.
Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.
Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.
Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.
Видео по теме
Нормы развития речи от 0 до 3 лет:
Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.
Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели? Как часто вы сталкивались с проблемами, касаемо развития ваших детей? Часто ли вам казалось, что ваше чадо где-то отстает? Являлось ли ваше беспокойство обоснованным, или же это были придирки? Сегодня мы постараемся развеять ваши опаски, с которыми вы можете столкнуться. Мы поговорим о том, какова должна быть речь ребенка в 3 года.
Особенности возраста
Уровень развития речевых навыков трехлеток может существенно отличаться. В это время какие-то дети уже имеют подобие формировавшейся речи: они с легкостью говорят сложными предложениями, выдают быструю реакцию на реплики в их сторону, а также замечают какие-либо ошибки в разговорах своих сверстников.
Другие же, наоборот, лишь начинают с запинками строить фразы. Их путь к вполне понятной, сформированной речи еще долог.
Исходя из того, что дети трех лет продолжают активно познавать окружающий мир, общаться с людьми и открывать для себя массу всего интересного, начинается период «почемучки». Конечно, у них уже есть какой-то опыт познания окружающего, но это лишь 2% того, что им хочется знать, и на какие вопросы они сами могут дать ответы. На все остальное они ждут ответ у вас, родителей.
Норма речевого развития детей в 3 года
- Ребенок употребляет предложения, состоящие больше, чем из трех слов.
- Его речь состоит из существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных и местоимений.
- Начинает использовать правильные падежные окончания правильно, сочетать слова по роду и числу.
- Знаком со словами, которые обозначают обобщение какой-либо группы слов (еда, напитки, одежда и т.д.).
- Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Правильно ставит ударения в словах, которые проговаривает довольно часто.
- Может составить рассказ, смотря на картинки в книге. При этом могут понадобиться наводящие вопросы от взрослых.
- Произносит большинство звуков правильно. Но с такими как ш, щ, ч, р, л, могут возникнуть проблемы.
- Активно проявляется словотворчество. Это совершенно нормальный этап речевого развития. Ребенок пробует подстраивать слова под себя и произносить их так, как ему это больше нравиться. Например, «лисиный» вместо «лисий». Не бойтесь, это пройдет к 4-5 годам.
- Дети начинают устанавливать смысловые связи между предметами, действиями их названиями.
- Интонационная выразительность растет. Малыш начинает рассказывать стихи (если он это может) с нотками выразительности. Хотя ему до сих пор непросто контролировать громкость и темп.
Возможные отклонения в речевом развитии
К сожалению, все могут столкнуться с речевыми отклонениями и задержками. Поэтому фраза «Предупрежден – значит вооружен» тут как никогда кстати. Если вы обратитесь к специалисту своевременно, узнаете про методики, которые помогут скорректировать какие-то недостатки речи вашего чада.
Итак, что указывает на отклонения в речевом развитии трех лет:
- Испытывает трудности при произношении слов. Например, произносит звуки или слоги несколько раз подряд.
- Говорит слишком быстро или слишком медленно.
- Активный и пассивный словари очень скудны.
- Все еще использует звукоподражания вместо полноценных слов.
- Не может пересказать текст. То есть ребенок не способен запомнить содержание простого текста, адаптированного под его возраст. Например, «Курочка ряба». Ему тяжело понять текст и сформулировать пересказ на свой манер.
Что делать, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка?
Хотелось бы поделиться с вами своим опытом, личными наблюдениями и советами, которыми делятся психологи и педагоги.
- Общайтесь с малышом на абсолютно разные темы. Обсуждайте все, что ему интересно. Никогда не отказывайтесь в общении с ним.
- Давайте возможность общаться ребенку с разными людьми. Разные люди – разный опыт.
- Обсуждайте не только привычное, но и знакомьте малыша с новыми предметами и явлениями.
- Если вы обсуждаете какой-либо предмет, то говорите о нем детально, затрагивая многие характеристики.
- При общении играйте вместе. Например, попросите ребенка найти то, что вы спрятали, при этом давая свои подсказки. Затем поменяйтесь местами.
- Учите вашего дитя правильно употреблять предлоги, местоимения, и падежные окончания.
- Рассматривайте картинки в книжках и придумывайте комментарии и названия к ним.
- Читайте вместе больше книжек. Причем старайтесь озвучивать реплики всех героев разными голосами.
- Развивайте артикуляционный аппарат. Существует много различных упражнений. Например, вырежете свечки из бумаги и задувайте их. Или есть упражнения «часики». Высовывайте язык и изображайте часовую стрелку.
- Развивайте мелкую моторику рук. Занимайтесь лепкой, рисованием пальчиковыми красками.
- Купите домашний театр. Или смастерите его сами. Затем показывайте ребенку театральные инсценировки.
- Не забывайте о ролевых играх
Видео для развития мелкой моторики рук
Дорогие родители, надеюсь, что вас не коснуться проблемы, связанные с речевым развитием ребенка. А если даже и случится такое с вами, не бойтесь, всему есть решение. Речь ребенка в 3 года – это еще не вполне сформировавшаяся взрослая речь.
Над ней предстоит еще большая работа. На этом я говорю вам пока. Будем рады, если вы поделитесь нашим сайтом со своими друзьями.
Источник
В 3 года уже практически все дети начинают говорить. В этом возрасте ребенок уже может
освоить все звуки языка, за исключением звука Р и шипящих. Речь ребенка 3 лет выглядит пока еще невнятной и непонятной чужим людям из-за того,
что кроха еще недостаточно овладел своим речевым аппаратом. Если малыш плохо произносит или не умеет говорить некоторые звуки, не волнуйтесь –
в этом возрасте это нормально, и логопед ему не нужен. Но уже стоит сходить на консультацию к стоматологу, который проверит, нет ли у ребенка короткой уздечки или неправильного прикуса, эти дефекты могут существенным образом сказаться на произношении звуков и в будущем.
В 3 ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
— высказываться предложениями
— правильно употреблять местоимения
— использовать в речи прилагательные,
обозначающие размеры, цвет и другие
свойства предметов (большой,
холодный, красивый, белый и т.п.)
— использовать в речи наречия (тепло,
быстро, вкусно, горько, т.п.)
Если ребенок отстает в 1-2 пунктах –
усиленно займитесь развитием
его речи. Если же отставание
наблюдается во всем, то срочно идите к специалисту.
- Помните: богатая, чистая и правильная речь ребенка развиваться будет только благодаря общению со взрослыми.
Важно, чтобы вы проявляли максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных малышу словах.
Ребенок полностью копирует и имитирует разговор окружающих его взрослых, поэтому не используйте в своей речи слова-паразиты – они быстро перекочуют в речь ребенка. Уменьшительно-ласкательные формы слов также могут сослужить плохую службу, так как произношение их намного сложнее для языка, чем обычная форма слова, применяя их и не имея пока еще возможности правильно их произнести, кроха начинает говорить невнятно, его речь путается и становится непонятной.
Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», это не помогает развитию речи ребенка, скорее, наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет бабушку «бубаськой», а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.
-Чтение книг всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Чтение не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Обсуждайте с ребенком просмотренные мультфильмы, прочитанные сказки, бытовые ситуации. Такое общение будет учить кроху логически мыслить, правильно составлять фразы.
— Развивайте у ребенка мелкую
моторику рук. Дело в том, что в
головном мозге центры, отвечающие
за речь и координацию пальцев рук,
находятся рядом.
- Играйте в «пальчиковые» игры,
- учите застегивать пуговицы, завязывать шнурочки,
- собирайте камешки,
- рисуйте в воздухе, на ладошке или песке,
- позвольте перебирать малышу горох,
- прищипывайте прищепки
- наматывайте нитки и т.д.
— Для того чтобы правильно произносить звуки нужно развивать мышцы ротовой полости, для этого используйте в игре с ребенком приемы гимнастики лица и языка. Учите кроху дуть, сплевывать, полоскать рот и горло, слизывать — это не просто навыки, не обходимые в быту, а и развитие мышц рта. Выполнение несложного комплекса артикуляционной гимнастики 2-3 раза в неделю позволит с легкостью усвоить все звуки речи. Упражнения можно выполнять
вместе с любимыми игрушками, можно
привлечь других членов семьи,
предоставив роль учителя малышу.
Приучите ребенка при общении
смотреть прямо на говорящего,
тогда он перенимает
артикуляцию взрослых.
Окошко Широко разинув рот, Зевает толстый бегемот. А веселая мартышка, Губы сжав, Читает книжку.
Месим тесто Мы печем, печем блиночки И для сына, и для дочки.
| |||||||||||||||||||||
Источник