Речь педагога как средство развития речи ребенка

Ирина Трунова
Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей»

составила воспитатель Трунова И. С.

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

грамматически правильно построенной, связной;

с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

должна быть интонационно выразительной;

доступной для понимания;

с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Расставьте,пожалуйста правильно ударение в словах:

порт – порты, торт – торты, крем — крема, инженер – инженеры, договор, ножницы – ножницами, кресло.

Так к недочетам речи педагога относиться:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов – паразитов;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;

Речь с национальным акцентом,с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае — воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом,стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее

лексико –грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления

Речь педагога оценивается с трёх сторон:

— содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;

— безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;

— может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.

Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов:

1. Гласные звуки – находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о»,в таких словах: «молодость – произноситься, как «моладость» – слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы», «договор» — произносится, как «догавор», «сороконожка» — произносится, как «сараканожка».

2.Безударные гласные: «а и о» в произношении ослабевают, звук «о», заменяется и произносится, как звук «а», или как средний звук между «а и ы»,например: «вода» — вада, «окно» — акно, «молоко» — малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и», и в безударном положении не изменяются,например: утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С.Пушкина: «Зимний вечер»:

Читайте также:  Влияние окружающей среды на развитие личности ребенка

«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

Полным;

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми,например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагогдолжен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение,то есть придерживаться орфоэпических норм:

4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность,

игра: «Волшебный стул!»

Цель: формировать у детей умения, активизировать в своей речи ласковые, нежные слова.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремится к их устранению.

Источник

«Речь педагога, как средство развития речи детей».

     Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога.

      Перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях и др. В этом случае педагог проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему?

       Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и поэтому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т.д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

      Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы.

   Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

      Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка. Сензитивные периоды – периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Поэтому, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

      Автор методики развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

     Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

Требования к речи педагога

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам.

    В общении с детьми педагог использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

     Педагог  должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Читайте также:  Картинки для занятия развития речи с ребенком 3 года

    Педагог в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

   Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагог заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

  • Выразительность особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

   Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Педагог, владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

   Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

   Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

      К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

     Таким образом, обобщая вышесказанное, речь педагога оценивается с трех сторон:

  • содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);
  • безупречная правильность формы (как говорит);
  • возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

     Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль.

   Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.

Фразеологизм – лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица.

     Если мы говорим «работать, засучив рукава» – то это значит работать интенсивно, усердно. «Работать спустя рукава» – работать плохо, «вставлять палки в колеса» — препятствовать делу, «тянуть канитель» – медлить и т. д.

      Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность.

      Например, чтобы охарактеризовать время препровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором – лаконично, эмоционально, прицельно точно.

       В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной. Мысль высказывается предельно точно, и одновременно ей придается определенный, оттенок: одобрения, осуждения, пренебрежения и т. д.

       Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда возникают курьезы.  Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.

       Положительно влияет на развитие детей речь педагога, наполненная эпитетами.
       У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и дети более чутки к слову, способны сами правильно и четко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима – художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик – белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле  – ситцевое платье: яркое и пестрое».

      Не менее важно для педагога умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями.

 Афоризм – оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Использование в речи афоризмов и крылатых выражений помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков –  писателей и поэтов.

     Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах, правильно образовывать множественное число, проговаривать окончания слов.

  • Часто можно слышать: «Я кушаю».

   При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде.

      Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье».

 По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание.

 Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем». («Когда я ем, я глух и нем»).

  • Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит:

  «Пойди, пожалуйста, к Марии Ивановне и скажи ей, что я велела дать книжку».

    Правильно ли это? Ведь говорить Марии Ивановне «велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Марии Ивановне, что я ее прошу…»

  • Не принято, например, говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: «Мы все пришли к единому мнению, а она считает, что…»

Вместо «она» следует называть человека по имени и отчеству.

  • Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести педсовет в октябре месяце».

    Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка с нарушением зрения

        Правильная постановка ударения – необходимый признак и важнейшее условие грамотной речи. Объективная сложность нормативной системы русского ударения (имеющая историческое объяснение и обоснование) связана с тем, что в русском языке постановка ударения в слове отличается подвижностью и разноместностью, а в ряде случаев играет смысло-различительную роль.

       Например,  мукА  и мУка – разные слова; лаврОвые листья, но: семейство лАвровых в ботанике и т.п.

   Исследователи насчитывают более пяти тысяч общеупотребительных русских слов, в которых зафиксированы колебания в ударении.

( В книге Льва Ивановича Скворцова «Культура русской речи» приведена лишь часть из них).

     Причины колебания ударения различны:

  • хронологические (старое и новое ударение),
  • прогрессивные тенденции развития акцентологической системы (для нормативных вариантов),
  • диалектные,
  • просторечные,
  • иноязычные и другие влияния,
  • внутриязыковые условия (действие аналогии) – для ошибочных, ненормативных вариантов.

Например:

  • ДирЕктор, мн. директорА (устарелое дерЕкторы).

Устарелое – относящееся к старой традиционной форме, вышедшее или выходящее из активного употребления, но сохраняющееся в речи старших поколений.

  • дЕньги, р. дЕнег,  дат. деньгАм (устарелое – дЕньгам), тв. дЕньгами, пр. о деньгАх (устарелое – о дЕньгах).
  • КвартАл, не квАртал, во всех значениях.
  • Августовский, допустимо августОвский.

    Допустимо, т.е. возможное употребление во всех стилях речи. Допустимые формы употребления (наряду со строго литературным вариантом): разговорной речи, профессиональное употребление, устарелое.

  • ДозвонИться, дозвонЮсь, дозвонИшься.
  • афЕра, не афёра.
  • КулинАрия, допустимо кулинарИя.
  • ТворОг, твОрог – допоустимо в разговорной речи.
  • СвЁкла, прилагат. – свекОльный (не свЁкольный).

      «Не свекла, а свёкла. Ни Фекла, а Фёкла».

  • ЩавЕль, не щАвель

       «Ты нас мама не ищи, щиплем мы щавЕль на щи».

  • Торт – тОрты (не тортЫ и не тортА).
  • ТЕфтели.
  • ОлАдья, р.п. мн.ч. – олАдий (не оладьев)
  • ЖалюзИ.
  • ТУфли, р.п. тУфель (не тУфлей), ед.ч. – 1 тУфля,-ли (не туфлЯ)
  • ОптОвый.
  • ОткУпорить.
  • ОтжИм, отжИмный, допустимо отжимнОй.
  • ПоселЁнный (не поселенный).
  • ПрИмкнутый.

     Голос – это профессиональный инструмент педагога, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок.

   Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке). Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

 Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.

    Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

     Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: «Неужели это мой голос?». Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения.
Например, если вы:

  • повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;
  • повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;
  • ускоряете темп речи, то вы не уверены в себе;
  • отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;
  • взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;
  • идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;
  • услышав телефонный звонок, остановитесь, если вы были в движении, сделайте паузу прежде, чем ответить.

   Речь педагога легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы.

      Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.   Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Источник