Рецепты блюд для ребенка 4 года

Питание – это важный аспект жизни любого человека, в особенности ребенка. Пища для малышей разных возрастных категорий должна соответствовать потребностям организма, учитывать индивидуальные особенности развития и образа жизни. Занятые родители нередко уделяют мало внимания тому, что едят их дети. Они забывают, что растущему организму нужно получать достаточно питательных веществ и соблюдать режим приема пищи, как и режим дня, чтобы здоровье было крепким, а психика устойчивой.

Разнообразные и вкусные блюда, приготовленные заботливыми любящими руками, – залог понимания и взаимной любви родителей и детей. В статье мы определимся с основными правилами подачи пищи, недельным меню и предложим несколько вкусных и питательных рецептов на завтрак, обед и ужин.

Режим приема пищи

Дети после третьего года жизни входят в новую фазу своего развития. Они становятся любознательнее, подвижнее, активнее, самостоятельнее, многие ходят в сад, в кружки и школы раннего обучения. Дошкольники и первоклассники питаются уже совсем по-другому. Их вкусовые предпочтения, меню и режим питания изменяется. В силу возраста и набирающей силу самостоятельности они могут устраивать себе внеплановые перекусы в виде бутербродов, сладостей, снеков, фруктов.

Кушать по режиму – очень важно, это позволяет желудочно-кишечному тракту правильно функционировать, а ребенку чувствовать здоровый голод и полноценное насыщение. Режим может варьироваться в зависимости от того, куда ходит ребенок, во сколько встает и укладывается спать. Стандартные интервалы между приемами еды – 3-4 часа, за этот период пища полностью переваривается. Стандартные часы кормления детей после трех лет:

  • завтрак 8.30 утра;
  • обед в 12:30;
  • полдник в 16:00;
  • ужин в 19:00.

Ваше чадо уже учится в первом классе? Сегодня нередко малышей отдают в школу в шесть лет и даже в пять. Тогда график сдвигается в зависимости от графика учебы. Ребенку на уроки к половине девятого, и вы поднимаетесь в 7 утра? Старайтесь дать малышу чай или какао с печеньем, булочкой, бутербродом с качественным сыром или детской колбасой, мюсли с молоком до выхода из дома, ведь завтрак в школе будет не раньше половины десятого, а для желудка ребенка очень вредно такое длительное и систематическое голодание.

Ваше чадо вообще не кушает в школьной столовой? Общепитовская еда образовательного учреждения оставляет желать лучшего? Давайте дочери или сыну с собой перекус. На ланч вряд ли подойдет каша, которую первоклассник просто не будет иметь возможности подогреть, а также конфеты, пачка печенья. Положите сэндвич с сыром, помидором и курицей, овощи, приготовленные на пару, духовой пирожок, фрукты и сухофрукты.

После 4-го года жизни объем желудка ребенка составляет 400-500 г, значит, суточный объем еды не должен превышать 1500-1800 г. Большую часть из этого объема маленький человека должен съедать за обедом (40%). На завтрак отводится 25%, на полдник – 10-15%, на ужин – 20-25%.

Учитывайте индивидуальные особенности организма ребенка, его вес и аппетит. Вводить пятую трапезу, если ваше чадо съедает все до крошки, не нужно, – это чревато ожирением. Насильно кормить малоежку до положенного объема не надо, но предложить лишний раз фрукты или кефир с печеньем не помешает.

Составляем питательный рацион

Кормите ваше чадо разнообразно: не нужно каждое утро на завтрак, к примеру, давать манную кашу, на обед – куриный суп с вермишелью, на полдник – сырники, а на ужин – макароны с котлетой. Любой организм, тем более детский, требует разнообразия:

  • варьируйте каши, не забывайте про гречку и овсянку, пшено, мюсли;
  • на обед давайте борщи и супы на курином, мясом или рыбьем бульоне, лапшу;
  • полдник может состоять из сырников со сметаной или вареньем, булочек, духовых пирожков;
  • не забывайте про овощи и фрукты как в сыром, так и в запеченном виде, молочные продукты, яйца.

Питание ребенка до 6 лет должно быть разнообразным, чем больше полезных продуктов будет в его рационе, тем больше полезных веществ будет получать малыш.

Все продукты условно делятся на пищу растительного происхождения и животного. К первой группе относят овощи, фрукты, крупы, мучные изделия. Они богаты клетчаткой, пищевыми волокнами, витаминами группы В, А, РР, Е, Д, К, стимулируют работу желудочно-кишечного тракта и укрепляют иммунную систему. Свежие фрукты, ягоды и овощи предлагайте малышу в меру, чтобы не вызвать расстройства желудка, также избегайте экзотических даров природы во избежание аллергических реакций.

Ко второй группе относят мясо, рыбу и яйца, молочную продукцию:

  1. Три раза в неделю давайте вашему чаду 1 куриное или 2 перепелиных яйца. Желток богат витамином В12 и ненасыщенной жирной кислотой, поэтому является источником энергии, но из-за высокого содержания холестерина регулярно кушать его нельзя.
  2. В мясе много белка и витаминов. Регулярно предлагайте к столу вашему сыну или дочери мясо нежирной говядины, телятины, курицы, индейки в виде котлет, гуляша, отварных или тушеных кусочков к кашам, картофелю или супу. Питание ребенка-дошкольника 5 лет не предполагает включение тяжелого мяса гуся и утки, жирной свинины, особенно шашлыка.
  3. Периодически заменяйте мясо на рыбу в виде филе. Особенно полезны хек, судак, морской окунь.

Следите, чтобы малыш пил достаточно жидкости, особенно воды. Бывают дети, которые редко испытывают жажду или не обращают на нее внимания, поэтому даже во время активных игр редко попросят пить. Предлагайте воду сами, ведь обезвоживание опасно для организма.

Дневной объем продуктов

Норма суточного объема еды для 4-6-летнего малыша по различным видам продуктов составляет:

  • каши должны потребляться за сутки в объеме не меньшем, чем 200 гр.;
  • молочные и кисломолочные продукты – не более 500 гр.;
  • хлебобулочные изделия – не более 10 гр. в сутки;
  • фрукты в свежем и запеченном виде, фруктовые салаты – до 120 гр.;
  • говядина, индейка, курица, рыба – не более 80 гр.;
  • на долю супов приходится 200 гр.;
  • гарнир в виде легких блюд из овощей или холодных закусок (к примеру, икра из свеклы, картофельное пюре, тушеная капуста) – 80 гр.;
  • салаты из свежих или запеченных овощей – до 60 гр.;
  • компот, узвар или кисель – до 150 гр.;
  • чай, какао – до 200 гр. в сутки.

Рекомендованное меню на неделю

Предлагаем вам в таблице варианты недельного меню для детей 4-6 лет:

ДеньЗавтракОбедПолдникУжин
ПонедельникТыквенная каша с рисовой крупой, чай или какао, бутерброд с маслом и сыромЗеленый борщ или щи, запеченная рыба, плов с мясом или постный, хлеб, какао или чайСалат из тертой морковки с грецким орехом, чай и духовой пирожокЗапеченные кабачки, фаршированные мясом и рисом, пирог с яблоками или вареньем, кипяченое молоко
ВторникТушенные баклажаны со сметаной, домашняя колбаса, хлеб с вареньем и чайГороховый суп, куриное филе, тушенное с морковью и луком, гречневая каша, тушеная печень со сметаной, хлеб и кисель или узвар (подробнее в статье: с какого возраста ребенку можно давать в прикорм гороховый суп?)Ватрушка, сырники, чай и фруктыМясная запеканка, оладушки с джемом или вареньем, чай
СредаКартофельное пюре с отварным рыбным филе, кипяченое молоко, хлеб с масломОвощной салат, вареная или запеченная куриная грудка, рассольник, макароны с тертым сыром, хлеб и фруктовый сокПирожок с повидлом и кипяченое молокоКуриная котлетка, драники в сметане, хлеб с печеночным паштетом и чай
ЧетвергМанная каша, куриное или перепелиное яйцо, чайСуп с фрикадельками или клецками, картофельное пюре с тушеным мясом, узвар и ржаной хлебБулочка с маком или изюмом, кипяченое молоко (см. также: можно ли кормящей маме есть булочку с маком и другие изделия из хлеба?)Куриная котлета, овсяная каша, запеченные яблоки
ПятницаКукурузная каша или мюсли, чайСуп на курином бульоне с лапшой, салат со свеклой, цветная капуста в кляре, хлебБлинчики с вареньем, свежими фруктами или сметаной, чайТворожная запеканка, чай и бутерброд с маслом
СубботаОвсяная каша или мюсли, молоко и хлеб с маслом (см. также: не вредны ли мюсли при грудном вскармливании?)Борщ, отварная рыба, салат со свежими овощами, хлеб и какаоОмлет или сваренные вкрутую яйца и чай с печеньемСырники с вареньем или джемом, чай (рекомендуем прочитать: рецепт сырников для детей)
ВоскресеньеМанная каша и чайСуп на бульоне, блинчики со сметаной или вареньем, фрукты и чайОмлет или хлопья с молоком, чай или сокВареники с картошкой или творогом, пельмени, чай или кефир
Читайте также:  Расстройство у ребенка 4 года

Несколько полезных рецептов

Рецепт макаронной запеканки с мясом и капустой:

  1. Возьмите 60 г макарон из твердых сортов пшеницы, 100 г отварного мяса говядины или свинины, столько же капусты, половину яйца, немного репчатого лука, сыра, сливочного масла.
  2. Мясо измельчите, макароны отварите, лук нашинкуйте.
  3. Смешайте все ингредиенты с половиной сырого яйца.
  4. Посыпьте массу тертым сыром. Поставьте в духовку и запекайте до готовности.

Говяжий рулет:

  1. Для фарша вам понадобится 200 г нежирной говядины, немного хлеба и молока, сливочного масла и одно яйцо.
  2. Для начинки возьмите сваренное вкрутую яйцо, половинка моркови и немного репчатого лука.
  3. Приготовьте фарш. Выложите его на влажную марлю прямоугольником.
  4. Сверху выложите мелко нарезанные морковь, лук и вареное яйцо.
  5. Заверните рулет. Положите швов вниз на смазанный сливочным маслом противень или сковородку, залейте яйцом.
  6. В сковородку налейте немного воды, выпекайте полчаса. Можете проткнуть рулет вилкой, чтобы он не растрескался при запекании.

Рецепт зеленых щей:

  1. Вам понадобится 3 стакана мясного или куриного бульона, одна картошка, половина моркови, 20 листьев щавеля, немного репчатого лука и сваренное яйцо, немного сметаны и зелени укропа.
  2. Мелко нарежьте овощи. Засыпьте их в кипящий мясной бульон.
  3. За 5 минут до готовности всыпьте мелко порубленный щавель.
  4. Перед подачей на стол добавьте яйцо, укроп и сметану.

Вкусная манная каша:

  1. Возьмите пол литра качественного молока и 5 чайных ложек манной крупы. Можете долить немного воды.
  2. Пусть молоко с водой закипит.
  3. Тонкой струйкой, постоянно помешивая, добавляйте крупу.
  4. Варите 5-10 минут в зависимости от фирмы манки, постоянно помешивая.
  5. За 5 минут до готовности добавьте сахар по вкусу и сливочное масло.
  6. Перед подачей на стол можете добавить немного шоколада, варенья или орехов.

Аппетитный омлет:

  1. Возьмите три яйца, немого сметаны.
  2. Взбейте вместе ингредиенты. Добавьте немного соли.
  3. Вылейте смесь на раскаленную сковородку. Можете использовать формочки.
  4. За минуту до готовности добавьте тертый сыр.

Мнение Комаровского о кисломолочке

Кто не знает, что кисломолочные продукты очень полезны для организма малыша! Молочнокислые бактерии помогают животику работать правильно, избавляют от запоров, способствуют лучшему перевариванию пищи, оздоравливают кожу, волосы и укрепляют иммунитет (см. также: диета при запорах у детей 4-х лет). Один из самых действенных и аппетитных вариантов кисломолочной продукции, как считает доктор Комаровский, – это йогурт. Лучше, когда его не покупают в магазине, а делают дома при помощи качественных заквасок.

Современный рынок предлагает массу заквасок для йогурта, кефира, ряженки, творога для питания ребенка до 5 лет. Главное – высыпать закваску в теплое молоко, разлить по баночкам в йогуртнице или оставить в термосе на ночь. Вы получите полезный густой продукт с кислинкой, в который можно добавить фрукты, орехи, шоколад или желейные фигурки, чтобы ребенок ел йогурт каждый день с удовольствием.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Здоровое питание ребенка в возрасте 4-5 лет должно строиться на принципе разнообразия и сбалансированности. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности функционирования желудочно-кишечного тракта ребенка.

питание детей, Здоровое питание ребенка

Источник: Fotolia

Татьяна Клец

Здоровое питание ребенка, по мнению нашего консультанта Татьяны Клец, врача-педиатра высшей категории, кандидата медицинских наук, детского диетолога, должно учитывать и размер порции, приемлемый для ребенка в этом возрасте. К сожалению, современные мамы из самых лучших побуждений, естественно, нередко перекармливают ребенка. Поэтому в своих рекомендациях Татьяна Клец дает размер порции в граммах. Примите это к сведению, пожалуйста!

Разовый объем порции для ребенка в возрасте 4-5 лет составляет 450-500 г ( с учетом напитка), способ приготовления должен оставаться щадящим (отварные, запеченные, тушеные блюда), однако 1-2 раза в неделю можно включать блюда, приготовленные с помощью обжаривания. Не рекомендуются жирные сорта мяса, острые приправы и соусы (кетчуп, майонез, горчица и т.п.). Следует избегать также продуктов, содержащих в своем составе искусственные добавки (красители, ароматизаторы, консерванты и т.п.), а также не злоупотреблять аллергизирующими продуктами (шоколад, какао, цитрусовые).

Незаменимыми в рационе малышей являются: молоко и молочные продуты, мясо, рыба, яйца. Время приема пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) должно быть постоянным, отклонения по времени не должно превышать 30 мин. Итак, примерный недельный рацион питания:

Понедельник

Завтрак:

  • Каша овсяная молочная 200 г
  • Булка с маслом и сыром 30/5/30
  • Какао с молоком 200 г

Обед

  • Салат (по сезону) 50 г
  • Борщ со сметаной 150 г
  • Плов с мясом 100 г
  • Отвар шиповника 150 г
  • Хлеб ржаной 30 г

Полдник

  • Творожная запеканка 200 г
  • Мед 30 г
  • Кефир 200 г
  • Печенье галетное 30 г

Ужин

  • Овощное рагу 200 г
  • Куриный биток 100 г
  • Клюквенный морс 150 г

Вторник

Завтрак

  • Каша рисовая молочная 200 г
  • Омлет из перепелиных яиц 100 г
  • Молоко 100г
  • Булка с маслом и сыром 30/5/30 г

Обед

  • Икра кабачковая 40 г
  • Суп гречневый с мясом 150 г
  • Картофель отварной с маслом 100 г
  • Рыба жареная 60 г
  • Хлеб ржаной 30 г
  • Компот 100 г

Полдник

  • Йогурт натуральный 200 г
  • Булочка с вареньем 30/30 г
  • Фрукты (яблоки, бананы) 200 г

Ужин

  • «Ленивые» вареники со сметаной 250 г
  • Чай с молоком 150 г
  • Фрукты консервированные (персики) 100 г

Здоровое питание ребенка

Источник: thinkstockphotos

Среда

Завтрак

  • Вермишель «по-флотски» 200 г
  • Кисель фруктово-ягодный 150 г
  • Фрукты 100 г

Обед

  • Салат (по сезону) 50 г
  • Суп овощной с мясом 150 г
  • Каша перловая 100 г
  • Мясная тефтеля 70 г
  • Фруктовый сок 100 г
  • Хлеб ржаной 30 г

 Полдник

  • Йогурт натуральный 200 г
  • Кекс с изюмом 100 г

 Ужин

  • Налисники с творогом 200 г
  • Варенье 30 г
  • Чай с молоком 200 г

Четверг

Завтрак

  • Каша гречневая с молоком 200 г
  • Пряники 50 г
  • Какао с молоком 150 г
  • Фрукты 100 г

 Обед

  • Салат (по сезону) 50 г
  • Рассольник со сметаной 150 г
  • Тушеный картофель 100 г
  • Рыбная котлета 60 г
  • Компот фруктово-ягодный 100 г
  • Хлеб ржаной 30 г

 Полдник

  • Сырники со сметаной 200 г
  • Молоко 100 г
  • Печенье песочное 30 г
  • Фрукты 100 г

Ужин

  • Отарная вермишель 200 г
  • Салат овощной 100 г
  • Яйцо отварное 1 шт.
  • Чай с молоком 150 г

Пятница

Завтрак

  • Оладьи с яблоками, повидло 200/30 г
  • Фрукты 100 г
  • Молоко 150 г

Обед

  • Салат (по сезону) 50 г
  • Суп куриный с лапшой 150 г
  • Рис отварной 100 г
  • Язык отварной 80 г
  • Компот из фруктов 100 г

Полдник

  • Творог со сметаной, варенье 200/30 г
  • Сок фруктовый 150 г
  • Печенье песочное 30 г

 Ужин

  • Голубцы с мясом 200 г
  • Салат овощной 50 г
  • Чай с молоком 150 г
  • Фрукты 100г

Суббота

Завтрак

  • Каша молочная пшенная 200 г
  • Яйцо отварное 1 шт
  • Фрукты 60 г
  • Молоко 200 г

Обед

  • Салат (по сезону) 50 г
  • Суп гороховый, гренки с чесноком 150/30 г
  • Каша гречневая с маслом 100 г
  • Паровая котлета 70 г
  • Сок фруктово-ягодный 100 г

Полдник

  • Йогурт 200 г
  • Фрукты 150 г
  • Булочка сдобная 30 г

Ужин

  • Овощное рагу, печень 150/100 г
  • Сыр твердый 50 г
  • Молоко 150 г

Воскресенье

Завтрак

  • Каша молочная перловая 200 г
  • Омлет 50 г
  • Молоко 150 г
  • Фрукты 100 г

Обед

  • Салат (по сезону) 50 г
  • Суп фасолевый 150 г
  • Рис отварной 80 г
  • Рыба запеченная с лимоном 60 г
  • Сок фруктово-ягодный 100 г

Полдник

  • Молоко 200 г
  • Печенье песочное 30 г
Читайте также:  Развиваем ребенка 4 года дома

Ужин

  • Сырники со сметаной, варенье 150/30 г
  • Фрукты 100 г
  • Чай с молоком 150 г

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Источник

 ýòîé ñòàòüå âû íàéäåòå ïðîñòûå è âêóñíûå ðåöåïòû äëÿ äåòåé îò 3-åõ ëåò.

Ñîäåðæàíèå

Êàøè

Áëþäà èç ÿèö

Áóòåðáðîäû

Ñàëàòû

Ìÿñíûå áëþäà

Ðûáíûå áëþäà

Çàïåêàíêè, áëèí÷èêè, îëàäüè

Êàøè

Ãóðüåâñêàÿ êàøà

Ìàííàÿ êðóïà — 180 ã, ìîëîêî — 750 ã, ñàõàð — 120 ã, ìàñëî — 40 ã,  1 ÿéöî, îðåõè ëþáûå — 50 ã, ôðóêòû èëè âàðåíüå — 150 ã, ñîëü ïî âêóñó, ÿáëîêè (ãðóøè, ïåðñèêè èëè äð. ôðóêòû).

Ìîëîêî èëè ñëèâêè íàëèòü â íåãëóáîêóþ êàñòðþëþ è ïîñòàâèòü â ãîðÿ÷óþ äóõîâêó. Êîãäà îáðàçóåòñÿ ðóìÿíàÿ ïåíêà, îñòîðîæíî ñíÿòü åå ëîïàòêîé, íå ïîâðåäèâ ôîðìó ïåíêè, è ïîëîæèòü åå íà ïëîñêóþ òàðåëêó. Ïðèãîòîâèòü òàêèì îáðàçîì 4—5 ïåíîê.

Íà ìîëîêå ñâàðèòü âÿçêóþ ìàííóþ êàøó, äîáàâèâ 30 ã ñàõàðà è íåìíîãî ñîëè. ßè÷íûé áåëîê âçáèòü äî êðåïêîé ïåíû, æåëòîê ðàñòåðåòü ñ ñàõàðîì, îðåõè ìåëêî ïîðóáèòü è îáæàðèòü.  ãîðÿ÷óþ êàøó, íåïðåðûâíî ïîìåøèâàÿ åå, ïîëîæèòü ìàñëî, ÿè÷íûå áåëêè è æåëòêè, îðåõè.

Ïîäãîòîâëåííóþ   ìàññó   òùàòåëüíî   ïåðåìåøàòü, ÷àñòü åå âûëîæèòü íà ïîðöèîííóþ ÷óãóííóþ ñêîâîðîäó ñëîåì 0,5—1 ñì è çàêðûòü ïåíêîé, íà ïåíêó âíîâü ïîëîæèòü ñëîé êàøè, ñíîâà çàêðûòü ïåíêîé, ïîâòîðèòü òàê 3—4 ðàçà. Âåðõíèé ñëîé êàøè ïåíêîé íå ïðèêðûâàþò. Åãî ïîñûïàþò ñàõàðîì è ñðàçó æå, òàê, ÷òî-áû ñàõàð íå óñïåë ðàñòâîðèòüñÿ íà ïîâåðõíîñòè êàøè, ïðèæèãàþò  ðàñêàëåííûì   ìåòàëëè÷åñêèì   øàìïóðîì äëÿ øàøëûêà. Ñàõàð ïðè ýòîì êàðàìåëèçóåòñÿ äî çîëîòèñòîãî öâåòà. Ïîñëå ýòîãî êàøó ñòàâÿò â óìåðåííî íàãðåòóþ äóõîâêó íà 5—7 ìèí. ßáëîêè èëè äðóãèå ôðóêòû íàðåçàòü äîëüêàìè, îøïàðèòü, ïðîãðåòü â ãóñòîì ñèðîïå, óëîæèòü íà ãîðÿ÷óþ êàøó ïåðåä ïîäà÷åé íà ñòîë. Ìîæíî èñïîëüçîâàòü êàê ñâåæèå ôðóêòû, òàê è êîíñåðâèðîâàííûå (íàïðèìåð, èç êîìïîòîâ èëè âàðåíüÿ).

 Ïøåííàÿ êàøà â ãîðøî÷êå

Êðóïà — 170 ã, âîäà —1ë, ìàñëî — 40 ã, ìîëîêî èëè ñëèâêè— 80 ã.

Ïøåíî òùàòåëüíî ïðîìûòü â íåñêîëüêèõ âîäàõ (ïîñëåäíÿÿ âîäà äîëæíà áûòü ïðîçðà÷íîé) è çàñûïàòü â êèïÿùóþ ïîäñîëåííóþ âîäó. Âàðèòü êàøó ïðè ñëàáîì êèïåíèè 5—6 ìèí., âîäó ñëèòü, à êàøó ïåðåëîæèòü â êåðàìè÷åñêèé ïîðöèîííûé ãîðøî÷åê, äîáàâèòü ìàñëî, ìîëîêî èëè ñëèâêè, âñå ïåðåìåøàòü è, íàêðûâ êðûøêîé, ïîñòàâèòü â ñðåäíå ðàçîãðåòóþ äóõîâêó. Ïîäàâàòü íà ñòîë â òåõ æå ïîðöèîííûõ ãîðøî÷êàõ.

Àíãëèéñêàÿ îâñÿíêà

Îâñÿíêà— 1 ñòàêàí, âîäà— 1,5ñòàêàíà, ñîëü, ñàõàð, ìîëîêî èëè ñìåòàíà — ïî âêóñó.

Âå÷åðîì îâñÿíûå õëîïüÿ ïîëîæèòü â êàñòðþëþ è çàëèòü âîäîé, äîáàâèâ ùåïîòêó ñîëè, ïîñòàâèòü êàñòðþëþ íà îãîíü, äîâåñòè äî êèïåíèÿ, âàðèòü íà ñëàáîì îãíå  15 ìèí.,  âðåìÿ îò âðåìåíè ïîìåøèâàÿ âî èçáåæàíèå îáðàçîâàíèÿ êîìêîâ. Óòðîì êàøó ðàçîãðåòü; åå ìîæíî åñòü ñîëåíîé èëè ñëàäêîé (â çàâèñèìîñòè îò âêóñà ðåáåíêà).  ëþáîì ñëó÷àå ïåðåä ïîäà÷åé íà ñòîë â êàøó äîáàâëÿþò õîëîäíîå êèïÿ÷åíîå ìîëîêî èëè ñìåòàíó.

Áëþäà èç ÿèö

Îìëåò «Òàéíà òðåòüåé ïëàíåòû»

ßéöà—   2øò.,   ìîëîêî—   1/2 ñòàêàíà,   ñëèâî÷íîå ìàñëî — 1÷. ëîæêà, òåðòûé ñûð — 1—2 ñò. ëîæêè, 1/2 ïîìèäîðà,  1/4 ãîëîâêè ðåï÷àòîãî ëóêà, çåëåíûé ãîðîøåê —  1 ñò. ëîæêà, êîíñåðâèðîâàííàÿ êóêóðóçà —  1—2 ÷. ëîæêè, ëîìòèê âåò÷èíû, çåëåíü, ñîëü ïî âêóñó.

Ïîìèäîð, ëóê, âåò÷èíó, çåëåíûé ãîðîøåê, êóêóðóçó ïîñîëèòü è òóøèòü 5—7 ìèí. íà ðàçîãðåòîé ñêîâîðîäå ñ ðàñòîïëåííûì ñëèâî÷íûì ìàñëîì. ßéöà âçáèòü ñ ìîëîêîì, âûëèòü íà ñêîâîðîäó ñ îâîùàìè, ÷åðåç 3—4 ìèí. ïîñûïàòü ñûðîì, íàêðûòü êðûøêîé, æàðèòü äî ãîòîâíîñòè ÿéöà. Äîáàâèòü çåëåíü, ïîäàòè ê ñòîëó.

Ñëîåíûé îìëåò

ßéöà — 4 øò.,  1 íåáîëüøàÿ ëóêîâèöà,  1 íåáîëüøîé ïîìèäîð,   1 ëîìòèê  ïîñòíîé  âåò÷èíû,  ìîëîêî —1/4 ñòàêàíà, ñëèâî÷íîå ìàñëî — 2 ñò. ëîæêè, ñîëü ïî âêóñó.

Ëóê ïàññèðîâàòü íà ñëèâî÷íîì ìàñëå, äîáàâèòü ìåëêî íàðåçàííûå ïîìèäîðû áåç êîæèöû è ïîñòíóþ âåò÷èíó, ïîñîëèòü, íåñêîëüêî ìèíóò òóøèòü ïîä êðûøêîé.

ßéöà âçáèòü ìèêñåðîì, äîáàâèòü ìîëîêî, ùåïîòêó ñîëè, òùàòåëüíî ïåðåìåøàòü. Ðàçäåëèòü ñìåñü íà 2 ÷àñòè è âûïå÷ü 2 îìëåòà íà ñìàçàííîé ñëèâî÷íûì ìàñëîì íàãðåòîé ñêîâîðîäå. Íà ïåðâûé îìëåò âûëîæèòü íà÷èíêó èç ëóêà, ïîìèäîðîâ è âåò÷èíû, ïîñûïàòü òåðòûì ñûðîì è íàêðûòü äðóãèì îìëåòîì.

ßè÷íèöà ñ êîëáàñîé

ßéöà — 2 øò., âàðåíàÿ êîëáàñà —  òîíåíüêèé êóñî÷åê, ìàñëî ñëèâî÷íîå — 2 ÷. ëîæêè, ðàñòâîð ñîëè — 1/2 ÷. ëîæêè.

Êîëáàñó î÷èñòèòü îò îáîëî÷êè è íàðåçàòü êóñî÷êàìè, âûëîæèòü íà ãîðÿ÷óþ ñêîâîðîäó ñ ìàñëîì è ñëåãêà îáæàðèòü. ßéöà âûëèòü â ïîñóäó è ñëåãêà ïåðåìåøàòü ñ ðàñòâîðîì ñîëè, âûëîæèòü íà ñêîâîðîäêó ñ êîëáàñîé è æàðèòü äî çàãóñòåíèÿ.

Ôàðøèðîâàííûå ÿéöà

Êóðèíûå ÿéöà ñâàðèòü âêðóòóþ, ðàçðåçàòü âäîëü, âûíóòü æåëòîê.  îáðàçîâàâøóþñÿ ëóíêó ïîëîæèòå íà÷èíêó. Ñâåðõó ÿéöà óêðàñèòü ëèñòèêàìè çåëåíè Ìîæíî ñíÿòü íîæîì ó ÿéöà ìàêóøå÷êó,  àêêóðàòíî óäàëèòü æåëòîê, íàôàðøèðîâàòü ÿéöî è îäåòü ñâåðõó «øëÿïêó» èç ïîëîâèíêè ïîìèäîðà.

Íà÷èíêè, ðåêîìåíäóåìûå äëÿ ÿèö ôàðøèðîâàííûõ:

  • Âàðåíûé ðèñ â ðàâíûõ ïðîïîðöèÿõ ñìåøàòü ñ ðàçìåëü÷åííûì êîíñåðâèðîâàííûì ëîñîñåì, çàïðàâèòü ñìåòàíîé.
  • Êàðòîôåëüíîå ïþðå ñìåøàòü ñ ïðîïóùåííûì ÷åðåç ìÿñîðóáêó âàðåíûì ìÿñîì èëè ïå÷åíüþ è ìåëêî íàðåçàííûì ïàññèðîâàííûì íà ñëèâî÷íîì ìàñëå ëóêîì.
  • Ïîìèäîðû è ñëàäêèé ïåðåö îáäàòü êèïÿòêîì, î÷èñòèòü, î÷åíü ìåëêî íàðåçàòü, ñìåøàòü ñ òåðòûì ñûðîì,  çàïðàâèòü ñìåòàíîé.

ßè÷íûé ðóëåò ñ ðèñîì

ßéöà — 3 øò., ðèñ — 2 ñò. ëîæêè, ìîëîêî — 1/2 ñòàêàíà, ìóêà ïøåíè÷íàÿ — 1 ñò. ëîæêà, ìàñëî ñëèâî÷íîå — 1 ñò. ëîæêà, ëóê çåëåíûé ïî âêóñó, ðàñòâîð ñîëè —1 ÷. ëîæêà.

Æåëòêè ðàñòåðåòü ñ ìîëîêîì è ìóêîé. Áåëêè âçáèòü â ïåíó è ñìåøàòü ñ æåëòêàìè. Ïîëó÷èâøóþñÿ ìàññó âûëèòü íà ñêîâîðîäó, ñìàçàííóþ ìàñëîì, è çàïå÷ü â äóõîâêå.

Ðèñ îòâàðèòü, ñìåøàòü ñ çåëåíûì ëóêîì, ÷åòâåðòèíêîé ïîðóáëåííîãî êðóòîãî ÿéöà. Ôàðø èç ðèñà Ïîëîæèòü íà ãîòîâûé ÿè÷íûé ïëàñò è çàâåðíóòü â âèäå ðóëåòà. ßè÷íûé ðóëåò ìîæíî ïðèãîòîâèòü òàêæå ñ ôàðøåì èç êàïóñòû, ìîðêîâè ñ ÿéöàìè.

ßéöà ñ êàðòîôåëüíûì ïþðå

ßéöî — 1 øò., êàðòîôåëü — 1 øò , ìàñëî ñëèâî÷íîå — 2 ÷. ëîæêè, ìîëîêî — 1 ñò. ëîæêà, ñûð —1 ÷. ëîæêà, ðàñòâîð ñîëè — 1/2 ÷. ëîæêè.

Êàðòîôåëü èñïå÷ü â äóõîâêå, âûíóòü ëîæêîé ñåðåäèíó, òùàòåëüíî ðàçìÿòü âèëêîé, ñìåøàòü ñ ïîëîâèíîé ñëèâî÷íîãî ìàñëà, äîáàâëÿÿ ãîðÿ÷åå ìîëîêî è ðàñòâîð ñîëè, è óëîæèòü â ãëóáîêóþ ñêîâîðîäó, ñìàçàííóþ ìàñëîì. Çàòåì ñäåëàòü â ïþðå óãëóáëåíèå, âëèòü â íåãî ñûðîå ÿéöî, ïîëèòü ÿéöî ðàñòâîðîì ñîëè è ïîñûïàòü òåðòûì ñûðîì, äîáàâèòü ðàñòîïëåííîå îñòàâøååñÿ ñëèâî÷íîå ìàñëî è çàïå÷ü â äóõîâêå.

Áóòåðáðîäû

Áóòåðáðîäû

Ñ 3 ëåò äåòÿì ìîæíî äåëàòü áóòåðáðîäû. Íàðåçàííûé ëîìòèêàìè õëåá ëþáîãî ñîðòà íàìàçàòü ñëèâî÷íûì ìàñëîì, ïîâåðõ íåãî ïîëîæèòü êóñî÷åê õîëîäíîãî ìÿñà, ðûáû, âåò÷èíû, êîëáàñû, ñûðà èëè ñåëåäêè. Ìîæíî ãîòîâèòü çàêðûòûå áóòåðáðîäû ñ òåìè æå ïðîäóêòàìè, ÷òî è îáû÷íûå áóòåðáðîäû.

Âàðåíèêè ëåíèâûå

Òâîðîã — 5 ñò. ëîæåê, ïøåíè÷íàÿ ìóêà — 1 ñò. ëîæêà, ñëèâî÷íîå ìàñëî —1÷. ëîæêà, 1/2 ÿéöà, ñàõàð — 1 ÷. ëîæêà, ñìåòàíà — 1 ñò. ëîæêà, ùåïîòêà ñîëè.

Ñìåøàòü âñå èíãðåäèåíòû, èç ïîëó÷èâøåãîñÿ òåñòà ñêàòàòü äëèííûå æãóòèêè, îáâàëÿòü èõ â ìóêå è íàðåçàòü êóñî÷êàìè. Âàðåíèêè ìîæíî ïðèãîòîâèòü ñ âå÷åðà è óáðàòü â ìîðîçèëêó. Óòðîì âàðåíèêè ïîëîæèòü â êèïÿùóþ âîäó è âàðèòü, ïîêà íå âñïëûâóò (îê. 5 ìèí.).

Ïîäàâàòü âàðåíèêè ìîæíî ñ äæåìîì, ñãóùåííûì ìîëîêîì.

Ñàëàòû

Ñàëàò èç êàáà÷êà

Êàáà÷îê— 100 ã, 1/3 êèñëîãî ÿáëîêà, 1/2 ìàðèíîâàííîãî îãóðöà, ñìåòàíà — 1 ñò. ëîæêà.

Êàáà÷îê âûìûòü, î÷èñòèòü, íàòåðåòü íà êðóïíîé òåðêå. ßáëîêî è îãóðåö âûìûòü, î÷èñòèòü, íàøèíêîâàòü, ñìåøàòü ñ êàáà÷êîì, çàïðàâèòü ñìåòàíîé.

Ñàëàò ëåòíèé

Ñàëàò — 8—10 ëèñòèêîâ, ÿéöî— ½ øò., ñìåòàì íà— 1,5 ñò. ëîæêè, ðàñòâîð ñîëè— ¼ ÷. ëîæêè,  óêðîï íà êîí÷èêå íîæà.

Çåëåíûé ñàëàò ïåðåáðàòü, ðàçäåëèòü íà îòäåëüíûå ëèñòüÿ, ïðîìûòü 2—3 ðàçà â áîëüøîì êîëè÷åñòâå õîëîäíîé âîäû, îáäàòü îõëàæäåííîé êèïÿ÷åíîé âîäîé è ïåðåëîæèòü íà ðåøåòî èëè äóðøëàã. Ïåðåä åäîé ðàçðåçàòü êðóïíûå ëèñòüÿ ñàëàòà íà 3—4 ÷àñòè. Ñâàðåííûé âêðóòóþ æåëòîê ìåëêî ïîðóáèòü, ñìåøàòü ñî ñìåòàíîé, ðàñòâîðîì ñîëè è ñàõàðíûì ñèðîïîì. Ñàëàò çàïðàâèòü, ïîñûïàòü ìåëêî íàðåçàííûì óêðîïîâ è ÿè÷íûì áåëêîì.

Читайте также:  Вязание спицами свитера для ребенка 4 года

Ñàëàò çåëåíûé ñ îãóðöàìè

Îãóðåö—  ½ øò., ñàëàò— 3—4 ëèñòî÷êà, ñìåòàíà — 1 ñò. ëîæêà, ðàñòâîð ñîëè — ¼  ÷. ëîæêè.

Ëèñòüÿ ìîëîäîãî ñàëàòà îòäåëèòü îò ÷åðåøêîâ, òùàòåëüíî ïðîìûòü íåñêîëüêî ðàç â õîëîäíîé âîäå, ïåðåëîæèòü íà ðåøåòî. Îãóðåö âûìûòü, î÷èñòèòü, íàðåçàòü êóáèêàìè, ñìåøàòü ñ ñàëàòîì, çàïðàâèòü ïåðåä åäîé ñìåòàíîé è ðàñòâîðîì ñîëè.

Ñàëàò èç ñâåæåé êàïóñòû

Êàïóñòíûé ëèñò — 1/4, ÿáëîêî — 1/4, ñàõàðíûé ïåñîê — 1/4 ÷. ëîæêè, ñìåòàíà — 1÷. ëîæêà, ëèìîííûé ñîê ïî âêóñó.

Áåëûé êðåïêèé ëèñò êàïóñòû âûìûòü, íàòåðåòü íà òåðêå, ñáðûçíóòü ëèìîííûì ñîêîì. ßáëîêî âûìûòü, î÷èñòèòü, íàòåðåòü íà òåðêå, ñìåøàòü ñ êàïóñòîé. Ñàëàò çàïðàâèòü ñàõàðîì è ñìåòàíîé.

 ñàëàò ìîæíî äîáàâèòü òàêæå òåðòóþ ñûðóþ ìîðêîâü.

Ðåêîìåíäóåòñÿ äëÿ äåòåé îò Ç ëåò.

Ñàëàò èç çåëåíè

Êàðòîôåëü — 1 øò., ïîìèäîð — ½  øò., îãóðåö — ¼  øò., ñàëàò çåëåíûé— 2—3 ëèñòèêà, ÿéöî — ¼  øò., ñìåòàíà — 1 ñò. ëîæêà, ðàñòâîð ñîëè — ½  ÷. ëîæêè, ùåïîòêà óêðîïà.

Êàðòîôåëü î÷èñòèòü, ñâàðèòü, îãóðöû è ïîìèäîðû íàðåçàòü íåáîëüøèìè òîíêèìè ëîìòèêàìè, çåëåíûé ëóê òîíêî íàøèíêîâàòü, à ëèñòüÿ çåëåíîãî ñàëàòà ïîñëå óäàëåíèÿ ñòåáëåé è ÷åðåøêîâ ðàçðåçàòü íà 2-3 ÷àñòè. ßéöî ñâàðèòü âêðóòóþ, áåëîê ìåëêî ïîðó÷èòü, æåëòîê òùàòåëüíî ðàñòåðåòü è ñìåøàòü ñî ñìåòàíîé.   Ïîäãîòîâëåííûå îâîùè çàïðàâèòü ðàñòâîðîì ñîëè è ñìåòàíîé, ñìåøàííîé ñ æåëòêîì, óëîæèòü íà òàðåëêó èëè â ñàëàòíèê.

Ñàëàò èç çåëåíîãî ëóêà

Çåëåíûé ëóê —  2-3 ïåðà, ÿéöî —   1/4 øò., ðàñòèòåëüíîå ìàñëî (ñìåòàíà) — 1÷. ëîæêà

Ïåðî çåëåíîãî ëóêà âûìûòü, íàðåçàòü î÷åíü ìåëêî. ßéöî ñâàðèòü âêðóòóþ, ìåëêî ïîðóáèòü, ñìåøàòü åãî ñ ëóêîì. Çàïðàâèòü ñàëàò ðàñòèòåëüíûì ìàñëîì èëè ñìåòàíîé.

Ðåêîìåíäóåòñÿ äëÿ äåòåé îò 3 ëåò.

Ñàëàò èç êàðòîôåëÿ ñ ïîìèäîðàìè

Êàðòîôåëü — 1 øò., ïîìèäîð — ½  øò., ñìåòàíà — 1 ñò. ëîæêà, ÿéöî — ¼  øò., ðàñòâîð ñîëè — ½  ÷. ëîæêè, ùåïîòêà óêðîïà.

Êàðòîôåëü ïðîìûòü, ñâàðèòü íà ïàðó, î÷èñòèòü, íàðåçàòü ëîìòèêàìè. Ïîìèäîð âûìûòü, îïóñòèòü íà 2 ìèí. â ïîñóäó ñ êèïÿòêîì, ñíÿòü êîæèöó, íàðåçàòü ëîìòèêàìè è óäàëèòü ñåìåíà. Óëîæèòü êàðòîôåëü âïåðåìåøêó ñ ïîìèäîðàìè â ñàëàòíèê, âëèòü ðàñòâîð ñîëè, ïîëèòü ñìåòàíîé, ïîñëå ÷åãî ïîñûïàòü ñâàðåííûì âêðóòóþ è ìåëêî ïîðóáëåííûì ÿéöîì. Ñâåðõó ñàëàò ïîñûïàòü óêðîïîì.

Ñàëàò èç îâîùåé ñ ìÿñîì

Ìÿñî âàðåííîå (ãîâÿäèíà, êóðèöà)— 40 ã, êàðòîôåëü — ½  øò., îãóðåö (ñîëåíûé èëè ñâåæèé) — ¼   øò., ìîðêîâü— ¼ øò., ÿéöî— ¼ øò., ÿáëîêî— ¼ øò., ëèñòèêè ñàëàòà — 2—3 øò., ñìåòàíà — 1 ñò. ëîæêà, ðàñòâîð ñîëè — ½  ÷. ëîæêè.

Âàðåíóþ è îõëàæäåííóþ ãîâÿäèíó èëè ìÿñî ïòèöû íàðåçàòü íà òîíêèå ëîìòèêè. Íàðåçàòü âàðåíûé î÷èùåííûé êàðòîôåëü, îãóðåö è î÷èùåííîå îò êîæèöû è ñåìåííîé êîðîáî÷êè ÿáëîêî. Ëèñòüÿ çåëåíîãî ñàëàòà ïåðåáðàòü, âûìûòü è ðàçðåçàòü íà 3—4 ÷àñòè. Ïîëîæèòü âñå èíãðåäèåíòû â ïîñóäó, äîáàâèòü ñìåòàíó, ðàñòâîð ñîëè è àêêóðàòíî ïåðåìåøàòü. Óëîæèòü â ñàëàòíèê èëè íà òàðåëêó è óêðàñèòü êðóæî÷êàìè âàðåíîãî ÿéöà, ëîìòèêàìè ìÿñà, ëèñòüÿìè çåëåíîãî ñàëàòà, êðóæî÷êàìè îãóðöà.

Ìÿñíûå áëþäà

Çàïåêàíêà ìÿñíàÿ

Ìÿñî — 100 ã, êàïóñòà áåëîêî÷àííàÿ — 5— 7 ëèñòîâ, ìàñëî ñëèâî÷íîå —2 ÷. ëîæêè, ëóê ðåï÷àòûé — 1/8 ãîëîâêè, ìîëîêî— 1/4 ñòàêàíà, âîäà— 1/4 ñòàêàíà, 1/2 ÿéöà, ñîëü ïî âêóñó.

Âàðåíîå ìÿñî ñ ìåëêî íàðóáëåííûì ëóêîì ïðîïóñòèòü ÷åðåç ìÿñîðóáêó. Êàïóñòó ìåëêî íàøèíêîâàòü, ïîëîæèòü â êàñòðþëþ, çàëèòü ãîðÿ÷åé âîäîé è òóøèòü íà ñëàáîì îãíå 15 ìèí. Ïîëîæèòü â êàïóñòó ñëèâî÷íîå ìàñëî, ïðîâåðíóòîå ìÿñî, âëèòü õî­ëîäíîå ìîëîêî, ïîñîëèòü, äîáàâèòü âçáèòîå ÿéöî. Ôàðø ïåðåìåøàòü, âûëîæèòü â ñìàçàííóþ ìàñëîì ôîðìó è ïîñûïàòü ìóêîé. Ñâåðõó çàïåêàíêó ñìàçàòü ÿéöîì, ñìåøàííûì ñ ìîëîêîì, è ïîñòàâèòü â äóõîâêó íà 30 ìèí. Ïîñûïàòü çåëåíüþ, ïîäàâàòü ñî ñìåòàíîé.

Ìÿñíàÿ çàïåêàíêà ñ êàïóñòîé è ìàêàðîíàìè

Îòâàðíîå ìÿñî — 30 ã, ìàêàðîíû — 30 ã, êàïóñòà áåëîêî÷àííàÿ— 80 ã, ðåï÷àòûé ëóê— 5 ã, ñëèâî÷íîå ìàñëî —1÷. ëîæêà.

Ìàêàðîíû îòâàðèòü, îñòàâèòü íà 20 ìèí. â ãîðÿ÷åé âîäå, çàòåì âîäó ñëèòü. Êàïóñòó íàøèíêîâàòü, îòâàðèòü îòäåëüíî â ïîäñîëåííîé âîäå, äàòü âîäå ñòå÷ü. Ëóê ïàññèðîâàòü íà ñëèâî÷íîì ìàñëå. Ìÿñî ïðîïóñòèòü ÷åðåç ìÿñîðóáêó èëè èçìåëü÷èòü áëåíäåðîì. Ñìåøàòü êàïóñòó, ìàêàðîíû, ëóê, ìÿñî. Âûëîæèòü â ñìàçàííóþ ìàñëîì ôîðìó, ïîñûïàòü òåðòûì ñûðîì è çàïå÷ü â äóõîâêå.

Ìÿñíûå çðàçû

Ìÿñíîé ôàðø — 70 ã, âàðåíûé ðèñ — 1 ñò. ëîæêà, ëóê — 5 ã, 1/4 âàðåíîãî ÿéöà, ìàñëî äëÿ æàðêè, ñìåòàíà — 1 ÷. ëîæêà.

Ïðèãîòîâèòü íà÷èíêó: ëóê è âàðåíîå ÿéöî ìåëêî ïîðóáèòü, ñìåøàòü ñ ðèñîì. Ìÿñíîé ôàðø ðàçìÿòü â âèäå ëåïåøêè, â ñåðåäèíó ïîëîæèòü íà÷èíêó, êðàÿ ñîåäèíèòü, çàùèïàòü. Ëåïåøêó îáæàðèòü, ïîëèòü ñìåòàíîé è çàïåêàòü â äóõîâêå 10—20 ìèí.

 êà÷åñòâå íà÷èíêè äëÿ çðàç ìîæíî èñïîëüçîâàòü ãðå÷íåâóþ êàøó, ïåðåìåøàííóþ ñ ëóêîì.

Ïëîâ èç êóðèöû

Êóðèíîå ôèëå — 140 ã, ðèñ — 45 ã, ëóê ðåï÷àòûé — 15 ã, ìàñëî ñëèâî÷íîå — 10 ã, ìîðêîâü — 30 ã, èçþì — 15 ã, áóëüîí èëè âîäà — 100 ã.

Ðèñ ïåðåáðàòü, ïðîìûòü, çàìî÷èòü â õîëîäíîé ïîäñîëåííîé âîäå íà 2 ÷àñà. Êóðèöó íàðåçàòü êóáèêàìè, îáæàðèòü äî îáðàçîâàíèÿ çîëîòèñòîé êîðî÷êè. Ëóê î÷èñòèòü, ìåëêî íàðåçàòü, ïàññèðîâàòü â ìàñëå. Ìîðêîâü âûìûòü, î÷èñòèòü, íàòåðåòü íà êðóïíîé òåðêå, ñëåãêà ïàññèðîâàòü. Èçþì ïåðåáðàòü, õîðîøî ïðîìûòü. Îáæàðåííîå êóðèíîå ìÿñî ñîåäèíèòü ñ ïîäãîòîâëåííûìè îâîùàìè, âëèòü ãîðÿ÷óþ âîäó èëè áóëüîí, äîâåñòè äî êèïåíèÿ, çàòåì äîáàâèòü ðèñ è âàðèòü äî çàãóñòåíèÿ. Ïîëîæèòü â ïëîâ èçþì, äîâåñòè áëþäî äî ãîòîâíîñòè íà âîäÿíîé áàíå.

Ðûáíûå áëþäà äëÿ äåòåé

Òðåñêà îòâàðíàÿ

Òðåñêà—  100 ã, ìîðêîâè, ñåëüäåðåÿ, ëóêà ðåï÷àòî­ãî — ïî 20  ã, ïó÷îê çåëåíè, ñîëü ïî âêóñó.

Ïðèãîòîâèòü áóëüîí èç ìîðêîâè, ñåëüäåðåÿ, ëóêà ñ äîáàâëåíèåì ñîëè. Ðûáó î÷èñòèòü, ðàçðåçàòü íà êóñêè è âàðèòü â îâîùíîì îòâàðå ñ ïó÷êîì çåëåíè 20—25 ìèí.

Ðûáà, òóøåííàÿ íà ïàðó

Ðûáà (ñóäàê, ùóêà, òðåñêà)— 200 ã, óêðîï, ïåòðóøêà, ñîëü — ïî âêóñó, îâîùíîé áóëüîí èëè âîäà — 250 ã.

Ðûáó ïîðåçàòü íà êóñêè, íàñóõî âûòåðåòü, íàòåðåòü ñîëüþ è ïîëîæèòü íà ïàðîâóþ âñòàâêó îò ïàðîâàðêè èëè äóðøëàã, ïîñûïàòü óêðîïîì è ïåòðóøêîé. Âñêèïÿòèòü â êàñòðþëå, ê êîòîðîé ïîäõîäèò ïàðîâàÿ âñòàâêà, 250 ìë îâîùíîãî áóëüîíà èëè âîäû, âñòàâêó ñ ðûáîé ïîìåñòèòü âíóòðü, êàñòðþëþ íàêðûòü êðûøêîé è òóøèòü ðûáó äî ãîòîâíîñòè, ïåðåâåðíóâ çà ýòî âðåìÿ 1 ðàç.

Ðûáíîå ðàãó

Ôèëå ðûáû (òðåñêè, ïèêøè, ñóäàêà) — 500 ã, êàðòîôåëü — 500 ã, âîäà èëè ãîòîâûé ðûáíûé áóëüîí — 1,5 ë, êàðòîôåëüíûé êðàõìàë— 2 ñò. ëîæêè.

Êàðòîôåëü î÷èñòèòü, âûìûòü, ïîðåçàòü êóáèêàìè è ïîëîæèòü â êàñòðþëþ ñ âîäîé èëè ãîòîâûì ðûáíûì áóëüîíîì, çàêðûòü êðûøêîé, äîâåñòè äî êèïåíèÿ è âàðèòü 20 ìèí. Êàðòîôåëüíûé êðàõìàë ðàçâåñòè â íåáîëüøîì êîëè÷åñòâå âîäû, äîáàâèòü ê êàðòîôåëþ,  êèïÿòèòü âñå äî òåõ ïîð,  ïîêà æèäêîñòü íå ñòàíåò âÿçêîé.

Ðûáó âûìûòü õîëîäíîé âîäîé, íàñóõî âûòåðåòü, è ïîðåçàòü êóñî÷êàìè è ñî âñåõ ñòîðîí ïîñûïàòü ñîëüþ. Êóñî÷êè ðûáû ïîëîæèòü â êàñòðþëþ ñ êàðòîôåëåì è ãîòîâèòü îêîëî 5 ìèí. íà ìåäëåííîì îãíå.

Êîëè÷åñòâî êàðòîôåëÿ ìîæíî ñîêðàòèòü äî 200 ã è äîáàâèòü 2 ìîðêîâè èëè 1 ñòåáåëü ëóêà-ïîðåÿ, ïîðåçàííûå ëîìòèêàìè è êîëüöàìè, êîòîðûå ãîòîâèòü âìåñòå ñ êàðòîôåëåì. Âìåñòî êàðòîôåëÿ ìîæíî èñïîëüçîâàòü öóêêèíè, ìîðêîâü, áðîêêîëè, áîëãàðñêèé ïåðåö, ôåíõåëü. Ãîòîâîå áëþäî ïîñûïàòü ïåòðóøêîé, óêðîïîì èëè ýñòðàãîíîì.

Ðûáà ïî-ìîñêîâñêè

Ðûáà — 500 ã, êàðòîôåëü — 500 ã, ðåï÷àòûé ëóê — 1 ãîëîâêà, ìóêà — 2 ñò. ëîæêè, ÿéöà — 2—3 øò., ñìåòàíà — 200 ã, ñîëü, ÷åðíûé ìîëîòûé ïåðåö, çåëåíü — ïî âêóñó.

Ðûáó âûïîòðîøèòü, î÷èñòèòü, îòäåëèòü ôèëå îò êîñòåé, îáâàëÿòü â ìóêå, ñìåøàííîé ñ ñîëüþ, îáæàðèòü ñ äâóõ ñòîðîí. Êàðòîôåëü íàðåçàòü êðóæêàìè, îáæàðèòü ñ îáåèõ ñòîðîí. Ëóê íàðåçàòü êðóæêàìè, îáâàëÿòü â ìóêå, îáæàðèòü ñ îáåèõ ñòîðîí, ïîñîëèòü. ßéöà ñâàðèòü âêðóòóþ, íàðåçàòü êðóæêàìè. Íà ïðîòèâåíü èëè ìåòàëëè÷åñêîå áëþäî ïîëîæèòü ñëîé êàðòîôåëÿ, íà íåãî ñëîé ðûáíîãî ôèëå, íà ðûáó ïîëîæèòü êàðòîôåëü, ëóê, ÿéöà, ñëåãêà ïîñîëèòü, ïîïåð÷èòü. Çàëèòü âñå ñìåòàíîé, çàïå÷ü â äóõîâêå äî îáðàçîâàíèÿ çîëîòèñòîé ðóìÿíîé êîðî÷êè.

Çàïåêàíêè, áëèí÷èêè, îëàäüè

 Çàïåêàíêà êàðòîôåëüíàÿ

Êàðòîôåëü— 1 êã, áåêîí (âåò÷èíà)— 200 ã, òâ