Ребенок засыпал самостоятельно 4 года
Как уложить ребенка спать — научить его засыпать самостоятельно! В возрасте 3-4 лет он обычно уже не нуждается в «помощи» при засыпании. Речь идет лишь о привычке. Большинство детей имеют большую выдержку. Они способны препятствовать сну. Поэтому очень важны вечерние ритуалы. Остановите все активные игры. Отдайте предпочтение успокаивающим действиям, расслабляющей атмосфере. Забудьте о битве подушками! Соблюдайте регулярное время отхода ко сну.
Расслабиться малышу поможет купание, чистка зубов, чтение сказки или колыбельная. Делайте это каждый день. Ребенок привыкнет к такой рутине. Она подскажет, что приближается время отдыха. Это поможет легче заснуть. Конечно, если малыш привык спать с вами, процесс будет более длительным и утомительным. Важно не останавливаться.
Есть несколько советов специалистов о том, как уложить ребенка спать. Рассмотрим их.
Совет №1: Спальные ритуалы
Заведите вечерние ритуалы, и шаг за шагом соблюдайте их вместе с ребенком. Например: игра перед ужином → ужин → купание → пижама → чистка зубов → сказка. Позвольте малышу выбрать плюшевую игрушку, с которой он будет спать, спойте ему колыбельную. Это будет сигнал, что пора засыпать. Над кроватью можно повесить вращающийся знак, где вместо солнца будет появляться луна.
С четким набором правил ребенок быстро освоит спальные ритуалы, вскоре сможет соблюдать их сам. Посредством таких ритуалов он обретет чувство порядка, безопасности и даже укрепит уверенность в себе.
Совет №2: Регулярность
Выполнив спальные ритуалы 1-2 раза, а в третий раз пропустив их, вы вряд ли достигнете желаемых результатов. Установив их, соблюдайте регулярность, последовательность. Очень скоро вы пожнете плоды успеха. Составленный режим должен проводиться каждый день примерно в одно и то же время.
Обратите внимание на информацию, усваиваемую малышом, причем, не только перед сном. Беспокойство при просмотре телевизоре, долгие просмотры неподходящих программ, часы, проведенные за компьютером, вряд ли помогут уснуть. Наоборот, прогулка перед ужином или участие ребенка в приготовлении пищи будет полезно для всей семьи.
Совет №3: Дневное расписание
Уложить 3-4-летнего ребенка вечером спать будет проще при составлении полного дневного расписания. Каждый вечер в кругу семьи запланируйте следующий день. Сделайте акцент на необходимых вещах и действиях, важных для ребенка. Например:
· утром в детский сад – на машине с папой;
· после обеда из детского сада – на автобусе с мамой;
· дома – покормить питомца;
· на ужин – приготовить блины;
· послушать сказку на ночь.
Дети любят рутину. Она дает им чувство защищенности и безопасности, повышает их уверенность. Планируя, вы достигнете лучших результатов, поставите семейную программу на первое место. Это принесет больше спокойствия, как днем, так и вечером.
Совет №4: Метод Эстивиля
Есть много подсказок и инструкций о том, как уложить ребенка спать. Относительно распространенным является метод Эстивиля, имеющий, как противников, так и сторонников. Это метод контролируемого плача, который подробно описан в книге Э. Эстивиля «Детская бессонница». Этот метод, согласно автору, должен помочь малышу заснуть и спать всю ночь без пробуждений. Доказана его 96% успешность.
Процесс:
· Решение. Как только решите приучить ребенка засыпать самостоятельно, не отступайте. Помните, что настоящего идеального времени никогда не бывает. Наоборот, всегда есть причина отложить это действие. Объясните свой мотив всем членам семьи.
· Терпение. Вооружитесь горой терпения. Без него ничего не получится. Может пройти неделя или больше, прежде чем ребенок научится засыпать в одиночестве.
· Условия. Соблюдайте условия сна. Попробуйте различить день и ночь. При дневном сне не затягивайте шторы или жалюзи. Ночь – это время тьмы и тишины. Откажитесь даже от тусклого света или ночника. Подготовьте к кровати вещи, которые ребенок желает иметь при себе (плюшевого мишку, любимую машинку). Покажите ему, что все находится «на своем месте».
· Волшебное слово. Придумайте волшебное предложение или слово. Возможно, придется повторять его несколько раз за ночь, поэтому выбирайте хорошо запоминающийся и произносимый вариант. Например: «Ты большой мальчик. Ты можешь спать один в своей кровати. Вот твой плюшевый мишка. Спи спокойно всю ночь». Говорите спокойно, но твердо. Ребенок должен понять, что вы говорите серьезно.
· Плач. Абсолютно ясно, что, как только вы закроете дверь или мгновение спустя, малыш начнет плакать. Он будет требовать вашего присутствия, и использует все доступные методы для достижения своей цели. Чем старше ребенок, тем он изобретательнее и настойчивее. Будьте сильными, игнорируйте крики (в разумных мерах, учитывая безопасность и здоровье малыша). Войдите в комнату, произнесите волшебное предложение, погладьте его, выйдите. Не кричите, не ругайте ребенка!
Исследования, проведенные в скандинавских странах, показали, что дети, имеющие определенный режим, быстрее засыпают, раньше встают и реже просыпаются ночью. Устанавливая спальные ритуалы, вы вносите вклад в качество детского сна, обеспечиваете спокойный вечер, достаток времени для себя.
Любите и развивайте детей, если статья была для Вас полезной — ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, всем добра =)
Дзен | О Детях!
Источник
Сон это большая и очень важная часть жизни человека, занимающая одну треть всего существования. Но все дети индивидуальны и требуют разного подхода к себе. Для одного ребенка достаточно ласкового слова мамы, чтобы он уснул, а другого необходимо месяц и больше приучать к режиму дня.
Как научить ребенка засыпать самостоятельно: основы
Сон имеет две фазы как у взрослого человека, так и у ребенка. Одна фаза быстрая, в этой фазе и снятся сны, а вторая медленная, сны в этой фазе не снятся. Между этими фазами всегда есть промежутки, когда человек не спит. В это время он может поменять положение тела, поправить одеяло или подушку, малыш тоже будет переворачиваться с одного бока на другой, может и покапризничать, а если он не приучен к самостоятельному засыпанию, то проснется уже полностью.
К сведению! Фазы сна за всю ночь меняются 10-12 раз.
Советы для хорошего сна:
- снизить активность перед засыпанием;
- проветрить помещение;
- соблюдать режим дня;
- убрать за час до сна все гаджеты.
Отсутствие навыка самозасыпания у ребенка это уже проблема как для родителей, так и для самого малыша. Ребенку одинаково необходим ночной и дневной сон. В зависимости от возраста продолжительность дневного и ночного сна различна.
Ребенку в 3-4 года необходим один послеобеденный и один ночной сон. Иногда дневной сон называют самым необходимым для роста ребенка, так как именно в этом сне быстрее происходят регенерационные процессы, закладываются новые нейронные связи.
Причины плохого сна
Если попытаться разобрать причины плохого самозасыпания, то следует уделить внимание определенным моментам.
Бурная двигательная активность ребенка перед сном
Не стоит играть или поддерживать очень активные игры перед сном.
К сведению! Стоит обратить внимание на уровень физической активности своего малыша. У всех он различен и зависит от многих причин. Уровень определяется генетическими и наследственными факторами.
Чрезмерная физическая активность ребенка сильно влияет на восприятие им окружающего мира, так как он не может сосредоточиться на чем-то одном и упускает важную информацию, малонаблюдателен.
Важно проводить активные игры с малышом до обеда, заканчивать их за час до сна, чтобы мышцы расслабились, стало ровным дыхание и сердцебиение.
Микроклимат в комнате, где спит ребенок
В идеальном варианте у ребенка должна быть своя спальная комната, где он приучен постоянно самостоятельно спать. Или свое постоянное спальное место с отдельной кроваткой.
К сведению! Кроватка должна соответствовать росту и массе тела, быть удобной, с хорошими матрасом, одеялом и подушкой. На этих вещах экономия не приветствуется, так как это половина успеха хорошего сна ребенка.
Освещение допускается очень мягкое и тусклое или его полное отсутствие, так как организм приспособлен спать только в темное время. Когда глаза определяют темноту, подают сигнал в мозг, и в организме начинает вырабатываться гормон мелатонин, который действует как снотворное, тем самым помогает уснуть. Когда создается в комнате полная темнота, мозг это воспринимает как наступление ночи.
Звуки в комнате, где спит малыш не громкие и резкие, а тихие, монотонные, без перепадов громкости.
Одним из необходимых требований быстрого засыпания ребенка является и свежий воздух в комнате, где малыш спит.
К сведению! Стоит обратить внимание на температуру воздуха в спальне. Она не должна быть выше 21-22 °С. Для ребенка это своеобразная аэротерапия. Повышенное содержание кислорода в свежем воздухе приводит к хорошему, качественному и продолжительному сну.
Режим для малыша 3-4 лет
Главное правило режима, перед тем, как обучить ребенка самостоятельному засыпанию – соблюдение временного интервала между занятиями, чтобы они проходили в одни и те же часы. И, если соблюдать распорядок дня с самого первого месяца жизни крохи, то это поможет ему обрести большое количество навыков к 3-4 годам, тем самым и привить навык самостоятельного засыпания.
В распорядок дня малыша входит:
- пробуждение;
- гигиенические процедуры;
- прием пищи;
- прогулка;
- игры;
- занятие с родителями;
- время поспать.
Главное, чтобы все эти мероприятия проходили ежедневно и в приблизительно одинаковое время. Постепенно, месяц за месяцем, ребенок подсознательно будет хотеть ложиться спать в одно и то же время. Самозасыпание будет наступать быстрее.
Просмотр телевизора и различных видеоигр на компьютере перед сном
Выключать телевизор и компьютер за час до сна – такое правило должно неукоснительно соблюдаться родителями. После просмотра мультфильмов или игр в на планшете или компьютере нервная система малыша старается переработать всю информацию, как зрительную, так и звуковую. Порой этот процесс затягивается, что и ведет к тому, что ребенок долго не может заснуть.
К сведению! Мозг пытается соединить все увиденное и услышанное, как пазлы. Тем самым создается все больше очагов возбуждения, что и мешает быстро уснуть.
Как научить ребенка спать
Ни один доктор не даст идеального рецепта самостоятельного засыпания, который бы работал для всех и на все случаи жизни. Если бы это случилось, это был бы революционный метод и, наверное, даже был бы достоин Нобелевской премии.
Существует много различных методов самостоятельного засыпания, но все они направлены на то, чтобы выработать у ребенка привычку самостоятельно засыпать уже с трех-четырех месяцев, то есть к третьему году он уже должен обладать данным навыком.
Игры и чтение
Когда родители постоянно находятся с малышом, они сами замечают: ребенок переутомился, начинает тереть глазки и капризничать – его надо укладывать спать, применяя или легкое укачивание, или чтение его любимой книжки и рассказ истории с хорошим окончанием.
Постоянный ритуал
Родители должны научить ребенка укладываться самостоятельно спать, обязательно умывшись и переодевшись в пижаму, а не ложиться в той одежде, в которой играл на улице или в комнате. Малышу следует научиться в три года ежедневно перед сном чистить зубы. В магазинах или в аптеках имеются детские зубные пасты и зубные щетки. В первые месяцы идти чистить зубы и умываться вместе, показать на собственном примере, как выполняются эти процедуры. Потом ребенок уже будет выполнять все сам.
Любимая игрушка
Можно разрешить укладывать с собой в кроватку мягкую игрушку, с которой чаще всего любит играть малыш, убеждая его, что и игрушка хочет спать. Режим дня для ребенка — своего рода ритуал. Насколько этот ритуал будет приятен и принят малышом, зависит от взрослых, находящихся рядом.
Соблюдая все вышеизложенные советы, проявляя терпение, родители обязательно смогут сформировать у своего малыша навык самозасыпания. Ребенок рождается на свет, как чистая книга, и что будет написано в этой литературе по его поведению, зависит только от родителей. Только их упорство поможет ему стать гармоничной личностью, умеющей управлять своими эмоциями.
Источник
Это довольно длинная статья, но информативная и без лишней воды. Здесь рассказаны выжимки из самых популярных методик по самостоятельному засыпанию.
Это о вас, и о тысячах других мам
Почти каждая мама, которая тратит большую часть своего дня на то, чтобы уложить ребенка спать, начинает интересоваться темой самостоятельного засыпания. Силы и эмоции на исходе, а нужно что-то делать. И она начинает в то время как ребенок засыпает «гуглить» и искать помощи в этом вопросе. Естественно она натыкается на профили в Instagram, где эксперты за немалые суммы рассказывают об общедоступных методиках СЗ. Конечно, такая мама готова на все! Узнали себя?
Не спишите списывать деньги с карты! Я уверен, что подробные разъяснения от экспертов могут стоить своих денег, но все-таки можно обойтись и без этого. Ниже я поделюсь с вами краткой сутью каждой из методик, которую могут преподавать на всевозможных курсах по самостоятельному засыпанию. Призываю вас сначала ознакомиться с ними, и если одна из них окажется вам близка, то вы сможете найти абсолютно бесплатно дополнительную информацию по имени автора или названию методики.
Самые популярные методики самостоятельного засыпания
Имеются два типа методик: жесткая и мягкая.
Жесткая — ребенок плачет, а родители игнорируют это. Обычно такие методики приносят результат быстрее.
Мягкая — когда ребенок плачет, родители помогают ему различными способами. На такие методики нужно больше времени.
Какой тип выберете вы, решать вам! Но скажу от себя, что жесткие методики мне абсолютно не импонируют. Я не могу смотреть на то, как плачет мой ребенок и не помочь ему.
- «Медленное отдаление» Ким Вэст. Мягкая методика. С 4-5 месяцев. Родители укладывают малыша как обычно, но прежде чем ребенок уснет, его нужно переложить в кроватку. Если ребенок начинает плакать, родитель помогает ему успокоиться — поглаживает, шипит и т.д. На начальном этапе придется помогать много, но постепенно помощь уменьшается до того момента, пока малыш не привыкнет и не начнет засыпать без нее.
- «Без слез» Элизабет Пэнтли. Мягкая методика. С 4 месяцев. Для начала необходимо в течение недели изменять ассоциацию на сон, к которой привык ребенок — укачивание, грудь, соска. Для этого нужно чтобы ребенок каждый раз засыпал по-разному — в коляске, в машине, иногда на груди и т.д. Когда ребенок становится сонным, его нужно перенести в кровать. По прошествии недели необходимо создать новые ассоциации для сна и сразу класть сонного малыша в кроватку. Данный способ лучше всего произвести сначала на дневном сне, и если у вас все получается, то можно пробовать на ночном сне. Автор методики советует завести вещь, с которой ребенок привыкнет засыпать. Ночью при первом писке не нужно сразу же бежать к малышу, притворитесь, что спите и слушайте его реакцию. Если все-таки пришлось дать грудь или бутылочку, то их необходимо забирать до того, как малыш уснет. Но при этом можно покачивать малыша, прижимать к себе, шипеть и т.д. Далее нужно сокращать укачивание, а после кормления сразу стараться класть его сонным в кровать, но будьте рядом. В последующие дни старайтесь не брать ребенка на руки, если он просыпается, а просто гладьте или шипите. Затем пробуйте отдаляться, но пусть ребенок слышит ваш голос.
- «Обнял — положил» Трейси Хогг. Мягкая методика. С 4-5 месяцев. Родителям необходимо делать обычный ритуал засыпания и укладывает ребенка в кроватку. Если ребенок начинает слегка плакать , то его нужно успокоить поглаживанием и шипением. Если ребенок плачет сильно, то нужно взять на руки, а после успокоения сразу уложить в кроватку. Процедуры и действия повторяются до того момента, пока ребенок не уснет. В первые дни придется успокаивать много раз, но чем дальше, тем меньше и через определенный период времени (индивидуальный) ребенок научится засыпать сам.
- «Метод интервалов» Фербер Эстивил. Жесткая методика. С 4-6 месяцев. Необходимо провести типичный ритуал перед сном и уложить ребенка в кровать. Если малыш удерживает родителя, то нужно успокоить его голосом и объяснить, что «папа или мама учат его засыпать». После этого нужно выйти из комнаты и выждать время: сначала 1 мин, в последующие разы 3-5 мин. Когда родитель возвращается, он не должен брать ребенка на руки, а лишь показать, что он рядом и все хорошо. Можно также погладить, пошикать и т.д., но не задерживаться более 2 мин. Затем нужно снова выйти и с каждым разом увеличивать интервал на 2-4 мин в день. Автор предлагает, что интервал можно увеличивать до 15 мин. Если малыш проснулся ночью, необходимо поступать также.
- «Cry it Out (CIO)» или «Выплачься и усни» Марк Вайсблут. Жесткая методика. С 6 месяцев. Провести обыкновенный ритуал перед сном и выйти из комнаты. Если ребенок плачет, полностью игнорировать до того момента, пока ребенок не уснет. Перед тем как воспользоваться этим методом, важно наладить режим сна, перейти на раннее укладывание, для того, чтобы малыш засыпал с большим уровнем мелатонина (гормона сна). Ребенок будет плакать несколько дней, после чего начнет засыпать сам.
- «Постепенное погашение» Трейси Хогг. Мягкая методика. С 1,5 — 2 лет. Провести типичный ритуал перед сном, уложить ребенка в кровать и выйти из комнаты назвав предлог — «Попить воды», «Выключить свет» и т.д. Выходить нужно сначала на 1 мин, а после увеличивать время отсутствия. Ребенок должен привыкнуть ждать возвращения родителя и постепенно учится засыпать сам.
У вас все получится!
Вы сами поймете, какая методика нужна вашему ребенку, т.к. никто не знает его лучше вас. Но нужно заметить, что все это не дается за один раз, необходимо постоянство, а также подготовка — режим сна. Также важно, чтобы у ребенка не было недосыпа, скачков роста, стресса от смены обстановки и т.д.
Источник
Äëÿ ìîèõ ïîäïèñ÷èêîâ, æäóùèõ ïîñòîâ î ñîáàêàõ — ÿ îòâëåêóñü ñîâñåì íåìíîãî, â êîììåíòàõ ïîîáåùàëà íàïèñàòü î ñâîåì îïûòå îáó÷åíèÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîìó çàñûïàíèþ.
Äàííûé ïîñò áóäåò ïîëåçåí äëÿ ðîäèòåëåé, ìàëåíüêèå äåòè êîòîðûõ èìåþò ïðîáëåìû ñî ñíîì — ìàëî è ïëîõî ñïÿò, ÷àñòî ïðîñûïàþòñÿ, äíåâíûå ñíû êîðîòêèå è ðåáåíîê íå âûñûïàåòñÿ, äëÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûì ïðèõîäèòñÿ óêà÷èâàòü, êàòàòü â êîëÿñêå, êàòàòü â ìàøèíå è óñòðàèâàòü ïðî÷èå òàíöû ñ áóáíàìè, ÷òîáû ðåáåíîê õîòü íåìíîãî ïîñïàë.
Ñ òàêîé ïðîáëåìîé ÿ ñòîëêíóëàñü ñî âòîðûì ðåáåíêîì. Ïåðâîãî áûëî ïðîáëåìàòè÷íî óëîæèòü, íî óæ åñëè ÿ åãî óëîæèëà — ÿ ìîãëà åãî ïåðåëîæèòü â äðóãîå ìåñòî, ìîãëà çàíèìàòüñÿ ñâîèìè äåëàìè, îí ñïàë ñòîëüêî, ñêîëüêî ïîëîæåíî è ïðîñûïàëñÿ îòäîõíóâøèì. À âîò ñî âòîðûì ïðèøëîñü ñëîæíåå â ýòîì ïëàíå.
Äî 4-õ ìåñÿöåâ îñîáûõ ïðîáëåì íå áûëî. Ïðàâäà, äíåì îí ïðàêòè÷åñêè íå ñïàë. Íî è íå êàïðèçíè÷àë — ëåæàë, ãëàçåë, àãóêàë.  íî÷ü óêëàäûâàëñÿ â 21.00, ïîòîì ïàðó ðàç ïðîñûïàëñÿ äëÿ êîðìëåíèÿ, è ñïàë äî óòðà. À âîò ïîñëå 4õ ìåñÿöåâ íà÷àëèñü ïðîáëåìû. Äíåì óëîæèòü ñïàòü åãî áûëî íåâîçìîæíî (íî ÿ è íå ïûòàëàñü, ýòî áûëî ìîåé îøèáêîé), à íî÷üþ ñòàë ñïàòü ïëîõî. Ïîñòîÿííî ïðîñûïàëñÿ, êàíþ÷èë, ïëàêàë, ïðè ýòîì åãî íè÷åãî íå áåñïîêîèëî. Ê 6 ìåñÿöàì îí ïåðåáðàëñÿ â íàøó ñ ìóæåì êðîâàòü. Ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî ìíå óæàñíî íàäîåëî ïî 10-15 ðàç ñîñêàêèâàòü íî÷üþ è óñïîêàèâàòü åãî. ß òîæå õîòåëà ñïàòü. ß ðåøèëà, ÷òî ìíå ïðîùå, åñëè ñûí áóäåò ïîä áîêîì. Íî òóò ÿ ïåðåñòàëà âûñûïàòüñÿ îêîí÷àòåëüíî, ò.ê. îñîçíàíèå òîãî, ÷òî ðåáåíîê â îäíîé ñî ìíîé ïîñòåëè, íå äàâàëî ìíå ïîãðóçèòüñÿ â ãëóáîêèé ñîí è êàê ñëåäóåò îòäîõíóòü ñàìîé. À äíåâíûå ñíû áûëè î÷åíü êîðîòêèìè — 30-40 ìèíóò. Ðåáåíîê ïðîñûïàëñÿ ñ êàïðèçàìè, âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ òîæå êàïðèçíè÷àë, ÷óâñòâîâàëîñü, ÷òî îí íå îòäîõíóë è íå âîññòàíîâèë ñèëû.
Êîãäà ðåáåíêó èñïîëíèëîñü 7 ìåñÿöåâ, ÿ ïîíÿëà, ÷òî ñèòóàöèÿ ñî ñíîì ìåíÿ êàòåãîðè÷åñêè íå óñòðàèâàåò. È ÿ íà÷àëà èñêàòü èíôîðìàöèþ. Íàòêíóëàñü â ñåòè íà ðàçëè÷íûõ ýêñïåðòîâ, ðàáîòàþùèõ ñ äåòñêèì ñíîì. ×èòàëà, ñîïîñòàâëÿëà ðàçëè÷íóþ èíôîðìàöèþ, àíàëèçèðîâàëà. Ñðàçó ñêàæó — åñëè áû ó ìåíÿ íà òîò ìîìåíò áûëà ìàòåðèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü çàïëàòèòü êîíñóëüòàíòó ïî ñíó, ÿ áû ýòî ñäåëàëà. Íî ñâîáîäíûõ 10-12 òûñÿ÷ ðóáëåé ó ìåíÿ íå áûëî â òîò ìîìåíò. Ïîýòîìó ÿ ðåøèëàñü äåéñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñåé÷àñ ìàòåðèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü åñòü, íî îòïàëà íåîáõîäèìîñòü, ò.ê. ÿ ñïðàâèëàñü ñàìà. Åñëè ìîé ïîñò ïîìîæåò è âàì — ÿ áóäó î÷åíü ðàäà. Íî åñëè âû ïî÷óâñòâóåòå, ÷òî íå óâåðåíû â ñâîèõ ñèëàõ, òî íå ïîæàëåéòå äåíåã íà êîíñóëüòàíòà. Åñëè áû ÿ îáðàòèëàñü ê êîíñóëüòàíòó, ÿ áû ìíîãèõ îøèáîê ñìîãëà èçáåæàòü, äåéñòâîâàëà áû áîëåå óâåðåííî, è, âåðîÿòíî, ðåçóëüòàò ïîëó÷èëà áû áûñòðåå.
Ìîåé îãðîìíîé îøèáêîé áûëî òî, ÷òî âñþ ïðî÷èòàííóþ èíôîðìàöèþ ÿ ïûòàëàñü ïðèìåíÿòü áåññèñòåìíî — ïîïðîáîâàëà îäíî, äðóãîå, òðåòüå — çà 1-2 ðàçà íå ïîìîãëî — ïåðåñêàêèâàëà íà ÷òî-òî äðóãîå. Íà ñàìîì äåëå, ïðè îáó÷åíèè ðåáåíêà ÑÇ (ñàìîñòîÿòåëüíîå çàñûïàíèå) âàæåí èìåííî êîìïëåêñíûé ïîäõîä è ñîáëþäåíèå âñåõ ðåêîìåíäàöèé ñïåöèàëèñòîâ.
Îáó÷åíèåì ÑÇ ìîæíî çàíèìàòüñÿ ñ 4-õ ìåñÿöåâ îò ÏÄÐ (ïëàíîâîé äàòû ðîäîâ).
1. Ðåæèì äíÿ
Ìàëåíüêèå äåòè ÷àñòî áûâàþò î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê ðåæèìó äíÿ. Âûñòðîèâ ïîñòîÿííûé ðåæèì äíÿ âû ïîëó÷èòå óïðàâëÿåìîãî, ìàëîêàïðèçíîãî, âûñïàâøåãîñÿ ðåáåíêà.
Ïðè âûñòðàèâàíèè ðåæèìà íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî â òå÷åíèå äíÿ ñóùåñòâóþò ïåðèîäû âðåìåíè, êîãäà ðåáåíêà óëîæèòü ëåã÷å. Ýòî ñâÿçàíî ñ ôèçèîëîãèåé ìàëûøà è âûðàáîòêîé â ýòè ïåðèîäû ãîðìîíà ñíà — ìåëàòîíèíà.
Ýòî ñ 8.00 äî 10.00, ñ 12.00 äî 14.00 è ñ 18.00 äî 20.00. Ñî ñâîèì ìëàäøèì ñûíîì ÿ î÷åíü õîðîøî ýòî ïðî÷óâñòâîâàëà. Äåéñòâèòåëüíî â ýòè ïåðèîäû óëîæèòü ðåáåíêà íàìíîãî ëåã÷å.
Êîëè÷åñòâî äíåâíûõ ñíîâ ïî âîçðàñòàì:
ñ 4-õ äî 8-ìè ìåñÿöåâ — 3 ñíà
ñ 8-ìè äî 18-òè ìåñÿöåâ — 2 ñíà
ñ 18-òè ìåñÿöåâ — 1 ñîí.
Âûñòðàèâàòü ðåæèì äíÿ íåîáõîäèìî ñ ïîäúåìà. Ïîñêîëüêó îáó÷åíèåì ÑÇ ÿ íà÷àëà çàíèìàòüñÿ óæå ïîñëå 8 ìåñÿöåâ, ó íàñ ðåæèì ñíîâ áûë ïðèìåðíî òàêîé:
6.30-7.00 — ïîäúåì
8.30-9.00 — 10.30-11.00 — ïåðâûé ñîí
13.00-13.30 — 14.30-15.00 — âòîðîé ñîí
18.30-19.30 — óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí.
Ñåé÷àñ ñûíó óæå 1 ãîä è 9 ìåñÿöåâ, è íàø ðåæèì âûãëÿäèò òàê:
7.00-7.30 — ïîäúåì
12.30 — 14.30-15.00 — äíåâíîé ñîí
19.00-19.30 — óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí.
Âûñòðàèâàÿ ðåæèì íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî çà 1,5-2 ÷àñà äî ñíà íóæíî èñêëþ÷èòü ïðîñìîòð ìóëüòèêîâ, òåëåâèçîðà, èãðû â ãàäæåòû è òàê äàëåå. Òî åñòü, âñå, ÷òî ñâÿçàíî ñî âçãëÿäîì íà ðàáîòàþùèé ýêðàí òåëåâèçîðà/êîìïüþòåðà/òåëåôîíà/ïëàíøåòà, ò.ê. ñèíÿÿ ïîäñâåòêà îêàçûâàåò âîçáóæäàþùåå äåéñòâèå íà íåðâíóþ ñèñòåìó ìàëûøà.
Òàêæå çà 1 ÷àñ äî óêëàäûâàíèÿ íåîáõîäèìî ïåðåéòè íà áîëåå ñïîêîéíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè. ß îáû÷íî ïðåäëàãàþ ñûíó ïîðèñîâàòü, ïîñòðîèòü èç êóáèêîâ, ïîèãðàòü êîíñòðóêòîðîì. Òî åñòü, òàêèå èãðû, êîãäà ðåáåíêó íå íàäî áóäåò áåãàòü, ïðûãàòü, êðè÷àòü è ò.ä.
2. Óáðàòü îòðèöàòåëüíûå àññîöèàöèè íà ñîí
Ýòî ìîãóò áûòü óêà÷èâàíèå, ïðûæêè íà ôèòáîëå, êàòàíèå â êîëÿñêå, êàòàíèå â ìàøèíå, ñîñêà, ãðóäü, áóòûëêà ñî ñìåñüþ — âñå, ñ ÷åì ïðèâûê çàñûïàòü ðåáåíîê, íî ïîñëå çàñûïàíèÿ ýòî ìîæåò ïðîïàñòü èëè èçìåíèòüñÿ.
ß óáèðàëà îòðèöàòåëüíûå àññîöèàöèè ïîñòåïåííî, ÿ ñåé÷àñ îïèøó âåñü êîìïëåêñ ìåð ïî ïîäãîòîâêå ê îáó÷åíèþ ÑÇ, è ÷óòü íèæå ðàñïèøó ïîðÿäîê, êàê äåéñòâîâàëà ÿ.
3. Ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ñíà
Ïîñêîëüêó ìàëåíüêèå äåòè åùå ñîâåðøåííî íå óìåþò óïðàâëÿòü ñîáîé, ñâîèìè ýìîöèÿìè è ñâîèì òåëîì, áûâàåò òàê, ÷òî äëÿ ñíà èì íóæíî ñîçäàòü îïðåäåëåííûå óñëîâèÿ.
Çàòåìíåííàÿ êîìíàòà — êîìíàòó, ãäå ñïèò ìàëûø, ëó÷øå ìàêñèìàëüíî çàòåìíèòü, ïîñêîëüêó äíåâíîé ñâåò ïðåïÿòñòâóåò âûðàáîòêå ãîðìîíà ñíà ìåëàòîíèíà. Î÷åíü õîðîøî äëÿ ýòîãî ïîäõîäÿò øòîðû áëýêàóò (íå ïðîïóñêàþùèå ñâåò ñîâñåì), ñåé÷àñ èõ áîëüøîé âûáîð, ëèáî ïðîñòî î÷åíü ïëîòíûå øòîðû.
Òåìïåðàòóðà âîçäóõà — â êîìíàòå íå äîëæíî áûòü æàðêî è íå äîëæíî áûòü õîëîäíî, ïåðåä ñíîì êîìíàòó ëó÷øå ïðîâåòðèòü.
Îäåæäà äëÿ ñíà — äîëæíà áûòü ñâîáîäíîé, íå èìåòü ëèøíèõ ðåçèíîê, ÷òîáû òåëî ìàëûøà îòäûõàëî ìàêñèìàëüíî.
Áåëûé øóì — èñòî÷íèê ìîíîòîííîãî çâóêà.  ìîåì âàðèàíòå ÿ îñòàíîâèëàñü íà çâóêå äîæäÿ. Áåëûé øóì ïîìîãàåò çàãëóøèòü áûòîâûå øóìû, è ïðè êðàòêîâðåìåííîì ïðîáóæäåíèè ïðè ïåðåõîäå èç îäíîé ôàçû ñíà â äðóãóþ ïîìîæåò ðåáåíêó ïåðåéòè â íîâóþ ôàçó ñíà è íå ïðîñíóòüñÿ ïðè ýòîì îêîí÷àòåëüíî. ß èñïîëüçóþ ãåíåðàòîð áåëîãî øóìà. Åñòü ïðèëîæåíèÿ äëÿ ñìàðòôîíîâ, íî ìíå íå íðàâèòñÿ ýòîò âàðèàíò, ò.ê. åñëè âî âðåìÿ äåòñêîãî ñíà êòî-òî ïîçâîíèò èëè ïðèäåò ñîîáùåíèå — çâóê ïðåðûâàåòñÿ.
4. Ðèòóàëû óêëàäûâàíèÿ
Ðèòóàë óêëàäûâàíèÿ — ýòî íàáîð äåéñòâèé, êîòîðûå áóäóò ïîâòîðÿòüñÿ èçî äíÿ â äåíü ïåðåä òåì, êàê óêëàäûâàòü ðåáåíêà ñïàòü. Ïåðåä äíåâíûì ñíîì ðèòóàë çàíèìàåò 5-10 ìèíóò, ïåðåä íî÷íûì — 15-20 ìèíóò. Ðèòóàë ìîæåò âêëþ÷àòü â ñåáÿ ðàçëè÷íûå äåéñòâèÿ è ìîæåò ìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ìàëûøà.
Íàïðèìåð, ó íàñ ïåðåä äíåâíûì ñíîì: ÷èòàåì êíèãó, ïåðåîäåâàåìñÿ â îäåæäó äëÿ ñíà, çàêðûâàåì øòîðû, âêëþ÷àåì áåëûé øóì, óêëàäûâàåìñÿ â êðîâàòêó.
Ïåðåä íî÷íûì ñíîì: ñîáèðàåì èãðóøêè, ïåðåîäåâàåìñÿ â îäåæäó äëÿ ñíà, óãîùàåì èãðóøå÷íóþ ñîáà÷êó ìîëî÷êîì è óêëàäûâàåì åå ñïàòü (êëàäó åå íà áîê íà ïîëêå), ïîòîì ñûí ïüåò ñâîþ ïîðöèþ ìîëîêà, ÿ â ýòî âðåìÿ çàêðûâàþ øòîðû, âêëþ÷àþ áåëûé øóì, âûêëþ÷àþ ñâåò. Êîãäà ñûí äîïèë ìîëîêî, óêëàäûâàþ åãî â êðîâàòêó (âîò òóò âàæíûé ìîìåíò — íóæíî, ÷òîáû ðåáåíîê íå çàñûïàë âî âðåìÿ åäû. Åñëè âû ïî ñâîåìó ðåáåíêó çíàåòå, ÷òî îí ìîæåò óñíóòü âî âðåìÿ åäû, òî ïðåäíî÷íîå êîðìëåíèå ñäâèíüòå ÷óòü ðàíüøå â ðèòóàëå, ÷òîáû ìåæäó êîðìëåíèåì è óêëàäûâàíèåì â êðîâàòêó áûëî åùå êàêîå-òî äåéñòâèå. ß ïðîñòî çíàëà, ÷òî ìîé íå çàñûïàåò âî âðåìÿ åäû, ïîýòîìó ïîñòàâèëà êîðìëåíèå ïîñëåäíèì äåéñòâèåì â ðèòóàëå).
5. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ ÑÇ
 èíòåðíåòå ìîæíî íàéòè êó÷ó ðàçíûõ ìåòîäîâ ñ ñàìûìè ðàçíûìè íàçâàíèÿìè. Íî òàê èëè èíà÷å, âñå ýòè ìåòîäèêè ìîæíî ñãðóïïèðîâàòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:
— ïî Ñïîêó (ñàìûé æåñòêèé ìåòîä) — ýòî êîãäà ââåëè ðèòóàëû, ðåáåíîê ê ðèòóàëàì ïðèâûê, è âû, ïðîâåäÿ ðèòóàë óêëàäûâàíèÿ, ïðîñòî ïîëîæèëè â êðîâàòêó è âûøëè èç êîìíàòû. È íå ïîäõîäèòå, êîãäà ðåáåíîê ïëà÷åò. ß ïðîòèâ òàêîãî ìåòîäà, íî îí ñóùåñòâóåò. Õîòÿ ÿ íå çíàþ íè îäíîãî ðîäèòåëÿ, êîòîðûé âûäåðæàë áû è íå ïîäîøåë áû ê ñâîåìó ïëà÷óùåìó ðåáåíêó.
— ìåòîä âûñèæèâàíèÿ — êîãäà ðåáåíîê ïðèâûê ê ðèòóàëàì, âû êëàäåòå åãî â êðîâàòêó. Ñíà÷àëà ðÿäîì ñ êðîâàòêîé ñòàâèòå ñòóë èëè êðåñëî, è ïîñòåïåííî, ñ êàæäûì ñëåäóþùèì óêëàäûâàíèåì ïåðåìåùàåòåñü ñ ýòèì ñòóëîì èëè êðåñëîì âñå äàëüøå îò êðîâàòêè, ïîñòåïåííî ñîâñåì èñ÷åçàÿ èç âèäà
— ìåòîä èíòåðâàëîâ — ïðîâåäÿ ðèòóàë, óêëàäûâàåòå ðåáåíêà â êðîâàòêó è âûõîäèòå èç êîìíàòû. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ âîçâðàùàåòåñü, ÷òîáû ðåáåíîê ïîíèìàë, ÷òî âû íå óøëè íà ñîâñåì. Ïîñòåïåííî ýòè èíòåðâàëû âîçâðàùåíèÿ óâåëè÷èâàåòå.
— ìåòîä «îáíÿë-ïîëîæèë». Ïðîâåëè ðèòóàë — ïîëîæèëè ðåáåíêà â êðîâàòêó. Åñëè îí íà÷àë ïëàêàòü — âçÿëè íà ðóêè, óñïîêîèëè, ïîëîæèëè. Âàæíî — êëàñòü â êðîâàòêó ñîííûì, íî íå ñïÿùèì. È òàê äî òåõ ïîð, ïîêà íå óñíåò.
Ìåòîä îáó÷åíèÿ ÑÇ ðåêîìåíäóþò âûáèðàòü ïîä êîíêðåòíîãî ðåáåíêà.  ìîåì ñëó÷àå, ýòî áûëî êîìáèíèðîâàíèå âûñèæèâàíèÿ è èíòåðâàëîâ.
Íà ýòàïå îáó÷åíèÿ ÑÇ âàæíî, ÷òîáû â êðîâàòêó âû ðåáåíêà êëàëè ñîííîãî, íî íå ñïÿùåãî.
Èòàê, êàê ýòî äåëàëà ÿ.
Ñíà÷àëà ÿ ïðîáîâàëà òî çàòåìíèòü êîìíàòó, òî ïðîñòî èñïîëüçîâàòü áåëûé øóì, òî ïðîâîäèòü ðèòóàëû, òî ïðîñòî ñëåäîâàòü ðåæèìó. Ìîåé îãðîìíîé îøèáêîé áûëî òî, ÷òî ÿ áðîñàëàñü îò îäíîãî ê äðóãîìó è íå ïûòàëàñü èñïîëüçîâàòü âñå â êîìïëåêñå. Ðåçóëüòàò ïîÿâèëñÿ òîãäà, êîãäà ÿ äåéñòâèòåëüíî èñïîëüçîâàëà âñå ðåêîìåíäàöèè â êîìïëåêñå è íà÷àëà äåéñòâîâàòü ïîñëåäîâàòåëüíî è ïëàíîìåðíî.
Íà ïåðâîì ýòàïå ÿ ñîçäàëà óñëîâèÿ äëÿ ñíà è ïîïûòàëàñü âûñòðîèòü õîòü êàêîå-òî ïîäîáèå ðåæèìà. Ïîêà åùå ñ ïðèâû÷íûìè ìåòîäàìè óêëàäûâàíèÿ è ñíîì â óæå ïðèâû÷íîé ðîäèòåëüñêîé êðîâàòè.
Íà âòîðîì ýòàïå ÿ ââåëà ðèòóàëû óêëàäûâàíèÿ, íî ñàìî óêëàäûâàíèå ÿ ïðîâîäèëà ïî ïðèâû÷íîé äëÿ ðåáåíêà ñõåìå (ëîæèëàñü âìåñòå ñ íèì â ñâîåé êðîâàòè, åñëè áû ýòî áûëî óêà÷èâàíèå — óêà÷èâàëà áû.  îáùåì, ðåáåíîê çàñûïàë èìåííî òàê, êàê îí ïðèâûê çàñûïàòü). Íà ýòîì ýòàïå ìíå âàæíî áûëî, ÷òîáû ðåáåíîê çàïîìíèë, ê ÷åìó âåäåò ðèòóàë (ê çàñûïàíèþ). Êîãäà ðåáåíîê ïðèâûêàåò ê ðèòóàëàì, îí óæå ïîíèìàåò, ÷òî ïîñëå ïîñëåäíåãî äåéñòâèÿ íóæíî ñïàòü, åãî îðãàíèçì áîëåå ê ýòîìó ãîòîâ è îáó÷åíèå ÑÇ äàñòñÿ ëåã÷å.
Íà òðåòüåì ýòàïå, êîãäà ÿ óâèäåëà, ÷òî ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ðèòóàëà ðåáåíîê ãîòîâ ê çàñûïàíèþ, ÿ ñòàëà óêëàäûâàòü åãî â êðîâàòêó. Êîíå÷íî, â ïåðâîå âðåìÿ ýòî âûçûâàëî â íåì íåäîóìåíèå. Íî ñàìîå óäèâèòåëüíîå äëÿ ìåíÿ áûëî òî, ÷òî ìû ïðàêòè÷åñêè îáîøëèñü áåç ñëåç. Äà, ïîíà÷àëó ñûí, îêàçàâøèñü â êðîâàòêå, ãëàçåë, âñòàâàë, èãðàë ñâîèìè ðóêàìè è íîãàìè, íî ïîñòåïåííî âñå æå çàñûïàë ñàì. Åñëè ÿ âèäåëà ïî íåìó, ÷òî îí ãîòîâèòñÿ çàïëàêàòü — ÿ íà÷èíàëà ñïîêîéíî è òèõî ñ íèì ðàçãîâàðèâàòü — Åãîðóøêà óæå áîëüøîé, Åãîðóøêå íàäî îòäûõàòü, âñå îòäûõàþò â ñâîèõ êðîâàòêàõ — íåñëà ëþáóþ îêîëåñèöó, íî ãëàâíîå, ÷òîáû ýòî áûëî ñâÿçàíî ñî ñíîì è ãîâîðèòü òèõî, óñïîêàèâàþùå. Ïîñòåïåííî âðåìÿ åãî áîäðñòâîâàíèÿ â êðîâàòêå ïîñëå ðèòóàëà ñîêðàùàëîñü. Ñåé÷àñ îí çàñûïàåò â òå÷åíèå 10-15 ìèíóò ïîñëå óêëàäûâàíèÿ â êðîâàòêó.
Ïî îòäàëåíèþ ñåáÿ îò êðîâàòêè ðåáåíêà âî âðåìÿ çàñûïàíèÿ è ïî âåëè÷èíå èíòåðâàëîâ âûõîäà èç êîìíàòû ÿ îðèåíòèðîâàëàñü ïîëíîñòüþ ïîëîæèâøèñü íà ñâîþ èíòóèöèþ. Ñìîòðåëà íà ðåàêöèþ ðåáåíêà è ïðîñòî ïîíèìàëà, ÷òî îí ãîòîâ ê óâåëè÷åíèþ ðàññòîÿíèÿ ìåæäó íàìè. Ïîýòîìó òóò ÿ íå ìîãó íàçâàòü íèêàêèõ âðåìåííûõ äèàïàçîíîâ — âñå äåòè ðàçíûå, ýòî î÷åíü èíäèâèäóàëüíûå âåëè÷èíû.
Ïîñëå òîãî, êàê ÿ äîáèëàñü òîãî, ÷òî ðåáåíîê ñòàë ñòàáèëüíî çàñûïàòü ñàì, ÿ ïðèñòóïèëà ê ñàìîìó ñëîæíîìó:
Ïðîäëåíèå äíåâíûõ ñíîâ.
Äëÿ ìåíÿ ýòîò ýòàï áûë äåéñòâèòåëüíî ñàìûì ñëîæíûì è íåïîíÿòíûì, ïîòîìó ÷òî ñîâåðøåííî íåÿñíî, êàê îáúÿñíèòü ìàëåíüêîìó ðåáåíêó, ÷òî îí ïîñïàë ìàëî è íàäî ïîñïàòü åùå. ß ïðîäîëæàëà èñêàòü èíôîðìàöèþ. È íàøëà. Åñòü òàêîå ïðàâèëî — ïðàâèëî òèõîãî ÷àñà.  ïîäðîáíîñòÿõ ÿ íå íàøëà èíôîðìàöèþ, ïîýòîìó ðàññêàæó, êàê ýòî ïðàâèëî ïîíÿëà ÿ è êàê ÿ äåéñòâîâàëà. Íàì ïîìîãëî, äíåâíûå ñíû ñòàëè äëèííåå.
Äëÿ äíåâíûõ ñíîâ íóæíî ââåñòè ðèòóàë íå òîëüêî íà çàñûïàíèå, íî è íà ïðîáóæäåíèå. Ðèòóàë íà ïðîáóæäåíèå ñòàíåò ñâîåîáðàçíûì ñèãíàëîì äëÿ ðåáåíêà, ÷òî ìîæíî ïðîñûïàòüñÿ. Ñàìîå ñëîæíîå çäåñü äëÿ ìåíÿ áûëî — âûäåðæàòü ïîëîæåííîå âðåìÿ â òèøèíå â òåìíîé êîìíàòå, êîãäà ðåáåíîê óæå âîâñþ ïðîñèòñÿ äîñòàòü åãî èç êðîâàòêè. Òî åñòü, âîò ïî ðåæèìó ïîëîæåíî ðåáåíêó ïîñïàòü 1,5-2 ÷àñà, à îí ïðîñíóëñÿ ÷åðåç 40 ìèíóò. Âåñü ýòîò îñòàòîê âðåìåíè ÿ ïðîâîäèëà ñ íèì â êîìíàòå. Åñëè îí ëåæàë ìîë÷à, òî è ÿ ìîë÷àëà. Åñëè îí ïûòàëñÿ íà÷àòü ïëàêàòü è ïðîñèòüñÿ èç êðîâàòêè — âñå òàêæå òèõî, óñïîêàèâàþùå ñ íèì ðàçãîâàðèâàëà. Îáó÷åíèå äíåâíûì ñíàì ïî âðåìåíè áûëî äëÿ íàñ ñàìûì äëèòåëüíûì. Ñíà÷àëà ðåçóëüòàòîì ñòàëî òî, ÷òî îí ïðîñíóâøèñü ÷åðåç 40 ìèíóò ñòàë ïðîñòî òèõîíüêî ëåæàòü. Çàòåì, åñëè ÿ âèäåëà, ÷òî îí ïîñïàë ìàëî — ÿ òèõèì, íî íàñòîé÷èâûì è òâåðäûì ãîëîñîì ãîâîðèëà, ÷òî íàäî åùå ïîñïàòü, óïîòðåáëÿëà òå æå ñëîâà è ôðàçû, êîòîðûå èñïîëüçîâàëà âî âðåìÿ ðèòóàëà íà ñîí. Ðèòóàëîì íà ïðîáóæäåíèå ó íàñ ñëóæàò âûêëþ÷åíèå áåëîãî øóìà, îòêðûòèå øòîð.
Òóò åùå íàäî îòìåòèòü, ÷òî äàæå åñëè ðåáåíîê ïðîñòî ïîëåæèò ýòî âðåìÿ áåç ñíà, íî áåç âñÿêîé íàãðóçêè — ýòî âñå ðàâíî äàñò åìó îòäîõíóòü ëó÷øå, ÷åì åñëè ñðàçó ïîäíÿòü åãî ÷åðåç 40 ìèíóò, êîãäà îí ïðîñíóëñÿ.
×òî åùå âàæíî ïðè îáó÷åíèè ðåáåíêà ÑÇ?
Òåðïåíèå, íàñòîé÷èâîñòü, ïîñòîÿíñòâî è ñòàáèëüíîñòü.
Åñëè âû ïðèíÿëè ðåøåíèå îáó÷àòü ðåáåíêà ÑÇ, òî áóäüòå ïîñëåäîâàòåëüíû è íàñòîé÷èâû. Íåëüçÿ îäèí-äâà äíÿ äåéñòâîâàòü ïî âûáðàííîé ìåòîäèêå, à ïîòîì íà îäèí äåíü âåðíóòüñÿ ê ñòàðîìó ñïîñîáó óêëàäûâàíèÿ, à ïîòîì ñíîâà îáó÷àòü ÑÇ. Ðàññêàæó ïðèìåð, ñ êîòîðûì ñòîëêíóëàñü ÿ.
 òîò ìîìåíò, êîãäà ðåáåíîê óæå ïîêàçûâàë ïåðâûå ñòàáèëüíûå óñïåõè â ñàìîñòîÿòåëüíîì çàñûïàíèè, ìíå ïîíàäîáèëîñü óåõàòü íà âåñü äåíü, è ñ ñûíîì îñòàëñÿ ïàïà. Íåñìîòðÿ íà âñå ìîè ïðîñüáû è óâåùåâàíèÿ óëîæèòü ñûíà íà äíåâíîé ñîí â êðîâàòêå ïî ïîäðîáíîé ìîåé èíñòðóêöèè, ìóæ ïîëîæèë åãî íà îáà äíåâíûõ ñíà â íàøó ðîäèòåëüñêóþ êðîâàòü è ñàì ëåã ñ íèì, à â íî÷ü óëîæèë íà êðîâàòè, à ïîòîì ïåðåëîæèë â êðîâàòêó. Íà ñëåäóþùèé äåíü, ïðè ïåðâîì æå óêëàäûâàíèè íà äíåâíîé ñîí ñûí óñòðîèë ìíå äâóõ÷àñîâîå èñïûòàíèå íà ïðî÷íîñòü ìîèõ íåðâîâ. Îí íå èñòåðèë, íî ãåðîè÷åñêèì óñèëèåì âîëè íå ñïàë è ïîêàçûâàë, ÷òî åìó íàäî ñïàòü â ðîäèòåëüñêîé êðîâàòè. Óñíóë ñ ãîðåì ïîïîëàì. Åñòåñòâåííî, èç-çà òàêîãî âðåìåííîãî èíòåðâàëà ó íàñ ñäâèíóëñÿ è âòîðîé äíåâíîé ñîí. Íà âòîðîé ñîí òîæå ïûòàëñÿ ïîêàçàòü íà ðîäèòåëüñêóþ êðîâàòü, íî óñíóë óæå ëåã÷å. Äà, ìíå áûëî áåçóìíî æàëêî åãî, íî ÿ ïîíèìàëà, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ñäàìñÿ, òî âñå ìîè òðóäû è äîñòèæåíèÿ ïîéäóò ïðîñòî ïñó ïîä õâîñò, è íà÷àòü îáó÷åíèå ÑÇ âî âòîðîé ðàç áóäåò ãîðàçäî ñëîæíåå, ïîýòîìó ÿ íå ñäàëàñü è äîáèëàñü ñâîåãî.
Ìîè ñòðàõè ïî ïîâîäó îáó÷åíèÿ ÑÇ.
1. Ñòðàøíî áûëî íà äíåâíûå ñíû çàòåìíÿòü êîìíàòó. Âäðóã ðåáåíîê â òåìíîòå ïîïóòàåò äåíü ñ íî÷üþ? Íå ïîïóòàë. Âñå â ïîðÿäêå.
2. Ðàííåå óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí. Ïîäñîçíàòåëüíî ìû âîñïðèíèìàåì ðàííåå óêëàäûâàíèå êàê ïðèçíàê ðàííåãî ïîäúåìà ðåáåíêà. Íî íåò. Ïî ñâîåìó ñûíó ÿ îäíîçíà÷íî ìîãó ñêàçàòü, ÷òî åñëè ÿ åãî óêëàäûâàëà â 21.00-22.00, òî îí ìîã ïðîñíóòüñÿ â 5 óòðà. À ïðè óêëàäûâàíèè â 19.00-19.30 — ñïàë äî 6.30-7.00. Ñåé÷àñ äàæå äî 7.30 áûâàåò. À ïîòîì ÿ îñîçíàëà, ÷òî êàêîé ñìûñë ìàðèíîâàòü óñòàâøåãî êàïðèçíîãî ðåáåíêà äî 21.00, åñëè óòðîì îí âñå ðàâíî âñòàíåò â 6.00-6.30? Íî ïðè ýòîì, ïðè ðàííåì óêëàäûâàíèè åãî ñîí áóäåò äîëüøå è êà÷åñòâåííåé.
Âîò òàêîé ó ìåíÿ îïûò îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ÑÇ. Åñëè ÷òî-òî óïóñòèëà — ñïðàøèâàéòå â êîììåíòàõ. Åñëè ÿ ÷åðåç ýòî ïðîøëà è ñìîãó îòâåòèòü — îòâå÷ó. Åñëè ÿ íå ñìîãó îòâåòèòü íà âàø âîïðîñ, òî òàê è íàïèøó, ÷òî ÿ íå çíàþ è ëó÷øå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì. Ïîòîìó ÷òî ÿ íå ñïåöèàëèñò, ÿ òîëüêî ñâîåãî ðåáåíêà íàó÷èëà ñïàòü, à òîíêîñòåé è íþàíñîâ ìîæåò áûòü î÷åíü ìíîãî.
Источник