Ребенок выше нормы развития

Является ли высокий рост ребенка проблемой? Как определить отклонения от нормы, и что стоит предпринять родителям, оказавшись в такой ситуации.

Поскольку мы будем говорить о детском росте, то для начала нужно выяснить, что такое чрезмерно высокий рост у ребенка, разобраться в причинах, а также понять, что стоит делать для психологического и социального развития высокого ребенка.

ВАЖНО: Запомните, нельзя оценивать проблему роста ребенка с позиции взрослого человека, необходимо учитывать множество окружающих факторов: возраст, вес, социальное окружение, характер наконец.

Зачастую мы можем определить приблизительный рост ребенка еще при рождении, ведь он зависит от генетических факторов. Посмотрите на родителей — вряд ли у двух невысоких людей родится баскетболист, не правда ли? Так что педиатры измеряют новорожденного ребенка, взвешивают его. Дальше уже стоит вопрос гармоничного роста и веса, ведь рост ребенка — это непосредственное отражение его развития.

Факторы, влияющие на рост ребенка

Существует множество факторов, влияющих на процесс роста, например:

  • Наследственность (можно вычислить приблизительный рост ребенка по формуле Таннера)
  • Питание (обеспечение организма нужными для роста витаминами и веществами)
  • Физическое развитие
  • Психологическая ситуация

Как рассчитать приблизительный окончательный рост ребенка? Формула Таннера

Как  было упомянуто, можно рассчитать приблизительный окончательный рост ребенка по формулам Таннера исходя из данных ребенка в 3 года:

  • для мальчиков 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см
  • для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.

Как влияет питание и физическая нагрузка на рост ребенка?

Питание также оказывает огромное влияние на рост ребенка, ведь молодому организму необходимо правильное и сбалансированное питание, содержащее витамины и необходимые для строительства растущего тела вещества.
В рационе обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, молочные продукты, обеспечивающие достаточное для формирования костей кальция.

ВАЖНО: Дефицит питательных веществ в питании может вызвать отклонения в росте как в одну, так и в другую сторону

Физические нагрузки по-разному влияют на рост ребенка. К примеру, силовые виды спорта, борьба не способствуют увеличению роста в отличии от тенниса, волейбола, баскетбола.

Давайте ознакомимся с приблизительными нормами развития роста и веса ребенка в раннем детстве и попробуем разобраться, что же вызывает избыточный рост.

Растет ребенок неравномерно, скачкообразно. В первый год после рождения ребенок растет и развивается довольно интенсивно, потом рост немного начинает замедляться. Если вы измеряете рост своего чада в домашних условиях, то стоит допустить наличие погрешностей.

ВАЖНО: После года и до четырех лет средняя прибавка составляет 2-3 см в год, далее показатели понемногу растут — 3-4 см в год. Последующий большой скачок роста стоит ожидать в период полового созревания, который приходится на 11-14 лет у девочек и 12-17 лет у мальчиков.

Таблица примерного развития роста и массы детей

Все зависит от возраста, поэтому предлагаю вам рассмотреть таблицу примерного развития роста и массы детей.

Возраст Девочки Мальчики
Масса, кг Рост, см Масса, кг Рост, см
Новорожденные3,330±0,44049,5±1,633,530±0,45050,43±1,89
1 месяц4,150±0,54453,51±2,134,320±0,64054,53±2,32
2 месяца5,010±0,56056,95±2,185,290±0,76057,71±2,48
3 месяца6,075±0,58060,25±2,096,265±0,72561,30±2,41
4 месяца6,550±0,79562,15±2,496,875±0,74563,79±2,68
5 месяцев7,385±0,96063,98±2,497,825±0,80066,92±1,99
6 месяцев7,975±0,92566,60±2,448,770±0,78067,95±2,21
7 месяцев8,250±0,95067,44±2,648,920±1,11069,56+2,61
8 месяцев8,350±1,10069,84±2,079,460±0,98071,17±2,24
9 месяцев9,280±1,01070,69±2,219,890±1,18572,84±2,71
10 месяцев9,525±1,35072,11±2,8610,355±1,12573,91±2,65
11 месяцев9,805±0,80073,60±2,7310,470±0,98574,90±2,55
12 месяцев10,045±1,16574,78±2,5410,665±1,21575,78±2,79
1 год 3 месяца10,520+1,27576,97±3,0011,405±1,30079,45±3,56
1 год 6 месяцев11,400+1,12080,80±2,9811,805±1,18581,73±3,34
1 год 9 месяцев12,270+1,37583,75±3,5712,670±1,41084,51±2,85
2 года12,635+1,76586,13±3,8713,040±1,23588,27±3,70
2 года 6 месяцев13,930+1,60591,20±4,2813,960±1,27581,85±3,78
3 года14,850+1,53597,27±3,7814,955±1,68595,72±3,68
4 года16,02±2,3100,56±5,7617,14±2,18102,44±4,74
5 лет18,48+2,44109,00±4,7219,7±3,02110,40±5,14
6 лет21,34+3,14115,70±4,3221,9±3,20115,98±5,51
7 лет24,66+4,08123,60±5,5024,92±4,44123,88±5,40
8 лет27,48±4,92129,00±5,4827,86±4,72129,74±5,70
9 лет31,02±5,92136,96±6,1030,60±5,86134,64±6,12
10 лет34,32±6,40140,30±6,3033,76±5,26140,33±5,60
11 лет37,40±7,06144,58±7,0835,44±6,64143,38±5,72
12 лет44,05±7,48152,81±7,0141,25±7,40150,05±6,40
13 лет48,70±9,16156,85±6,2045,85±8,26156,65±8,00
14 лет51,32±7,30160,86±6,3651,18±7,34162,62±7,34

Однако не стоит паниковать, если данные, указанные в таблице, не подходят вашему ребенку. Показатели могут колебаться, ведь все дети развиваются в уникальных условиях.

Предлагаю вам разобраться, когда же все-таки высокий рост — это физиология, а когда уже переходит в стадию патологии.

Высокий рост можно назвать особенностью физиологии, когда он генетически обоснован, соотношение рост-масса не превышает норму, а тело развивается пропорционально. Зачастую высокий рост не является медицинской проблемой, однако бывают случаи, когда он является признаком наличия какого-то заболевания.

Почему же ребенок растет выше нормы? Причины

Выделим основные причины высокого роста:

  • Этническая принадлежность (влияет расовая принадлежность родственников)
  • Ожирение (ребенок опережает сверстников по развитию роста примерно на 1-2 года)
  • Раннее половое созревание (половые гормоны стимулируют рост костей)
  • Опухоль гипофиза (чрезмерное выделение гормона роста, приводящее к гигантизму)
  • Синдром Клайнфельтера (три хромосомы вместо двух)
  • Синдром Марфана (заболевание соединительных тканей)

Если причиной высокого роста являются генетические факторы, такие как наследственность, например, то повлиять на ситуацию невозможно. Однако можно постараться предотвратить последующие проблемы с помощью правильного питания и физических упражнений.

ВАЖНО: При раннем половом созревании паниковать не стоит, со временем рост в большинстве случаев останавливается в связи с закрытием зон роста. В таком случае рост высокого в детстве ребенка при взрослении едва ли достигает среднего роста.

Патологические случаи чрезмерного роста ребенка

Если же высокий рост обусловлен патологическими факторами, то на ситуацию можно повлиять при своевременной и правильной диагностике.
К примеру, при лечении опухоли гипофиза, выделяющей гормон роста, проблема высокорослости уходит вместе с устранением проблемы.

Синдром Марфана и синдром Клайнфельтера практически не поддаются лечению.

Родителям следует насторожиться сразу, если ребенок  растет больше нормы, ведь своевременное выявление причины очень важно на этом этапе.

ВАЖНО: Врач, основываясь на анамнез ребенка, схему его роста, лабораторные исследования, измерение конечностей может определить причину нарушения роста и назначить необходимое лечение.

Если же упустить момент проявления заболеваний, то проблема может стать постоянной, и изменить что-либо будет крайне сложно.

ВАЖНО: Хотелось бы обратить внимание родителей на тот факт, что если увеличение роста не является признаком медицинской патологии, то вмешиваться в физиологическое развитие организма своего ребенка не стоит.

Самый высокий ребенок в мире

Например, мать самого высокого ребенка в мире гордится своим сыном, который попал в книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий ребенок в мире. Зовут его Каран Сингх. В двухлетнем возрасте его рост составлял 124 сантиметра, а к пяти годам он вырос до 170, что составляет средний рост мужчины. При этом рост мальчика даже не собирается останавливаться.

Читайте также:  Роль игрушек в развитии ребенка по годам

Никаких медицинских патологий исследования не обнаружили, врачи объясняют столь значительный рост генетической наследственностью, ведь рост мамы мальчика составляет 220 сантиметров, что позволяет ей быть самой высокой женщиной Азии. Каран не испытывает никаких неудобств из-за своего роста, активно общается со сверстниками и мечтает стать профессиональным баскетболистом.

Независимо от причин увеличения роста ребенка, стоит помнить о необходимости психологической поддержки детей. Даже если рост является медицински обусловленной проблемой, ребенок сталкивается с повышенным вниманием посторонних, к тому же такие дети выглядят старше, поэтому от них зачастую больше требуют.

ВАЖНО: В детском саду, в школе помимо внимания со стороны взрослых, ребенок может столкнуться с неприязненным отношением со стороны сверстников и испытывать постоянный стресс.

Стоит объяснить ребенку, что высокий рост содержит в себе ряд преимуществ. К примеру, недаром ведь многих высоких людей описывают как видных, статных. В крайнем случае стоит обратиться к детскому психологу, ведь

ВАЖНО: формирование психики ребенка — это залог его гармоничной жизни в будущем.

Дети высокого роста : советы

Подводя итог вышесказанному, можно дать родителям несколько советов.
Во-первых, при отклонениях в росте или весе ребенка нужно обязательно принять меры: сводить к врачу или, в случае с избыточным весом, обратить внимание на питание и физические нагрузки.
Во-вторых, важно не забывать про неустойчивость психологического состояния в раннем возрасте и о проблемах, с которыми может столкнуться ваше чадо из-за особенностей своего развития и оказывать ему всяческую поддержку.

Видео: Какой рост и вес должны быть у ребенка? Доктор Комаровский

Источник

Хотя я и не отношу себя к тревожным мамам, все равно не представляю, как можно не ориентироваться на таблицы роста и умений ребенка, особенно, если ребенок первый, и в голове множество вопросов по его развитию. Но дело в том, этих норм-огромное количество, в том числе противоречивых.

Когда я училась на педагога раннего развития, то сразу в нескольких авторитетных источниках попадались отличающиеся друг от друга нормы, иногда с разницей чуть ли не в год по одному и тому же показателю. А непроверенной информации в интернете еще больше.

Поэтому, опираясь сразу на несколько книг, хочу привести для примера таблицы со средними показателями тех или иных достижений детей в возрасте от рождения до трех лет. Мне они кажутся наиболее объективными, хотя и источник 2004 года.

Но нужно понимать, что последние 5 лет встречается все больше детей с задержкой развития, поэтому многие неврологи и логопеды уже прибавляют около года к той или иной норме. Слышала такое насчет приучения к горшку, что соответствующие сигналы ребенка могут поступать в мозг не к двум, а к 2,5-3 годам. По речи тоже много противоречий, по сути, главное, чтобы к трем годам говорил предложениями. Ну и самое главное-нормы на то и нормы — что это совсем усредненный показатель, и даже если ребенок где-то не дотягивает-это не повод паниковать, если уже и специалисты дают разбег от полугода до года по некоторым параметрам. Вопрос в том, что если малыш совсем не совпадает ни по какому показателю, то, возможно, все-таки следует обратиться к специалисту.

Я их использую для того, чтобы подтянуть тот или иной навык и помогать формировать те или иные умения. Если, например, малыш может к году пить из чашки, то не стоит бояться ему эту чашку предлагать месяцев с 7-8. А то можно с поильником и до трех лет проходить)

Ориентировочные показатели развития детей от 1 года (таблица составлена на основе разработок Н.М. Аксариной, Т.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт)

Ребенок первого года жизни (по месяцам):

1 месяц: фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах; первая улыбка в ответ на общение со взрослым; попытка удержать голову, лежа на животе.

2 месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к звукам; длительно улыбается при общении со взрослым.

3 месяц: слуховое и зрительное сосредоточение; комплекс оживления; случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью; хорошо удерживает голову; лежит на животе, опираясь на предплечье; начало гуления.

4 месяц: находит источник звука; громко смеется; захватывает подвешенную над грудью игрушку; поддерживаемый за подмышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их; гуление.

5 месяц: различает интонации; отличает своих от чужих; четко берет игрушку из рук взрослого, переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу гулит.

6 месяц: свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней, переворачивается с живота на спину, пытается ползать; начало лепета; хорошо ест, снимая пищу губами с ложки.

7 месяц: играя с погремушкой, стучит, размахивает ею; хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки; подолгу лепечет; на вопрос «Где?» Находит предмет, расположенный в одном и том же месте.

8 месяц: игрушками занимается долго, сам садится и ложится, сам встает, держась за барьер; громко повторно произносит различные слоги; по просьбе взрослого выполняет заученные движения: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»; пьет из чашки, которую держит взрослый; ест кусочек хлеба, который сам держит в руке.

9 месяц: занимается по-разному с предметами, в зависимости от их свойств: катает, вынимает и вкладывает; переступает вдоль барьера; ходит при поддержке за обе руки; подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги; на вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах.

10 месяц: действия с предметами (открывание, закрывание, вкладывание) приобретают характер устойчивых занятий; стоит самостоятельно, ходит за каталкой; по просьбе взрослого находит и дает игрушку; отвечает на заигрывание «догоню-догоню».

11 месяц: овладевает новыми действиями: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д.; ходит при незначительной поддержке взрослым; произносит первые слова-обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама» и др.; по просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «Покати мяч», «Покачай Лялю» и т.д.

12 месяц: самостоятельно ходит; произносит 6-10 слов; самостоятельно пьет их чашки.

Развитие детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев

Сенсорное развитие: Различает предметы по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например, кубик к кубику.

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка

Общие движения: Ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.

Игра: Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает её и т.д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

Понимание речи взрослых: Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Активная речь: Пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.). Легко подражает облегченным словам.

Навыки: Пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.

Развитие детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет

Сенсорное развитие: Подбирает по образцу предметы 4 основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например, 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Общие движения: Перешагивает через палку, поднятую от пола на 18 — 20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.

Игра: Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.

Понимание речи взрослого: Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о событиях, знакомых без показа. Понимает содержание несложного текста по картинке.

Активная речь: Словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос: «Что это?»

Навыки: Ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.

Развитие ребенка 3-го года

Сенсорное развитие: Называет 4 основных цвета, величину «большой», «маленький».

Общие движения: Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80-100 до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

Речь: Словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «р», «л» и шипящих. (По звукопроизношению тоже существуют расхождения, например, звуки «с-сь», «з-зь» могут не появляться и до 4 лет).

Игра: В игре исполняет роль мамы, врача и т.д.

Навыки: Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр — переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием «Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы» от педагога раннего развития

Статьи по теме:

Психическое развитие малыша. Что должны знать родители

Какие игрушки необходимы ребенку до года для развития

Чем занять ребенка дома? Большой список игр

Обзор правильных и неправильных игрушек до трех лет

Развивающие игрушки своими руками за 5 минут

Источник

Физическое развитие ребенка — это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Успех работы врача — педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).

Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?

Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.

Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?

На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.   

Как формируются нормы физического развития ребенка?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал — это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.

На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.

Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности

Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.

Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:

повороты со спины на живот – к 4 месяцам;

ползание – к 7;

ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка цитаты

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:

  • перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
  • ползание – с 6 до 9;
  • ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе — там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.

Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).

Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» — все показатели считаются нормой, если запаздывают на  2-3 месяца.

Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • гипертонус и другие.

но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? — не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.

А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей.  Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»

На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?

Начинается тернистый путь по врачам….

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.

Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам — неучи, рвачи, бездари, «поколение с купленными дипломами»….

Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране — это большая удача!

Мое мнение — надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.

В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП,  другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).

Например:

ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?

Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать  просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.

Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.

Источник