Ребенок выдумал себе друга 4 года

Ребенок выдумал себе друга 4 года thumbnail

Марафон «Секреты воспитания»

За 7 уроков, вы получите знания о том, как наладить контакт с вашим ребенком, как меньше конфликтовать с ним, и лучше понимать его!

Узнать подробнее

Марафон «Секреты счастливых отношений»

Узнай, как построить отношения, найти понимание и не развестись, с помощью психолога практика, сохраняющего каждый год более 190 семей.

Узнать подробнее

В отличие от имеющегося у большинства из нас мнения об одиноких, погруженных в себя детях, мечтающих о воображаемых друзьях, исследования детских психологов показывают, что большинство детей, выдумывающих себе друзей, являются социально активными и коммуникабельными. Они также очень изобретательны: в отсутствие реальных друзей для игр они создают своих собственных, воображаемых друзей.

Детские психологи продемонстрировали, что дети в возрасте полутора лет играют в воображаемые игры: возможно, вы видели это у себя дома — ваш ребенок делает вид, что ест воображаемую пищу или гуляет с воображаемым домашним животным. Удивительно, но в возрасте двух с половиной лет многие дети уже обладают достаточным воображением, чтобы создавать выдуманных друзей.

Дети, которые придумывают себе друзей, находятся в очень хорошей компании. Трудно точно определить число детей, у которых совершенно точно есть выдуманные друзья, по предварительным оценкам психологов, они имеются у примерно 65% детей.

Не следует сильно удивляться, если вы видите, что ваш ребенок играет с воображаемыми персонажами. Культура страны, в которых мы живем, предлагает детям окунуться в мир фантазий с самого раннего детства — в виде говорящих мягких игрушек, созданных по подобию персонажей мультфильмов или сказок — дети окружены ими еще до того, как начнут говорить, и они в полном восторге от того, что могут видеть, нюхать и трогать сказочных персонажей.

Причины, по которым дети выдумывают воображаемых друзей, различны, как утверждают детские психологи, однако в большинстве случаев они стремятся заполнить эмоциональную пустоту или реализовать невыполненное желание. У некоторых детей воображаемые друзья появляются в моменты тоски или одиночества — эта причина, по которой они особенно распространены среди детей, у которых нет братьев или сестер. У других детей воображаемые друзья играют роль наперсников, с которыми можно поговорить, когда ребенок напуган, так как воображаемые друзья могут подбодрить и поддержать его. Некоторые воображаемые друзья даже «хотят» занять место своих двойников из плоти и крови, появляясь в тот момент, когда ребенку необходим кто-то, чтобы свалить на него вину за разбитую тарелку или сломанную свечу, выполняя таким образом, по мнению психологов, защитную функцию.

Воображаемые друзья в некоторой степени могут быть полезны, они помогают ребенку разрешать некоторые вопросы в безопасном режиме — от чувства разочарования по поводу приучения к туалету до гнева матери или отца, вплоть до его беспокойства по отношению к больным дедушке или бабушке. Когда ребенок говорит вам, что его воображаемый друг вас ненавидит, он таким образом выражает свой гнев, который направлен не против вас, а выражен только с тем, чтобы достичь эмоциональной разрядки.

Способ, при помощи которого дети используют своих воображаемых друзей, похож на разновидность психологической работы со страхами у взрослых, известную как систематическая десенсибилизация. При этой разновидности психологической помощи пациент начинает воображать то, что внушает ему страх, и затем вступает в процесс обшения с ним. Ребенок может пройти через подобный процесс психологической помощи, подвергая воображаемого друга воздействию самых худших своих страхов — при этом ребенок наблюдает, каким образом воображаемый друг противостоит им.

Воображаемые друзья зачастую изменяются по мере роста самого ребенка. Двухлетний ребенок относится к воображаемому другу как к товарищу по играм. Четырехлетний может конфликтовать с ним, чтобы доказать свою силу в новом дошкольном учреждении. Шестилетнему может потребоваться наперсник, чтобы излить свой гнев в отношении матери или друзей.

Часто родителей беспокоит то, что общение ребенка с воображаемыми друзьями может оторвать его от действительной реальности. Исследования психологов в этой области и опросы сотен детей свидетельствуют о том, что воображаемые друзья крайне редко переступают свои границы. Дети становятся эмоциональным образом причастными к своим приключениям с воображаемыми друзьями, однако этот опыт похож на то, что происходит со взрослым человеком, который испытывает эмоции при чтении книги или просмотре кинофильма, то есть, эмоции реальны, однако, даже если вы плачете, вы крепко привязаны к действительности, и подобные фантазии вас ни к чему не обязывают. Работая с детьми, я много раз беседовала с ними о их воображаемом друге, но ребенок замечает, что я делаю записи. В какой-то момент беседы многие дети напоминали мне: «Знаете, я все это придумал».

Советы детского психолога примерным родителям.

Вы и воображаемый друг ребенка. На самом деле вопрос о наличии у ребенка воображаемых друзей зачастую связан с возможностью родителей находиться рядом с детьми и общаться с ними. Некоторые родители относятся к воображаемым друзьям как к священным коровам, свидетельствам того, что у их детей хорошо развиты воображение и креативность. Некоторые игнорируют их, поскольку постоянно заняты и не имеют времени для общения с детьми. Большинство детей рады, когда родители играют с ними. Однако нет причин, чтобы позволить манипулировать собой воображаемому ребенку только потому, что у вас есть один настоящий. Одним словом, пока воображаемый друг не начнет вмешиваться в дела вашей семьи или неуважительно относиться к правилам, установленным в вашем доме, нет необходимости обращать на него особое внимание.

Перекладывание ответственности. Воображаемые друзья обычно бывают нарушителями спокойствия, и это вас раздражает. Кто съел все печенье? Конечно, это был Коля. Кто сломал папину модель аэроплана? Опять Коля. Родителям не следует беспокоиться по поводу этих друзей, в таких случаях просто сядьте рядом с ребенком и объясните ему, что это то, что мы не будем делать, мы не собираемся помогать Коле не делать этого.

Если проблема так и останется нерешенной, попробуйте разрешить ситуацию таким образом, как если бы речь шла о брате малыша или его реальном друге. Например: «Я знаю, что Коля этого не делал. Давай уберем». И в этом возрасте подобного будет достаточно, чтобы ребенок понял, что вы не допускаете мысли о том, что вымышленный друг может быть козлом отпущения вместо него.

Читайте также:  Где отметить день рождения ребенка 4 года казань

Друзья на всю жизнь? Многие из нас думают, что вымышленные друзья являются созданиями, которых выдумывают маленькие дети и дети дошкольного возраста. Однако вымышленные друзья могут существовать как в течение нескольких дней, так и на протяжении нескольких лет. По своей природе дети стараются, чтобы вымышленные друзья были только их друзьями, поэтому большинство родителей даже и не подозревают об их присутствии.

У вымышленных друзей есть свои правила. Иногда они говорят или делают то, что огорчает детей. Ну и друзья! Если ваш ребенок напуган или расстроен тем, что сделал воображаемый друг, наиболее эффективный способ поддержать его — наложить «дисциплинарное» наказание на воображаемого друга, как если бы это касалось вашего собственного ребенка. «Теперь, Коля, мы не разрешим тебе приходить к нам играть, потому что ты не соблюдаешь правил, установленных у нас дома. Мы здесь не кричим друг на друга». Или что-то в этом духе, так чтобы в некоторой степени это касалось и вашего ребенка.

Проверка в реальных условиях. В то время как дети с действительными эмоциональными проблемами зачастую имеют вымышленных друзей, наличие воображаемого товарища вовсе не означает, что у ребенка какая- то проблема. Если ваш ребенок здоров и комфортно себя чувствует в «реальном» мире своей жизни, нет никаких причин считать, что наличие воображаемых друзей связано с какими-либо проблемами. Если у вашего ребенка есть вымышленный друг, который попадает в трудные ситуации в других сферах, или если воображаемый друг действительно огорчает вашего малыша, возможно, будет не лишним обсудить эту ситуацию с детским психологом.

Интересные статьи по этой теме

Источник

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда — никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» — кричит ребенок на прогулке. — «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… За обедом малыш возмущается: «А Леночке почему не положили суп?» На вопрос, кто такая Леночка, он в красках описывает — так это же пушистая лисичка, которая часто приходит в гости, и вот сейчас заглянула на чашечку вкусного супчика.

Воображаемые друзья ребенка

Как относиться к таким друзьям ребенка, которых вы и видеть-то не видите?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка — это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной — трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг — не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми — тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья — все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем — то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи — он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку). Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.

Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного барашка Вени. Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Читайте также:  Признаки отита у ребенка 4 года

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение — это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против барашек Веня, если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать — в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей — это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей — это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему некий Вася, которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью — чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка — выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь — подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Фото — фотобанк Лори

Источник

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Читайте также:  Панцеф ребенку 4 года

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетних детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействовать с воображаемым другом малыша.

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Источник