Ребенок в своем развитии повторяет все стадии развития

Ребенок в своем развитии повторяет все стадии развития thumbnail

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход — социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин «социальное научение». Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема «стимул — реакция».

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

От пары клеток до состояния взрослого человека проходит не так уж и много времени. Ученые поделили процесс взросления любого человека на стадии. Сначала они занимают лишь дни и месяцы, после – годы жизни. Чем старше человек, от зачатия до родовтем медленнее темп его развития. Каждый человек сильно изменяется физически и психологически, проходя эти стадии.

Родителям нужно быть готовым, что крошечный малыш очень скоро превратится в маленького человечка, а еще через некоторое время в самостоятельного, взрослого человека. У всех стадий есть отличительные черты, показывающие, как сильно меняется ребенок. До взросления проходит 17-18 лет, но даже после этого развитие не останавливается.

Основные показатели развития

Как оценивать переход от одной стадии к другой? Самые простые показатели – антропометрические:

  • длина тела;
  • вес;развитие ребенка
  • насколько пропорционально развито тело;
  • сложность совершаемых движений.

Для правильного развития ребенка необходимы забота, внимание, хорошее питание, витамины. Этот список можно продолжать и продолжать, ведь влияющих факторов очень много. Их можно разделить на физическое и психическое взросление. Без одного не будет другого.

В конечном итоге из малыша получается взрослый, самостоятельный человек. Его физические качества и психика должны быть развиты равномерно. Исключением является патологический путь развития ребенка (наличие серьезных заболеваний, мешающих правильному развитию).

Взросление

Процесс совершенствование личности — взросление. Любой человек проходит через эти стадии, открывая для себя что-то новое.

Физическое развитие

Совершенствование физической деятельности начинается буквально от рождения. Малыш постоянно двигает ручками и ножками, потом пытается держать голову, сидеть. Все это этапы подготовки к важнейшему событию – хождению. Путь новорожденныйразвития ребенка таков, что ходить, бежать, владеть своим телом нужно обязательно. Чем раньше он станет на ноги, тем лучше. Мы не можем научить малыша совершенствовать свою физическую активность – он это делает сам.

Читайте также:  Центр развития ребенка нижний новгород

Это процесс лишь кажется легким. На самом деле идет сложное «обучение» нервной системы, вестибулярного аппарата, мозга. Задача родителей в это время — мотивировать ребенка сидеть, ползать, ходить.

Психическое

Психическое развитие проходит гораздо дольше, чем физическое. Если в 4-5 лет малыш уже отлично ходит, бегает, занимается физкультурой, то его психика еще недостаточно развита. Для такого развития необходимо обучение, дети играютстимулирование мышления, логики. Дети не должны быть предоставлены сами себе. Сегодня очень много развивающих центров, садиков. Если не хотите отдавать ребенка в садик, то занимайтесь с ним сами по обучающим программам.

Если не обеспечивать нормальное психическое развитие малыша, он не сможет пойти со всеми в школу, заводить друзей, общаться. Правильное психическое развитие помогает нам социализироваться, находиться среди людей, следовать нормам и правилам нашей жизни.

Внутриутробное развитие

Первая стадия — внутриутробная. На этой стадии происходит настолько стремительный скачок развития, что его нельзя не заметить. Начинается все с эмбрионпростого: две клетки соединяются, и уже через 24 часа деление достигает невероятных масштабов.

Всего пребывание малыша в теле матери длится около 280 дней. За это время из двух клеток получается настоящий человечек: органы, системы, кровь, волосы, ногти — у него есть все необходимое для жизни. На этой стадии есть несколько критических моментов:

  • деление клеток может пойти неправильно (возможна остановка процесса или патологическое развитие);
  • после формирования зародыша, он должен прикрепиться к стенке матки (если этого не произойдет, зародыш погибнет);
  • первый триместр беременности самый сложный, ведь риск выкидыша очень велик (организм воспринимать малыша как инородное тело);
  • мама должна придерживаться строгих правил: хорошее питание, отсутствие вредных веществ, алкоголя, опасных лекарств (прием всех этих препаратов может стать причиной сильного отклонения в развитии ребенка или его смерти).

Проходит 9 месяцев – кроха появляется на свет. Наступает вторая в жизни стадия развития.

Рождение

Пуповину перерезали, малыш отделился от матери. С этого момента начинается его самостоятельная жизнь. Конечно, сам он еще ничего делать не может. Этот момент отделения ребенка важен во всех смыслах.

  • Физически

Теперь это отдельный человек, а значит, все его органы должны работать правильно. Первый вздох раскрывает новорожденныйлегкие. Это настолько огромный стресс для организма, что взрослый человек его не выдержал бы. Первый вздох меняет все: от состава крови до усиленной работы мозга. Теперь малышу нужно постоянно развиваться, чтобы выжить. Организм начинает работу сразу после отделения пуповины. Больше он физически не зависит от мамы. У него будет своя еда, свой воздух, своя кровь.

  • Психически

Удивительно, но процесс рождения очень важен для психики. Особенно если это нормальное рождение. Это начало самоидентификации. Разделение с матерью происходит на обоих уровнях. Физически это теперь два разных человека, и психологически тоже. Уже с этого момента матери необходимо уважать ребенка, как самостоятельную личность.

Данная стадия включает первые 4 недели после рождения. Сейчас малыш очень уязвим, ему необходимы уход и внимание 24 часа в сутки.

Грудной возраст

Прошли первые 4 недели – теперь это грудничок. На стадии грудничкового возраста родителям все еще нужно быть практически целый день с малышом. С каждым месяцем он взрослеет. Этот период продлится до первого дня рождения (1 года). Что сейчас важно:

  • малыш научится ползать и ходить;грудничок
  • режутся зубки;
  • смена питания: к полностью молочной кухне добавляются прикормки;
  • начало развития речи: малыш обращает на себя внимание звуками, криками, плачем.

Он все еще много спит, но стал гораздо активнее. Уже к 6 месяцу должен начаться процесс перевода на более твердую пищу. Теперь можно давать каши, пюре из овощей и фруктов, немного вареного мяса. Одного молока для правильного развития уже недостаточно.

Удивительно, но всего год требуется малышу для того, чтобы полностью измениться. Его рост прибавляет до 100% за эти 12 месяцев. Из младенца он стал уже вполне сформировавшимся ребенком. За первые несколько месяцев изменяется структура крови. Внутренние органы учатся работать слажено.

Дольше всего у ребенка развивается мозг. Этот процесс продолжается и после рождения. С каждым прожитым месяцем он становится сложнее, добавляются бугры и извилины.

Младший дошкольный период

Этот период продолжается с 1 года до 3 лет. На стадии младшего дошкольного возраста ребенок очень быстро развивается. Сейчас его главные навыки:

  • ходить;
  • учиться кушать самостоятельно;
  • начинается осмысленная речь;
  • развивается мелкая моторика.

Обычно к 3 годам родители отдают малыша в садик. В этом нет ничего плохого, даже наоборот. Тут его психическое развитие и физические навыки заметно улучшаются. Дети играют между собой, общаются. Они быстро учат новые слова, и речь становится грамматически верной уже к концу ребенку 3 годаэтого периода. Конечно, речь еще очень простая, многие слова и понятия могут быть заменены на выдуманные. Тут действует правило: чем больше вы разговариваете, читаете, общаетесь с малышом, тем быстрее он научится правильной речи.

Читайте также:  Коридор развития ребенка до года мальчику

Ребенку необходимо обрести самостоятельность. В возрасте 2-3 лет проявляется кризис «я сам». Это кстати, ведь ребенку все хочется делать самостоятельно, не зависеть от взрослого. Конечно, полностью это невозможно. Но к концу периода нужно научить его:

  • элементарной гигиене (мыть ручки после прогулки, чистить зубы, умываться, пользоваться туалетом);
  • самостоятельно одеваться;
  • убирать за собой игрушки (хотя бы начать это делать);
  • самому кушать (держать ложку, вилку).

Дошкольный период

Большинство детей посещает садик. Это период с 3 до 7 лет. Когда он закончится, малыш пойдет в школу. Это значит, что он должен быть морально и физически готов к большей самостоятельности и ответственности. К 6 годам молочные зубы уже все выпадут, появятся коренные. Это еще одно напоминание нам о том, что ребенок взрослеет. Теперь он ребенку 6 летможет есть всю ту же пищу, что и взрослые.

На стадии дошкольного возраста дети очень активные. Сейчас игра – главное для них занятие. Этим можно воспользоваться, обучая ребенка всему посредством игровых техник. В этот период важно физическое развитие. Дети теряют свою былую пухлость, становятся похожи на маленьких взрослых уже к 4-5 годам.

Сейчас можно вводить более серьезную физкультуру, учить ребенка кататься на велосипеде, коньках, роликах… Дети любят движение, а оно идет им на пользу. На этой стадии необходимо комбинировать оба типа развития: физическое и психическое. Скоро начнется школа, а это во многом поможет повзрослеть каждому малышу.

Начальная школа

Первый класс еще очень похож на детский садик. Но, конечно, тут больше ответственности, самостоятельности, появляются задания и уроки. Уже нельзя просто так пойти играть, пока начальная школадругие занимаются. Хороший учитель начальных классов понимает, что перед ним еще маленькие дети. Их нужно научить правильно учиться.

У ребенка в 6-7 лет уже достаточно знаний о мире, морали, нормах поведения, чтобы оказаться один на один с обществом. Сейчас время для психического и умственного развития. Для этого необходимы:

  • активная учеба;
  • развивающая творческая деятельность;
  • волевое воспитание;
  • общение со сверстниками и учителями.

На этой стадии общение очень важно. Не только в школе, но и дома. У ребенка должно быть адекватное окружение, чтобы он мог нормально развиваться психологически. Родителям и учителям нужно соизмерять нагрузку в школе, дома, на дополнительных занятиях. Сейчас нужно учиться, но нельзя перегружать ребенка. Иначе будут частые болезни, организм просто не справится с повышением нагрузки.

Начальная школа — подходящее время для начала изучения иностранного языка

. Сейчас у ребенка достаточно хорошая память и ассоциативное мышление. Многие садики и дошкольные учреждения уже ввели иностранный язык, так что теперь можно продолжить его изучать на более серьезном уровне.

Старшая школа

С 12 до 17-18 лет проходит стадия конечного взросления. Считается, что уже к 17 годам молодой человек становится полностью дееспособным, разумным, готовым к самостоятельной жизни. На деле это старшеклассникине всегда так. Детям тяжело определиться, что делать дальше.

Сейчас у них активно проходит пубертатный период, который не всегда заканчивается к 17 годам. Молодые люди подвержены влиянию гормональных изменений. Сейчас у них часто меняется мнение: сегодня хочется быть врачом, а завтра актером, начать свой бизнес, организовать рок-группу. Очень важно проводить с этими взрослеющими детьми адаптационные лекции, рассказывать о возможностях, профессиях, образовании.

На этой стадии развития идет активный рост. С 13 до 15 лет молодой человек или девушка могут сильно прибавить в росте, похудеть или, наоборот, набрать вес. Все это – следствия гормональных изменений. Тело приобретает девушке 16 летвзрослые очертания, кости становятся крепче, изменяется половая система. С точки зрения биологии, многие из детей уже в 16-17 лет могут сами стать родителями. С точки зрения нашего общества, они к этому, конечно, не готовы.

В этот период развития ребенка очень важно поддерживать правильный баланс витаминов и полезных веществ в организме. Проще говоря, нужно хорошее, сбалансированное питание. Это бывает сложно из-за частых перекусов в школе. Обязательно в рацион должны входить:

  • мясо и птица (лучше всего нежирное мясо);
  • рыба (хотя бы один раз в неделю);
  • каши, орехи;
  • фрукты и овощи;
  • вода (не менее 1 литра в день для правильного обмена веществ).

Взрослый человек

Нельзя точно сказать, когда человека можно назвать взрослым. С физиологической точки зрения – уже в 16-18 лет, но психологическое взросление продолжается еще не один 20 летгод. Для ребенка нормально в 14-15 и даже 16 лет еще не знать, кем он хочет быть, чем заняться дальше, куда пойти. Но сегодня очень много возможностей для развития – было бы желание.

Одно из свойств «взрослости» – возможность и желание брать на себя ответственность. Другое — критическое отношение к своим поступкам. Оба этих качества развиваются гораздо раньше, но полностью раскрываются только к 20-23 годам. Считается, что в это время мозг полностью сформирован. Многие именно это время считают концом детства.

Источник

Ñòîðîííèêè áèîãåíåòè÷åñêîé êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ ïîëàãàþò, ÷òî îñíîâíûå ïñèõè÷åñêèå ñâîéñòâà ëè÷íîñòè çàëîæåíû â ñàìîé ïðèðîäå ÷åëîâåêà (áèîëîãè÷åñêîì íà÷àëå), îïðåäåëÿþùåé åãî æèçíåííóþ ñóäüáó. Îíè ñ÷èòàþò ãåíåòè÷åñêè çàïðîãðàììèðîâàííûìè èíòåëëåêò, àìîðàëüíûå ñâîéñòâà ëè÷íîñòè è äð.

Ïåðâûì øàãîì íà ïóòè âîçíèêíîâåíèÿ áèîãåíåòè÷åñêèõ êîíöåïöèé áûëà òåîðèÿ ×. Äàðâèíà î òîì, ÷òî ðàçâèòèå – ãåíåçèñ – ïîä÷èíÿåòñÿ îïðåäåëåííîìó çàêîíó.  äàëüíåéøåì ëþáàÿ êðóïíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ âñåãäà áûëà ñâÿçàíà ñ ïîèñêîì çàêîíîâ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ.

Íåìåöêèé åñòåñòâîèñïûòàòåëü Ý. Ãåêêåëü (1834–1919) è íåìåöêèé ôèçèîëîã È. Ìþëëåð (1801–1958) ñôîðìóëèðîâàëè áèîãåíåòè÷åñêèé çàêîí, ñîãëàñíî êîòîðîìó æèâîòíîå è ÷åëîâåê âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ êðàòêî ïîâòîðÿþò òå ñòàäèè, êîòîðûå ïðîõîäèò äàííûé âèä â ôèëîãåíåçå. Ýòîò ïðîöåññ áûë ïåðåíåñåí íà ïðîöåññ îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ñ. Õîëë (1846–1924) ñ÷èòàë, ÷òî ðåáåíîê â ñâîåì ðàçâèòèè êðàòêî ïîâòîðÿåò ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà. Îñíîâàíèåì äëÿ ïîÿâëåíèÿ äàííîãî çàêîíà ïîñëóæèëè íàáëþäåíèÿ çà äåòüìè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî áûëè âûäåëåíû ñëåäóþùèå ñòàäèè ðàçâèòèÿ: ïåùåðíàÿ, êîãäà ðåáåíîê ðîåòñÿ â ïåñêå, ñòàäèÿ îõîòû, îáìåíà è äð. Õîëë ïðåäïîëàãàë òàêæå, ÷òî ðàçâèòèå äåòñêîãî ðèñóíêà îòðàæàåò òå ñòàäèè, êîòîðûå ïðîõîäèëî èçîáðàçèòåëüíîå èñêóññòâî â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà.

Òåîðèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñâÿçàííûå ñ èäååé ïîâòîðÿåìîñòè â ýòîì ðàçâèòèè èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà, íàçûâàþò òåîðèÿìè ðåêàïèòóëÿöèè.

Âûäàþùèéñÿ ðóññêèé ôèçèîëîã È.Ï. Ïàâëîâ (1849–1936) äîêàçàë, ÷òî ñóùåñòâóþò ïðèîáðåòåííûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàò óñëîâíûå ðåôëåêñû. Ýòî ïîðîäèëî òî÷êó çðåíèÿ î òîì, ÷òî ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ñâîäèòñÿ ê ïðîÿâëåíèþ èíñòèíêòà è äðåññóðå. Íåìåöêèé ïñèõîëîã Â. Êåëåð (1887–1967), ïðîâîäÿ îïûòû íà ÷åëîâåêîïîäîáíûõ îáåçüÿíàõ, îòêðûë ó íèõ íàëè÷èå èíòåëëåêòà. Ýòîò ôàêò ëåã â îñíîâó òåîðèè, ñîãëàñíî êîòîðîé ïñèõèêà â ñâîåì ðàçâèòèè ïðîõîäèò òðè ýòàïà: 1) èíñòèíêò; 2) äðåññóðà; 3) èíòåëëåêò.

Àâñòðèéñêèé ïñèõîëîã Ê. Áþëåð (1879–1963), îïèðàÿñü íà òåîðèþ Â. Êåëåðà è ïîä âëèÿíèåì òðóäîâ îñíîâàòåëÿ ïñèõîàíàëèçà, àâñòðèéñêîãî ïñèõèàòðà è ïñèõîëîãà 3. Ôðåéäà (1856–1939), â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ïðèíöèïà ðàçâèòèÿ âñåãî æèâîãî âûäâèíóë ïðèíöèï óäîâîëüñòâèÿ. Îí ñâÿçûâàë ýòàïû èíñòèíêòà, äðåññóðû è èíòåëëåêòà íå òîëüêî ñ ñîçðåâàíèåì ìîçãà è óñëîæíåíèåì îòíîøåíèé ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, íî è ñ ðàçâèòèåì àôôåêòèâíûõ ñîñòîÿíèé – ïåðåæèâàíèåì óäîâîëüñòâèÿ è ñâÿçàííîãî ñ íèì äåéñòâèÿ. Áþëåð óòâåðæäàë, ÷òî íà ïåðâîì ýòàïå ðàçâèòèÿ – ýòàïå èíñòèíêòà – áëàãîäàðÿ óäîâëåòâîðåíèþ èíñòèíêòèâíîé ïîòðåáíîñòè íàñòóïàåò òàê íàçûâàåìîå «ôóíêöèîíàëüíîå óäîâîëüñòâèå», ÿâëÿþùååñÿ ñëåäñòâèåì âûïîëíåíèÿ äåéñòâèÿ. À íà ýòàïå èíòåëëåêòóàëüíîãî ðåøåíèÿ çàäà÷è âîçíèêàåò ñîñòîÿíèå, ïðåäâîñõèùàþùåå óäîâîëüñòâèå.

Â. Êåëåð, èçó÷àÿ ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ ïîìîùüþ çîîïñèõîëîãè÷åñêîãî ýêñïåðèìåíòà, çàìåòèë ñõîäñòâî â ïðèìèòèâíîì ïðèìåíåíèè îðóäèé òðóäà ó ÷åëîâåêà è îáåçüÿíû.

Äèàìåòðàëüíî ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîäõîäà ê ðàçâèòèþ ïñèõèêè ðåáåíêà ïðèäåðæèâàþòñÿ ñòîðîííèêè ñîöèîãåíåòè÷åñêîé (ñîöèîëîãèçàòîðñêîé) êîíöåïöèè. Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî â ïîâåäåíèè ÷åëîâåêà íåò íè÷åãî âðîæäåííîãî è êàæäîå åãî äåéñòâèå – ëèøü ïðîäóêò âíåøíåãî âîçäåéñòâèÿ. Ïîýòîìó, ìàíèïóëèðóÿ âíåøíèìè âîçäåéñòâèÿìè, ìîæíî äîáèòüñÿ ëþáûõ ðåçóëüòàòîâ.

Åùå â XVII â. àíãëèéñêèé ôèëîñîô Äæîí Ëîêê (1632–1704) ñ÷èòàë, ÷òî ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ íà ñâåò ñ ÷èñòîé äóøîé, ïîäîáíîé áåëîìó ëèñòó áóìàãè, íà êîòîðîì ìîæíî íàïèñàòü âñå ÷òî óãîäíî, è äèòÿ âûðàñòåò òàêèì, êàêèì åãî õîòÿò âèäåòü ðîäèòåëè è áëèçêèå. Ñîãëàñíî ýòîé òî÷êå çðåíèÿ íàñëåäñòâåííîñòü íå èãðàåò íèêàêîé ðîëè â ðàçâèòèè ïñèõèêè è ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà.

Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Äæ. Á. Óîòñîí (1878–1958) âûäâèíóë ëîçóíã: «Õâàòèò èçó÷àòü òî, ÷òî ÷åëîâåê äóìàåò, äàâàéòå èçó÷àòü òî, ÷òî ÷åëîâåê äåëàåò!». Îí ñ÷èòàë, ÷òî â ïîâåäåíèè ÷åëîâåêà íåò íè÷åãî âðîæäåííîãî è êàæäîå åãî äåéñòâèå åñòü ïðîäóêò âíåøíåé ñòèìóëÿöèè. Ñëåäîâàòåëüíî, ìàíèïóëèðóÿ âíåøíèìè ðàçäðàæèòåëÿìè, ìîæíî «ñîçäàòü» ÷åëîâåêà ëþáîãî ñêëàäà.  èññëåäîâàíèÿõ íàó÷åíèÿ, â êîòîðûõ ó÷èòûâàëèñü ýêñïåðèìåíòàëüíûå ðåçóëüòàòû, ïîëó÷åííûå È.Ï. Ïàâëîâûì, íà ïåðâûé ïëàí âûøëà èäåÿ ñî÷åòàíèÿ ñòèìóëà è ðåàêöèè, óñëîâíûõ è áåçóñëîâíûõ ñòèìóëîâ, áûë âûäåëåí âðåìåííîé ïàðàìåòð ýòîé ñâÿçè. Ýòî ëåãëî â îñíîâó àññîöèàíèñòè÷åñêîé êîíöåïöèè íàó÷åíèÿ Äæ. Óîòñîíà è Ý. Ãàçðè, êîòîðàÿ ñòàëà ïåðâîé ïðîãðàììîé áèõåâèîðèçìà. Áèõåâèîðèçì – ýòî íàïðàâëåíèå â àìåðèêàíñêîé ïñèõîëîãèè XX â., îòðèöàþùåå ñîçíàíèå êàê ïðåäìåò íàó÷íîãî èññëåäîâàíèÿ è ñâîäÿùåå ïñèõèêó ê ðàçëè÷íûì ôîðìàì ïîâåäåíèÿ, ïîíÿòîãî êàê ñîâîêóïíîñòü ðåàêöèé îðãàíèçìà íà ñòèìóëû âíåøíåé ñðåäû. Ïî ñëîâàì Äæ. Óîòñîíà, «âñå òàêèå òåðìèíû, êàê ñîçíàíèå, îùóùåíèå, âîñïðèÿòèå, âîîáðàæåíèå èëè âîëÿ, ìîãóò áûòü èñêëþ÷åíû ïðè îïèñàíèè ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè». Ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà îí îòîæäåñòâëÿë ñ ïîâåäåíèåì æèâîòíîãî. ×åëîâåê, ïî ìíåíèþ Óîòñîíà, – ýòî áèîëîãè÷åñêîå ñóùåñòâî, êîòîðîå ìîæåò áûòü èçó÷àåìî ïîäîáíî âñÿêîìó äðóãîìó æèâîòíîìó. Òàêèì îáðàçîì, â êëàññè÷åñêîì áèõåâèîðèçìå àêöåíò äåëàåòñÿ íà ïðîöåññå íàó÷åíèÿ íà îñíîâå íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ ïîäêðåïëåíèÿ ïîä âëèÿíèåì ñðåäû.

Ïðåäñòàâèòåëè íåîáèõåâèîðèçìà, àìåðèêàíñêèå ïñèõîëîãè Ý. Òîðíäàéê (1874–1949) è Á. Ñêèííåð (1904–1990) ñîçäàëè êîíöåïöèþ íàó÷åíèÿ, êîòîðîå ïîëó÷èëî íàçâàíèå «îïåðàíòíîå íàó÷åíèå». Ýòà ðàçíîâèäíîñòü íàó÷åíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî â óñòàíîâëåíèè íîâîé àññîöèàòèâíîé ñòèìóëüíî-ðåàêòèâíîé ñâÿçè âàæíóþ ðîëü èãðàþò ôóíêöèè áåçóñëîâíîãî ñòèìóëà, ò. å. ãëàâíûé àêöåíò äåëàåòñÿ íà çíà÷åíèè ïîäêðåïëåíèÿ.

Í. Ìèëëåð è àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ê.Ë. Õàëë (1884–1952) – àâòîðû òåîðèè, â êîòîðîé áûë äàí îòâåò íà âîïðîñ: çàâèñèò ëè íàó÷åíèå, ò. å. óñòàíîâëåíèå ñâÿçè ìåæäó ñòèìóëîì è ðåàêöèåé, îò òàêèõ ñîñòîÿíèé èñïûòóåìîãî, êàê ãîëîä, æàæäà, áîëü.

Íà îñíîâå ñóùåñòâóþùèé òåîðèé ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî â ñîöèîãåíåòè÷åñêèõ òåîðèÿõ â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ôàêòîðà ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ðàññìàòðèâàåòñÿ ñðåäà, à àêòèâíîñòü ðåáåíêà íå ó÷èòûâàåòñÿ.

Источник