Ребенок в год и 2 месяца не говорит ничего кроме мама
Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.
Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
- Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
- Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
- Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
- Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Источник
Есть такая шутка — сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.
Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.
Когда нужно волноваться?
Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.
Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?
Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.
Важные факторы:
- Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
- Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
- Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
- В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.
В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
Кого посетить:
- невролога;
- детского психолога;
- логопеда-дефектолога.
Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии
Как научить ребенка говорить «мама»?
Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.
Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!
Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!
Как общаться с маленьким ребенком:
- Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
- Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
- Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
- Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
- Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
- Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
- Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
- Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
- Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
- Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
- Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
- Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
- Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
Источник
Девочки,переживаю я 🙁 Дочке 1,2 не говорит,всё ыкает да укает…мама говорит когда плачет и всё.Ходили к неврологу,прописала пантогам.Пьем его уже 3 недели.Она все просьбы выполняет,все показывает-как машинка,как собачка,как кошечка,какая она большая,как ручки моет и тд…но то,что она не говорит,меня пугает
:gy: 2,2г тоже не говорит
аноним
Дочке 1,2 не говорит
мой после 2-х заговорил. сейчас не остановить :gy:
Ну и как вам демо-версия мира без вакцин?
С детками побольше пусть пообщается-я свою в год отдала в мини-садик, по 2-3 часа ходили и почти сразу начала говорить там. Общение им нужно.
Нашли из-за чего переживать — заговорит, маленькая она еще,главное — она все понимает, и не сравнивайте ее с другими детьми, каждый развивается в своем темпе.
Моя старшая в год говорила около 10 слов, а маленькая — ничего, заговорила к двум годам, фразовая речь — к трем, сейчас почти 5 лет, выговаривает все звуки, кроме твердого Р, болтает без умолку, никаких таблеток нам не выписывал невролог.
Начала говорить только в 2,5, вообще не парилась и не считаю, что надо по этому поводу переживать, если в остальном ребенок развивается нормально. Она у вас животным подражает, все показывает, знает, вы чего паритесь?
Как я все успеваю с двумя маленькими детьми? Мой секрет прост — я нихера не успеваю!))))))
Боже… вы че серьезно? %)
Я шла по городу,приковывая к себе взгляды прохожих.Популярность?Нет. Красота?Вряд ли.Желтая бензопила в руках?Возможно.
моя тоже в 1.2 не говорила.В 1.8 пропили пантогам, через 2-3 нед после него стала потихоньку говорить.Сейчас 2 года- говорит,считаю что вполне нормально для даухлетнего ребенка.Так что всему свое время.
Я бы не переживала…у нас с девочкой неделя разница так она так лопочет,а мы все как немтыри ходим :gy: я головой то понимаю,что нельзя детей под одну гребенку…но сердцем переживаю.
аноним
то,что она не говорит,меня пугает
Да Вы что???? :gy: Она должна говорить чтоли?Кто Вам такое сказал?? Мой заговорил только после 2.6 ,до этого молчал вообще,ни слова не говорил
У знакомой все дети начали говорить в 3,5 года. очень даже нормальные, старшему 10 в школе отличник.
Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки
Моей дочке 1,5 годика и тоже пока не говорим… «Мама» только и иногда «Баба» даже папа никак…. Зверей тоже не подражает…. каждый день с ней смотрим картинки зверей и я рассказываю кто какие звуки издает, только слушаем…. Переживаю тоже, но….. Муж поддерживает и говорит что все детки разные….)))
моя ближе к 3годам начала нормально говорить, сейчас и стихи рассказывает и песни поет и тп
видимо не чего ей пока вам сказать :gy: вот и
:gy:
Cамый лучший день — это сегодня!
Anka-Manka
Боже… вы че серьезно?
+100500. с ума не сходите %)
SvetaRu
Дочке 1,2 не говорит,
нееет, как не говорит???? и есенина не читает? и ницше в оригинале на знает? да вы че мамаша, как это вы еще ее в больницу не заперли, тут на форуме в 1,2 у всех дети на 5 ти языках свободно и матан знают и крестиком вышивают и лизгинку танцуют с танго….
Valentina25
Зверей тоже не подражает…. каждый день с ней смотрим картинки зверей и я рассказываю кто какие звуки издает, только слушаем…. Переживаю тоже
я в 20 с лишним тоже не мычу и не лаю, попереживайте за меня тоже :gy:
ну все… давайте пачками таблы поить ребенку… :=-O: :=-O:
по теме — моя в 3 заговорила — и считаю, что хоть и поздновато, но в пределах нормы…
меня больше всего забавляет, когда бабули и мамашки нахваливают своих детенышей на площадках… говорит в год, читает в 2… на горшок сам садится в 6 месяцев… сказки в декламирует в год… а еще сам ест ложкой в год и одевается :gy: :gy: :gy:
а кто-то ведь верит и комплексует…Сообщение было изменено пользователем 02-10-2012 в 20:40
Augusta
меня больше всего забавляет, когда бабули и мамашки нахваливают своих детенышей на площадках… говорит в год, читает в 2… на горшок сам садится в 6 месяцев… сказки в декламирует в год…
+10000000000
krukozyablik
нееет, как не говорит???? и есенина не читает? и ницше в оригинале на знает? да вы че мамаша, как это вы еще ее в больницу не заперли, тут на форуме в 1,2 у всех дети на 5 ти языках свободно и матан знают и крестиком вышивают и лизгинку танцуют с танго….
:gy: :gy: :gy: :gy: +100000
Augusta
меня больше всего забавляет, когда бабули и мамашки нахваливают своих детенышей на площадках… говорит в год, читает в 2… на горшок сам садится в 6 месяцев… сказки в декламирует в год… а еще сам ест ложкой в год и одевается
а кто-то ведь верит и комплексует…
+++ мне тут на днях одна дама рассказала, что в год у нее сын говорил фразами, а в 1.5 уже рассказывал стихи наизусть. Не верю я в такие сказки! Или это дети-вундеркинды. У меня дочке 1,1. Говорит отчетливо только мама, баба, дай и на. И то мама и баба говорит просто так, а не так, что целенаправленно меня зовет. Понимает многое, зверей на картинках показывает (не всех, конечно) и звуки некоторых животных воспроизводит. Я вот как-то даже не парюсь. На площадке гуляем с девочкой 1,9. Говорит все то же самое + папа, деда, привет и пока.
а чего удивляться, у меня младшему в 11 мес. поставили ЗРР. то что говорит только мама и выписали кучу таблеток, но у нас есть проблема старший до сих пор не говорит ему 3.6(но это другая история).поэтому переживаю что сейчас ему 1.2 и тоже не говорит.подражает только кошку.все понимает
сравнивать детей не нужно. в 1,2 нам ставили задержку речевого развития,но в 1,9 мы имели в словарном запасе более 60 слов. так что,автор,в 1,2 ребенок НИЧЕГО не должен.
моей 1,7 не говорит(мама и папа -2 слова), у знакомой , рожали вместе, дочь говорит очень хорошо , прямо иногда завидую белой завистью
Augusta
меня больше всего забавляет, когда бабули и мамашки нахваливают своих детенышей на площадках… говорит в год, читает в 2… на горшок сам садится в 6 месяцев… сказки в декламирует в год… а еще сам ест ложкой в год и одевается
а кто-то ведь верит и комплексует…
+1000000000000000
Дочери скоро полтора года. Говорит невнятно: папа, кака, на, дай. Не говорт даже, лопочет… «Мама» — ни разу :gy:
Если тебе роют яму — не мешай. Закончат — сделаешь бассейн.
Источник