Ребенок в детском саду 3 2012 год
Когда мой ребёнок в 1,10 пошёл в детский сад, воспитательница сразу его назвала «садиковским». Как я поняла, мне надо было радоваться такому определению. С тех пор у него поменялось уже три воспитателя, но его продолжают так называть. Хотя и сейчас в свои почти три он плохо ест, не умеет толком одеваться и раздеваться, может подраться, но тем не менее-воспитатели им довольны. Просто потому что он не ноет, не просится к маме и может подолгу самостоятельно играть.
Но даже если ребёнок плачет и просится к маме, более того-он бьется в истерике-может ли он считаться «не садиковским»? Что теперь, его не водить?
Столкнувшись с абсолютно разными мнениями насчет существования «садиковских» и «не садиковских» детей, мне стало интересно изучить эту тему с точки зрения педагогики и психологии.
На самом деле, среди психологов такого определения, как «садиковский» — нет, это скорее бытовое название детей, которые быстро адаптируются к новым условиям.
Как заверяет автор самой крутой книги про адаптацию «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад» Анна Быкова — «Не садиковских» детей не бывает, бывает неправильная адаптация. Любой, даже самый «маменькин» ребёнок все равно может адаптироваться к детскому саду и относиться к нему хорошо. Так же говорит и моя мама, воспитатель с 30-летним стажем. И у меня есть все основания им доверять.
Но почему же тогда по разговорам существует огромное количество детей, которые с судорогой вспоминают детский сад?
Даже наша первая воспитательница про себя рассказывала, что до шести лет ревела каждое утро в детском саду и никогда бы не поверила, что когда-то сама станет педагогом. А уж таких примеров среди знакомых ещё больше, только которые, конечно, не работают там, а просто не любят вспоминать детский сад.
Так как помочь ребенку стать более «садиковским»?
Я сейчас не про принципы адаптации, это будет в другой статье, а про общий подход.
Мне кажется, все-таки огромную роль играют сами родители и пресловутая теория привязанности. Помимо темперамента, который, безусловно, выходит на первое место, очень важны отношения с мамой ещё до сада. Когда ребёнок «напитался» мамой, когда мама умеет эффективно проводить время с малышом, тогда ребёнку проще доверять миру и вступать в отношения с этим миром. И если после дня, проведённого в разлуке, мама и малыш имеют какие-то традиции и ритуалы, когда мама не рвётся к плите и домашним делам, а действительно качественно проводит время с ребёнком, хотя бы полчаса-читает, играет с ним в то, что он сам предложил, то опять же, это формирует некую «подушку безопасности» для дальнейшей разлуки.
Второй момент, который может испортить отношения с садиком-воспитатели. Тоже есть множество примеров, когда стоило только сменить группу-ребёнок моментально привыкал к садику и шёл с удовольствием. Чтобы проверить, нравится воспитатель или нет (ну вдруг ребёнок сам не говорит об этом), можно попросить его нарисовать садик и группу. Такой приём всегда работает. Обычно в рисунке «вылезают» все страхи и чудища.
Естественно, все дети разные, и какой попался темперамент и зачатки характера-конечно сюрприз для родителей, и на это сложно повлиять. Но все-таки это не означает, что каким-то малышам садик противопоказан.
Для тех, кого беспокоит вопрос: «А сможет ли ребёнок когда-нибудь привыкнуть к садику?» — стоит почитать вышеупомянутую книгу Анны Быковой-она очень хорошо настроит даже самую тревожную маму. Я постараюсь выписать основные тезисы в отдельной стае для тех, у кого нет времени на чтение книг. Автор, кстати, тоже говорит о том, что главное-посыл родителей. Если мама сомневается, все ли будет хорошо с ребёнком в садике, то малыш сразу считывает ее сомнения и тоже начинает переживать.
Обращаясь к своим лекциям по курсу педагога раннего развития, я сделала основной вывод про нормы адаптации — даже если ребёнок плачет, у него повышается потливость, пропадает сон и аппетит, или он подхватывает ОРВИ — это естественно при смене обстановки, и не стоит бояться таких временных трудностей. При тяжелой степени адаптации — малыш может болеть несколько месяцев, и у него могут быть истерики — но это тоже вариант нормы! Это не значит, что ему никогда в жизни не понравится в детском саду. Такие проблемные признаки привыкания могут пройти через 2-3 месяца, и при соблюдении остальных условий — возраст не младше 2,5 лет, ритуалы с мамой, добрые воспитатели, умение играть и т.п. — детский сад может стать любимым.
Подробно про нормы адаптации можно почитать здесь.
Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр, а также просто поддержать канал «Мамам и малышам» — переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием «Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы» от педагога раннего развития
Источник
Адаптация ребенка 3-х лет в детском саду: советы родителям…
Только в детском коллективе малыш может приобрести первые коммуникативные навыки. И сколько бы у него не было друзей на детской площадке, отдавать ребенка в детский сад нужно – там за его спиной не будет стоять заботливая мама или бабушка, которая в мгновение ока спешит разрешать любой конфликт. Но как правильно приучить ребенка к детскому саду, чтобы даже такое кратковременное расставание с родителями не обернулось для малыша стрессом?
Зачем ребенку нужно ходить в детский сад и когда лучше отдавать его в садик Трехлетнему ребенку становится тесно в родном доме и недостаточно общения в семье. Он тянется к ровесникам, чувствует потребность в друзьях. Появляется интерес к совместным играм, которые расширяют кругозор ребенка, обогащают новыми представлениями о мире и людях, доставляют радость общения и осознанной дружбы. А общее дело помогает приобретать опыт общения с разными людьми и учит строить отношения в коллективе.
Дети любят играть в ролевые игры, выбирая в них профессию по интересам: я буду врачом, а я — летчиком, а я хочу быть шофером, а я буду артисткой. Игры со сверстниками помогают формированию личности ребенка, вырабатывают чувство радости от совместных действий, учат сдерживать чрезмерные эмоции и владеть своими чувствами. В его лексиконе наряду со словом «я» появляется слово «мы». Он жаждет общения, постоянно просит родителей играть с ним в подвижные или настольные игры, разговаривать и читать сказки. И мама начинает задумываться: «А может быть лучше приучить ребенка к детскому саду, как это было в моем детстве?».
В вашей жизни начинается новый ответственный период — подготовка ребенка к общественной жизни. Очень важно определить, настало ли время для посещения детского учреждения. Если ваше чадо в данное время преодолевает «кризис 3-х лет» — то детский сад должен подождать, не следует менять привычные условия жизни. Ребенок должен уверенно владеть навыками самообслуживания: есть ложкой, пить из чашки, одинаково хорошо уметь пользоваться горшком и унитазом, самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Ребенка лучше отдавать в детский сад, когда он подрос и окреп за летние месяцы на свежем воздухе – то есть, в конце августа.
Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками, учится отстаивать свои права без маминой помощи, самостоятельно справляться с трудностями. Здесь он заводит друзей и понимает цену и силу коллектива. Зачем ещё ребенку ходить в детский сад, так это затем, чтобы получить знания, ведь они помогут будущему первокласснику без проблем вписаться в школьную жизнь, тем более что ежедневные занятия приучают трудиться и готовят детей к школе лучше, чем дома.
Нужно ли ребенку посещать детский сад?
Каким бы общительным и спокойным ни был ребенок, как бы он ни стремился пойти в детский сад «к ребяткам», первые дни в незнакомой обстановке в окружении чужих людей переживаются им как сильнейший стресс. За предыдущие три года он был неразлучен с мамой, постоянно чувствовал ее присутствие и поддержку, и вдруг она ушла, оставив его одного среди шумных и толкающихся детей, на попечение сердитой воспитательницы. Впервые оторванный от дома и близких людей малыш испытывает настоящий страх: вернется ли мама? не оставит ли она его тут навсегда? почему мама меня бросила, разве она меня больше не любит? и т. д.
В состоянии, близком к отчаянию, малыш не воспринимает утешительных слов воспитательницы и няни, не отзывается на дружеские приглашения принять участие в игре, а, забившись в уголок, тихо или громко страдает. К маминому приходу он настолько опустошен эмоционально, что на радостную встречу сил уже не осталось. Дома он тоже ведет себя необычно: слишком тихо или наоборот, истерично, отказывается от еды, ходит за мамой «хвостиком», а ночью спит беспокойно, всхлипывает и даже обмочился во сне, чего давно уже не случалось.
Через 1-2 дня малыш может заболеть «простудой» не столько потому, что подхватил от ребят незнакомые вирусы и бактерии, сколько по причине сниженного в результате стресса иммунитета. Нужно ли ребенку посещать детский сад в этом случае?
Во многих семьях посещение детского сада на этом заканчивается, и ребенок возвращается в привычную обстановку под мамино или бабушкино крыло, а попытка приобщения к общественной жизни вспоминается как кошмарный сон. Не обернется ли сиюминутная жалость к ребенку серьезными психологическими проблемами в дальнейшей школьной и взрослой жизни?
Адаптация малышей в детском саду: как правильно приучить ребенка к режиму
Чтобы адаптация ребенка 3-х лет детском саду прошла как можно проще, к изменениям в привычной жизни необходимо готовить малыша заранее. И не за 1-2 дня, а как минимум за месяц. Для подготовки детей к условиям детского сада во время прогулки как бы случайно подведите его к территории ближайшего дошкольного учреждения, где гуляют дети. Заинтересовавшись их играми, он завтра сам потянет вас «туда, где ребятки гуляют». Рассказывая о жизни детей в саду, не приукрашивайте действительность, иначе ожидание праздника сменится жестоким разочарованием.
Ещё один совет, как приучить ребенка ходить в детский сад — попросите разрешения заведующей совершить экскурсию по «второму дому». Покажите раздевалку, групповую комнату и спальное помещение, актовый и физкультурный залы, комнату для музыкальных занятий. Обязательно покажите туалетную комнату и объясните, как пользоваться унитазом. Многие дети допускают «промахи» в физиологических отправлениях по причине застенчивости и неумения воспользоваться сантехникой незнакомой конструкции.
Расскажите ребенку о существующем в группе режиме, о том, что на занятиях он научится рисовать красками, петь песенки, лепить фигурки из пластилина, а на праздничном утреннике вместе со всеми будет веселиться и получать подарки.
Перед тем как приучить ребенка к режиму детского сада, организуйте правильный распорядок дома. Чтобы вынужденный ранний подъем не испортил впечатления от садика, приучайте малыша ложиться сразу после вечерней сказки, а вставать пораньше и в хорошем настроении отправляться на встречу с новыми друзьями.
Обязательно воспользуйтесь следующим советом родителям по адаптации ребенка в детском саду: гуляя с малышом на площадке, научите его самостоятельно знакомиться и общаться с ровесниками. Это умение пригодится ему в новой обстановке. Ребенок, который все время проводит с мамой, боится и стесняется новых людей, поэтому станет испытывать трудности в общении с воспитательницей. Подготовьте его к знакомству со взрослыми людьми и объясните, что в детском саду все доброжелательны и заботливы.
Во время психологической подготовки ребенка к детскому саду объясните, что мама обязательно вернется за ним, как только закончит свои неотложные дела, и он не должен грустить и скучать в одиночестве.
Чтобы приучить ребенка к детскому саду намного легче, в первые дни приводите ребенка на несколько часов и забирайте сразу после прогулки или обеда. Ему и так достаточно новых впечатлений. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду, оставьте на дневной сон, объясните эту необходимость срочными и важными делами. И ещё: для успешной адаптации малышей в детском саду ни в коем случае не показывайте ребенку, что испытываете чувство вины, отправляя его в садик. Дети — чуткие психологи, они быстро понимают мамину слабость и способны манипулировать этим чувством.
Как проходит адаптация, как легче и лучше приучить ребенка к детскому саду
Очень многое зависит от личных и профессиональных качеств воспитательницы и других сотрудников детского сада. Если воспитательница с первого дня нашла общий язык с малышом — и ему, и вам повезло. Он будет с радостью посещать «второй дом» и во всех вопросах ссылаться на «Мариванну» как на истину в последней инстанции.
Если в группе нет няни и второго воспитателя, значит, дело плохо. Какой бы доброй и замечательной ни была воспитательница, многочисленные хозяйственные заботы не позволят ей посвятить все свое время занятиям с детьми. А значит, страдают и обучение, и воспитание, и в первую очередь — дети. А дошкольное учреждение превращается в камеру хранения малолетних детей, куда родители сдают их на время рабочего дня.
По договоренности с заведующей и воспитательницей вы можете остаться в группе вместе с малышом, чтобы помочь ему освоиться в незнакомом месте. Первые часы (дни) он не отойдет от мамы ни на шаг, но постепенно втянется в игру, не забывая оглядываться на вас и периодически возвращаться. И вскоре наступит такой момент, когда он позволит маме ненадолго отлучиться. Важная рекомендация по подготовке ребенка к детскому саду – дать малышу понять, что мама не бросила его, а придет за ним, когда выполнит необходимые дела. В некоторых детских садах открываются группы кратковременного пребывания для детей вместе с мамами, в которых малыши привыкают к обстановке и детскому коллективу, а в дальнейшем уже остаются в группе на полный день и без мам….
Как проходит адаптация ребенка в детском саду в 3-летнем возрасте?
Этот период протекает у всех детей по-разному: одному достаточно 2-3 дней, и он уже «свой в доску», а другой и через месяц дичится всех и только и делает, что ждет маму. Настроение у него неровное: периоды беспричинного веселья сменяются эпизодами немотивированной агрессии или безразличия. Такому малышу должна помогать вся семья: расспрашивать о новых друзьях, об интересных занятиях и играх, успокаивать и уговаривать, если в садике не нравится. Для лучшей адаптации к детскому саду ребенка в 3 года попробуйте пригласить к себе в гости девочку или мальчика из группы, наиболее симпатичных вашему малышу. Возможно, они подружатся в домашних условиях. Присутствие близкого друга в группе поможет крохе стать полноправным членом коллектива.
Зачем водить ребенка в детский сад или ясли?
Кстати сказать, существовавший в СССР обычай отдавать малышей в ясли сразу после окончания декретного отпуска (а декретный отпуск в те стародавние времена длился два месяца) при всей своей жестокости имел и положительный момент. Двухмесячный малыш гораздо легче переносил разлуку с мамой, и при заботливом уходе доброжелательного персонала рос и развивался не хуже, чем «домашний» ребенок. А к моменту перехода в детский сад он легко и просто вливался в новый коллектив, не испытывая огорчений и страданий от перемены «места жительства».
Перед поступлением в детский сад малыш должен пройти диспансеризацию в поликлинике. Вам придется посетить невропатолога, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога и педиатра, сдать анализы крови, мочи и кала, сделать все положенные по возрасту прививки.
Данные о состоянии здоровья ребенка будут внесены в медицинскую карту, которая станет его главным документом, необходимым для зачисления в детский сад.
Уже несколько десятилетий в нашей стране функционируют учебно-воспитательные комплексы (УВК), в которых осуществляется плавный переход из детского сада в начальную школу, соблюдается преемственность, облегчающая переход из счастливого беззаботного детства в серьезный и ответственный школьный период.
В странах Европы уже давно работают, а у нас недавно и робко начали создаваться игровые группы, в которые приглашаются мамы с детьми начиная с 3-4-месячного возраста. Грудничков выкладывают на ковер или они остаются на руках у матерей, а инструктор поет (вместе с мамами) детские песенки, рассказывает стишки, показывает мамам, как сделать простейшую игрушку-погремушку из целлофанового мешка и горсти бобов, качает малышей в гамаке или на качелях. К удивлению мам, даже самые неспокойные малыши ведут себя заинтересованно и спокойно. При необходимости ребенка можно тут же покормить.
Уснул у груди? Не беда — больше поиграет в следующий раз. Такие занятия приучают младенцев к общению с самого раннего возраста, дают возможность мамам отдохнуть от домашней суеты и пообщаться между собой и с инструктором, получить ответы на многие вопросы. Для детишек-ползунков игровая комната предоставляет прекрасную возможность к освоению нового пространства, имеющиеся в ней лесенки, горки, качели и другое снаряжение позволяют осваивать более сложные движения.
Дети второго-третьего годов жизни могут заниматься разнообразной деятельностью: сидя за столиками, рисовать, лепить, вырезать картинки, слушать чтение книжек, в то время как в другой комнате можно побегать и поиграть в подвижные игры. Такие игровые группы являются для детей прекрасной подготовкой к посещению детского сада…
Источник
Ваш ребенок пошел в детский сад, поздравляю! Значит он уже достаточно подрос, и вы решились на такой важный и наверняка волнительный шаг как доверить своего малыша профессиональным, но все-таки посторонним людям. Спешу уверить Вас, что подавляющему большинству ребятишек нравится ходить в детский сад, скорей всего так будет и с вашим малышом, но… совсем не сразу. Это потом ваш ребенок будет радоваться предстоящей встрече с друзьями и расстраиваться от того, что его «слишком рано забрали», а пока вас обоих ждет очень непростой период адаптации к детскому саду.
Образовательными регламентами на адаптацию ребенка к детскому саду в младшей группе выделяется 1 календарный месяц. Считается, что в течение него дети и педагоги должны привыкнуть друг к другу, как-то взаимно приспособиться. Но когда дети вписывались в требования строгих министерств? Им неизвестны нормативы, и для каждого из них период адаптации становится своим, чаще более продолжительным.
Кроме того, маленькие дети часто болеют, пропускают по этой причине посещение детского сада, а когда возвращаются, то все как будто запускается заново, потому что оказывается, что за время нахождения на «больничном» ребенок многое забыл. В итоге период адаптации к детскому саду растягивается: он может длиться и два, и три месяца, иногда и дольше. Встречаются и такие дети, которые с трудом, с горем пополам отходив в сад весь первый год, на следующий приходят как будто их подменили: им все интересно, все увлекательно, с ними приятно заниматься, — такой ребенок, наконец, дорос до «своего», личного возраста хождения в сад.
Что же происходит в этот период? В детском саду ребенок попадает в новые условия: другая обстановка со своим распорядком, незнакомые дети и непохожие на «своих» домашних, чужие взрослые. Со всем этим нужно познакомиться, научиться доверять. Приспособление происходит у каждого индивидуально, общее лишь то, что в первые недели или месяцы во время посещения дошкольного учреждения ребенок испытывает весьма ощутимое стрессовое влияние.
Стресс может выражаться в нарушениях аппетита и сна, истерических проявлениях (повышенной плаксивости или наоборот чрезмерной веселости и боевитости), снижении эмоционального фона, обострении хронических заболеваний. Нередко во время адаптационного стресса происходит «соскальзывание» на более раннюю ступень развития: ребенок как будто «забывает» те навыки, которыми он уже овладел, затрудняется в том, чтобы перенести их из привычной ситуации в новую (например, может временно «разучиться» проситься в туалет, мыть руки и т.д.). Но навыки не пропадают бесследно и по мере привыкания ребенка восстанавливаются, а под воздействием воспитателей совершенствуются.
Испытывающие острый стресс дети могут протестовать против перспективы «сегодня снова идти в садик». Те, что еще не умеют говорить или говорят плохо, могут сильно плакать и упираться, если уже умеют хорошо разговаривать, то могут сочинять, выдумывать разные причины. Конечно, маленькие дети еще не умеют лгать из корысти, но они уже могут придумывать, особенно если понимают, что родитель готов встать на их сторону и защитить от «ужасного мира» детского сада, олицетворением которого чаще всего является воспитатель. Если взрослые на это легко ведутся, то рискуют попасть в неприятное положение.
Приведу всего один пример. Только что пошедшая в детский сад из яслей девочка, первые две недели отходила с «энурезом» (который потом прекратился) и ежедневно рассказывала взрослым, что ее бьет по голове воспитательница, методично демонстрируя движения. Полная ужаса и негодования мама чуть было не пошла на «разборки» с администрацией, видимо поощряющей подобные непедагогические методы воспитания, однако все же предварительно обратилась к детскому психологу.
В описанном выше примере, достаточно развитая девочка навязчиво рассказывала любящей маме историю «ее избиения», стараясь сообщить этим одну-единственную мысль: «Мама, я не хочу ходить в детский сад!» Но ребенок, чувствуя свою зависимость от могущественного родителя, подчиненность ему, не может сказать об этом так прямо, как это мог бы сформулировать взрослый. Отсюда и родилась эта «страшная» история.
«Конечно, все так, — скажет придирчивый читатель, — но ведь девочка раньше уже ходила в ясли, и судя по всему, ходила нормально. Почему же адаптация именно к детскому саду вызвала такое реагирование?» Действительно, ребенок более или менее спокойно отходил в ясли. Но ясельная группа, которую она посещала, оказалась не связанной с детским садом, пойдя в который, девочка испытала значительную долю стресса (помните, как первые две недели она «мочила штанишки», соскользнув в поведение, характерное для более раннего возраста?). Фактически, девочка шагнула в совершенно новые условия: незнакомые воспитатель, помещение, дети, к которым снова пришлось приспосабливаться, что опять-таки требует определенного времени и психологических усилий (а даже искренне улыбающийся, но чужой взрослый совсем не обязательно должен тут же вызвать у ребенка ответные теплые чувства).
Ребенок не понимает, почему ему нужно ходить в детский сад, когда можно остаться дома, и рассказы о том, что взрослые «должны уйти на работу», его нисколько не удовлетворяют. Он пока еще не в состоянии разобраться во всех сложностях нашего взрослого мира с его понятиями о долге и необходимости. Поэтому он активно протестует против такого жизненного поворота, включая слезы, крики, а иногда и фантазию, как в приводимом примере.
Отметим также, что ребенок еще не ориентируется в событийной перспективе, поскольку живет «здесь и сейчас». Для него мысль о том, что он находится в садике временно, что его привели сюда не на совсем и позже заберут домой не является сразу очевидной. Должно пройти немало ежедневных повторений одной и той же ситуации, прежде чем ребенок утвердится, уверится в понимании того, что в определенное время его непременно забирают и отводят домой близкие люди.
Есть и еще одна важная психологическая особенность, о которой мы – взрослые – редко задумываемся: чем старше становится ребенок и чем лучше он осознает окружающую действительность, тем лучше понимает ее несовершенство и тем более выпуклым становится для него весь «трагизм» ситуации расставания с родителями, домом. Поэтому то, что еще не в полной мере осознается 2-леткой и потому проходит менее болезненно, ребенком более старшего возраста может восприниматься уже как полноценная жизненная драма. (Вспомните свой собственный детский опыт или понаблюдайте за другими детьми: у ребенка дошкольного возраста смерть аквариумной рыбки вызывает удивление и интерес, а для младшего школьника может стать настоящим горем.)
Не забудем еще и про специфические возрастные особенности 3-леток с их упрямством и негативизмом в адрес взрослых. О проявлениях кризиса 3 лет написано так много, что в этой статье я не буду их подробно рассматривать, отсылаю к публикациям, посвященным непосредственно этой теме. Примем только, что возрастные особенности также могут иметь место и влиять на адаптацию к садику.
Как же помочь своему ребенку пережить это сложное время?
Рекомендации родителям в период прохождения ребенком
адаптации к дошкольному учреждению
Наберитесь терпения, все сложности адаптации вашего ребенка к детскому саду преходящи. Помните, что на преодоление стресса адаптации ребенку требуется немало времени и психологических сил.
В первые дни постарайтесь не оставлять в детском садике ребенка на весь день. Лучше (по возможности) постепенно удлинять время пребывания ребенка в дошкольном учреждении от нескольких часов до половины дня и полного дня (если планируете оставлять на весь день).
Отводя ребенка в садик, всегда выражайте уверенность, что ребенок в нем не останется на совсем, что вы или другие члены семьи обязательно сегодня же заберете его домой.
Если знаете, кто сегодня будет забирать ребенка из садика, сообщите ему об этом (подготовьте его).
Не обещайте, что заберете ребенка раньше, если знаете, что не сможете этого сделать. Не обманывайте его! (Иначе ваше отсутствие станет для ребенка дополнительным стрессовым фактором.)
Если у ребенка есть какие-то особенности поведения или специфические черты характера обязательно сообщите о них воспитателям.
Разрешите ребенку взять с собой из дома игрушку (не очень маркую и которую будет нестрашно потерять), для того чтобы у него оставалась своеобразная «связующая нить» с домом, напоминание о знакомом в этом новом, незнакомом мире детского сада.
Контактируйте с воспитателями, интересуйтесь тем, что вызывает трудности у ребенка и у педагогов при общении с ним.
Объясняйте ребенку, что в разных непонятных и сложных для него ситуациях, возникающих в садике (проговаривайте каких: обидел другой ребенок, оторвалась пуговица, испачкался и т.д.), ему нужно рассказывать воспитательнице (помощнику воспитателя/няне).
Если кризис 3-х лет протекает у вашего ребенка бурно, повремените с переходом к «садовскому образу жизни», подождите, пока особенно острая фаза кризиса пройдет.
Если в период адаптации у ребенка обострились диагностированные ранее неврологические расстройства (тики, заикание и др.) или хронические заболевания (особенно кожные, аллергии и др.), проконсультируйтесь с неврологом и лечащим врачом. Сократите время пребывания ребенка в садике, но не отказывайтесь от посещений полностью!
Адаптация к детскому саду – это и ваша адаптация к изменившимся условиям жизни семьи. Возможно, вам вместе с другими взрослыми придется пересмотреть какие-то моменты совместной жизни, подстраиваясь, к примеру, под оптимальный график забирания ребенка из садика.
Если несмотря ни на что сложности с поведением ребенка сохраняются длительное время, обратитесь за помощью к детскому психологу.
Источник