Ребенок в 5 лет не может нарисовать треугольник
— Я просто не творческий, — сказал мне пятилетний мальчик.
— А какой? — поинтересовалась я.
— Я научЕнный. Понятно тебе?
— О!!! — Я положила кисточки обратно на полку, убрала альбом, сложила краски. «Ну и хорошо», — подумала я, столько возни с этим рисованием. — Постой, постой-ка! А кем это ты наученный?
— Я сам знаю! (Ох, соврал.)
— Тебе не нравится рисовать или ты не умеешь?
— Нет!
Хм-м, так мне и надо, учитесь правильно задавать ребенку вопросы.
Этим замысловатым диалогом хотелось бы открыть рубрику Что делать, если ребенок… Сегодня мы поговорим о рисовании. А что, если ваш ребенок им не увлечен и не хочет браться за кисточки, карандаши или фломастеры?
Изображение MireXa с сайта Pixabay
Согласитесь, услышать от малыша, что ему уже недоступно что-то освоить, понять, полюбить — это очень грустно. Конечно, можно сказать себе: «Ну нет у моего ребенка желания рисовать. Я вот тоже не художник».
Такое мнение часто можно слышать о музыке, спорте, математике, чтении, языках, танцах… Мы щедро одариваем наших детей своими ожиданиями, а еще чаще опасениями, не замечая при этом, что основа таких замечаний — наши собственные разочарования.
Когда-то в вашем детстве вас оговорили: «Не умеешь, не берись», «Ну нет у тебя способностей, что поделаешь» и т.д.
А когда вы выросли, вдруг оказалось, что именно того, что якобы вам не дано, вы больше всего хотите — не для себя, так для ребенка. И вот малыш исполняет наши мечты, а заодно и обжигается о наши страхи и обиды. Он мечется между «не люблю» и «не хочу», хотя на самом деле между «боюсь» и «не умею». А это, согласитесь, недетские размышления.
Важно отметить, что рисование (как любой другой вид деятельности, названный ранее) развивает вашего малыша, а значит, очень важно для его знаний, умений, навыков и талантов.
Изображение Albrecht Fietz с сайта Pixabay
Поэтому давайте приобщать наших детей к рисованию. Ведь кроме творчества и фантазии — это предпосылка к письму, а письмо имеет теснейшую связь с мышлением. Так что «научЕнные» дети с удовольствием начнут рисовать и еще удивят многих «Нетворческих» взрослых!
Сразу оговоримся по возрасту. Мы говорим о детях от трех лет и старше, так как малыши до трехлетнего возраста заинтересованы буквально во всем, в чем заинтересованы вы, его родители. Такому малышу прежде всего интересны мама и папа! Здесь занятия не требуют особой подготовки, рисуйте хоть на коленке, хоть на полу, главное, вместе.
Запомните: детям до трех лет нравится все то, в чем заинтересованы родители. Занятия рисованием не требуют особой подготовки. Рисуйте везде, главное — вместе.
Для детей постарше, которые уже отвернулись от рисования, мы предлагаем дополнить их реальность атмосферой изотворчества. А для этого вспомним, как развивается талант и умение художника у ребенка.
Изображение Prawny с сайта Pixabay
Этапы развития навыков рисования
Изобразительная деятельность вашего малыша не сразу станет творчеством.
- Сначала формируются предпосылки, физические способности — развитие рук и глаз.
- Затем приобретаются умения: рассматривать и видеть объекты и сюжеты, планировать работу, выбирать материалы и обращаться с ними.
- Постепенно расширяется кругозор, развиваются эстетические чувства и оттачиваются навыки.
- Наконец приходит то самое желание выражать чувства и мысли изобразительными средствами. А это и есть талант и любовь к рисованию.
- Далее бесконечная школа мастерства.
Важно понять, что в дошкольном детстве, а отчасти и в школьном (если ребенок не занимается в специализированных классах) вся эта последовательность как будто сконцентрирована во времени. У детей действительно проявляется все и сразу. И занятия по изодеятельности строятся так, чтобы всё вышесказанное хоть чуть-чуть, но было проявлено за отведенные 7–15 минут каждого занятия.
Поэтому здесь действует правило: одно занятие — одна готовая работа.
Так легче увидеть, что и как развивается, где нужны коррекция, помощь, а где проявились и закрепились нужные моменты.
Кроме того, каждый рисунок — это своего рода срез психического состояния и развития ребенка. Неслучайно рисунки детей всего мира так похожи.
Изображение Bob Dmyt с сайта Pixabay
С чем связано нежелание ребенка рисовать?
Нежелание рисовать может на деле оказаться нежеланием общаться, воспринимать и отображать себя и мир вокруг, страхом перед «ошибками», оценкой, вообще неприятием оценивания с вашей стороны, зарождением первых комплексов. Даже физический дискомфорт из-за слабого развития мелкой моторики (мелких мышц кистей и всей руки), неудобного расположения материала, оборудования может быть причиной нежелания рисовать.
Одним словом, мотивы для отказа от рисования могут быть далеки от самого процесса рисования.
А чтобы осознать это, давайте сначала устраним объективные причины и обустроим небольшую изостудию дома. Рассмотрим место, время, материалы. И конечно, учтем такие показатели, как безопасность, компактность, мобильность, эстетика.
Изображение marketingelectronicogloba с сайта Pixabay
Создаем привлекательное место для рисования
1. Придумаем сундучок для рисования с двумя отделениями: для красок, кистей, карандашей; для альбомов и блокнотов. Смастерим удобный планшет для рисования (или даже мольберт), который в сложенном виде просто прислоняем к стене; подготовим одежду: нарукавники, фартук, халат, косынку или берет.
2. Обеспечим правильную посадку ребенка за столом, как для письма. Высота стола и стула соответствуют росту ребенка. Стол может не иметь наклона, тогда стульчик лучше использовать с опорой для спины. При этом ребенок должен иметь возможность свободно вставать и передвигаться. Рисуя за мольбертом, художник может сидеть и стоять, отходить в любую сторону и отступать назад. Планшет и вовсе освобождает его от условностей.
3. Найдем поверхность для готовых работ. Удачным вариантом может стать пробковый стенд с кнопками, металлическая поверхность с магнитами или натянутая вдоль стены леска и прищепки. Главное, чтобы вы вложили в оформление любовь и восхищение работами маленького художника.
4. Место наведения порядка в шаговой доступности. Маленький столик или табурет, ведерко для сухого мусора, кувшин с чистой водой и тазик для мытья кисточек и палитры, ведерко для смены воды, ветошь.
Возьмите за правило производить смену материала в этом месте. Так в течение занятия само место рисования будет чистым, наполненным творческой фантазией, а ребенок научится быть более сосредоточенным и аккуратным.
5. Место для экспозиции. Здесь можно располагать плакаты, модели, натюрморты. Это может быть подставка для цветов, высокий складной табурет. Но лучше, если это место будет регулируемым. Высота, на котором располагается объект, должна соответствовать уровню глаз ребенка.
6. Освещение. Отдельно нужно подсвечивать место для экспозиции с разных сторон. Также предусмотреть освещение рабочего пространства — как для письма.
7. И последнее. В изоуголок можно будет собрать тематические папки с материалами по рисованию, окружающему миру, геометрии.
Выберите одну из стратегий: «Наблюдение и коррекция» или «Приобщение и обучение».
При первой на несколько дней запустите ребенка в это пространство без комментариев и оценок. При второй желательно создавать этот уголок постепенно совместно с ребенком.
На этом пока все. В комментариях просим указать, что мы упустили в материальном обеспечении изоуголка.
Изображение JL G с сайта Pixabay
Источник
Все родители наслышаны о важности развития мелкой моторики и воображения у детей. И, пожалуй, самый распространенный способ их тренировки — рисование.
❗ Рисование действительно играет важную роль в развитии ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Оно способствует лучшему пониманию пространства и форм, различению цветов, развивает воображение и даже умение запоминать и излагать тексты (т.к. в этом процессе тоже задействуется правое художественное полушарие мозга).
К тому же обычно это занятие крайне популярно у малышей — практически в любом детском уголке можно найти карандаши бумагу. Родителям лишь остается контролировать творческие порывы, чтобы в качестве «мольберта» не использовались их любимые обои или наряды)
???? Однако не все дети умеют и любят рисовать. И их родителей такая ситуация может сильно беспокоить: вдруг у ребенка будут «руки-крюки»?
К тому же, известно, чтобольшинство дошкольных детских психологов и педагогов оценивают психическое и умственное развитие по детскому рисунку. Поэтому родители могут бояться, что из-за неумения рисовать ребенку могут «приписать» задержку развития или дефицит внимания.
❗ Иногда доходит до того, что ребенка могут заставлять рисовать, что, конечно, обязательно вызывает дополнительную негативную реакцию.
Если непоседа ни за какие коврижки рисовать не хочет, это не является отклонением в развитии. Однако родителям следует обратить внимание на эту особенность и постараться создать условия, в которых ребенок все же сможет как-то реализовать свой творческий потенциал.
★ Иногда, дети, которые не любят рисовать, могут заинтересоваться раскрашиванием, если картинки вызывают у них искренний интерес. Еще одна вполне популярная забава — это рисование по точкам или цифрам.
★ Некоторые дети просто боятся «чистого листа» — если предложить такому ребенку рисовать по готовому «трафарету» или контуру, ему будет легче!
★ Тем детям, кто уже пошел в школу и владеет навыками работы с компьютером, можно предложить заменить рисование на бумаге рисованием на компьютере — сегодня в интернете можно найти множество интересных обучающих программ!
★ Пробудить интерес у ребенка может любое нетрадиционное рисование — например, водой, песком, мелками, одним карандашом вдвоем или с закрытыми глазами! Любой способ подойдет. Можно предложить ребенку «дорисовать» Ваш рисунок, например, недостающие колеса у машинки или хвостик у кота. А еще можно поиграть в «угадайку» с рисунками.
❗ Желательно, чтобы родитель участвовал в этом процессе и обязательно интересовался результатом детского творчества — ребенку интересна любая совместная деятельность со взрослым.
Также важно не акцентировать внимание ребенка на том, как правильно рисовать и не пытаться «исправить» его рисунки. Многие дети не хотят рисовать, потому что у них не получается, как у взрослых. Если взрослый постоянно пытается исправить «технику» ребенка, не воспринимая его «каляки-маляки» за рисунок — это может отбить желание рисовать надолго, если не на всегда.
Не заставляйте ребенка рисовать какие-то осмысленные сюжеты (например, «животных» или «домик»), если он не хочет. Пусть рисует что-то абстрактное и как хочется — процесс в этом случае важнее результата. Навыки рисования выработаются со временем, для начала важно показать ребенку, что рисование — это интересно и весело!
✨ Но даже если никакие попытки приобщить ребенка к рисованию не увенчались успехом — не отчаивайтесь.
Есть иные способы развить у ребенка мелкую моторику и воображение: например, лепка или конструирование. Главное, помочь ребенку найти занятие по душе. Успехов!
???? Понравилась статья? Палец вверх!
???? ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
???? 4 ошибки в воспитании, которые мы совершаем из добрых побуждений
???? 5 причин заказать своему ребёнку готовый набор игрушек!
????5 привычек, которые сделают ребёнка счастливым!
???? ВАШИ ДЕНЬГИ —Новый полезный канал о домашних финансах!
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
Книга «100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя« — от 299 руб.!
Источник
Информация из книги «О детском рисовании», автор Марина Озерова.
Примерно в 2 года дети увлекаются изображением окружностей (обычно, когда овладевают умением кружиться и бегать по кругу), затем начинают вдруг видеть в окружности «голову» и называет ее «Человечком», а потом рисуют от неё две линии вниз — «ножки». И в возрасте около 3-х лет практически все дети проходят в рисовании «стадию головоногов».
Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Но такой образ — великое достижение первооткрывателя! Не стоит спешить и советовать ребёнку, как и где изображать остальные части тела. Позже он сам это заметит, а пока он нарисовал все, на что обращает внимание.
Головоногами могут быть не только люди, но и животные.
Количество деталей (ног и глаз) может варьироваться по усмотрению художника.
Примерные изменения в детском рисунке по возрастам.
Четыре года: туловище чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена с туловищем. Руки и ноги в виде линий, связаны с туловищем. Пропорции неправильные.
Пять лет: появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.
К шестому году ребёнок усваивает понятия о горизонтали и вертикали, и его человечки уже стоят на «земле» — внизу рисунка.
Постепенно сюжет усложняется, при этом ребёнок может повторять один и тот же шаблон лиц и фигур.
Шесть лет: прорисовываются все части тела (по две руки и ноги, голова и туловище), пропорции более правдоподобные (руки на уровне плеч, есть шея, ноги прорисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами); в одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы); позы более разнообразные.
Семь лет: пробуют рисовать профиль, а не только анфас; формы и пропорции правдоподобные.
Восемь лет: шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.
Девять лет: ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.
Десять-одиннадцать лет: рисунок становится более реалистическим, а не схематичным, как раньше, появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени, прорисовывать множество дополнительных деталей. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется. Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.
Изображение человека очень хорошо отражает развитие и психическое состояние ребёнка. Родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:
— ребёнок старше 4-х лет вообще не рисует человека;
— ребёнок 5-ти лет все еще рисует «головоногов»;
— на лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;
— лица у персонажей всегда грустные;
— ребёнок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.
Разбор некоторых типичных ситуаций.
● Родители сразу научили ребёнка рисовать человечка со всеми частями тела, ребёнок не прошёл «стадию головоногов» и теперь рисует этого человечка без изменений, никаких деталей не вводит, а если кто-то рисует по-другому – говорит, что «так рисовать неправильно» и т.п.
1) Обсудите головоногов каких-то других авторов, покажите, что любые варианты имеют право на существование. 2) Проиллюстрируйте вместе любимые сказки, поговорите о персонажах, придумайте вместе, что будут держать в руках персонажи, во что они будут одеты и так далее (ведь он не станет одинаково рисовать царевича и Кощея). Только сами при этом ничего не рисуйте!
● Ребёнку уже 4 г, до сих пор рисует только каракули.
Если ребёнок хорошо развивается, во всем соответствует своему возрасту, рассказывает, чтó рисует, изображает нечто похожее на круг, пытается интерпретировать каракули, то всё нормально, возрастные рамки примерные, нужно просто подождать.
● Ребёнок-дошкольник никогда не рисует человека, потому что у него не получается похоже, как он хочет.
Не самый хороший показатель. Понаблюдайте, почему он так переживает. Дошкольный возраст — период всемогущества. И если ребёнок не уверен в своих силах, то обычно это результат воспитания. Лучше всего отойти от образных рисунков, эталонов «похоже — не похоже», и поиграть с материалами: порисовать различные абстракции, побаловаться с красками, кисточками, карандашами и мелками от души. Когда напряжение исчезнет, попытайтесь вернуться к образам (человеку, в частности).
● Ребёнок рисует постоянно одного и того же человека, с одинаковыми деталями.
Всё нормально и даже очень хорошо, если он САМ придумал этот образ, а не срисовал его или не скопировал у родителей. Ребёнку нравится делать то, что у него получается, и он повторяет удачное действие. Если это повторение, по-вашему, слишком затянулось, посоветуйте ему нарисовать для человечка друга. И еще: обычно дети «штампуют» понравившийся образ, и если он рисует близкого человека или любимого персонажа, то пусть любуется им снова и снова!
● Ребёнок рисует одно заученное «шаблонное» изображение, никакими другими образцами не сдвинуть, не желает рисовать ничего, даже абстракции.
Очень хорошие и действенные способы снять «застрявший» шаблон — либо совершенно необычное задание, либо необычные материалы для рисования. Совсем хорошо, если оба вместе. 99% аудитории моих семинаров на моё задание «нарисовать ёлку» неизменно изображает три поставленных друг на друга разновеликих треугольника. После обсуждения шаблона люди недоумевают, как нарисовать «свою» елку, боятся отойти от привычного канона, делают «похоже», срисовывают друг у друга. Тогда я прошу отложить кисточки и нарисовать запах елки пальцами. Атмосфера сразу разряжается, становится свободной и веселой, появляются шутки, а вместе с ними яркие и своеобразные работы. Необычное задание влечет за собой необычное и свободное исполнение. Попробуйте придумать для ребёнка задание, которое будет направлено не на изображение предмета, а на передачу личного впечатления.
И — второй метод — выполните «заученный» образ в самой неподходящей технике. Ребёнок постоянно рисует один и тот же домик? Предложите ему выложить картинку из пуговиц, фасолин, насыпать струйкой песка… Чем больше интересных способов вы придумаете, тем легче пройдет страх перед творчеством.
● Ребёнок рисует только мультяшных персонажей, и никогда — настоящих людей или что-то еще. Рисунки какие-то отталкивающие: вампиры и тому подобное.
Такие образы замусоривают воображение, ребёнок уже не хочет и не может придумать что-то еще. Если вы пока ещё контролируете его телепрограмму, то стоит отказаться от постоянного просмотра мультфильмов и других передач. Поиграйте с ребёнком, порисуйте вместе, чтобы он сам придумывал персонажей, проиллюстрируйте сказку, создайте фантастическое животное… Если малыш постоянно изображает агрессивных персонажей, на это нужно обратить внимание и показать рисунки специалисту.
● Ребёнок рисует одно и то же выражение лица у всех человеческих фигур, «положительные»и «отрицательные» персонажи выходят похожими.
Предложите ребёнку нарисовать его радость — скорее всего, это будет абстрактная работа. Затем предложите нарисовать радостного человека, чтобы его радость была видна всем окружающим. Спросите, как передать свою радость? Например, можно прыгать от радости и громко кричать. А как передать радость только краской? После этого сделайте те же самые упражнения с какой-нибудь негативной эмоцией — от передачи ее всем телом (позой, жестами, мимикой, голосом) к рисунку.
● Вы не рекомендуете показывать ребёнку, как рисовать человека. А если ему показывают друзья в садике?
Дошкольный возраст — это время некритического подражания. Но в отличие от авторитета взрослых (особенно родителей), авторитет ровесников в этом возрасте ребёнку переступить легко. Усвоенный от них шаблон не блокирует его воображение и способности генерировать свои образы. В любом случае обязательно хвалите его рисунки и оригинальные изображения, которые придуманы САМОСТОЯТЕЛЬНО.
● Я не могу заниматься с ребёнком, а няни-бабушки учат «как надо». Будет ли толк от свободного рисования со мной?
Толк будет в любом случае. Для ребёнка главный авторитет — родители, даже если с няней он проводит больше времени. Постарайтесь использовать ваше общее время для эмоционального развития — просите ребёнка рисовать переживания, впечатления и тому подобное. Это и снимет установленные шаблоны «правильного» рисования, и поможет выплеснуть накопившиеся эмоции, и обеспечит вам прекрасную совместную деятельность. Когда ребёнок редко бывает с родителями, особенно важно найти сближающие занятия. Хорошо было бы и вам порисовать свой день в абстракции: как вы ждете встречи с ребёнком, думаете о нем и так далее. Такие рисунки можно повесить дома, это будет хорошей эмоциональной подпиткой для малыша в отсутствие мамы.
Подборка других статей о детском рисовании по книге М. Озеровой
https://www.baby.ru/blogs/post/485683873-181805786/
Источник