Ребенок в 4 года все разрушает
«С самого раннего детства до сегодняшнего дня мой сын ломает все: мебель, игрушки, рвет книги. Стоит нам что-то купить, сразу же эта вещь приходит в непригодность! Вещи не ценятся, все разбрасывает по комнате…! Швыряет с особой агрессивностью по всей квартире все, что можно бросить. Стремится портить предметы: ножницами режет мягкую мебель, царапает подоконники, двери, столы. Наши просьбы, уговоры, беседы о ценности и дороговизне вещей — все без толку! …» Такие жалобы часто слышишь от родителей. Такое поведение определяет слово «АГРЕССИЯ».
В психологической литературе часто агрессивное поведение характеризуется как «немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам». Такое поведение проявляется в попытках ссориться с окружающими, выявлять физическое насилие, ломать предметы, портить вещи. Такие проявления говорят, в первую очередь, об эмоциональной нестабильности ребенка, которая сложилась под влиянием семейного воспитания, особенно, с жестокими, физическими мерами наказания. Но нестабильность эмоциональной системы может говорить и о проблемах в социуме.
Давайте разберемся в причинах агрессивности ребенка дошкольного возраста.
- Малоразвитость и нестабильность нервной системы, которая все еще активно развивается в этом возрасте, отсутствие ее саморегуляции.
- Темперамент. Из 4 видов темперамента холерики наиболее вспыльчивы, импульсивны и агрессивны.
- Слабый словарный запас ребенка. Для того, чтобы выразить свои эмоции, негодование, страхи, потребности, нужно уметь говорить. А дети, особенно в возрасте 1-3 лет, не могут похвастаться достаточным количеством слов, чтобы все это изъявить.
- Потакание желаниям своего чада. И так, малыш заметил: стоит ему начать нервничать, капризничать, ударить оппонента, как ему уступают. И здесь речь идет уже о закрепленной модели поведения!
- Агрессия, как психологическая защита. Часто взрослые ставят ребенка в жесткие рамки, «НЕЛЬЗЯ» — их любимое слово. Или очень опекают ребенка. Как следствие – желание разрушить эти запреты, вырваться из контроля.
- Неуверенность в собственной безопасности. Всем известна пословица: «Лучшая защита – нападение!»
- Злость, когда что-то не получается. Это довольно частая причина такого поведения.
- Эмоциональная холодность родителей.
- Агрессия, как единственное средство привлечение внимания родителей к себе.
Приведу пример: в гости пришла подруга мамы, и они на кухне пьют чай. Ребенок пришел на кухню, и пытается привлечь внимание к себе, например, показать рисунок маме. Но мама всячески игнорирует дитя. Тут ребенок подходит к младшему брату и ударяет его. Мать услышала крик младшего, и, наконец-то, уделила внимание старшему ребенку. Пусть не то, на которое он рассчитывал, но все-таки внимание!
- Исследовательская активность ребенка. Например: «А что будет, если я ударю животное? А папу? А маму? И т.д.»
- Насилие над ребенком. Иногда родители пытаются силой принудить ребенка что-либо делать, например, одеваться, а тот, в свою очередь, дает отпор, которое легко принять за агрессивность.
- Несправедливое отношение родителей к поступкам детей.
- Агрессия, как пример поведения. Агрессивное отношение родителей к старшему ребенку, грубость и физическое насилие в общении между родителями, средства массой информации.
- Усталость ребенка тоже может вызвать приступы агрессии.
- Инкубационный период болезни.
- Повышенная тревожность и мнительность ребенка.
В школьном возрасте можно выделить еще несколько причин деструктивного (разрушающего) поведения детей:
- борьба за лидерство;
- стремление получить желанный результат, чего бы это не стоило;
- месть, защита;
- подчеркнуть свое превосходство, путем ущемления достоинства одноклассников.
- неумение регулировать свои эмоции;
- заниженная самооценка;
- неумение налаживать отношения со сверстниками.
- желание обратить на себя внимание сверстников;
- проблемы с коммуникативными навыками, развитием интеллекта
Подумайте, как жить ребенку в окружении, где не услышишь ни похвалы, ни одобрения, ни доброго слова, ни поддерживающего жеста. Дети считают, что их недостаточно любят. Родители слишком заняты своими проблемами, они не замечают тревожных сигналов, и не предполагают, что их ребенок ощущает себя одиноким, никому ненужным. И тогда у него возникает единственное желание — обратить, хоть как-то, на себя внимание, если нужно — даже с помощью силы, грубости, гнева, разрушений.
Как бы ребенок себя ни вел: дрался, конфликтовал со всеми близкими и друзьями, мучил животных или крушил мебель — под этим скрывается чувство страха, недоверия окружающему миру, глубокой неуверенности в себе, бессилия перед сложившейся ситуацией. Что же делать, если вы заметили агрессию у ребенка?
- Обращайте внимание на нужды и потребности своих детей.
- Демонстрируйте модель неагрессивного поведения своим примером.
- Будьте последовательные в наказаниях ребенка, если наказываете, то за конкретные поступки. При наказании не унижайте детей.
- Обучайте детей допустимым методам выражения гнева.
- Не запрещайте ребенку проявить гнев сразу после события, которое вызывало агрессию.
- Учите детей распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
- Воспитывайте способность к сопереживанию, симпатии к людям.
- Обучайте адекватным навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учите брать ответственность за свои поступки на себя.
И так, вы прочитали внушительный список причин деструктивного, агрессивного поведения. А зная причину, легко можно предупредить и устранить последствия. Удачи вам!
Комментарии
Источник
Обычно родители с любовью выбирают ребенку новые игрушки, гадая, что может ему понравиться, что будет для него полезно, поспособствует его развитию, или просто гарантированно его развлечет. А малыш вместо того, чтобы использовать покупку по назначению, ломает ее на части, отрывает куклам и зверушкам головы, разбирает все на запчасти, откручивает и отверчивает. Мам и пап подобное положение вещей, само собой, расстраивает. В этой статье мы постараемся разобраться, почему ребенок ломает игрушки, надо ли переживать из-за этого, и что с этим делать.
Причины членовредительства по отношению к игрушкам
Объяснений того, почему игрушки впадают к ребенку «в немилость», может быть достаточно много. И крайне маловероятно, что это – садистические наклонности, жажда убийства, насилия, ненависть ко всему сущему, что порой рисуется в воображении обеспокоенных родителей. Самые распространенные причины того, что ребенок ломает игрушки, следующие.
Банальное любопытство
Взрослым предельно ясно, как устроена игрушка, что у нее внутри, и как ее части соединены друг с другом. А даже если им это не ясно, желания получить такую информацию у них не возникает. С детьми же ситуация обстоит несколько иная: они находятся в процессе активного познания окружающего мира. Им интересно буквально все, и что будет, если отломать машинке колеса – тоже.
В этом контексте тот факт, что ребенок ломает игрушки, вовсе не стоит воспринимать как повод для беспокойства. Было бы намного хуже, если бы он апатично сидел в окружении плюшевых медведей и заводных паровозиков, не демонстрируя ни к чему интереса.
Несоответствие игрушки уровню развития ребенка
На развивающих игрушках неспроста пишут тот возраст, на который они ориентированы. На каждом этапе своей жизни ребенок должен приобрести определенные знания и навыки, к освоению которых он наиболее приспособлен в этот период. И если игрушка для него слишком простая или, наоборот, слишком сложная – он просто не сможет играть с ней так, как положено по инструкции. А поскольку как-то взаимодействовать с ней ему все же захочется, он найдет самый простой способ: разобрать ее на части, сломать, узнать, что внутри. Так он получит хоть что-то от вещи, предназначение которой ему непонятно или неинтересно.
Особенности темперамента
Все мы знаем о четырех основных типах темперамента – сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. И если ребенок, разрывающий игрушки на части, холерик, то причина подобного поведения может быть исключительно в особенностях его высшей нервной деятельности.
Холерики – это дети запредельно активные, которым сложно сосредоточиться и сконцентрироваться, сложно управлять своими эмоциями, и не менее сложно выполнять четкие движения, требующие хорошо развитой мелкой моторики. Другими словами, холерик ломает игрушки просто потому, что он еще не научился усмирять свой пыл. Он постоянно куда-то спешит, его внимание привлекают все новые и новые вещи и явления, и он просто не замечает, как по неосторожности что-то ломает. Но по мере развития малыш вполне может научиться быть более аккуратным.
Низкое качество игрушки
Не всегда стоит винить в поломках детей – достаточно часто производители изготавливают недостаточно качественные товары для самых маленьких, которые не выдерживают напора детских игр. Они вполне могут смотреться красиво и функционально в упаковке, но быть крайне хрупкими и ненадежными в процессе активной эксплуатации, когда малыш всеми доступными ему способами испытывает их на прочность.
Плохое самочувствие
Наверняка вы замечали, что когда вы плохо себя чувствуете, вещи сами «валятся из рук». С детьми то же самое: когда им плохо, они гораздо более неаккуратны и неуклюжи, чем обычно. И тот факт, что у ребенка нет температуры или сыпи, вовсе не означает, что в его организме все работает идеально. В конце концов, причиной плохого самочувствия может быть банальное несварение – и тогда вероятность покалечить куклы, зверушек, роботов и машинки будет гораздо выше.
Выражение злости или попытка привлечь внимание
Это целая группа возможных причин того, что мальчик или девочка постоянно ломает свои игрушки, и связаны они преимущественно с поведением родителей. Итак, сюда можно отнести:
- Дефицит внимания со стороны мамы и папы. Если они уделяют ребенку мало времени, вместо этого подсовывая ему все новые и новые игрушки, он может попытаться таким способом добиться хоть какой-то реакции в свой адрес. И здесь не столь важно, что реакция, скорее всего, будет негативной – малышу просто нужно, чтобы ему уделили время.
- Отсутствие объяснений. Многие современные игрушки, особенно замысловатые, развивающие, достаточно сложны для понимания. К ним прилагается подробная инструкция, которую ребенок, возможно, даже не сможет прочитать, а если и сможет – то вряд ли поймет написанное. Поэтому очень важно, чтобы родители сами разобрались в том, как нужно использовать игрушку, и понятно объяснили инструкцию дочери или сыну. В противном случае он, пытаясь выяснить это сам, просто разозлится из-за безрезультатности своих стараний и решит, что лучше сломать ненавистную игрушку.
- Недовольство, раздражение, связанное с родителями. Малыш может просто в принципе злиться на маму и папу за что-то (например, за то, что не дали ему съесть шоколадку за обедом, или не купили что-нибудь). И поскольку он знает, что игрушки ему покупают именно они, поломать их – означает дать выход своей злости. Мол, пусть знают, как заставлять детей есть овощи. И хоть это, по сути, перенесенная агрессия в отношении родителей, это тоже вполне естественно. По мере своего развития ребенок постепенно отделяется от мамы с папой, учится иметь свое мнение и свои желания, и противится их воле. У маленьких детей это выражается в достаточно простых обидах, у подростках – в недопониманиях посложнее. Но если их не будет, то они просто не сумеют вырасти взрослыми, самостоятельными, самодостаточными людьми. Это их первые неуклюжие попытки заявить о себе и своих правах, отстоять их.
Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?
Итак, в причинах подобной ситуации нет абсолютно ничего криминального. Скорее всего, вы уже выбрали один-другой возможный случай из перечисленных выше. И перед тем, как перейти к советам психологов о решении проблемы, поговорим о том, чего делать однозначно не стоит. Это: крики, ругань, горестные завывания, обвинения ребенка в том, что он не знает цену деньгам, требования объяснить причину своего поведения, угрозы и тому подобное. Такой реакцией вы ничего не измените в лучшую сторону, а скорее всего – лишь усугубите недопонимание между вами и малышом.
А теперь перейдем к тому поведению, которое психология рекомендует для детей, чьи дети постоянно ломают игрушки:
- Попытайтесь установить причину произошедшего. С высокой долей вероятности, это что-то из перечисленных ранее вариантов. Спрашивать у ребенка особого смысла нет, потому что он и сам не знает, почему так поступил, или знает, но не скажет из-за стыда (например, если это была месть за съеденную тарелку супа). А вы, проанализировав ситуацию и предшествующие ей события, вполне можете разобраться, что к чему.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания. Если сломанная игрушка – сигнал о том, что вас в жизни дочери или сына слишком мало, то пора это менять. Поверьте, время, проведенное с родителями, для малыша намного ценнее, чем очередная покупка. Даже если он, капризничая, будет утверждать противоположное. И не забывайте подробно, предельно просто объяснять детям, как пользоваться теми или иными вещами. То, что для вас очевидно, для них – загадка и тайна.
- Не подавайте плохой пример. В присутствии детей порой приходится сдерживать свои эмоции: где-то не использовать нецензурную лексику, где-то не наорать на супруга/супругу, где-то – не ударить кулаком по столу и не бросить телефон в стену. Ребенок чутко копирует все модели поведения, которые вы демонстрируете. И если вы покажете ему, что выражать свою злость и гнев можно, ломая вещи – то он и будет ломать игрушки каждый раз, когда испытает негативные эмоции.
- Учитывайте интересы и уровень развития ребенка. Игрушки должны быть для него интересны, и игра с ними должна быть ему посильна. Не надо покупать двухлетнему ребенку замысловатые наборы для юных гениев – приобретите для него простой конструктор, кубики, тесто или пластилин для лепки, пальчиковые краски. Не нужно дарить девочке, которая равнодушна к куклам, шикарную Барби – купите ей динозавров, машинки, детские музыкальные инструменты, или что угодно еще, что ей по-настоящему нравится.
- Не покупайте дешевые игрушки, либо будьте готовы к их поломке. В принципе, когда ребенок находится в стадии очень активного изучения окружающей действительности, вполне можно приобретать для него игрушки «на один раз», которые будет абсолютно не жалко. Но тогда и не вините малыша, когда он их сломает. А если вы хотите, чтобы они продержались подольше, то отдавайте предпочтение более качественным изделиям из прочных материалов. И они не обязательно должны быть очень сложными – детская фантазия может и в простом сучке помочь увидеть волшебную палочку.
- Предоставляйте ребенку возможность проявить силу без последствий. Например, построить песочный замок и сломать его. Сделать снеговика и разбурить его. Собрать кучу осенних листьев и с размаху бухнуться в нее. В домашних условиях это могут быть поделки из пластилина, которые также постигнет участь разрушения. Если вашему ребенку нравится проверять всякое разное на прочность, нет смысла его от этого отучать. Лучше направить его деструктивную энергию в то русло, где это не принесет существенного ущерба.
И напоследок отметим, что покупать игрушки всегда нужно для ребенка, а не для себя. Вы, конечно, можете делать такие покупки и себе, но тогда не нужно отдавать их малышу. Хрупкие, красивые, коллекционные вещи могут нравиться вам, но они абсолютно нефункциональны в качестве детских игрушек. Разве что уже в более старшем возрасте, когда ребенок тоже сможет получать удовольствие исключительно от эстетической привлекательности каких-то вещей.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Вопрос нашей подписчицы: Моей дочке 1 год и 3 мес. Никак не могу настроить ее на что-нибудь созидательное. Пытаюсь строить с ней что-нибудь из кубиков или плошек — рушит, в песочнице тоже все ломает. Пытаюсь вовлечь ее в процесс с помощью домашнего театра, не особо помогает. Было пару раз, что дети в песочнице от нас плакали, так как все их постройки разрушила. И вообще все разбрасывает, швыряет, книги рвет. Не знаю, это такой период или что-то с нами не так? И что делать
Книги не рвали ) но домики из кубиков любили ломать, в песочнице тоже самое, я стоила башенки, а она только ломала) и у детей так же, только в песочницу по всем фигуркам ногами пройдет)
Моей дочке тоже 1 год и 3 мес. так же все рушит и рвет, разбрасывает и кидает…. тоже не знаем что делать….Со старшей такого не было.
Это период такой, не могу найти, где читала. Смысл в том, что у ребенка появляется свое я, он начинает ощущать себя отдельно от других, мамы и папы например. Этот этап — предметно-орудийной деятельности, Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами. Ребенок смотрит, что можно сделать, в том числе и разрушить. Это как игра, мама строит, он рушит. И это нормально. Дальше еще будут исследования, когда ребенок будет разбирать игрушки (а родители чаще думать, что просто ломать), а ему будет интересно, что внутри)))). Не переживайте, всё хорошо у вас. Все дети разные, но большая половина делает так же, как и ваш малыш)
Нам 1,6 и сынуля рушит всё что можно и нельзя. И в песочнице и дома все все…лезет везде, все выкидывает ломает
Ничего не делать!! Пройдет!
Период развития может провоцировать такое поведение, но насколько я понимаю мама хочет заниматься с ребенком развивающей деятельностью, думаю можно подобрать то, что подойдет вашему ребенку. И тогда часть времени он будет заниматься тем, что нравится ему, а часть тем что предлагает мама, и эта деятельность постепенно перейдет в его личный интерес.
В год и три вы слишком много хотите от ребенка )) Все это придет чуть позже. А пока пусть просто наблюдает за тем, что делаете вы, придет время и доча захочет повторить ваши действия сама.
Моему год и 4 месяца, все тоже самое!!!!не управляемый ребенок!!!
Это нормальный период развития. У меня 2 мальчишек всё было так же. Годам к 3 у них появляется тяга к созиданию.
Нам 1 го и 10 месяцев. Созидания и интереса к подобной деятельности нет. Зато интерес к нычкованию.))) Я тоже в легкой панике. Уговорить строить или рисовать или хоть чем то заняться не могу. Дочка все отнимает и прячет. Вот что это?
Моей дочке 1.7 месяцев тоже все рушит и равет и ломаем. Но с 1.5 месяцев она стала сама собирать пирамиды из кубиков и всего что попадется и ломает. Главное не ругать ребенка а дать ему понять что можно собирать и ломать, объяснить и вовникнуть как бы в своеобразную игру. Ребенок познает мир, изучает предметы в этом возрасте,книги. Ивсе что его окружает. Развивается зрительная память. Движения руками развивает процессы головного мозга. Просто переводите все в игру. И давайте понять своими движениями и жестами что книгу читаю кубики строят и все в этом духе. А еще лучше для усидчивости садите за столик давайте пальчиковые краски и альбом и пусть наслаждается процессом. Главное рисовать руками,пластилин,тесто ,карандаши. Все наладится,это у всех деток так.
Возраст такой. Это совершенно нормально. Главное объясняйте что можно, что нельзя. Хорошо-плохо. И тд. (Книги рвать нельзя; ты сломала чужой куличик, ребенок расстроился, обижаться других плохо)
1. ребенок развивается по возрасту;
2. все, что делает ребенок — это развитие;
3. если ребенку, что-нибудь не интересно, то значит, игры не соответсвуют возрасту;
4. почитайте про кризисы возраста детишек, их очень много найдете там интересного)
При условии, что нет заболеваний (посмотрите какую группу здоровья ставит невролог, если у вас возникнут вопросы, обязательно интересуйтесь у врача -ПОЧЕМУ?), Если все хорошо, но вопросы есть, обращайтесь к психологу)
Идите в школу раннего развития, нам очень помогло.
не волнуйтесь, мы с похожей ситуацией ходили к неврологу, это характер у вас такой! а ещё это значит, что ребенок думает. все вполне естественно!!
Юлия, ходили к психологу. Сказали что особенности характера.
Елена, ну значит принимайте ребенка таким какой он есть))))
Юлия, что и делаю. Но мамское волнение все равно ни куда же не денешь))))
Елена, я сама мама) старшей дочке 11 лет переходной возраст, младшей годик и тоже кризис))) просто мы мамочки всегда ищем какой-то подвох))))
Источник