Ребенок в 4 года отказывается выполнять задания
Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Одна из распространенных причин обращения на консультацию — отказ ребенка от занятий дома или в детском образовательном учреждении. «Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.
Мнение 1 «Не хочет, значит рано»
«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.
Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.
Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно»
«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». Причины могут быть самые разные: от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.
Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его»
«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.
Чтобы ребенок захотел заниматься важно совпадение нескольких условий.
Интересно — Хочу — Могу.
Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?
1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.
2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.
3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.
3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.
4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.
Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?
1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.
2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.
3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.
4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.
5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.
6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.
Что нужно, чтобы ребенок МОГ справляться заданиями.
1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.
2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.
3. Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий.
4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.
5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.
Рекомендации для того, чтобы занятия дома проходили интересно и с удовольствием можно почитать здесь.
Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.
Автор: медицинский психолог Попкова Светлана.
Источник
Почему дети с удовольствием слушают педагога, а маму — нет? Когда мама зовет заниматься дома, у ребенка находится куча отговорок.
Не все мамы-прирожденные педагоги, но мы можем запомнить несколько приемов, чтобы малыш с удовольствием занимался в домашних условиях.
Наступает время, когда ребёнка очень сложно усадить за стол и начать заниматься развивающей игрой. Обычно это связано с появлением сюжетной игры, её особенно можно заметить после двух лет.
А дальше-ещё сложнее. Ребёнку просто скучно заниматься. А если малыш по каким-то причинам пропускает Детский сад или не посещает его, то регулярные занятия ему очень нужны. И для общего развития, и для дисциплины (воспитания волевых качеств).
Сейчас по расскажу про приёмы, которые обеспечат интерес к занятиям у дошкольника:
1. Появление персонажа — Мягкой игрушки, куклы или игрушки-рукавички.
2. Эффект неожиданности
3. Эмоциональность мамы
4. Игровая ситуация, сюжет
5. Форма занятий — вовсе не скучное сидение за столом, а беседа, рассматривание картинок, подвижные игры. Сложнее с ситуацией, когда нужно ребенка готовить к школе, но до 5 лет такой подход обеспечит занятия дома в удовольствие.
В примере описана игровая мотивация (сюжет) и примеры занятий. Можно придумать аналогичные игры по образцу.
Данное занятие рассчитано на детей 2-4 лет
Занятие 1. Блюдце для молока.
- Игровая мотивация.
Мама (держит в руках игрушечного котёнка). Посмотри, кто пришёл к нам сегодня. Это маленький котёнок. Он так жалобно мяукает «мяу, мяу». Как ты думаешь, почему? (Ответы ребёнка). Котёнок потерял маму-кошку и очень хочет кушать. Надо его покормить. Что же едят котята? (Ответ ребёнка). Конечно, молочко. Куда же нам его налить? Нужно более, например, вот такое (показывает). Давай нарисуем для нашего гостя красивое блюдце?
- Рисование.
У нас нарисовано блюдце (контур блюдца на бумаге). Какого оно цвета? Блюдце белого цвета. Давай раскрасим его в любой цвет, который тебе нравится. Ребёнок выбирает краску. Мама демонстрирует приемы закрашивания круга, обращая внимание на то, что нельзя заходить за контур. Какое красивое блюдце у нас получилось. Котёнок с удовольствием попьет из него молочка.
- Подвижные игры.
Кошки -мышки. Знаете, в какую игру больше всего любят играть котята? Конечно, в кошки-мышки. Малыш-мышка, Мама-кошка. Кошка догоняет убегающую мышку (мышек).
Прыгаем как котята.
Котята и кошки очень любят прыгать. Хочешь научиться прыгать как котёнок?
Ребёнок встаёт на подставку, или стульчик, или любое возвышение высотой 5-15 см, прыгает с него на пол и аккуратно приземляется. Задача мамы — научить ребёнка прыгать с небольшой высоты.
Котята потягиваются
Ребёнок стоит на четвереньках-исходное положение.
1-2 округлить спинку
3-4 прогнуть спинку
5-6 вернуться в исходное положение
Занятие заканчиваем обязательной рефлексией — Мама говорит: «Как здорово мы провели время, котёнка накормили, поиграли с ним, послушай, как он промяукал «спасибо», «мяу», «мяу». Давай и мы ему ответим «мяу, мяу, мяу».
Занятие 2
Кормим игрушки. У мишки день рождения.
Хороший приём для организации занятия по лепке из пластилина. Мишку можно слепить, а можно слепить только печенья, и кормить игрушечного мишку и других кукол. Поздравлять мишку, как будто у него день рождения.
Занятия 3
Изучаем понятия день/ночь.
Беседа с ребёнком тоже может считаться занятием. Поэтому можно использовать любой повод для знакомства с окружающим миром.
Например,
Мама и малыш смотрят в окно. Малыш или Мама (в зависимости от речи ребенка) рассказывают, что видят-голубое небо, солнце, птиц, людей, машины и т.д.
Дальше нужны заготовки (картинки и предметы для аппликации). И Мама предлагает ребёнку посмотреть картинки. Одна картинка с изображением дня, другая- ночи. Ребёнок должен определить, какая картинка соответствует настоящему времени суток.
Аппликация. Два голубых листа бумаги. Вырезанные звёзды, солнце, луна. Сначала Мама просит приклеить на лист то, что означает «день». Ребёнок приклеивает солнце.
Затем Мама читает стих и делает движения руками:
Вот так солнышко встаёт,
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдёт,
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеётся.
А под солнышком нам всем
Весело живётся.
Затем Мама просит найти картинку «ночное небо». И сделать аппликацию «ночь». Ребёнок приклеивает звёзды и Луну.
Что же теперь нужно делать, если наступила ночь? Правильно, спать. Давай уловим спать куклу Катю (ребёнок указывает спать куклу или другую игрушку)
Источник
Ребенок 4 года, мальчик.
Категорически ни чем не хочет заниматься в саду, зарядку делать не буду, лепить не буду, танцевать не буду и тд. Воспитатели стали говорить, что в разборках сразу кулаки вход пускает(но тут я виню папу, который говорит, что сдачу надо кулаком давать)
Но что касается детей в основном все нормально, даже сегодня утром кому то конфетки набирал.
Дома ведет себя активно, песни поет, играет, ну правда лепить и рисовать, пока не предложу, сам не попросит. Если гости приходят, вполне идет на контакт и общается со взрослыми.
Что меня беспокоит .
1.Инициативы, что то смастерить своими руками вообще нет.
2. Может сказать я вас всех убью
3.В саду категорически от всего отказывается, не хочу, не буду.у всех поделки стоят, нашей ни одной нет(
4 Если что то начинает делать и не получается, причём с первого раза, он психует, говорит обиделся и вывести его из этого состояния не возможно, пока сам не успокоится. Я пытаюсь, говорить, что надо потренироваться и все получится, вообще не работает, отстаю, говорю не хочешь не надо. Посидел один, успокоился ну и вроде все нормально, продолжаем дальше.
4.Как праздник он стоит столбом, ни хоровод, ни песни не поет, дали стих, он отказался его рассказывать.
На мои вопросы почему ты не лепишь, не танцуешь в саду, ответ-я стесняюсь. Воспитатели мне выговаривают, надо заинтересовывать ,он у вас ничего не хочет. Стыдно жутко, но я правда не могу ничего сделать, как его заставить? По доброму он ничего не хочет.
Спрашиваю в сад нравиться ходить, говорит –да .
Я не понимаю, почему так, сказки читаем, в театры водим, песни поем, семья полная, папа принимает активное участие в воспитании, бабушки, дедушка, полный комплект.
Правда как я появляюсь на горизонте, он киснет,ноет, все резко не так становиться. Меня нет, ребенок веселый.
Причем я очень лояльная мама и всегда стараюсь мирно решать и жалеть и тд.,а мож как дать ремня,всего лешить и пока не начнет заниматься в саду,ни мультиков ни конфет.
11.12.2012 11:18:17, Тельма.
12 комментариев
Мне кажется, что ваш ребенок на себя надел ярлык «неудачник». Почитайте книжку Фабер и Мазлиш «Свободные родители, свободные дети», там хорошо описывается аналогичная ситуация и достаточно подробно описывается подход — как снять такой ярлык с ребенка. Вам предстоит достаточно долгая работа, надеюсь, что всё получится. У моего тоже было схожее поведение, удается постепенно с этим справится. Работаю дальше в том же направлении.
15.12.2012 01:00:53, Cometis4e
у нас такая же проблема. В детский сад взяли психолога, мы записались.
Она посидела на занятиях, понаблюдала, позанималась с ним.
Резюме — завышенная оценка роли воспитателей и стремление к высоким результатам. На это наложилась оценка непрофессионального второго воспитателя: «ничего не умеет/не хочет», хотя в яслях его рисунки висели на выставке.
Я упростила, конечно. Разговаривали мы час.
Обратитесь к психологу, подскажет, как быть дальше. Нам посоветовала научить ребенка давать отпор подобным «личностям», это в жизни пригодится в любом случае. И много чего другого, очень интересного 🙂 Работаем, появились рисунки поделки. Действительно хуже, чем были два года назад!
так что мое мнение — все дело в воспитателях!
09.01.2013 17:45:32, Лариса_Л
спасибо большое, за ответы,есть над чем подумать
12.12.2012 11:40:43, Тельма.
А Вы можете на мальчика смотреть, как на «мамину радость»? Т.е. не делает поделки, не танцует, а Вы довольны, ребенку нравится в сад ходить, с детьми общается, улыбнулся. Ощущение, что все хотят заставить (Вы (еще и стыдно Вам), воспитатели), чтоб «как все», «положено». Отстать может на время и воспитателей попросите. Ходит в сад, и хорошо, он маленький еще, отстанете и захочет сам, возможно. Агрессия может быть следствием давления. Его воспитатель «плохим» (чего это он не как все?) не сделали? Это и на других детей влияет.
12.12.2012 10:33:37, E_VIKT
Ну что могу сказать: я у своего 2-х летки вообще аутичные черты подозревала, настолько он всегда играл в стороне и ничего никогда не делал за компанию или по указке (те же детские ладушки никогда не повторял и т.д), заниматься дома с ним было практически невозможно -уходил в сторону катать свои машинки, и все. Пошел в сад в 2, 5 и как миленький начал с детками и лепить, и рисовать, и зарядку делать, и танцевать. Как думаете -почему? Потому что воспитатели профи достались. В этом направлении Вы не думали? Как Вы вообще можете ребенка заинтересовать делать что-то в садике?
11.12.2012 23:21:45, white-dove
Согласна абсолютно…Моя дочка, когда в ясли ходила вообще с воспитателями и детьми полгода не разговаривала, а уж о чем-то другом вообще молчу. а как-то пожаловалась, что ее воспитатель била….Представляете? а сейчас ведет себя лучше всех в группе. Все делает так, что ее хвалить не устают. а просто воспитатели другие и даже я их хорошее отношение к моему ребенку чувствую
12.12.2012 14:33:39, Dloya
Плюсанусь, у нас так же было. Только не били (или я не знаю?). Но вот однажды я случайно услышала как нянечка орала на девочку, которая случайно описалась… От такого ора я сама чуть не обкакалась. В общем, слава всем, у нас другие воспитатели и нянечка!
12.12.2012 22:54:07, Ири$ка
Как-то много всего. Вообще-то странные воспитатели — просят маму заинтересовывать ребенка, который с ними в саду находится. Как Вы можете это сделать, интересно? Потом Ваша позиция — «надо потренироваться» к ребенку 4 лет, это пока рано — не соответствует возрасту. Так совсем отобьёте любое желание что-то делать, пробовать новое. Я бы искала на месте воспитателей дело ему по душе и чтобы он сам захотел. А не хочет — ничего страшного. пусть посидит на стульчике. Главное не делать из этого трагедию.
11.12.2012 23:20:21, Tatulya
Не делайте из этого трагедию. Не все дети одинаковы, не сравнивайте с другими. Любите его таким, какой он есть. А про воспитателей правильно уже сказали.
11.12.2012 19:00:07, Акелла
Ой как интересно! Один в один мой младший! :)) Только что по некоторым пунктам… не дерется и лепит и танцует.
Тут уж не Вам воспитатели выговаривать должны, мне кажется, а Вы им. Почему они не могут заинтересовать ребенка так, чтобы он захотел лепить-рисовать-петь-танцевать? Ведь наверняка с Вами он спокойно и рисует и танцует. Значит музыкальный работник не очень профессиональный. У нас такая веселая и активная, что не захочешь, а вслед за ней запоешь и затанцуешь. А Вы с ним танцуете? Это так прикольно и смешно получается. Если он увидит, что взрослые тоже дурачатся, танцуют так же как он, то может он и перестанет стесняться?
А вообще я думаю возраст такой и со временем обязательно он повзрослеет. Наш тоже спрашивает меня и папу: что будет если я тебя убью? Что будет если я тебя съем? А куда вы тогда денетесь? У нас чаще проскальзывают такие вопросы после некоторых мультиков. Мульты на полку — вопросов нет.
И со мной киснет и ноет, держу себя в руках, не иду на поводу (а иногда так хочется!). Думаю перерастет это нытье.
Ждемс…
11.12.2012 15:52:30, Рtica
У нас была похожая знакомая девочка. Тоже на всё реакция — надутые губы и «…а я НЕ БУДУ»
Перерастает потихоньку — сейчас ей 5.5, уже лучше становится. Года в 3-4 просто ужас был ужасный :(. Вплоть до того, что на развивалках детишки бегали под музыку по кругу, а её мама на руках несла — девочка бегать наотрез отказывалась.
О причинах — Вас я не знаю :)), а у неё мама была гиперопекающая и гипертревожная.
11.12.2012 14:37:43, Birke
Ремня конечно не стоит…Может у него есть какие-то увлечения? Те, о которых он не говорит. Спросите его самого чего ему нравится делать.
11.12.2012 13:47:37, Dloya
Источник