Ребенок в 4 года не говорит р в 6 лет

Ребенок в 4 года не говорит р в 6 лет thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
Читайте также:  Крупная моторика ребенка 4 года

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

В этой статье вы узнаете, как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву «р».

По мнению логопедов произношение буквы «р» является самым сложным в русском языке. Действительно, выговаривать эту букву дети начинают к 4-5 годам, а то и вовсе к 6.

До этого времени вместо «рыба» дети говорят «лыба», вместо «корова» — «койова» и т.д. Если к 5 годам ваш ребенок не смог справиться с произношением буквы «р», не стоит паниковать. Но пора начать заниматься с ребенком самостоятельно или с помощью специалиста.

Почему ребенок не говорит букву «р»?

Важно: Для четкого произношения буквы «р» речевой аппарат должен быть хорошо отточен, амплитуда и вибрация языка достаточно развиты.

Ребенок только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него — целый труд.

Причины, по которым ребенок не может правильно выговаривать букву «р», заключаются в следующем:

  1. Физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым. Существует практика подрезания уздечки, однако в последнее время логопеды чаще практикуют исправление уздечки специальной гимнастикой для растяжения
  2. Малоподвижность артикуляционного аппарата (другими словами, малоподвижный язык). Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация. Чтобы это исправить, нужно в игровой форме «заставлять язык работать». Пусть ребенок пробует достать язычком до носа, скручивает его трубочкой, вертит им влево-вправо. Такие упражнения пойдут на пользу
  3. Нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р»
  4. Физиологические особенности дыхания. Некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание. Исправить это возможно. Но не самостоятельными усилиями, а с помощью логопеда. Логопед назначает специальную гимнастику для развития нормального произношения

Выговаривать букву Р дети начинают к 5-6 годам

Важно: Даже если вы решили заниматься с ребенком самостоятельно, показать специалисту его все же необходимо.

Возможно, у вашего ребенка случай с особым строением уздечки, этот вариант нужно исключить. Если специалист установил, что физиологических проблем нет, можно попросить у него рекомендации для упражнений.

Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда

Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:

  1. Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
  2. Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
  3. Еще один принцип — регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы «р», делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно
Читайте также:  Полисорб ребенку 4 года дозировка порошок

Теперь стоит усвоить технику постановки буквы «р»:

  • Сначала звук «р» ребенок должен выговаривать отдельно
  • Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
  • После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы «р» в бытовой речи, скороговорках

Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква «р».

Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.

Постановка буквы Р должна проходить в игровой форме

Упражнения, чтобы научить ребенка говорить букву «р»

Важно: Упражнения по постановке буквы «р» разработаны с учетом нагрузки на мышцы языка. Они помогут ребенку почувствовать и усвоить вибрацию языка, которая нужна для произношения.

Уделяйте по 20-25 минут для упражнений каждый день. Сначала нужно провести разминку для языка и губ.

Разминка для губ:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться. Пусть продержит широкую улыбку около 10 секунд
  • Попросите сложить губы трубочкой и задержать их в таком положении 10 секунд

Разминка для языка:

  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, как лошадка. Это позволит ему почувствовать вибрацию языка
  • «Иголочка». Ребенок высовывает язычок, делая его тонким. Язык нужно задерживать на 10 секунд, потом опять повторить упражнение
  • «Чистим зубки». Язычком ребенок проводит по зубкам, будто их чистит
  • «Малярная кисть». Ребенок языком проводит от передних зубов к горлу по небу
  • «Хулиган». Попросите ребенка высунуть язык и поболтать им влево-вправо

Разминка для языка

Упражнения для произношения буквы «р»:

  1. Ребенок ставит язык рядом с верхними зубами, затем произносит букву «д». Не один раз, а несколько «д-д-д». Потом попросите выговорить «д» с сильным выдохом
  2. Попросите ребенка произнести долгое «р-р-р» (порычать). Покажите ему сами, как это делается
  3. Для этого упражнения нужен логопедический шпатель. Также можно хорошо вымыть руки ребенка и попросить подложить пальчик под язычок. Пусть произносит «ж-ж-ж» и водит пальчиком влево-вправо
  4. Ребенок широко открывает рот, произносит звук «з-з-а-а». Вы тем временем кладете шпатель под язык и аккуратно водите в стороны

Как научить ребенка говорить мягкую «р»?

Мягкая буква «р» встречается в словах: словарь, рис, ряба. Постановка мягкой «р» происходит аналогично твердой. Однако вместо звука «з-з-а-а» нужно говорить звук «з-з-и-и».

Если ребенок освоил твердую «р», то он обязательно освоит мягкую.

Важно: Ребенку необходимо усвоить постановку буквы и автоматизацию произношения. Если на постановку может уйти одно занятие, то автоматизация может растянуться на полгода.

Произношение буквы Р может долго не даваться ребенку

Помощь логопеда

Если вы занимаетесь с ребенком, но не видите хорошего результата, стоит обратиться к профессионалу. Сразу стоит сказать, что найти хорошего специалиста непросто.

Преимущества занятий с логопедом:

  • Во-первых, логопед сможет определить, нет ли у вашего ребенка физиологических особенностей строения языка
  • Во-вторых, специалист сразу поймет, какой комплекс упражнений необходим в данном случае
  • В-третьих, логопед может за пять минут поставить букву, с которой вы не могли справиться несколько месяцев

Занятие с логопедом

Занятия с логопедом обойдутся вам в «кругленькую сумму», но это того стоит.

Если вы регулярно занимаетесь с ребенком, нацелены на результат, проводите занятия в интересной игровой форме, то вероятность успеха велика. Надеемся, что наши советы помогут вам.

Видео: Постановка звука «р»

Источник

Мамочки, подскажите. Стоит ли паниковать и искать логопеда. Племяннику 4.5 года. «Р» не говорит, и твердые шипящие не говорит. Мне кажется просто ленится. Когда его просишь: «Скажи хорошо ПаШа» — говорит «Паша». А когда не просишь — забывается и говорит ПаСя. В остальном хороший развитый мальчик (считает, читает и т.д.).
Кто-то говрит, что к логопеду за год перед школой надо ходить, кто-то говорит, чтобы время не теряли и сейчас стали уже заниматься с врачом. Может у кого-то были аналогичные случаи? Когда вообще дети начинают «чисто» говорить?

14.09.2006 16:06:15, Туллина

23 комментария

я когда пришла к логопеду в 5 лет записываться с «Р», мне сказали «подождите, еще не поздно. заговорит»
и через полгода точно зарычала сама.
15.09.2006 10:01:01, Igla

Моей дочке сейчас 4 г. 10 мес. Р появился в мае, т.е. в 4 г. 7 мес. Сначала в виде отдельного рычания, а сейчас уже и в словах проскальзывает. Примерно с 4 лет я время от времени тестировала наличие звука стишками «Ехал грека через реку» и «РРРы-РРРы-РРы, что за звук идет с горы» Тима Собакина. Читала и считала, что ни в коем случае нельзя говорить ребенку :»Скажи Р», или поправлять неправильное произношение.(Читала, между прочим, на сайте про заикание. Потому что напрвляет напряженное внимание на правильность речи, отчего еще больше не получается. И ребенок начинает воспринимать речь как источник отрицательных эмоций и может вообще избегать говорить. Оно вам надо?)
Вообще-то мы ходили на развивалки с элементами логопедических упражнений, и в саду воспитатель такие упражнения давала. В этом году логопед уже работает со всей группой. Я беспокоилась, что нас не возьмут, потому что почти все звуки есть, и так рада, что нас взяли!
Один знакомый плохоговорящий («каша во рту») мальчик ходил к логопеду с 4 лет. И Р у него раньше нас было (признаюсь, завидовала).
А вот посмотрите на сайте Логопед.ру упражнения на постановку Р и других звуков.
15.09.2006 08:58:22, Змея Скарапея

Читайте также:  Как закалять горло ребенку 4 года

Да, сейчас посмотрим. Спасибо большое. У меня самой старший сын сам хорошо заговорил. Единственное, что «Л» твердая у него была в нос, как «В». Не ЛУК, а ВУК получалось. А с логопедом начали заниматься аж в школе. Ничего, сейчас хорошо говорит, даже слишком))))).
15.09.2006 12:02:23, Туллина

Вот еще упражнения https://www.logopedplus.ru/parents/articles/advices/articulation .
Удачи Вам!
15.09.2006 13:17:15, Змея Скарапея

В 4,5 проконсультироваться у логопеда надо обязательно, если есть какие-то вопросы.
15.09.2006 07:16:09, Бабка Ёжка

хе:) а попробуйте почитать ему книжку «Малуся и рогопед» :)) мой тааак впечатлился, что стал очень внимателен к произношению и все шипящие и р сразу нашлись :)))
14.09.2006 20:48:41, Ящер

О, хорошо. Надо будет купить и почитать)
14.09.2006 22:40:36, Туллина

Раньше считалось, что Р в норме должно установиться перед школой (тогда в 7 лет шли). Сейчас тоже считается, что перед школой (но в школу идут в 6). Старший начал произносить Р ближе к 6 годам. Младшему логопед в саду до конца автоматизировать не успела, занимались с логопедом еще в начале первого класса — хватило 5 занятий.
14.09.2006 18:53:11, Мусулунга

Сестра ходила к логопеду (дедсадовскому), та тоже ей сказала, что ближе к школе. Но, моя сестра (как, наверное, все мамы), хочет же чтобы ее ребенок не был отстающий). В группе другие детки говорят хорошо буквы, а наш нет))) Непорядок))).
14.09.2006 19:04:23, Туллина

Ой, не люблю я этого «чтоб не хуже других» — все же дети разные. У нас это наследственное — поздняя установка «Р». С младшим логопед в саду занималась 2 года. Последний год конкретно «Р» — ну не готов он был в 5 лет это произнести:)) Да, кто-то говорит уже в 2 года. Это не говорит об отставании!:)) Дочка сейчас тоже «Р» не говорит, а ее ровесники некоторые говорят — просто они все разные.
Это я не к тому, что не надо заниматься с логопедом — занятия логопедические в любом случае идут на пользу. Я к тому, что не надо требовать от ребенка, чтоб он был не хуже других.
14.09.2006 19:23:14, Мусулунга

а я вот сама в саду ужасно переживала, что я «хуже других». Было такое упражнение «заводи мотор», крутить руками и говорить «тртр-тр-р-р-р», вот у меня это «тр-р-р-р» не получалось,и я очень расстраивалась 🙁
рада, что Алене это не грозит 🙂
14.09.2006 20:08:53, Oker

А я не переживала и даже внимания не обращала, хотя до 6 лет Р не выговаривала.
14.09.2006 20:14:52, Мусулунга

может, у вас упражнения такого не было :)?
14.09.2006 20:25:12, Oker

Я с Вами согласна на 100% («чтоб не хуже других»). Я нас, скорее всего, тоже наследственное опоздание с постановкой Ш, по словам мамы (бабушки), сестра до 3-х лет «сякала-мякала». Просто сестра боится (переживает), что время упустит. Поэтому, и возник этот вопрос.
14.09.2006 19:51:57, Туллина

Упустить тут, по-моему, сложно. Чем старше ребенок — тем более развит речевой аппарат — тем быстрее и легче логопед поставит нужный звук. Где в 4 года уйдет полгода, в 5 лет — неделя.
14.09.2006 20:14:10, Мусулунга

Моей дочке как раз в 4,5 «Р», «Л» и «Ш» хороший логопед поставил за 1,5 месяца.
14.09.2006 17:47:45, граНата

А сколько раз в неделю Вы занимались? И Ваша дочка не могла эти буквы говорить, или не хотела (как наш)?
14.09.2006 19:06:05, Туллина

тэкс, у нас р говорит, а вот твердую л, и ш — нет, мне сказали к 5 годам обращаться к логопеду, если не начнет говорить хорошо.
Из-за этих букв и на английский решила не водит его.
14.09.2006 18:29:50, Marimax

обычно хорошие логопеды берут детей с 5 лет — именно к этому возрасту ребенок должен выговаривать все звуки.
14.09.2006 16:30:18, Мексиканский тушкан

Ходили мы в 18 б-цу на мичуринском. Логопедка сказала, что «Р» имеет право не говорить до 5,3 при остальное «в норме».
Но у них (у детей) есть куча других звуков и манер речи(заикание, запинки, перестановка слогов..), что иногда нужно заняться с логопедом и раньше.
Кстати, у нас в пединституте (на Юго-западной) на кафедре логопедии занимаются бесплатно. Мы отходили туда 2 месяца с обоими мальчиками — не жалеем.
15.09.2006 13:02:48, Агата.

Да,там занимаются студенты под руководством преподавателей.Таким образом можно получить бесплатную консультацию профессора или доцента,авторов книг .
15.09.2006 23:29:06, логопед-дефектолог

Хорошие логопеды берут детей гораздо раньше — если к этому есть показания. А плохие — как раз отправляют дожидаться пяти лет, ибо не хотят заниматься мало-мальски сложной проблемой. (На своем — поверьте — ОЧ-Ч-ЧЕНЬ горьком опыте проверено :- (

ИМХО, проконсультироваться, надо обязательно. И, может, даже не у одного логопеда.

15.09.2006 07:14:48, Бабка Ёжка

Да, наверное, надо сходить еще к другим врачам. Проконсультироваться. Но, мне, почемуто-то кажется, что ребенок просто ленится. Ведь когда его просишь правильно сказать звук — он говорит правильно. А потом забывается — и опять»ся-мя».
Но, сходим еще к другому логопеду, это точно.
15.09.2006 11:56:43, Туллина

Источник