Ребенок в 4 года игры развлечения
Сколь богатым ни было бы многообразие игрушек в квартире, однажды они надоедят, и ваш ребенок точно станет скучать. Вместо того, чтобы усаживать его перед ТВ, будьте более изобретательны – придумайте интересные развлечения, способные не просто заинтересовать малыша, но также высвободить время для вас. Чем занять ребенка 4 лет: как развлечь дома.
Фото:Pixabay.com
Чем заняться с ребенком 4 лет
Маленькие детишки все время просят внимания и принять участие в их играх. Мамочке бывает нелегко выделить часы на себя, и нередко все сводится к обычному просмотру мультиков. Но подобное проведение времени не дает развиваться творческому и логическому мышлению, моторике детей, посему не нужно злоупотреблять «потреблением» телевизора. Тем паче, детишки чересчур быстро привыкают к ТВ, и отучить их он него может быть весьма нелегко.
Если подумать, есть множество занятий для детей от 4 лет в домашних условиях. Это и ролевые игры, и подвижные. Вы можете завлечь детей соревнованием: кто вперед нарисует, построит и пр. Включив фантазию, скоро вы увидите, что малыши активно все делают самостоятельно и перестали дергать вас из-за того, что им скучно.
Фото:Pixabay.com
Чем занять ребенка в 4 года дома
Если малышу надоели игрушки, перенесите ваши дела и дайте ему выбрать из ряда занятий:
- Извлеките любимые книги малыша и отыщите аудио данных сказок в Сети. Кроха станет с интересом наблюдать развитие событий по книге, а потом, может быть, отыграет это с игрушками;
- Дайте ребенку природные материалы для творчества: пластилин, краски, карандаши, бумагу. Пускай мастерит то, что захочет, либо «зарядите» его на задание – соорудить зоопарк, сделать открытку либо нарисовать картину;
- Вы можете предложить малышу раскрашивание. Если магазинные раскраски дома кончились, распечатайте их из Сети. лучше принимать во внимание интересы/предпочтения малыша и подобрать картинку с героями, которые ему нравятся;
- Возьмите коробочки/баночки, насыпьте туда различные вещи и дайте задание – сортировать их. Вы можете применить в данном случае продукты питания и различные мелочи;
- В дополнение к предыдущему занятию малыш может из продуктов питания «сварить» обед для родителей. Для реалистичности и осознания им собственной важности разрешите крохе попользоваться настоящей посудой – но, конечно, той, которую не будет потом жалко;
- Продемонстрируйте, как нужно нанизывать на толстую нитку/веревку крупные бусы и иные подходящие предметы;
- «Водные» игры в особенности популярны у детишек: напустите в тазик/ванную бумажных кораблей, добавьте резиновые игрушки и пластиковые мячи. Если плеснуть еще в ванную пену, то результат окажется невероятным;
- Нередко малышей увлекают абсолютно непримечательные на первый взгляд вещи – бутылки, скалки, прищепки и пр.;
- Попросите мужа сделать доску развития: нацепите туда всевозможные замки, шнурки, цепочки;
- Извлеките из запасов конструкторские наборы: предложите крохе покомбинировать;
- Паззлы/пирамидки/кубики прекрасно подойдут для развлечения ребенка;
- В дверной проем поместите веревочные качели – это гарантирует ребячью радость;
- Мыльные пузыри вкупе с качелями придадут квартире некую сказочность;
- Начните танцы – дайте детям задание выучить/придумать танец и показать его вам;
- Магниты на холодильник, в особенности в форме зверей/машин/фруктов дадут возможность занять малыша, пока вы будете делать свои дела;
- Игра во врача очень ответственна! Скажите крохе, якобы ваше домашнее животное/игрушка приболели, и срочно требуется их вылечить;
- Перебирание монет по размеру будет способствовать развитию мелкой моторики ручек и наведет порядок в копилке;
- Девочки могут организовать показ мод: нарядиться и расхаживать по дому, показывая себя красивую;
- Организуйте квест – изготовьте карту либо спрячьте по дому бумажки с заданиями. А в конце выдайте малышу долгожданный приз.
Вы можете заблаговременно составить специализированный календарь, где ежедневно будет ряд заданий.
Проявляйте свою фантазию, подключайте малышей к воплощению новых игр/развлечений, и скоро поймете, что даже дома вы легко сможете занять 4-летнего ребенка.
Оригинал статьи:https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/chem-zanyat-rebenka-4-let-kak-razvlech-doma/
Источник
Ученые давно определили, что на этапе взросления всегда существует определенный вид деятельности, который в наибольшей степени способствует развитию личности ребенка. Если до года важен эмоциональный контакт с мамой, то до 3 лет — манипуляции с предметами. Малыш разбирает и ломает игрушки, пытаясь добраться до сути. С 3 до 6 наступает время игровой деятельности. Через нее маленький человечек познает окружающий его мир. Наша статья ответит на вопрос, во что можно поиграть с ребенком 4 лет.
Особенности возраста
Уровень развития — дело сугубо индивидуальное. Но существуют некоторые пределы нормы, на которые родители стараются ориентироваться. Игры бывают разные: подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые и т. д. Последние — это удел детей постарше (5-6 лет). Наблюдая за взрослыми, они воссоздают картины реальной жизни: «дочки — матери», «врач — пациент», «подготовка к балу». Нужно знать возрастные особенности, чтобы понимать, во что поиграть с ребенком.
4 года — это период развития чувств. Дети пока еще ситуативны, не умеют справляться с эмоциями самостоятельно, но у них уже появляются новые переживания: грусть, обида, разочарование, стыд. Они улавливают настроение окружающих. Все это объясняется преобладанием развития правого полушария.
4 года — время феноменальной познавательной активности и тысячи «почему». В этот период очень важны игры, которые развивают память, а также мышление и речь. Словарный запас малышей достигает 1,5 тысячи слов. Развивающие игры способны не только улучшить познавательные психические процессы, но и выявить на раннем этапе способности малыша.
4 года — время формирования навыков самообслуживания, нравственных качеств и высокой физической активности. На повестку дня выходит необходимость развития мелкой моторики, без которой невозможно переходить к полноценному образовательному процессу.
Домашняя обстановка: во что поиграть с ребенком (4 года)
Дома вполне можно организовать спортивный уголок, где легко повисеть на турнике, покидать мяч в баскетбольную корзинку, поиграть в волейбол с помощью воздушного шарика. Необходимость в движении (до 5 тысяч действий в день), которая в этом возрасте требуется даже если нет возможности погулять на свежем воздухе, должна быть удовлетворена.
Можно подвижные игры превратить в развивающие. Например, повторить «походку» различных животных — гусей, медведя, зайчика, собаки. Подойдет и такая игра, как «съедобное — несъедобное». Ребенку предлагается ловить мяч только в том случае, если ведущий называет предмет, который можно употреблять в пищу. Несъедобные вещи, например «шкаф», «мяч», «стул», малыш должен отбрасывать. Если он все делает правильно, то продвигается на шаг вперед, приближаясь к контрольной черте. Здорово, если на ней лежит приз. Хотя детей в 4 года более забавляет сам процесс игры, чем награда.
Для развития моторики пальцев малыши должны больше рисовать, лепить из пластилина, собирать пазлы и раскрашивать. Ребенок способен освоить шашки, детское домино и другие настольные игры — с кубиком и фишками.
Если под руками не оказалось вспомогательного материала, можно составить узор из палочек, пуговиц, бусин, выложить из них конкретный предмет. Например, колодец. В какие еще игры можно поиграть с ребенком?
«Таинственные звуки»
Игра хороша тем, что в ней могут принять участие все домочадцы, но при этом она находится в зоне актуального развития четырехлетнего малыша. Для нее необходима предварительная подготовка, что сближает семью. Так, папа или старший ребенок должны заранее записать на смартфон или другое устройство различные звуки — шум работающего холодильника, стиральной машины, пылесоса, голоса известных всем людей, мяуканье кошки и т. д.
Если где-то на даче из-за плохой погоды домочадцы вынуждены находиться в доме, может возникнуть проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года — хороший возраст для того, чтобы расширить свои представления о звуках. Достаточно лишь включить сделанные заранее записи и постараться угадать их источник. Взрослым можно предлагать более сложные задания (измененные голоса, наложение нескольких звуков и т. д.), а малышу достаточно простейших.
«Угадай сказку»
Во время болезни сложно предоставить возможность поиграть ребенку в игру. 4 года между тем — это возраст, когда невозможно и просто лежать без дела. Тогда подойдет вариант под названием «Угадай сказку». В качестве источника родителям нужно взять сюжет произведения, с которым малыш уже хорошо знаком. Это может быть «Золушка», «Аленький цветочек», «Заюшкина избушка». Главное условие — не употреблять имена собственные и названия персонажей, заменив старинные понятия на более современные. Например, героиня отправляется не на бал, а на дискотеку, ее везет не карета, а автомобиль. Рассказ можно прервать, когда ребенок угадает сказку. Тогда сразу же можно начать следующую.
«Перейдем болото»
Этот вариант хорош тем, что игру можно организовать как на улице, так и дома. Он подойдет, если где-то на отдыхе возникнет проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года — возраст, когда родителям приходится подключать всю свою фантазию для организации досуга малыша.
«Болото» можно обыграть с помощью любого подручного материала — необходимо изготовить зеленые кочки из картона, бумаги или старых газет. А в качестве приза легко вырезать или использовать готовые буквы, которые складываются в характеристику «молодец». За каждую победу малыш будет получать по одной и знакомиться с ней, в конце получится слово, которое с удовольствием прочтут ему родители.
Условия игры: определяется территория болота — та дистанция, которую ребенок или группа детей будут преодолевать. По ее ходу раскладываются «кочки», которые желательно закрепить скотчем на полу помещения или на улице, чтобы минимизировать риск падения. Детям объясняется задача: «Вокруг трясина, в которой можно завязнуть и не выбраться из болота. Выход возможен только по кочкам. Если во время прыжка нога попадает в трясину, игроку засчитывается проигрыш, и он сходит с дистанции».
«Покажи эмоцию»
В качестве оборудования потребуются иллюстрации или специальные картинки с набором эмоций. Периодически их можно обсуждать с малышом, проговаривая, что испытывает человек, когда веселится, радуется, печалится, огорчается, пугается и т. д.
Достать картинки можно в тот момент, когда возникнет вопрос, во что поиграть с ребенком. 4 года, как мы уже говорили, — возраст, когда необходимо прорабатывать с малышом весь спектр возможных переживаний. В чем заключается игра? Картинки складываются стопкой рисунком вниз. Ребенок достает одну из них. Например, там изображен человек, испытывающий страх. Он должен продемонстрировать данное состояние, не прибегая к словам. А родитель — угадать эмоцию. В зависимости от того, насколько ребенок справился с заданием, следует меняться местами.
Игра-логика
Для детей 4 лет можно использовать посильные интеллектуальные задания, которые вызовут несомненный интерес. Приведем три варианта:
- «Ищем связку». Ребенку предлагаются две картинки, обозначающие предметы. Нужно найти промежуточные слова, которые связывают, на первый взгляд, не совместимые между собой объекты. Например, «человек», «дерево». В качестве слов-связок могут выступать: «окно», через которое виден лес; «лопата», с помощью которой происходит посадка; «картина», которую пишет художник.
- «Вожжи». На магнитной доске можно закрепить ряд точек, пронумерованных по порядку. Задача — от каждой из них к следующей следует «тянуть» вожжи, то есть проводить линию. Но таким образом, чтобы не пересекаться с уже имеющимися.
- «Определяем на ощупь». Ребенку показывается ряд предметов: маленьких и больших, гладких и шершавых, круглых и квадратных, мягких и твердых. Затем они складываются в корзину, а ребенку завязываются глаза. Ему предстоит угадать каждый предмет на ощупь.
Во что сыграть с девочкой
Большинство игр подойдут как мальчикам, так и девочкам. Но следует помнить, что именно на этапе формирования сознания складывается гендерная идентичность. Поэтому очень важно подбирать занятия, которые более характерны для представителей определенного пола. Мальчики больше склонны к проведению свободного времени с машинками, военной техникой, солдатиками, например.
Какие можно использовать игры для детей? 4 года девочке — значит, она любит наряжаться, пользоваться детской косметикой, подражать маме, танцевать. Ей можно предложить поиграть в «танцы». Они развивают слух, смекалку, воображение, способствуют физической активности. Звучит специально подобранная приятная музыка. Задача — танцевать, используя при этом лишь одну часть тела. Ведущий, включая трек, сообщает задание: «рука», «голова», «плечи», «попа». В игре девочки начнут осваивать понимание «направо — налево», если использовать команды: «левая нога», «правое плечо».
4 года — замечательный возраст для игр с детьми, которые будут особенно продуктивными, когда в них вовлечены взрослые.
Источник
Занять своего малыша чем-то интересным и полезным – значит не только обеспечить ему необходимые условия для полноценного развития, но и создать атмосферу любви, взаимопонимания и доверия между ним и родителями. Четырехлетки – это уже вполне самостоятельные, любознательные маленькие личности со своими интересами и потребностями. Поскольку на улице малыши не могут проводить все свое время (а порой для этого и возможности нет), возникает естественный вопрос: чем заняться с ребенком 4 лет дома?
Чему важно уделить внимание?
Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.
Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности.
- Больше всего четырехлетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
- Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
- Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
- Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка.
- Необходимо совершенствовать бытовые навыки.
- Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
- Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя.
- Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
- Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
- В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей.
Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 4 лет дома.
Активное движение
Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:
- «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю.
- Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
- Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
- Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
- Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
- Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.
Проводя такие игры, следите за безопасностью: чтобы дети не спотыкались, не скользили по коврам, не сбили мячом что-то ценное, не поранились случайно разбитыми стеклянными предметами, зона таких игр должна быть безопасной.
Творчество и мелкая моторика
Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.
Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:
- рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
- обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
- обводить контуры собственной ладошки или ступни;
- класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
- раскрашивать картинки в раскрасках;
- проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
- рисовать, соединяя точки.
Игры для юных исследователей
Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:
- Работа с кинетическим песком (по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как он «течет» по пальцам).
- Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
- Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
- Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
- Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
- Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
- Бизиборд, сделанный руками папы, может покорить сердце не только мальчика, но и маленькой леди.
- Старый фотоаппарат или старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать фотографом.
Любые предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения крохи попадали безопасные вещи.
Будьте для своего непоседы компаньоном в играх: помогайте, подсказывайте, соревнуйтесь, предлагайте, показывайте пример, интересуйтесь. Это создает теплые, доверительные отношения, делает вас в глазах ребенка лучшим другом.
Речь и социализация
Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль.
Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:
- совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
- составление рассказов по картинкам;
- разучивание стихов;
- пение детских песенок;
- сочинение собственных сказок;
- игры с домашним кукольным театром;
- различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).
Кроме этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).
Когда мама занята
Чем занять ребенка, когда маме нужно делать обычную домашнюю работу и она не может уделить внимание игре? Если проявить немного смекалки, то можно придумать немало дел, которыми кроха сможет позаниматься сам, при этом не просто не отвлекая маму, но и чувствуя себя ее незаменимым помощником:
- приобщать его к готовке: попросить помыть овощи или фрукты, размешать салат в миске, выложить колбасу на бутерброды;
- пусть поможет сервировать стол: разложит ложки, салфетки, хлеб, поставит солонку;
- когда мама работает с тестом, небольшой его кусочек может стать прекрасным материалом для юного скульптора;
- во время уборки маленькому помощнику можно поручить, например, рассортировать белье для стирки, вытереть пыль с низких полочек, рассортировать игрушки в детской: разложить по надлежащим коробкам кубики, карандаши, детали конструктора, книжки, полить цветы на подоконниках;
- можно предложить ребенку повозиться с продуктами (горохом, фасолью, макаронами) – пусть рассортирует их или выложит картинку;
- почувствовать себя взрослым малыш может, если ему предложить «приготовить» что-то из настоящих продуктов, во «взрослой» посуде;
- можно попросить малыша сделать для мамы бусы (пусть нанизывает на веревочку бублики, большие бусины или цепляет прищепки).
Чтобы найти для своего чада интересное и полезное дело, не обязательно постоянно играть с ним вместе, усаживать за гаджеты или придумывать что-то немыслимое. Немного фантазии и терпения взрослых – и вопрос будет решен с пользой для обеих сторон.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник