Ребенок в 4 года говорит только звуки
Ванна Тазиковна
1
Ванна Тазиковна
20 января 2015 в 23:49
Колупалочка
2
Колупалочка
20 января 2015 в 23:50
А как он у вас развит по сравнению с одногодками? Все понимает, делает?
Статус Ква
3
Статус Ква
20 января 2015 в 23:51
К врачу давно было пора пойти. Чего не идете?
пьЯНА
4
пьЯНА
20 января 2015 в 23:51
К неврологу надо,хорошему,и не одному
Кинг-Конгша
5
Кинг-Конгша
20 января 2015 в 23:52
У нас такая же беда:(:(:( только нам 3,2 года. Ходили к неврологу сказала, чем я раньше думала!!! Логопед сказала, что ещё рано заниматься! Только с 4-х !!!! Незнаю прям что делать!!! Гимнастику для лица не хочет повторять делать!!! Мелкая моторика развита хорошо, младшему сыну ещё двух нет, так он уже пытаеться предложениями говорить!!!!
Настя Снежок Воля
6
Настя Снежок Воля
20 января 2015 в 23:52
Звуками или простейшими слогами?
Подкустовый выползень
(автор)
7
Подкустовый выползень
(автор)
20 января 2015 в 23:53
да все ок никаких отклонений все делает рисует лепит,правда нет сам не очень хочет играть требует что бы кто то рядом был,играет в игры на телефоне планшете так как старший ребенок есть вот и показал
Сделайте доплер сосудов головного мозга. Мой сын до 4-х лет молчал, нашли причину.
+ обязательно логопед. Займитесь проблемой и все будет у вас отлично!
ЗдесяЯ
9
ЗдесяЯ
20 января 2015 в 23:54
автор когда сам,или играет или что то делает, не видя вас, прислушивались к нему? Дети могут сами с собой Оооооооооооооооооооооооооочень тихо говорить нормально,многие слова, а вот при других нет. Понаблюдайте с месяц за малышом.
если нет, обратитесь к детскому логопеду, обычно они быстро справляются с такой проблемой в течении года,можете сами с ним развивать моторику что очень способствует!
Подкустовый выползень
(автор)
10
Подкустовый выползень
(автор)
20 января 2015 в 23:55
Ответ для Настя Снежок Воля
Цитата:
Звуками или простейшими слогами?
именно звуками
Ищите логопедов из реабилитационных центров,которые работают с особенными детками.Те ,кто ставят звуки говорящим,будут и дольше вас отправлять — они просто не знают ,что с вами делать.И старайтесь поставить диагноз, как можно раньше.Чем раньше,начнете работу с детками,тем больших результатов достигните. Проверьте слух!!!
Нежная Лапка
12
Нежная Лапка
21 января 2015 в 00:07
У знакомых оч плохо разговаривает,оказалось,какая-то проблема с кончиком языка была плюс гиперактивность,пропил лекарства,стало чуть лучше.но ребёнок в 5лет говорит,как в два года-на своём выдуманном языке.никто не понимает.По всем врачам таскали,долго не могли установить причину.
Танцепесенная
13
Танцепесенная
21 января 2015 в 00:23
У меня ребенок с такой-же историей).
Начну с самого начала. Ребенок долгожданный. Первый год только на ручках — чтобы он не плакал делали все.(я к тому что до года ребенок не плакал — соответственно голосовые связки не оченьто и укреплялись).
В год сказал первые слова (киця, мама, дай,…) Ну слов 10-15 максимум. И все.
Потом делали прививки очищенные, платные (ну чтобы по максимуму защитить ребенка от проблем с прививками. Может прививки повлияли на приостановку речи- не знаю.
((( Дальше звуки (пальцем показывает и мимикой обясняет что ему дать при этом укает)Ребенка все понимали и делали то что он хочет и давали то что он хочет.(может и гипер опека быть. Тоже не исключаю).
Я долго с этим мычанием и уканием когда он чего-то хочет)боролась. Ничего не помогало (невропатолог, логопед, занятия в развивалках, лепка, много рисования, масаж рук и пальцев особенно, куча програм типа’говарим с пеленок’ — ничего не помогало. Совершенно. Ребенок все слушал, делал все что его просят. С одними детьми играл с удовольствием.
А вот с наглыми детьми там где надо было речью постоять за себя он не играл (ингорил, потому что сказать он не мог и забрать отобранную свою игрушку соответственно тоже не мог).
Дело шло уже к четырем годам. Я пошла на крайность. Перестала приставать к ребенку с просьбой :’повтори за мной слово’. И начала все свои действия (ну то что я в квартире делаю) все комментировать вслух. Я думала что с ума сойду. Ну представьте, все в слух говорить Типа так:(я иду на кухню, беру тарелку, беру ложку, нальваю суп, ем, мою тарелку, иду в комнату , беру книгу, ….. ) Ну и так я озвучивала все что делаю около двух месяцев. . Ребенок слушал. А потом он сам заговорил. Начал складывать слова в предложения в четыре года.
В четыре с половиной уже зная все буквы начал читать слоги.
Танцепесенная
14
Танцепесенная
21 января 2015 в 00:26
Ответ для Подкустовый выползень
Цитата:
именно звуками
При звуке показывает пальцем на то что хочет. И звук типа уууу. и мимикой просящее лицо. Так?)) У нас было именно так.
Пленница SexShop-а!
15
Пленница SexShop-а!
21 января 2015 в 00:32
Психолог та логопед БЕЗКОШТОВНО проконсультують вас з питань особливостей мовленнєвого розвитку вашої дитини.
Коли дитина мовчить, у турботливих батьків це завжди викликає занепокоєння. Особливо, якщо їй вже виповнилося три роки. Причини мовчання бувають різні, тому в кожному випадку треба розбиратися окремо.
Досвідчений психолог працює з дітьми віком від 2-х до12 років, які мають порушення психічного розвитку та вади мовлення. Моя головна мета – допомогти дитині почати розмовляти так, як усі діти, навчити вас розуміти свою дитину і допомагати їй самостійно (надаю чіткі рекомендації щодо ваших подальших дій). Реабілітаційна програма ґрунтується на психодіагностиці. У своїй роботі я використовую різні методи розвиваючого навчання (з врахуванням «зони найближчого розвитку», казкотерапію, АВА-терапію, сенсорні та інші психокорекційні методи, займаюся розвитком тонкої та крупної моторики, допомагаю дитині адаптуватися до колективу.
Ви завжди можете звернутися до мене, якщо:
— вас турбує те, що ваша дитина не говорить або говорить дуже мало для свого віку
— ваша дитина говорить якось дивно (не в плані звуковимовляння), не так, як усі діти
— ваша дитина не будує з вами діалог у той час, як інші діти вже відповідають на запитання
— на вашу думку, ваша дитина відрізняється від інших дітей свого віку не в кращий бік
— ваша дитина має особливості поведінки, які вас лякають
— ваша дитина має неврологічні порушення, які позначаються на її розвитку
Звертатись за тел. 093-850-37-18; 096-440-95-21, Ізмалкова Катерина Борисівна, Київ
Танцепесенная
16
Танцепесенная
21 января 2015 в 00:33
Да, еще забыла уточнить. Кроме этого мы еще питание очень усилили ребенку.
В смысле не кольчество а качество.
Ежедневно максимум!!! чтобы организм ребенка получал все нужное.
(мясо, рыба, яйцо,молоко, творог, сыр твердый, мед!!да-да медом заменили сахар у нас Бог миловал аллергии нету)), тыква, морковь,фрукты,… одним словом работали над тем чтобы рацион правильно сбалансировать, максимум полезных продуктов для развития как физического так и умственного. Нормальные здоровые продукты.
Слава Богу обошлись без вмешательств лекарств.
ПушАпница
17
ПушАпница
21 января 2015 в 00:34
Не понимаю Вас, автор!! Ребенку УЖЕ 3.5 года, а Вы только спрашиваете стоит ли Вам паниковать!?? ДАВНО пора!! имхо..
Коко На Страже
18
Коко На Страже
21 января 2015 в 00:53
у знакомых девочка с дцп, говорила только пару слов, ее обследовали, сказали что в этом плане она здорова. просто не доработка родных, они ее не завтавляли говорить, все понимали с мигов и звуков. Постепенно девочка начала говорить больше, например когда она что-то хотела и укала, ей сначала называли предмет. потом не давали пока она не повторит. ВСе это делалось плавно и не насильно, в игривой форме
нам 3,5. Я свое ’кипешивание’ начала с году… Так что вперед — невропатолог, проверка слуха, исключение нейросенсорной тугоухостм и логопед
Источник
01.10.2015,
Нормы развития речи, Статьи
У всем известного детского писателя (автора таких сказок, как “Телефон”, “Краденое солнце” и др.) Корнея Ивановича Чуковского есть книга, которая называется “От двух до пяти”, где он собирал смешные высказывания детей. “Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!”
Автор объяснял, что ребенок возраста трех-пяти лет придумывает слова, которые понятны окружающим, но не правильны с точки зрения русского языка.
Четырехлетний малыш может слово “лейкопластырь” спокойно заменить на “клейкопластырь” – детское видение мира.
Ребенку 4 года, он считает себя самостоятельным и активно интересуется всем происходящим, задавая кучу вопросов как элементарных, так и довольно сложных даже для родителей. Пришло время покупать энциклопедии!
Вопросы сыплются на голову родителей, как из рога изобилия.
От четырехлетнего малыша можно услышать самые неожиданные вопросы, начиная от строения его игрушек и заканчивая устройством мироздания. Естественно, мамам, папам, бабушкам и дедушкам необходимо огромное терпение и выдержка, чтобы не отмахнуться от надоедливых вопросов, которые иногда ставят в тупик.
Малыш уже почти сам умеет одеваться (кроме завязывания шнурков и застегивания сложных крючочков и петелек), бегает и прыгает ловко, общается с другими детьми и взрослыми.
Одним словом, четырехлетний ребенок – это взрослый в миниатюре, только очень любопытный и забавный.
Речь ребенка в 4 года, нормы.
Что должен говорить ребенок в 4 года? В идеале, малыш 4-х лет обязан владеть словарным запасом в пределах 3 000 слов. Богатство языка отражается в том, как ваше чадо строит предложения. По требованиям, которые предъявляют специалисты (логопеды, педиатры, неврологи), малыш должен уже говорить сложными предложениями:
• сложносочиненными (“Солнышко спряталось, и пошел дождик”.);
• сложноподчиненными (“Мы подрались, потому что Егор меня стукнул”.)
Ваш малыш отличается рассудительностью, умеет объяснять свои поступки. Некоторые дети в возрасте 4-х лет знают уже все буквы и учатся читать, а некоторые начинают изучать иностранные языки. Однако, если ребенок не знает букв и не умеет пока читать, то это не является отклонением и поводом срочно бежать к врачам. Занимайтесь и постепенно малыш всему научится!
Яркая эмоциональная речь, умение и желание рассказать, что произошло за день, поделиться увиденным и услышанным – вот что ожидает родителей на 5-ом году жизни малыша. Он уже может пересказать сказку или прочитать наизусть несложные стихи – с выражением, передавая интонацию, темп текста и имитируя разной тональности голоса. Причем и содержание сказки усложняется. Это уже не “Курочка Ряба”, а “Машенька и медведь”, “Три медведя” и т.п. Сказки уже стоит подробно обсуждать с ребенком: сюжет, героев, эмоции и т.п. Прекрасно подходит для совместного чтения в этом возрасте, например, произведения Чуковского. Ориентировочные вопросы, которые можно задавать малышу во время чтения вы можете посмотреть на примерах сказок “Путаница” или “Телефон”.
Однако стоит заметить, что если родители не читают ребенку сказки вообще, то их чадо и не сможет пересказывать.И опять-таки, если произведение читается монотонно, не в лицах, то и от малыша требовать этого не приходится. Откуда ему брать примеры?
Речь ребенка в 4 года, отклонения.
Что стоит считать отклонениями в развитии речи в 4 года и на что стоит обратить внимание:
- В этот период ребенок еще не произносит некоторые звуки вообще или заменяет их на другие: “плинц” вместо “принц”, “сыска” вместо “шишка” и т.д.
В таком возрасте начинаются логопедические упражнения на исправление подобных недостатков, которые не являются грубыми отклонениями. Обычно все упражнения связаны с укреплением мышц языка и губ, которые участвуют в образовании звуков.
“Покажи, какой у тебя длинный язык? А теперь быстренько спрячь его, чтобы ворона не утащила!”
“А ты видел, как облизывается киска, когда молоко выпила? Покажи, как язычок облизывает губы!”
“А как скачет лошадка? А как она будет скакать, если торопится домой к маме? А если ей нужно скакать тихо-тихо? А теперь изобрази, как она весело и радостно бежит за мороженым?”
Таких упражнений можно придумать много, превратив занятия в увлекательную и веселую игру.
- Словарный запас четырехлетнего малыша беден, состоит только из слов, которые придуманы им самим и непонятны для других. “Бика“, “Мика”, “кия” вместо имен и всех частей речи, начиная от существительного и заканчивая наречиями. Это веский повод для того, чтобы обратиться к специалистам, которые проведут обследование речи ребенка в 4 года.
Очень редко бывают такие случаи, когда малыш просто ленится общаться. Такое возможно в семьях, где растет один ребенок, а родители и бабушки-дедушки понимают его с полуслова и спешат выполнить все, что он просит.
Но, в основном, если ваше чадо молчит, не разговаривает с вами и со своими ровесниками, то налицо нарушения, вызванные различными причинами:
• тяжелой родовой травмой;
• замедленным речевым развитием;
• перенесенными заболеваниями;
• психическими травмами;
• нарушением слуха и проч.
Настоящие причины отклонений в силе установить только врач, так же как и назначить соответствующее лечение.
Как помочь малышу?
- Внимательно следить за его развитием в любом возрасте;
- Вовремя обращаться к специалистам;
- Проводить лечение, назначенное врачами;
- Заниматься с ребенком:
– много и выразительно читать сказок, стихов, детских рассказов;
– спрашивать малыша о прочитанном:
“Про кого мы с тобой сейчас прочитали? А как ты думаешь, как выглядит медведь? А как одета Машенька? Какой у нее платочек, сарафанчик?”“А какими голосами говорят три медведя? Медведь-папа и медведь-сын одинаково громко рычат?”
Необходимо создавать такие речевые ситуации, когда у малыша нет возможности промолчать;
- Очень хорошо помогает развивать речь одновременная лепка и рассказывание сказки
Например, о колобке. Пусть фигуры не будут выглядеть похожими на настоящих зверей. Ведь не всякий взрослый умеет красиво лепить. А что уж говорить о детях! Или лепить одни только головки героев и надевать их на пальчики ребенка, разыгрывая сценки.
Удовольствие получит не только малыш, но и родитель;
- Полезна также и аппликация.
Здесь множество вариантов и материала, и сюжетов. Некоторые родители с детьми делают замечательные картинки из стружек-мусора от подточенных карандашей, накладывая сначала нижний слой, а потом все выше и выше
Бумага, цветные салфетки, ткань разных видов, природный материал, пластилин, крупа – все это можно и нужно соединять и смешивать в различных комбинациях и сочетаемости. Например, на пластмассовый стакан, облепленный пластилином, крепить узоры из гороха и фасоли. А из ткани и цветной бумаги можно делать красивые аппликации, используя одновременно 2 материала. Придумайте фантастических птиц и животных, сказочные растения и т.п.
Возьмите бархатную бумагу, нарисуйте, например, контур собаки и обычной ватой заполняйте его. Маленькие пальчики будут накладывать вату, двигая ее к контуру и, одновременно, массироваться. Простое и интересное упражнение;
- Интересны и полезны пальчиковые игры.
Для этого не обязательно заучивать сложные стишки. Можно изображать пальцами стук дождя, громкий и частый сначала и тихий и редкий в конце, топот лошадиного табуна и многое другое, для чего нужно просто стучать по любой поверхности;
- Также результативны и игры с песком, мокрым и сухим. Мелкие песчинки очень хорошо массируют пальчики, недаром детей любого возраста так манит песочница;
- Игры в воде, когда малыш пытается поймать ускользающее от него мыло, переливает воду из различных емкостей в другие;
- И, конечно же, конструктор. Сейчас в продаже так много конструкторов и мозаик, пазлов и кубиков, мягких и твердых, крупных и мелких, пластмассовых, деревянных, металлических и тканевых. На любой вкус и кошелек. Здесь важный момент – не покупать слишком мелких и трудных деталей для возраста 4-х лет. Они могут представлять опасность для жизни ребенка и сложность для самостоятельных занятий.
Главное – это ценить своего малыша и любить его беззаветно таким, какой он есть – единственным и неповторимым во всем мире!
Источник
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник