Ребенок в 4 года говорит по детски

Ребенок в 4 года говорит по детски thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
Читайте также:  Если у ребенка 4 года выпадают волосы

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

Фото: фотобанк Depositphotos

Все чаще родители сталкиваются с проблемой, когда их ребенок начинает плохо или поздно говорить, а то и не разговаривает вовсе. Знакомые отмахиваются: «Мой вон вообще в семь лет заговорил, сейчас рот не закрывается», невролог успокаивает: «Все дети разные, заговорит рано или поздно», логопед в поликлинике категоричен: «Приходите, когда исполнится пять лет». В результате, когда ребенку остается всего год-два до школы, а он вместо предложений изъясняется звуками и нечленораздельным мычанием, родители спохватываются и начинают бегать по врачам и подыскивать лучших специалистов.

Когда стоит начинать беспокоиться за речь своего ребенка и как предупредить проблемы речевого развития, «Комсомолке» рассказала логопед-дефектолог с 25-летним стажем Розалия Бурханова.

ПОЧЕМУ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПОЗДНО ГОВОРИТЬ?

— Можно констатировать факт: детей с речевыми недостатками, причем не только в Башкирии, но и в России, а может, и во всем мире с каждым годом становится все больше, — говорит логопед-дефектолог, олигофренопедагог Розалия Бурханова, которая уже 25 лет работает с детьми с самыми тяжелыми речевыми расстройствами. – В принципе, такие дети были всегда, просто сейчас об этой проблеме стали говорить открыто.

Логопед-дефектолог Розалия Бурханова уже 25 лет обучает детей с самыми тяжелыми речевыми обучениями

По мнению педагога, на это есть несколько веских причин. Первая – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действует на мозг и центральную нервную систему плода. Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема.

Третья и очень важная причина – обилие гаджетов в жизни ребенка, причем с раннего возраста. Вспомните, как часто вы усаживали малыша перед телевизором или вручали ему планшет, чтобы занять его или успокоить? Стоит ли удивляться, что обычным играм и разговорам ребенок теперь предпочитает компьютерные «стрелялки».

— Вы посмотрите, сколько сейчас существует каналов с мультфильмами. А ведь дети не должны день и ночь просиживать перед телевизором! – подключается к разговору дочь Розалии Бурхановой Лариса Пристанская, тоже логопед-дефектолог и олигофренопедагог с внушительным стажем работы. – Экранная речь – слишком быстрая, неразборчивая, монотонная. Ребенок попросту не успевает уловить смысл услышанного. Взять всеми любимый мультсериал «Барбоскины» — там есть собачка Лиза, которая так умилительно картавит и шепелявит. Только ребенок считает, что это норма, и начинает подражать, сознательно коверкая свою речь. Еще одна история: ко мне приходила на занятия девочка 2,5 года. Не разговаривала совсем, просто мычала и показывала пальцем, если что-то просила. Я заметила, что она все время пытается залезть к матери в сумку. Оказалось, что она там ищет… свой телефон! На мое удивление мать возмутилась: «Так если я не дам ей телефон, она же будет постоянно на мне виснуть?» Занавес…

Читайте также:  Болит левый бок под ребрами у ребенка 4 года

Логопед Лариса Пристанская уверена — речь ребенка напрямую зависит от стараний его родителей

КАК ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА

Вы задумывались когда-нибудь, как вообще учится ребенок говорить? Оказывается, основы речи закладываются еще тогда, когда малыш смотрит на свою маму, изучает, как движутся ее губы, пытается понять, как получаются звуки.

— До двух месяцев ребенок выражает свои эмоции и потребности через плач. С трех месяцев начинается период гуления. Ребенок оживляется, когда к нему обращается кто-то из родителей – старается заглянуть в глаза и улыбнуться. С 5-6 месяцев начинается лепетная речь – ма-ма-ма, ба-ба-ба, и уже к году у ребенка появляются первые слова – «мама», «папа», «баба», — объясняет Розалия Бурханова. – Но ведь сейчас родители заняты, с ребенком толком никто и не разговаривает. Приходят домой уставшие, садятся на диван перед телевизором, а ведь с малышом нужно постоянно говорить. Вот пошел он мыть руки, вы проговаривайте каждое движение вслух: вот мы включаем воду, слышишь, как она журчит? Вот мы намыливаем руки, вот споласкиваем, а теперь вытираем полотенцем. И делать это нужно с самого рождения! Не зря же японцы еще во время беременности женщины включают классическую музыку, потому что ребенок через плаценту слышит звуки и успокаивается. Он слышит материнский голос, поэтому разговаривайте с ним вслух. Если родители часто ругаются между собой, малыш все это впитывает, как губка: становится тревожным и плаксивым.

Дети повально увлечены гаджетами, что негативно влияет на их речевое развитие

Фото: Евгения ГУСЕВА

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Дислалия – неправильное произношение звуков. Самое простое нарушение, которое легко исправляется на занятиях у логопеда. При дислалии ребенок все слышит, все понимает, говорит сам, но коверкая некоторые звуки (самые распространенные – шипящие, р и л).

Дизартрия – расстройство речи, вызванное органическим поражением ЦНС и коры головного мозга. Корректируется, но уже сложнее, требуется помощь логопеда-дефектолога.

ОНР – общее недоразвитие речи. Тут страдают уже все компоненты речи – и звукопроизношение, и грамматика, и лексика. Проблема выявляется к трем годам (до этого времени ставят ЗРР – задержку речевого развития). Требует вмешательства дефектолога и других специалистов.

Сенсорно-моторная алалия – отсутствие речи и ее понимания. Характерна для детей с ментальной (умственной) патологией. Требуется серьезное медикаментозное лечение и постоянные занятия со специалистами.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКОРЕЕ ЗАГОВОРИТЬ

Итак, чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы потом не бегать по специалистам.

1. Позвольте ребенку остаться в тишине. Постоянный шум от телевизора, громкая музыка, крики с улицы – малышу сложно сосредоточиться в этой какафонии звуков и вычленить отдельные слова. Вместо гаджетов, предложите, например, поиграть в кукольный театр, где ребенок будет озвучивать персонажа.

2. Если в семье разговаривают сразу на нескольких языках (например, одновременно и на русском, и на башкирском) велика вероятность, что ребенок поздно заговорит и будет путаться в речи.

— Приходил ко мне мальчик 3,5 года. Его мама жаловалась, что сын совсем не говорит, а врачи подозревают аутизм, — вспоминает логопед Лариса Пристанская. — Я стала ему показывать цвета – а он мне совершенно спокойно на английском – yellow (желтый), red (красный) brown (коричневый), считает на английском. Я в шоке – как такое бывает. Звоню маме, а она мне в ответ – мне часто некогда с ним возиться, поэтому я на компьютере включаю ему развивающие мультики. И представляете, по этим мультикам ребенок выучил английский, но ни слова не знает по-русски!

3. Обратите внимание, как вы разговариваете с ребенком – старайтесь общаться с ним медленно, нараспев, с интонацией, четко проговаривая каждое слово. То же касается и чтения книг, чтобы ребенок мог усвоить смысл услышанного.

— Говорите медленно, внятно, проговаривая каждый звук. Читайте сказки разными голосами, меняйте интонацию, чтобы малыш мог вычленить каждую гласную или согласную, — советует логопед.

4. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал вам не односложными фразами, а развернутыми предложениями. Стимулируйте малыша говорить больше и чаще!

5. Не сердитесь на ребенка, если у него не получается сказать слово или выговорить какой-то звук. От вашей настойчивости и криков малыш только замкнется в себе, станет неуверенным, а в тяжелых случаях – и вовсе перестанет говорить.

КОГДА НАЧИНАТЬ БИТЬ ТРЕВОГУ

— Заподозрить неладное мама должна, когда у ребенка с самого раннего детства нарушаются нормы развития – он практически не плачет, не гулит, не лепечет – уже тогда надо начинать беспокоиться. Если к 1, 5 года малыш не понимает обращенную к нему речь, а в три года не разговаривает предложениями, а только выговаривает самые простые слова или звукоподражания, стоит серьезно обеспокоиться и обращаться к специалистам, — уверена логопед-дефектолог Розалия Бурханова. – Запомните, даже если вам говорят, что до 5 лет беспокоиться не о чем, это не так. В три года ребенок разговаривает уже как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение – это действительно норма до 5 лет.

Читайте также:  Что делать если ребенок бьется в истерике 4 года

Также логопед советует немедленно показать ребенка челюстно-лицевому хирургу и логопеду, если вы заметили, что малыш не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом.

— Чтобы укрепить жевательные мышцы, как можно чаще давайте ребенку грызть яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки – любую твердую пищу, — советует Розалия Бурханова.

Вместо просмотра мультиков почитайте вместе с ребенком книжку

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

К КАКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ

Если ваш родительский инстинкт подсказывает, что с ребенком что-то не так, в первую очередь, стоит обращаться к неврологу, а если есть возможность – к психоневрологу. Он назначит все необходимые обследования, включая КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга, при необходимости назначит медикаментозное лечение. Обязательно стоит посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если есть проблемы ортодонтического характера, запишитесь на консультацию к челюстно-лицевому хирургу. Также обязательно стоит проконсультироваться с психологом и психиатром, который и ставит все диагнозы. Только после полноценного обследования начинается работа с логопедом или логопедом-дефектологом.

— Что касается вопроса, чья помощь требуется – логопеда или логопеда-дефектолога, тут все просто. Если проблема только в произношении звуков (дислалия), достаточно будет занятий у логопеда. Но если есть проблема в восприятии речи, нарушение внимания, усидчивости – то нужно заниматься именно с логопедом-дефектологом, — уточнила Розалия Бурханова.

Проблема с речью может вылиться в серьезные проблемы в школе

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ОЖИДАТЬ ПЛОХО ГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА В БУДУЩЕМ

Речь ведет мышление, и если ребенок будет плохо говорить, его словарный запас будет скуден, то даже при первично-сохраненном интеллекте проблем не избежать. Начиная с детского сада, плохо говорящий ребенок может столкнуться с насмешками сверстников. В школьном возрасте проблема усугубиться: одноклассники могут издеваться и передразнивать ребенка, а если и учитель будет подчеркивать речевые недостатки, ребенок может замкнуться и комплексовать. Плюс не избежать проблем с письменной и устной речью, запоминанием учебного материала, выражением своих мыслей и т.д.

Конечно, всех родителей волнует вопрос: где будет учиться их ребенок, который плохо говорит. Дети с легкими нарушениями речи учатся в обычных школах, в обычных классах, параллельно занимаясь с логопедом. Если речевые проблемы серьезные, есть нарушения мозговой деятельности, то после прохождения психолого-медико-педагогической экспертизы (ПМПК) ребенка могут отправить на обучение в школу 8 вида (коррекционную). После окончания такой школы многие поступают в колледжи и получают достойную рабочую профессию.

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ

1. Как долго нужно заниматься с логопедом?

Количество занятий зависит от тяжести речевых нарушений. Если у ребенка серьезные проблемы с речью, то с логопедом нужно заниматься три раза в неделю, а дома каждый день! Вас попросят завести тетрадь, в которую логопед запишет задания – артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на звуки – все это нужно выполнять каждый день! Именно от этого зависит успех занятий и их продолжительность.

2. Как проходит занятие?

Как правило, занятие начинается с логопедического массажа, который дает отличный эффект практически при всех видах речевых нарушений. Обязательно проводится артикуляционная гимнастика для языка, губ и щек, а также дыхательная, мимическая и пальчиковая гимнастика. Для коррекции звукопроизношения проводится целый комплекс упражнений. Не забывает логопед о подвижных играх и звуковой зарядке, чтобы ребенок не уставал.

— Длительность занятий зависит от возраста, ведь терпение и усидчивость у трех- и пятилетнего ребенка сильно отличаются. С детьми до 3 лет – занятия проводятся по 30 минут. Пятилетние дети спокойно выдерживают 45-60 минут, — отмечает Розалия Бурханова.

3. Как правильно заниматься дома?

Главное правило – заниматься дома нужно каждый день, но до максимум до 9 вечера. Два часа перед сном ребенок должен просто отдыхать – читать книги, играть в спокойные игры. Никакого телевизора или гаджетов!

— Те же артикуляционную и дыхательную гимнастики можно делать, пока вы едете в машине, сидите в очереди к врачу или на прогулке, — говорит Лариса Пристанская. – Превратите занятие в игру: сделайте вместе с ребенком бумажное оригами и подвесьте на веревочке. Когда ребенок будет проходить мимо, пусть дует на него, это хорошо развивает дыхательный аппарат.

Существует масса методик и пособий по развитию речи. Фото: Евгения Нифонтова

Занятия лучше выполнять перед зеркалом: так ребенок будет видеть, что именно он делает, и все ли у него получается. При этом не нужно сильно давить на ребенка и тем более кричать на него, если что-то не получается, а, успокаивая и подбадривая, добиться правильного результата.

— Развивайте мелкую моторику – давайте ребенку перебирать крупы, пуговицы, пусть он трогает разные по фактуре, форме, размеру и цвету предметы – гладкие и шершавые, теплые и прохладные, круглые и продолговатые. Купите волчок, чтобы развивать «пинцетный» захват – это научит потом правильно держать ручку. Надувайте мыльные пузыри и воздушные шары. Пусть ребёнок чаще показывает язык. Намажьте тарелку вареньем или сгущенным молоком – и пусть ребенок ее оближет. Это все помогает развивать артикуляционный аппарат, — советуют логопеды.

Источник